Введение 3
Глава 1. Социальные сети, как площадка для организации конфликтных деструктивных объединений 15
1.1 Факторы развития и популяризации социальных сетей и виртуальных
сообществ 15
1.2 Конфликтные и деструктивные характеристики социальных сетей ... 28
Глава 2. Менеджмент управления в конфликтных социальных организациях Интернета 43
2.1 Ключевые характеристики и элементы конфликтных виртуальных
организациях в социальных сетях 43
2.2 Механизмы и технологии управления конфликтными виртуальными
организациями 57
Глава 3. Феномен суицидальных подростковых объединений в социальных
сетях 70
3.1 Динамика развития и функциональные аспекты деятельности «групп
смерти» в социальных сетях Интернета 70
3.2 Субъект-объектное взаимодействие кураторов и подростков:
технологии управления поведением молодежи 85
Заключение 100
Список литературы 115
Приложения
Актуальность. Социальные сети виртуального пространства сегодня являются неотъемлемым атрибутом современной информационной реальности и формирования интернет-личности и целого сетевого сообщества. За несколько десятилетий область виртуального устойчиво закрепилась в сознании индивидов, создав особые механизмы социальных взаимодействий и коммуникаций.
Процесс модернизации, происходящий в сети, так или иначе, находит свое отражение в реальном мире, как в конструктивных, так и в деструктивных проявлениях. Положительным образом сетевизация отобразилась на упрощении характера коммуникаций и взаимодействия, увеличении объема доступной информации и видов деятельности, экономии времени и материальных средств на поиск необходимых данных. Вместе с тем, уникальные характеристики социальных сетей создали фундамент для так называемых киберпреступлений, то есть противоправных деяний, совершаемых в виртуальном мире, но затрагивающих область реальных общественных отношений и частной жизни индивидов. Виртуальное пространство оказывает значительное влияние на психологию и поведение общества, формируя новые «тренды» и образы, приобщение к которым становится неотъемлемой частью жизни. Формируемые тенденции не всегда являются социально одобряемыми. Отдельными провокаторами и политтехнологами создаются целые сетевые сообщества конфликтного характера, манипулятивная деятельность которых приводит к совершению девиантных поступков.
В группе риска вхождения в состав конфликтных деструктивных сетевых сообществ находятся в первую очередь подростки, как наиболее активные пользователи сети интернет. Так, в социальной сети Вконтакте зарегистрировано более 380 миллионов человек, из которых около 41% - это лица младше 25 лет , сетью Instagram пользуется более 500 миллионов человек , а Facebook объединяет более 1,7 миллиарда пользователей по всему миру . Эти ресурсы являются наиболее популярными в среде молодежи в связи с легкостью интерфейса, широкими функциональными возможностями и массовости пользования. Психосоциальные характеристики подростков, такие как, размытость или поиск идентичности, малый контроль со стороны родителей, стремление к вовлечению в некую социальную группу единомышленников и другие, создают фундамент для вербовки и вовлечения детей в различные сетевые криминальные и конфликтные интернет- сообщества.
Одним из описанных выше конфликтогенных деструктивных интернет- сообществ, оказывающих негативное воздействие на подростков, являются так называемые «группы смерти», культивирующих суицид и побуждающих к совершению самоубийства путем длительной психологической «обработки». По сообщениям «Новой газеты», жертвами подобных сетевых групп в с ноября 2015-го по апрель 2016 года стали 130 детей , по данным председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции И. Яровой, от деятельности суицидальных групп в 2016 году погибло 800 подростков .
Данный феномен вызвал резонанс в обществе, в том числе и в социальных сетях среди интернет-пользователей. Заявление о необходимости ужесточения наказания за организацию подобных сообществ и подталкивание к суицидам, сделанное Президентом В. В. Путиным , подтверждает масштаб данной проблемы и необходимость принятия ряда мер для предотвращения дальнейшего распространения идеологии суицида. Развитие и увеличение количества виртуальных сообществ, создающих культ подростковых самоубийств, способствует росту напряженности в обществе, что потенциально является основой для конфликтов, как в реальном, так и в виртуальных мирах. Подобные негативные тенденции, охватывающие целые сетевые структуры, а также конфликтный спектр последствий обосновывают актуальность данной проблематики и необходимость всестороннего анализа данного сетевого феномена с различных точек зрения.
