Роль органов опеки и попечительства в предупреждении преступности несовершеннолетних (Профилактика безнадзорности и правонарушений у несовершеннолетних, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Выпускная квалификационная работа.
В качестве примера рассмотрен Алтайский край.
Введение 3
Глава 1 Социально - правовая характеристика правотворческой эволюции институтов опеки и попечительства над несовершеннолетними 10
1.1 Становление и развитие институтов опеки и попечительства в законодательстве России 10
1.2 Опека и попечительство над несовершеннолетними в международном праве 21
Глава 2 Правовые основы деятельности органов опеки и попечительства по предупреждению преступности несовершеннолетних 30
2.1 Состояние преступности несовершеннолетних в Алтайском крае 30
2.2 Детерминанты преступности несовершеннолетних в Алтайском крае 45
2.3 Предупреждение преступности несовершеннолетних в деятельности органов опеки и попечительства в российском праве 54
Глава 3 Система мер предупреждения преступности несовершеннолетних в деятельности органов опеки и попечительства 61
3.1 Общесоциальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних в деятельности органов опеки и попечительства 61
3.2 Взаимодействие органов опеки и попечительства с иными субъектами системы профилактики 68
3.3 Совершенствование практической деятельности органов опеки и попечительства в сфере профилактики преступности несовершеннолетних 75
Заключение 82
Список используемых источников и литературы 86
Права человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются каждому. В статье 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Обеспечение поддержки семьи – одна из главных задач государства, о чем свидетельствует установление данной нормы в статье седьмой Конституции Российской Федерации.
Одновременно гарантируется право на неприкосновенность семейной тайны (статья 23 Конституции Российской Федерации), семья находится под защитой государства (статья 38 Конституции Российской Федерации) .
В России вопросы охраны и защиты прав детей можно отнести к категории наиболее приоритетных. Построение социального правового государства предполагает признание приоритета общечеловеческих ценностей и, прежде всего; жизни, здоровья, свободы, достоинства, чести, прав и интересов личности.
Несовершеннолетних можно отнести к категории наиболее незащищенных лиц, которые в силу своего возраста еще не в состоянии полноценно заботиться о себе и отстаивать свои права. Данный статус у них присутствовал всегда, не стоит его связывать с определенной ситуацией в обществе. Отсутствие жизненного опыта у детей не позволяет им всегда правильно оценивать окружающий мир, поступки других людей, а также отдавать отчет последствиям собственных действий.
Безнадзорность и беспризорность детей также никогда полностью не исчезают как социальное явление, наиболее ярко проявляясь в периоды всеобщего хаоса, смены власти, общественных потрясений в виде военных конфликтов, в том числе локальных. Однако и по завершении подобных периодов необходимость принимать меры к искоренению беспризорности и бесприютности детей присутствует, потому что дети – это будущее каждой страны. Отсутствие заботы о них – явная угроза безопасности государства и общества, которая станет более явной по мере их взросления.
Необходимость осуществления заботы о несовершеннолетних детях и о родителях со стороны совершеннолетних детей закреплена в нашем государстве как конституционный принцип (статья 38 Конституции Российской Федерации) . Соответственно, моральная норма возведена в степень правовой.
К сожалению, ситуации, когда родители не желают заботиться о детях, и когда взрослые дети забывают о своих родителях, встречаются достаточно часто. Не стоит оценивать данную проблему как нечто, свойственное исключительно нашему времени, поскольку она существовала всегда. Однако во времена Советского Союза проблема содержания не стояла так остро вследствие того, что законодательство нашей страны было достаточно жестким. Но самым сдерживающим фактором служило партийное осуждение и возможность остракизма в отношении неплательщика алиментов, что в тех условиях могло повлечь за собой достаточно тяжелые последствия для человека.
На сегодняшний день подобные эффективные рычаги воздействия на лиц, не желающих содержать своих близких, отсутствуют. На государственном уровне прилагается много усилий в направлении решения проблемы предоставления содержания детьми и родителями, в том числе принудительного взыскания алиментов, но ситуация далека от урегулирования до такой степени, чтобы механизм можно было назвать отработанным.
Кроме того, уклонение от содержания собственных детей – это лишь один из аспектов проблемы. Другой, не менее важный – это насилие, применяемое по отношению к детям, как со стороны родителей, так и со стороны уличного, школьного окружения, что влечет за собой только ухудшение положения несовершеннолетних, обделенных должным вниманием родителей.
Несмотря на то, что Российская Федерации ратифицировала достаточно большое число международных правовых актов, положения которых предписывают осуществлять заботу о детях, ситуация до настоящего времени практически не изменилась.
