База исследования: БОУ СОШ №137 г. Омска.
Если поменять в данной работе название базы исследования на нужное, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы обеспечения безопасности и противодействие терроризму в средних общеобразовательных учреждениях 6
1.1 Сущность понятий «экстремизм» и «терроризм»: сходства и различия 6
1.2 Основы обеспечения безопасности и противодействие терроризму в средних общеобразовательных учреждениях 11
Глава 2 Анализ организации работы противодействия терроризму и экстремизму в средних образовательных организациях 19
2.1 Опыт работы образовательной организации по противодействию терроризму и экстремизму 19
2.2 Технологическая карта урока по ОБЖ «Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения» 22
Заключение 35
Список использованных источников 36
Актуальность проблемы противодействия распространению идеологии терроризма в средних образовательных организациях не вызывает никаких сомнений. И тем более не может вызывать сомнений тот факт, что именно образовательная сфера должна играть ключевую роль в организации работы на данном направлении.
В настоящее время государству и обществу недостаточно ставить перед собой цель победить терроризм лишь силовыми методами, т.е. нейтрализовать деятельность той или иной террористической группировки или привлечь к ответственности лидера экстремистской организации. Противодействие терроризму в современных условиях подразумевает в первую очередь борьбу с его идеологией, за счет распространения которой как раз и происходит постоянное пополнение экстремистских групп.
В силу своих социально-психологических особенностей учащиеся является одной из наиболее восприимчивых к идеологическому воздействию категорий населения. Именно поэтому вдохновители и идеологи экстремизма и терроризма рассматривают ее в качестве основного источника пополнения рядов своих последователей. Радикальными организациями и группировками осуществляется целенаправленная идеологическая обработка молодежи и школьников, основанная преимущественно на идеях религиозного или национального экстремизма. Свой вклад в идеологическую обработку молодых людей вносят и эмиссары зарубежных террористических и религиозно-экстремистских организаций. Причем действуют они не только на территории республик Северного Кавказа, но и в центральной части России. В этой связи организация работы по противодействию терроризму и экстремизму в средних образовательных организациях России в настоящее время актуальна.
Проблема организации работы по противодействию терроризму и экстремизму в средних образовательных организациях стала предметов исследования таких ученых, как Н.А. Лиман, Л.Д. Тыщенко и др. В исследованиях И.В. Иовенко, И. Гальперина даны рекомендации по организации комплексной работы в организациях образования по противодействию терроризму и экстремизму. В работах В.К. Кабурнеевой, И.М. Кущук и др. обоснована необходимость проведения профилактики среди учащихся терроризма и экстремизма.
Цель исследования – изучить организацию работы по противодействию терроризму и экстремизму в средних образовательных организациях России.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы обеспечения безопасности и противодействие терроризму в средних общеобразовательных учреждениях.
2. Проанализировать работу образовательной организации по противодействию терроризму и экстремизму.
3. Разработать технологическую карту урока ОБЖ.
Объект исследования – противодействие терроризму и экстремизму.
Предмет исследования – организация работы по противодействию терроризму и экстремизму в средних образовательных организациях России.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование; моделирование – разработка урока ОБЖ.
Практическая значимость. Результаты, полученные в исследовании (технологическая карта урока), могут быть использованы в работе учителей ОБЖ по профилактике терроризма и экстремизма в образовательных организациях.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения – вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российских школьников.
Подчеркнем, что организация работы в сфере противодействия идеологии терроризма в средних образовательных организациях будет только тогда эффективной, когда в положениях об образовательных учреждениях и должностных регламентах педагогических кадров и сотрудников, осуществляющих управление в сфере образования, будет четко прописан этот функционал.
В БОУ СОШ №137 г. Омска в течение первого полугодия 2018-2019 учебного года планово проводились мероприятия, способствующие развитию правовой культуры учащихся, толерантности, воспитанию цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения, а также формированию оптимального поведения учащихся в экстремальных условиях. Работа в школах района проводится во внеурочное время. Педагогами БОУ СОШ №137 г. Омска используются разнообразные формы работы: классные часы, беседы, диспуты, фотовыставки, презентации, познавательные игры, выпуск буклетов. В ходе исследования был разработан урок ОБЖ для учащихся 9-х классов по теме «Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения».