Выпускная квалификационная работа .
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ И КАК ОСНОВНОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА 6
1.1 Исторические аспекты признания и развития права на жилище в России 6
1.2 Право на жилище в международно-правовых документах 12
1.3. Право на жилище в зарубежном конституционном законодательстве 17
2. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 37
2.1 Понятие и содержание права на жилище в Конституции Российской Федерации 37
2.2. Правовой механизм обеспечения конституционного права на жилище в Российской Федерации 44
2.3 Особенности правового обеспечения права на жилище отдельных категорий граждан Российской Федерации 54
ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 60
3.1. Проблемы реализации конституционного права на жилище при переселении из аварийного жилищного фонда и пути их решения 60
3.2 Вопросы осуществления конституционного права на жилище при долевом строительстве жилья и пути их решения 66
3.3 Проблемы соблюдения конституционного права на жилище при обеспечении жильем отдельных категорий граждан и пути их решения 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Актуальность темы настоящего исследования. Конституцией Российской Федерации в ст. 7 провозглашается, что Россия является социальным государством, чья политика направлена на то, чтобы создать условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Основной задачей социального государства является достижение общественного развития, основывающегося на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Основным назначением социального государства является помощь слабым, влияние на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому достойного человека существования.
Право на жилище признано не только Российской Федерацией, но и международным сообществам как естественное и неотъемлемое право каждого, а также является важнейшей составляющей такого фундаментального права, как право на достойный уровень жизни. По этой причине, право на жилище выступает в качестве важнейшего социального права, которое является неотъемлемым элементом правового статуса личности. Высокая социальная значимость права на жилище обуславливает и достаточно устойчивый интерес к нему со стороны ученых-юристов.
Однако в современных условиях понимание его сущности и содержания требует своего пересмотра, поскольку происходит постепенный пересмотр положений об указанном праве, которые были еще сформированы в советской юридической науке.
В настоящее время необходимо сформировать современную научную позицию относительно конституционного права на жилище с учетом всех тех изменений, которые произошли в российской системе права за последние десятилетия. Это обусловлено тем, что недостаточность исследований феномена права на жилище отражается, в первую очередь, на состоянии жилищного законодательства в целом.
В связи с тем, что каждое конституционное право обладает практическим смыслом лишь, если оно реализуется в практической жизни. Спецификой данного права выступает то, что его реализация, в большинстве случаев, осуществляется в рамках отраслевого законодательства.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость в проведения комплексного исследования конституционного права на жилище, а также механизма его реализации в российском законодательстве.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в рамках стадии реализации гражданином его конституционного права на жилище.
Предметом исследования служат теоретические положения и правовые нормы, характеризующие конституционного права на жилище.
Целью данной работы является комплексный анализ конституционного права на жилище.
Исходя из целей исследования, поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть историю признания и развития права на жилище в России;
раскрыть как право на жилище определяется в международно-правовых документах;
проанализировать закрепление права на жилище в зарубежном конституционном законодательстве;
установить понятие и содержание права на жилище в Конституции Российской Федерации;
изложить правовой механизм обеспечения конституционного права на жилище в Российской Федерации;
охарактеризовать особенности правового обеспечения права на жилище отдельных категорий граждан Российской Федерации;
выявить проблемы реализации конституционного права на жилище при переселении из аварийного жилищного фонда и пути их решения;
установить вопросы осуществления конституционного права на жилище при долевом строительстве жилья и пути их решения;
раскрыть проблемы соблюдения конституционного права на жилище при обеспечении жильем отдельных категорий граждан и пути их решения.
Проблематикой реализации права на жилище в Российской Федерации занимались такие ученые, как: Багдасаров В.Ю. Киричек Е.В., Сотникова Л.В., Тюрин П.В., Шахрай С.М. и иные, научные труды которых положены в основу настоящего исследования. Тем не менее, анализ юридической литературы позволяет говорить о том, что степень теоретической разработки ряда вопросов права на жилище не отвечает потребностям современной юридической практики.