Степень научной разработанности. Проблематика формирования конфликтных деструктивных организаций в социальных сетях интернета является достаточно новым полем для исследования в силу относительно недавнего развития интернет-технологий и сообществ. Вместе с тем, отдельные компоненты данной темы подвергаются анализу уже не одно десятилетие, что обосновывает необходимость в проведении историографического анализа литературы по представленной проблеме, а также сравнительно-сопоставительному распределению западных и отечественных научных работ по различным критериям.
Социальные сети реального пространства, как механизмы взаимодействия и объединения индивидов в некие общности и структуры, рассматривали в своих трудах классики социологической и конфликтологической мысли. Так, Г. Зиммель, определяет общество через систему взаимодействия индивидов, в том числе и конфликтных, которые находятся в социальных связях друг с другом1. В работах Дюркгейма обосновывается идея, что созданные социальные институты, включающие различных индивидов, образуют коллективные представления, которые находят свое отражение в реальном пространстве.
В теории социального пространства П. Бурдье устанавливает, что посредством объединения в различные структуры и институты с помощью социальных сетей, индивиды получают возможность пользования социальным капиталом, недоступным индивидуальной личности . Уже ставшими классическими, данные теории создали фундамент для дальнейшего развития проблематики социальных сетей, в том числе в области виртуалистики.
Впервые термин «социальная сеть» был введен Дж. Барнсом в 1954 году, подразумевающим под собой систему отношений между людьми, основывающуюся на общности того или иного признака, как, например, национальность, род деятельности и другие. Люди в данном поле символизируются точками, от которых исходят линии связи с другими точками-индивидами, что в целом создает сеть.
В дальнейшем данную идею в 50-60-х XX века годах продолжили исследователи, создавшие математическую теорию графов, в которой обозначались уникальные термины, как, например, «узлы», «ребра» и другие . Математические взгляды на тематику социальных сетей не представляют интереса для проводимого нами исследования.
В 80-е годы XX века появляются первые работы западных исследователей по проблематике сетевого виртуального пространства. С. Хильц и М. Тарофф одними их первых отметили факт становления новой социальной структуры общества, опосредованной компьютерными технологиями . Вместе с тем, многие труды того периода во многом описывают технический характер сети , работы по социальным характеристикам виртуального пространства не вызывали исследовательского интереса в среде ученых.
90-е годы XX столетия ознаменовались расширением доступа общества к интернет-технологиям, что начинает первый ранний этап процесса оформления отдельного виртуального социума, объединённого единством всемирной сети. Исследователи начинают интересоваться вопросами сетевой коммуникации и характеристиками поведения личности в интернете, анализируя проблемы с социологических и психологических позиций .
В данный период остается актуальной размытость и латентность формирования отдельных интернет-сообществ, в силу технической ограниченности всемирной сети и небольшим относительно всего общества количеством пользователей.
С началом XXI столетия процессы сетевизации общества обосновали необходимость во всестороннем анализе виртуального пространства с механизмами взаимодействия и объединения индивидов в сообщества, а также в последствиях вовлечения личности во «всемирную паутину».
Д. Бойд актуализирует вопросы защиты частной жизни в мире доминирования социальных сетей и деятельности отдельных преступных группировок, которые могут выставить в интернет конфиденциальную информацию . Проблему подмены реальных социальных связей виртуальными сетями поднимает Э. Маг, отмечая сильную зависимость индивидов от социальных сетей интернета .
В целом стоит отметить рост теоретических и эмпирических работ по проблематике организации сетевых сообществ в силу масштабов виртуализации социума и непосредственного отражения интернет- коммуникаций и действий в секторе реальности, в том числе и в деструктивных формах.