Например, Конвенция о правах ребенка, ратифицированная СССР еще в 1990 году, обязывает государства, которые ее подписали, принимать меры, в том числе административные, законодательные и иные к тому, чтобы детям была обеспечена надлежащая защита и забота. В статьях восемнадцатой и двадцать седьмой указанной Конвенции, закреплена обязанность родителей осуществлять заботу о детях и предоставлять им должное содержание .
Положения указанной Конвенции были отчасти имплементированы в нормы права России, однако на ситуацию в стране это практически не повлияло.
Государство, будучи абстрактным образованием, как таковое не является участником правоотношений в обществе. Все задачи, поставленные перед государством, решаются путем передачи специально создаваемым государственным органам соответствующих полномочий. Для осуществления деятельности создается нормативно-правовая основа.
В число органов, которые уполномочены осуществлять защиту интересов несовершеннолетних входят органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, уполномоченные по правам ребенка. С некой долей условности в число указанных органов можно отнести суд, как орган, разрешающий споры, в том числе касающиеся определения места жительства детей и принудительного взыскания средств на содержание несовершеннолетних. Правоохранительные органы достаточно часто упоминаются как стоящие на страже интересов детей, однако стоит отметить, что их деятельность не является столь узкоспециализированной. Они вмешиваются в том случае, когда в отношении детей совершаются противоправные поступки, относящиеся к категории административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний.
Перечисленные органы нельзя объединять в единую систему, они осуществляют деятельность самостоятельно и независимо, что можно расценить как своего рода недостаток с очки зрения отсутствия единого, комплексного подхода к охране интересов детей. С другой стороны, не случайно в Конституции Российской Федерации закреплен принцип разделения властей и положения, закрепляющие самостоятельность и независимость каждой ветви власти. Данные принципы конкретизируются в федеральных законах, где также определяется система и структура того или иного государственного органа либо органа местного самоуправления. Независимость и самостоятельность необходимы для того, чтобы исключить возможность нелегального воздействия на деятельность указанных органов и минимизировать негативные последствия в случае его оказания.
Тот факт, что в России до настоящего времени не разрешена проблема безнадзорности и бесприютности детей свидетельствует о наличии проблем в данной области. К числу причин, обусловивших наличие этих проблем можно отнести несовершенство действующего законодательства, а также неэффективность построения системы государственных органов, наделенных правом вмешательства в жизнь людей с целью пресечения противоправной деятельности, а также тех органов, которые исходя из предоставленных им полномочий и поставленных перед ними задач обязаны заботиться о несовершеннолетних, контролировать качество и условия их жизни, оказывать при необходимости соответствующую помощь.
Как следствие можно сделать вывод о необходимости осуществления исследований в области права с целью выявления наиболее болезненных проблем, наличия пробелов в законодательстве, причин неэффективности деятельности государственных органов, чтобы в последующем осуществить поиск путей решения и выработки рекомендаций.
Все изложенное выше свидетельствует об актуальности темы исследования, выбранной в качестве объекта выпускной квалификационной работы.
Состояние научной разработанности темы. Проблемы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации, а также создания условий, в которых обеспечивается соблюдение их прав и законных интересов постоянно находятся в центре внимания как российских, так и зарубежных ученых.
Достаточно большое количество исследований посвящается вопросам ответственности несовершеннолетних. Количество исследований, в которых уделяется внимание безнадзорности и бесприютности несовершеннолетних в последние годы существенно снизилось. Это не свидетельствует о снижении актуальности проблемы, скорее, об отсутствии возможности реальной разработки действенного механизма искоренения данных явлений.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления деятельности органами опеки и попечительства по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и совершения ими правонарушений.
Предметом исследования выступает законодательство России в области осуществления деятельности по предупреждению совершения несовершеннолетними преступлений.
Цель настоящего исследования поиск решения проблем правового характера, связанных с неэффективностью осуществляемой органами опеки и попечительства деятельности, направленной на профилактику совершения несовершеннолетними преступлений.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
изучить становление и развитие института опеки и попечительства над несовершеннолетними;
проанализировать правовое регулирование опеки и попечительства нормами международного права;
изучить состояние преступности несовершеннолетних в Алтайском крае;
выявить основные детерминанты преступности несовершеннолетних в Алтайском крае;
исследовать предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации существующие меры предупреждения преступности несовершеннолетних со стороны органов опеки и попечительства;
проанализировать общесоциальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних в деятельности органов опеки и попечительства;
охарактеризовать способы осуществления взаимодействия органов опеки и попечительства с иными субъектами системы профилактики;
предложить способы совершенствования практической деятельности органов опеки и попечительства в сфере профилактики преступности несовершеннолетних.
Методологическая база исследования. При проведении исследования были применены следующие методы познания: историко-правовой, системный, а также технико-юридический, сравнительно-правовой и иные научные методы.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды видных ученых-правоведов А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, И.И. Бекетова, Ю.М. Козлова, А.Б. Агапова, Ю.М. Антонян, Н.В. Витрук, А.М. Нечаева и иных.
При проведении исследования анализировались нормы национального права России, в том числе законодательства Алтайского края, а также положения международного права, которые в совокупности представляют собой нормативную основу исследования.
В работе намечены направления совершенствования организационно-правовых основ системы защиты прав несовершеннолетних, а также сформулированы предложения по изменению российского законодательства.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Существующая в настоящее время в Российской Федерации система охраны права и законных интересов несовершеннолетних недостаточно развита и сформирована. Законодательство России в области защиты интересов несовершеннолетних недостаточно проработано и носит декларативный характер. Как следствие существует явная потребность в проведении правовых исследований, которые позволят усовершенствовать законодательство.
2. Система государственных органов в области защиты интересов несовершеннолетних и осуществления профилактики совершения данными лицами преступлений нуждается в реформировании, что предполагает необходимость создания узкоспециализированного органа либо подразделения, в обязанности которого будет входить указанное направление деятельности.
Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования определяется его актуальностью и новизной. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки путей и способов повышения эффективности деятельности органов опеки и попечительства в области профилактики совершения преступлений несовершеннолетними.
Структура выпускной квалификационной работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Итак, подводя итоги исследованию, проведенному в процессе написания настоящей работы, следует обобщить полученные результаты и сделать итоговые выводы.
Изучение исторического аспекта опеки несовершеннолетних позволяет сделать вывод, что этот институт появился очень давно, но закрепление на уровне нормативных правовых актов получил гораздо позднее. Вместе изначальная суть опеки и попечительства сохранена с древнейших времен. Опека и попечительство нужны тогда, когда тот или иной человек не может самостоятельно о себе позаботиться.
Применительно к детям, то есть лицам, которые не достигли возраста совершеннолетия – восемнадцати лет речь идет о необходимости предоставления им условий для нормального проживания, то есть выделения средств, чтобы накормить, одеть и обуть, а также о воспитании, которое предполагает необходимость обучения правилам поведения в обществе и получения знаний, как общих, так и специальных, в том числе – знаний по профессии.
Обязанности по воспитанию либо его организации всегда лежали на родителях несовершеннолетних. Потребность заменять их появляется в том случае, когда ребенок остается без родителей в связи с их смертью, либо когда родителей лишают их прав, поскольку они не желали исполнять свои обязанности.
На сегодняшний день обязанности по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на государство, которое для ее исполнения создает необходимые структуры, наделяя их полномочиями и обеспечивая нормативно-правовой основой осуществления деятельности.
Полноценно осуществить замену сложно, а выявить всех детей, которые нуждаются в помощи извне еще сложнее. Самая крайняя степень проявления неблагополучности несовершеннолетних – это вовлечение их в преступную деятельности.
Изучение статистических данных об уровне преступности несовершеннолетних позволило сделать вывод о том, что данная проблема не только присутствует в России, но и становится все более острой, потому что несовершеннолетние преступники совершенствуются, объединяются в группы разной степени организованности и осваивают совершение новых преступлений.
В Российской Федерации на законодательном уровне создана система противодействия преступности несовершеннолетних. В ее состав входит осуществление профилактики. Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять данный вид профилактики, что прямо закреплено в нормах российского законодательства.
Однако возложив обязанности по осуществлению профилактики, государство не разработало методику ее осуществления и не предоставило реальных рычагов воздействия на несовершеннолетних, а также их родителей с целью отвлечь детей от преступной деятельности.
Вывод о неэффективности существующей системы сделан на основе данных о возрастающем количестве совершаемых преступлений. Если бы органы опеки и попечительства, а также иные структуры воздействовали правильно, то преступность бы снижалась. При этом снижение не было бы связно с уменьшением количества подростков в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то есть тех, кто уже может быть привлечен к уголовной ответственности в случае совершения уголовно наказуемого деяния.
В первую очередь необходимо стабилизировать ситуацию в обществе, потому что неблагополучие подавляющей части населения, в первую очередь – материальное неблагополучие, когда у многих явно присутствует дефицит денежных средств для удовлетворения самых насущных потребностей на фоне чрезмерного богатства узкой группы населения страны. Подобное явное разделение уже было в истории нашего государства причиной переворота, когда в итоге царская власть была свергнута.
Подростки же на подобную ситуацию реагирует более остро в силу отсутствия необходимого опыта, категоричности мышления и стремления к удовлетворению собственных желаний, которых у молодых очень много. Если нет возможности это сделать законным способом, либо законный способ предполагает необходимость приложения значительного количества сил, то несовершеннолетние избирают путь совершения преступления как более легкий и быстрый, позволяющий получить желаемый объект в короткие сроки и с минимальными затратами.
В такой ситуации обеспечение органов опеки и попечительства только возможностью вести беседы и запрашивать необходимые сведения как минимум недостаточно и неразумно в силу неэффективности.