Нормативную базу дипломной работы составляют Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ и иные правовые акты.
Методологическую основу данной работы составили всеобщие принципы научного познания (объективности, всесторонности, системный, функциональный, логический, исторический, диалектика теоретического и практического в научном познании), а также общеправовые и специально–юридические методы (формально–юридический, сравнительно–правовой и др.).
По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных материалов и литературы.
Конституционное право граждан на жилье – одно из социальных прав, гарантированное Конституцией. Жилищная проблема всегда была одной из самых острых проблем для России. С точки зрения истории развития права на жилище в России можно выделить три этапа становления и законодательного регулирования права на жилище: первый этап – имперский, второй – советский период, третий этап – современный. Вопросы обеспечения и пользования жильем в дореволюционной России относилось к сфере частного права, и регулировались нормами гражданского законодательства. События октября 1917 года привели к принципиально новому решению жилищной проблемы. Отмена частной собственности, экспроприация домов буржуазии и переселение в них рабочего населения – все это привело к тому, что весь жилищный фонд оказался в руках советской власти. Главной задачей государства было справедливо распределить между гражданами жилую площадь, а также обеспечить граждан невысокой платой за квартиру и коммунальные. Новый этап в развитии права на жилище – принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 года. Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина России на жилище. Если раньше граждане получали жилье из государственного или общественного жилищного фонда, то в настоящее время по действующему законодательству приобретение жилья становится «головной болью» гражданина. Потребность в жилье в основном удовлетворяется за счет приобретения жилья за свой счет или посредством индивидуального жилищного строительства. Прежде всего эти изменения объясняются тем, что с переходом к рыночной экономике изменился подход к вопросу о путях обеспечения граждан жильем.
Конституционное право на жилище представляет одно из социальных прав, которое закреплено во многих международных документах. Как правило, в них не всегда напрямую используется данное понятие – «право на жилище». Чаще оно рассматривается в рамках другого социально-экономического права – права на достаточный жизненный уровень (используются также понятия «право на адекватный уровень жизни» «право на достойный уровень жизни»).
Сравнительный анализ ст. 40 Конституции РФ с конституциями и актами конституционного характера большинства зарубежных стран показывает, что, несмотря на определенную редкость выделения права на жилище в самостоятельное субъективное право, опыт подобного рода в некоторых странах наблюдается.
В настоящее время конституционное право российского гражданина на жилище носит многоаспектный характер. Как объективное право – это совокупность норм различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, жилищного, уголовного и иных), регулирующих вопросы обладания жильем, гарантии быть обеспеченным жильем (в определенных законом случаях) и безопасности жилища, которая выражается в запрете на незаконное лишение или проникновение в жилое помещение вопреки воли проживающих в нем лиц, основу которого положены конституционные нормы. Что касается понимания содержания и сущности право на жилище в субъективном смысле, то в данном смысле нет единства мнений в научной литературе. На наш взгляд, в данном контексте право на жилище стоит понимать в качестве обеспеченной государством юридической возможности стабильно пользоваться имеющимся у гражданина жилым помещением; гарантии его неприкосновенность; недопущения произвольного лишения жилища; улучшения жилищных условий посредством приобретения другого жилья. Кроме того, данное право является элементом правового статуса каждого гражданина России.
Право на жилище должно не только предусматриваться в Конституции, но и иметь действенный механизм обеспечения. Под ним понимается механизм обеспечения права гражданина на жилище понимается в качестве законодательно закрепленной (в том числе на конституционном уровне) совокупности условий, средств, способов, приемов и методов, направленных на соблюдение, исполнение, применение и использование рассматриваемого права, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Особенности права на жилище, которые проявляются в сложности и многоаспектности его содержания, обуславливают сложность и многоаспектность самого его обеспечения. Механизм обеспечения права на жилище является системой, в которую входят социально-экономические, политические, организационные и правовые средства, осуществление которых создает условия для реализации рассматриваемого субъективного права и достижения конечных результатов при разрешении определенных задач по удовлетворению потребности и интересов личности и общества в целом. Существует несколько легитимных способов защиты права гражданина на жилище в России: конституционно-судебный способ; судебная защита прав и свобод; законная самозащита; административно-правовая защита прав и свобод (включает в себя законодательные гарантии в сфере исполнительной власти; административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти; контроль Президента РФ; государственный надзор; прокурорский надзор); международная защита. На законодательном уровне государство должно принимать нормативно-правовые акты и программы в рамках осуществления социальной политики должно закреплять такие гарантии, как доступность и обеспеченность жильем, при этом основное содействие в указанном деле должно обеспечиваться государственными и муниципальными органами.
Законодатель устанавливает определенные особенности в правовом обеспечении права на жилище отдельные категории граждан: малоимущие, нуждающиеся в жилище; ветераны; инвалиды; лица, которые страдают определенными болезнями; граждан, в чьих профессиональных услугах заинтересовано государство (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т.д.). Такая категория граждан, как малоимущие, нуждающиеся в жилом помещении, может реализовывать свое прав на жилище посредством заключения договора социального найма жилья, участия в программе «Молодая семья» и т.д. Главной особенностью обеспечения права на жилище военнослужащего выступает установленная законом гарантия по обеспечению военнослужащего государством:
жилым помещением на все время прохождения им военной службы (либо выплата компенсации за наем (поднаем) жилья, если это невозможно обеспечить);
жилым помещением, которое передается данному военнослужащему в собственность, если он достиг установленного законом срока военной службы (также могут устанавливаться ряд других условий).
Важной проблемой реализации права на жилище выступает переселение граждан из аварийного и ветхого жилья имеет многоаспектный характер. В первую очередь, в законодательстве четко не определены все признаки аварийного жилья, при этом устанавливается, что только многоквартирные дома могут признаваться аварийными, что существенно сужает круг домов, которые подлежат сносу. Нередко выводы межведомственной комиссии необъективны. Улучшить ее работу возможно посредством введения персональной ответственности руководителя комиссии за принимаемые ей решения. Необходимо решить вопрос о том, когда один или несколько собственников жилых помещений в обследуемом доме не согласен с тем, чтобы дом признавался аварийным, с тем, какое решение должно быть принято. Отсутствуют в законодательстве и критерии по формированию межведомственной комиссии, ее численному составу.
Проблемы на практике возникают и при реализации гражданами права на жилище посредством долевого участия в строительстве. Самим законодателем закладываются проблемы в Законе № 214-ФЗ, которые в последующем выливаются в удорожание жилищного строительства для дольщиков, а также нарушается конституционное право на жилище. Так вводится посредник, который приобретает и перепродает право на землю. Законодатель изымает у дольщика права принципала и присваивает указанное право собственности на дом, который по факту строится за счет их средств и для них, создает возможности для «застройщика» осуществлять нецелевое использование средства дольщиков, перепродавая их права другим лицам. В связи с этим на наш взгляд, необходимо пересмотреть ряд положений Закон № 214-ФЗ, в части изменения статуса и определения застройщика, не предусмотрел правового механизма передачи прав от застройщика к дольщику.
Актуальной проблемой является и реализация права на жилище гражданами, относящимися к категории «молодая семья». Они очень часто относятся к гражданам, нуждающимся в разрешении их жилищного вопроса. Правительством подготовлена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 гг., в которой имеются существенные недостатки, не позволяющие молодым семьям полноценно реализовывать их право на жилье. Так, на наш взгляд, следует расширить перечень того, каким образом семья может улучшить свои жилищные условия. В частности, следует предусмотреть, что молодые семьи вправе использовать субсидию при приобретении жилья путем участия в долевом строительстве.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. – 1998. – декабрь.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - № 12.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 2. - Ст. 163.
5. Конвенция о статусе беженцев // Бюллетень международных договоров. - 1993. - № 9. - С. 6-28.
6. Конвенция № 117 Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» // Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1321-1329.
7. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации // Ведомости ВС СССР. - 18 июня 1969 г. - № 25. - Ст. 219.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - № 12.
9. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР – 1993. - выпуск XLVI.
10. Конвенция N 169 Международной организации труда № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. - Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 2193-2207.
11. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей // Советский журнал международного права. - 1991. - № 3-4. - С. 136-172.
12. Основные принципы и руководящие указания, касающиеся выселений и перемещений по соображениям развития // Доклад Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Housing/Guidelines_ru.pdf, свободный, дата обращения 04.05. 2018.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
14. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
15. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. - № 22. – 1998. - Ст. 2331.
16. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 13. - Ст. 1447.
17.Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005.- № 1 (часть 1). - Ст. 40.
17. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 30.12.2017) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 5. - Ст. 739.
18. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 909 (ред. от 29.12.2016) «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 2. - Ст. 165.
19. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 6. - Ст. 702.
20.
21. Римский статут Международного уголовного суда // URL^ http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf/? Cdj,jlysq? Lfnf j,hfotybz^ 04/05/ 2018, свободный. - Дата обращения: 04.05. 2018.
. Специальная литература:
22. Александрова А. В. Социальные права в конституциях стран Восточной Европы и России // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2015. - № 2. – С. 81-88.
23. Афанасьева Ю.Л. Правовые проблемы переселения из ветхого и аварийного жилья (на примере Курской и смежных областей) // Правовые вопросы недвижимости. - 2014. - № 1. -C. 23.
24. Багдасаров В.Ю. Права человека в Российской империи: Вопросы истории отечественной мысли. - Ставрополь, 1996. – 90 с.
25. Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище // Журнал российского права. - 2003. - № 4. - С. 23-26.
26. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2015. - С. 225.
27. Бышов Д.В., Туршатова А.Е. Долевое строительство: правовые аспекты // Огарёв-Online. – 2014. – С. 5-9
28. Верещак С.Б. История развития жилищного права в России советского периода (1917-1985 гг.) // Вестник Чувашского университета. – 2014. - № 1.- С. 12.
29. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. - М., 2015. - С. 177.
30. Водкина, Т. П. Конституционное право на жилище: теоретические основы и нормативно-правовые особенности в субъектах Российской Федерации / автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. – 21 с.
31. Водкина Т. П., Синцов Г. В. Правовая природа, сущность и содержание конституционного права граждан на жилище // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.- 2011. – С. 3.
32. Грудцына Л. Ю. Конституционное право граждан на жилище. Неприкосновенность жилища // Адвокат. -2005. - № 7. - С. 40-47.
33. Грудцына, Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. – М., 2010. – С67.
34. Давлетова, М. И. Субъективное гражданское право на жилое помещение: нормативные основания и некоторые проблемы правовой охраны: автореферат дис. ... канд. юрид. наук / М. И. Давлетова. - Казань, 2003. – С. 8. 24 с.
35. Дулатова Н. В., Сагандыков М. С. К вопросу о понятии и содержании конституционного права на жилище // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2017. – № 1. – С. 66-58.
36. Жаркова А.В. Право на жилище // Инновационная наука. – 2016. - № 5. - С. 230-235.
37. Желдак, Н. Б. Правовые особенности конституционного права на жилище / Н. Б. Желдак // Материалы региональной научно-практической конференции (29 ноября 2003 г.). - Владивосток, 2004. - С. 40-43.
38. Жилищное правою Учебник / под ред. Р.А. Курбанова, Е.В. Богданова. – М, 2018. – 176 с.
39. Киричек Е.В. Эволюция конституционных прав и свобод человека и гражданина // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2016. - № 1. - С. 26-29.
40. Каблучков А.Ю. Право на жилище в американском штате Нью-Йорк // Актуальные проблемы российского права. – 2012. - № 2. – С. 30-34.
41. Качалова, И. В. Право собственности и иные вещные права граждан на жилые помещения: автореферат дис. ... канд. юрид. наук / И. В. Качалова. - М., 2006. – 29 с.
42. Комаров С. А. Личность. Права и свободы. Политическая система / С. А. Комаров, И. В. Ростовщиков. - СПб., 2002. - С. 100.
43. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. Б.А. Страшун. – Проспект, 2015. - 304.
44. Кузнецов А.Н. Технико-юридическая конструкция конституционно-правовых стандартов обеспечения публичными властями права на жилище в зарубежных странах // Юридическая техника. – 2012. - № 6. –С. 264-265.
45. Кузнецов В.В. Конституционные гарантии реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации //Законность. – 2015- № 3. - С.12.
46. Курпякова С. И. Дискуссионные вопросы современного понимания содержания права граждан на жилище // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2009. - № 4. – С. 80-88.
47. Ланцов В.М., Шаймарданова А.Н., Киреева Т.М, Устинов А.Э. Жилищно-коммунальное хозяйство: основы теории и критический анализ российского опыта. - Казань: ЗАО «Новое знание». - 2008. - 504 с.
48. Литовкин В.Н. О праве граждан на жилище // Цивилист. - 2007. - № 1. - С. 83-96.
49. Матинская М.Ю. Реализация конституционного права граждан на жилище в Российской Федерации / автореф. кад. юрид. наук. – М, 2011. – С. 19.
50. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 2014. - 448
51. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 2014.
52. Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. - 2012. - № 25. - С. 12.
53. Права человека: учеб. для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 2001. -С. 167- 168.
54. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. – 272 с.
55. Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - М., 1999. - С. 222.
56. Прокопович В.П. Решение проблемы переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда // Строительство: наука и образование. – 2014. - № 2. – С. 15-21.
57. Пчелинцева Л. Право на жилище военнослужащих // Отечественные записки. - 2002. - № 8.
58. Рогожина Н.Н. Развитие государственно-частного партнерства как ключевое условие решения вопросов строительства доступного жилья, создание социальной и инженерной инфра структуры / Н.Н. Рогожина // РАНХиГС,.- 2015.-C. 1-60.
59. Савин И.Г. Особенности осуществления военнослужащими права на жилище // Военно-юридический журнал. -2010. - № 1. - С. 7 - 10
60. Самбор Н. А. Механизм реализации прав, свобод и интересов человека и гражданина // Права и свободы человека: проблемы реализации, обеспечения и защиты: материалы международной научно-практической конференции 5–6 июня 2011 года. – Пенза – Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – С. 35-39.177 с.
61. Седугин, П. И. Жилищное право: учебник. - М.: Норма, 2004. – 369 с.
Скрипко, В. Р. Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище / В. Р. Скрипко // Государство и право. - 2014. - № 12. - С. 31-39.
62. Скороходов Е. Л. Проблемы реализации государственной поддержки молодых семей России в решении жилищного вопроса // Экономические науки.- 2013. - № 6(103). – С. 8.
63. Собчук М.В. Признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции // Законность.- 2010. - № 10. - С. 37.
62. Сотникова Л.В. Право на жилище: история и сегодняшний день // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2014. - № 3. - С. 163-166.
63. Торгашин И. М. Понятие «достойная жизнь» и право на жилище // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. - № 2. – С. 141-144.
64. Тюрин П.В. Конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища в Российской Федерации / Автореф. – дис. Канд. юрид. наук. – Саратов, 2002. – С. 11-217.
65. Уткин Н.И. Проблемы правового регулирования признания многоквартирных домов аварийными в рамках реализации конституционного права на жилище (на примере Санкт-Петербурга) // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». – 2015. - № 89.
64. Чугунова Ю. В. Долевое строительство: вопросы и проблемы государственного регулирования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. - № 2. – С. 23.
66. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. - М.: Статут, 2017. – 624 с.
67. Шершеневич Г.Ф. Избранные труды по общей теории права, гражданскому и торговому праву В 2 т. Том 1 / Г. Ф. Шершеневич ; сост. В. А. Белов. - М.: Юрайт, 2018. .- 284 с.
. Судебная практика:
68. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 18. - Ст. 2089.
69. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 30.12.2017) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 5. - Ст. 739.