Российские исследования виртуального пространства и социальных сетей начались несколько позднее, нежели на западе, что обусловлено политико-идеологической обособленностью отечественной науки и поздней технологической информатизацией общества. Первые работы относятся к концу 80-х годов XX века, и они носят частный характер социологических исследований телекоммуникационных систем.
Дальнейшее развитие интернет-технологий способствовало частичной вовлеченности россиян в область виртуального пространства. В период 90-х годов начинают разрабатываться отдельные теории, посвященные проблематике виртуалистики и процессам коммуникации в социальном поле всемирной сети. Одним из первопроходцев отечественной социологии и философии виртуальности является А. Носов, руководитель Центра виртуалистики ИЧ РАН, в стенах которого проводятся эмпирические исследования интернет-пространства с технического, философского и социологического знания.
Данный период характеризуется преобладанием философского подхода к пониманию социальных сетей интернета и малым количеством работ по социологии и менеджменту виртуальных сообществ, что происходило вследствие элитарного характера возможности нахождения в сети по причине профессиональной деятельности или высокого материального достатка граждан . Ряд единичных работ по механизмам организации сетевых структур и организаций, появившихся в конце XX и начале XXI веков, позволяет сформировать первые представления о структуре интернет-сообществ и внутренних механизмах взаимодействия индивидов . Обосновывается идея зависимости от деструктивного контента всемирной сети и конфликтного характера виртуальных связей с ростом напряженных отношений в реальном пространстве.
В целом, стоит отметить, что в данный период исследовательские взыскания отвечали запросам социальной и виртуальной реальности в силу того, что процессы «сетевизации» происходили постепенно, охватывая все большую часть общества и отражаясь в социальных процессах реальности.
Современная вовлеченность подростков в область виртуального пространства и зависимость от социальных сетей обосновывают новый исследовательский этап анализа девиации и конфликтности социальных сообществ и коммуникаций. Отдельные теоретики и практики утверждают, что интернет способствует размыванию или формированию негативной идентичности у интернет-пользователей.
Атрибутика виртуального пространства способствует подмене идентичного самоопределения, как для окружающих, так и для себя лично . Проблемой девиантного воздействия на сознание молодежи в социальных сетях занимается С. Тамазян, которая на основании эмпирического исследования сделала вывод о том, что технические характеристики социальных сетей благоприятно влияют на конфликтную, потенциально преступную коммуникацию и деятельность подростков в сети и в реальности .
Сегодня технологии управления социальными группами в социальных сетях с общими интересами и ценностями пока рассматриваются отдельными исследователями социологии виртуального пространства, такими как М. Филь и С. Бондаренко, которые подвергают анализу структуру сетевых сообществ, выявляют основные характеристики их деятельности и определяют тенденции развития и применения управленческих механизмов
При этом достаточно малоисследованной остается проблематика механизмов манипулирования подростковой личности в сети интернет. В дополнительной проработке нуждаются вопросы менеджмента социальных конфликтных организаций, цель которых заключается в формировании деструктивных установок у пользователей сети и росту конфликтности и напряженности в обществах реальных и виртуальных. Активизация так называемых «групп смерти» свидетельствует о необходимости детального анализа специфики деятельности данных объединений в контексте культивирования культа суицида у подростков в социальных сетях.
Объектом данного исследования является конфликтные социальные организации подростков в виртуальном пространстве, приводящие к деструктивным и конфликтным формам поведения.
К предмету исследования относятся конфликтные деструктивные проявления подростковых суицидальных интернет-сообществах и социальные практики реализации их деятельности вне сферы виртуальности.
Цель исследования - это выявление деструктивных молодежных коммуникаций в виртуальном пространстве, носящих характер аутоагрессии, и создание конфликтогенной модели организации подростков в социальной сети «Вконтакте» суицидальной направлености.
Поставленная цель может быть достигнута путем выполнения следующего ряда задач:
- Представить характеристику социальных сетей как новой формы и площадку виртуального социального взаимодействия;
- Выявить конфликтные компоненты социальных сетей;
- Детализировать структуру сетевых организаций конфликтно-деструктивного характера в интернет-пространстве;
- Определить технологию менеджмента при управлении конфликтными социальные группами;
- Обозначить значимость символического компонента и манипулятивных практик в конфликтных интернет-сообществах;
- Осуществить конфликтологическую характеристику суицидальных подростковых социальных сообществ «Вконтакте».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют структурно-функциональный подходы, который позволяет обозначить конфликтные деструктивные организации в социальных сетях, как социальные системы, состоящие из различных структур и компонентов, выполняющих определенные функции.
Социальное конфликтное взаимодействие индивидов было рассмотрено на основании работ Л. Козера, Р. Мертона. Систематическая теория Мертона была полезной при знакомстве с менеджментом и структурой конфликтных виртуальных сообществ.
Сравнительному анализу виртуальных организаций и конфликтных виртуальных организаций способствовала теория управления А. Файоля
Социальные сети были изучены на основании теории социального пространства П. Бурдье и концепции силы слабых связей М. Грановеттера.
С помощью метода экспертного опроса нами получены компетентные мнения о причинах актуализации, механизмах деятельности и перспективах развития «групп смерти» от 5 экспертов, активно изучающих данную проблематику.
Метод включенного наблюдения, посредством которого на протяжении 2-х лет осуществлялся мониторинг суицидальных интернет-сообществ, позволил определить механизмы воздействия и манипулирования на сознание подростков в «группах смерти».
Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе исследования автором:
- даны конфликтологические дефиниции таких понятий, как «группы смерти», «деструктивное интернет-сообщество», «социальные сети виртуальности»;
- выявлены организационные компоненты, составляющие
структуру суицидальных интернет-групп;
- определены условия вовлечения подростков в суицидальные организации, основанные на механизмах менеджмента со стороны руководителей и лидеров «групп смерти».
Теоретическая значимость проведенного исследования базируется на получении комплексного конфликтологического знания о механизмах формирования нового типа социального взаимодействия и организации, развивающихся в области социальных сетей интернета, и являющимися конфликтными и деструктивными для жизни индивидов и общества в пространстве реальности.
Полученные данные могут быть применены в дальнейшем изучении конфликтологии Интернет-пространства и менеджменте организации виртуальных сообществ во всемирной сети и других отраслях научного знания.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных выводов в реализации отдельных программ и механизмов по изучению и работе в конфликтными деструктивными организациями, сформированных в социальных сетях интернета. Результаты могут найти свое применение в работе государственных органов по профилактике и противодействию киберпреступлениям - Министерством внутренних дел Российской Федерации, Аппаратом Президента республики Татарстан, Министерством молодежи и спорта республики Татарстан, Роскомнадзором; служб социальной и психологической помощи для завербованных в конфликтные интернет-организации жертв; в разработке специализированной литературы и 14 курсов в образовательных учреждениях; в работе различных центров экспертиз, занимающимися мониторингом социальных сетей.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, и заключения. В конце работы располагаются список использованной литературы и приложения.
Возникновение и развитие Интернет-технологий значительно изменило современные социальные системы и процессы, модернизировало механизмы взаимодействия индивидов, как в системе реальности, так и в области виртуальности. Изначально, являясь продуктом человеческой научной мысли и технологий, Интернет за непродолжительный период времени трансформировался из полностью централизованной и подчиненной отдельным государственным структурам системы в область, управление которой могут осуществлять все участники социовиртуальных процессов. Сегодня в области виртуальности зарождаются и актуализируются тенденции, преобразующие действительность. Подобные перемены могут носить, как конструктивный, так и деструктивный характер. Последние в своей основе способствуют росту конфликтности в социуме, приводя в определенным позитивным или негативным результатам.
Подобные последствия деятельности индивидов в виртуальном пространстве происходит путем активного или пассивного взаимодействия с остальной аудиторией Интернета и продуктами его деятельности. Таким образом, участники сети Интернет являются основными субъектами, благодаря которым происходит развитие самого виртуального пространства.
Наибольшее число коммуникаций возникает на площадке социальных сетей, которые являются основными полями осуществления социовиртуальных процессов индивидов, которые получают возможность прямого и опосредованного взаимодействия в зависимости от технических возможностей данной сети.
Социальные сети позволяют создавать личные профили, информация которых будет доступна всем остальным пользователям Всемирной сети или ограниченному кругу лиц. Возможно размещение фото-, видео-, аудио- и текстового материала, который можно поддерживать («лайкать») или критиковать (ставить «дизлайк»), комментировать и отправлять в личных сообщениях. Специфика личных страниц пользователей в контексте потенциальной конфликтности заключается в том, что информация, размещенная в сети, становится доступна широкому кругу лиц, среди которых могут быть отдельные мошенники, правокаторы и манипуляторы, использующие данные в собственных корыстных целях. Достаточно слабая развитость механизма определения степени достоверности способна привести к тому, что пользователь в собственных интересах может разместить ложную информацию о себе, создавая определенную мнимую виртуальную личность, от лица которой буде осуществлять дальнейшее взаимодействие в виртуальном пространстве. Данный аспект анонимизации во многом является потенциально конфликтогенным и способен привести к ряду негативных последствий для виртуального и реального социума.
В социальных сетях возможно формирование отельных групп и общностей, объединенных единым интересом, возрастом или статусом. Так, неформально, считается, что, например, социальная сеть «Одноклассники» рассчитана на представителей среднего и старшего возраста, целевая аудитория «Вконтакте» - подростки и молодое поколение. Создание социальной группы одногруппников или студентов одного факультета подтверждает возможность формирования сообществ с индивидами одного статуса, в которых каждый представитель понимает и находится в курсе той информации, которая размещается в виртуальном представительстве, что облегчает процессы налаживания единовременного контакта с крупными аудиториями.
Вместе с тем, наиболее часто встречаются виртуальные объединения в социальных сетях, участники которого разделяют некие общие интересы и тренды. Это могут быть развлекательные группы, публикующие смешные материалы, или некое научное сообщество, группа о музыке и кино и т.д. Вступая в группу, индивид негласно подтверждает заинтересованность тем материалом, который публикуется администрацией группы, или стремится к их изучению или критике. В ситуации, если данная группа носит деструктивный характер, она представляет определенную угрозу распространения собственной деятельности в области реальных процессов.
Малое количество научных работ по социологии и конфликтологии виртуального пространства определило наше развитие отдельных научных теорий в контексте социальных сетей Интернета.
Теория сильных и слабых связей М. Гранноветера и концепция социального пространства П. Бурдье позволили определить, что формирование индивидов в группы происходит путем налаживания изначальных и наиболее тесных контактов с ближайшим социумом - семья, друзья, коллеги, и в дальнейшем с остальным более дальним окружением. Примечательно, что личность одновременно может быть представителем множества групп, которые могут оказывать различное влияние на индивида. В отношении социальных сетей стоит отметить, что наибольшее количество непосредственного виртуального контакта пользователь осуществляет непосредственно с теми, с кем он более тесно контактирует в реальности. И он может состоять во множестве статусных групп и сообществах по интересам в социальной сети, последовательно обретая новые связи с остальным Интернет-социумом.
Существует несколько оснований, способствующих популяризации социальных сетей у виртуальной аудитории. А. Войскунский выделяет, что актуальность формируется за счет функций сетей, среди которых существуют коммуникативная, познавательная и игровая. За счет первой происходит непосредственное налаживание и поддержание контактов индивидов, которые могут происходит и в личных переписках, в групповых чатах или в системе комментирования постов. Посредством получения и усвоения той или иной информации в виртуальном пространстве происходит реализация познавательной функции. Во многом времяпровождение в социальных сетях носит развлекательный характер, что свидетельствует об игровом характере заинтересованностью пользователя сетью.