Совокупность изложенного позволяет выдвинуть следующие предложения о совершенствовании деятельности органов опеки и попечительства в области противодействия преступности несовершеннолетних.
1. Необходимо предоставить органам опеки и попечительства возможность воздействия на несовершеннолетних опосредованно, то есть через родителей.
Для этого представляется нужным и возможным изменить положения части первой статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: изменить ответственность за неисполнение обязанностей родителя, заменив штраф на административных арест. Сроки административного ареста предлагается установить в размере от пяти до пятнадцати суток.
2. Представляет нужным изменить структуру органов опеки и попечительства путем создания в их составе обособленного подразделения, которое будет заниматься исключительно вопросами работы с несовершеннолетними, которые склонны к совершению правонарушений, в том числе преступлений.
3. Вопрос о финансировании деятельности органов опеки и попечительства не менее важен. Сотрудники данного органа должны быть заинтересованы в эффективном осуществлении своей деятельности. Следовательно, мотивировать их следует за счет повышения заработной платы, где должна отсутствовать премиальная составляющая как показатель эффективности.
Ставить размер заработной платы сотрудников органов опеки и попечительства в зависимость от количества несовершеннолетних, с которыми была проведена работа или от иных аналогичных показателей нельзя. Как показывает опыт России, это неизбежно приведет к злоупотреблениям и фальсификации результатов.
Вместе с тем, отсутствие результатов должно быть основанием для увольнения, в результате чего человек лишится стабильного дохода и интересной работы.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
4. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLII, 1988.
5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (с изм. от 28.03.1997) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1472.
6. Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19.10.1996 // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 32. – Ст. 4297.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
10. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
11. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
12. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
13. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 27.06.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
14. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
15. Федеральный закон от 05.06.2012 № 62-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 24. – Ст. 3079.
16. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 23. – Ст. 2994.
17. Указание Генпрокуратуры России № 870/11, МВД России № 1 от 27.12.2017 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (документ официально опубликован не был) // Доступ из Справочно-правовой системы «Гарант». М. 2018.
18. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16.09.1918 (вместе с «Инструкцией об освидетельствовании душевно-больных»). Документ утратил силу // СУ РСФСР. – 1918. – № 76-77. – Ст. 818.
19. Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке» (вместе с Кодексом). Документ утратил силу // СУ РСФСР. – 1926. – № 82. – Ст. 612.
20. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30.07.1969 (ред. от 07.03.1995) // Ведомости ВС РСФСР. – 1969. – № 32. – Ст. 1397.
Научная и учебная литература
21. Антонян Ю.М. Криминология: учебник для академического бакалавриата. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 388 с.
22. Комарницкий А.В. Проблемы преступности несовершеннолетних: история и современность. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2007. – 192 с.
23. Криминология учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. – М.: 2015 . - 512 с.
24. Преступление и наказание. Криминолого-психологический анализ: монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. – М.: 2016. – 304 с.
25. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
Публикации в периодических изданиях
26. Бердников А.А. История становления государственного управления опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2014. – № 28. – С. 7-11.
27. Бессчетнова О.В. Сиротство в России: от призрения к деинституционализации // Социологические исследования. – 2011. – № 11 (331). – С. 102-110.
28. Быкова О.Н., Склярова Т.В. Призрение детей в России // Вестник Православного Свято-Троицкого гуманитарного университета. – 2007. – № 3 (6). – С. 92-109.
29. Вишневецкий К.В. Преступность в России в конце XX - начале XXI в. // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 5. – С. 277 – 283.
30. Нечаева А.М. История законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 4. – С. 3-8.
31. Орлова Ю.Р., Шиян В.И. Особенности криминологической характеристики корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола // Борьба с преступным насилием. М., 2008. – С. 510 – 511.
32. Попова Н.Ф., Петрова Т.А. К вопросу о предупреждении групповой преступности несовершеннолетних // Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития. М., 2008. С. 294.
33. Сулейманова С.Т. К вопросу о социальном контроле над преступностью несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. – 2009. – № 2. – С. 7.
34. Тимофеева А.А. История формирования института опеки и попечительства в России // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2015. – № 4. – С. 164-167.
35. Щеголева А.Н. Особенности ранней профилактики преступности несовершеннолетних // Научный портал МВД России. – 2009. – № 3 (7). – С. 78.
Статистические данные
36. Информационное письмо Прокуратуры Алтайского края городским, районным, межрайонным, специализированным прокуратурам от 21.02.2017 № 12-06-2017 (документ официально опубликован не был) // Доступ из Справочно-правовой системы «Гарант». М. 2018.
37. Государственный доклад Минтруда России «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2016 год» (документ официально опубликован не был) // Доступ из Справочно-правовой системы «Гарант». М. 2018.