По результатам наблюдения за девиантными молодежными группами в социальных сетях, стоит говорить также о выделении технической и финансовой функции. Современные социальные сети являются масштабными и популярными площадками для налаживания бизнес-контактов и рекламирования различного рода продукции, продажи товаров и услуг. У большинства современных компаний есть виртуальное представительство в большинстве социальных сетей и существуют также отдельные группы, специализирующиеся исключительно на онлайн-продажах в системе виртуальных сообществ.
Современные социальные сети - являются не только площадкой для осуществления процессов коммуникаций, а также полезным облаком для хранения больших объем информации значимой и просто интересной. Пользователи социальных сетей могут не только обмениваться материалами и постами, а также обладают возможностью загружать файлы в систему для дальнейшего использования. Это могут быть аудио- или видеоматериалы, документы и иные тексты. Подобное хранение данных полезно в ситуации, когда необходима быстра передача или доступ к определенной информации.
В зависимости от целей, которые преследует виртуальная личность в социальных сетях, каждая их описанных выше функций способна привести к деструктивным последствиям и конфликтам изначально в поле виртуальности, в дальнейшем и в реальных общественных отношениях.
Вместе с тем, отдельные теоретики отрицают влияние виртуальности на реальность. Так, трансформируя теорию симулякров Ж. Бодрияра, в систему сети Интернет стоит отметить, что механизмы, запущенные в виртуальном пространстве, создают гипперреальность, вместе с тем, они не всегда формируют обманчивое восприятие реальности и могут отображаться в реальности. Свидетельство этому служат тренды и явления, возникшие в социальных сетях и повлиявшие на реальность, как например, селфи-мания, доводящая до гибели людей в результате попыток сделать интересные кадры, или «группы смерти» развитие которых привели к реальным актам суицида в подростковой среде.
Таким образом, социальные сети Интернета являются технической площадкой для осуществления социовиртуальных контактов различных пользователей, объединенных единым пространством и имеющими возможность создавать индивидуальные акаунты-представительства, а также формировать различные сообщества открытого и закрытого типов, в которых возможно нахождение участников, объединенных общностью интересов, деятельностью или статусом.
Исходя из постулата, что виртуальные процессы оказывают влияние на реальность, стоит обосновать и возможность проявления конфликтов и девиаций, получивших свое изначальное развитие в сети Интернет.
Исходя из технической особенности социальных сетей в формировании личных и групповых страниц, стоит выделить несколько вариантов конфликтов. Конфликт на уровне индивид-индивид может распространяться непосредственно в личных переписках или групповом диалоге, или в сообществе. В последних случаях свидетелями конфликта выступает ряд пользователей, имеющих доступ к диалогу или группе.
Следующий вид конфликта происходит между индивидом и группой, когда отдельный пользователь является жертвой виртуального буллинга или, наоборот, активным провокатором, троллем, стремящимся к развлечению путем вступления в конфликт с окружением.
Противостояние на уровне групп возможно исключительно в открытых пространствах диалогов или сообществ. Возможна ситуация, когда в социальной сети вступают в конфликт представители групп с противоположно направленными ценностями или участники одного сообщества с различными взглядами на отдельные ситуации.
Исходя из ситуации, что в виртуальных сообществах в сети Интернет управление им ведётся администрацией, которая можно состоять из разного количества людей, отвечающих за различные функции введения деятельности групп, именно администрация может оказывать влияние на развитие конфликта в сообществе. С одно стороны, вероятность возникновения конфликтов может быть ограниченная рядом правил, которые указаны в сообществе и нарушение которых карается санкциями (бан, удаление комментариев и т.д.). С другой стороны, лидеры групп сами могут выступать инициаторами конфликтов или выступать в качестве стороны поддержки одной из сторон. Возможен и вариант, когда администрация регулирует и разрешает конфликты путем вступления в диалог с целью поиска выхода из ситуации.
Возможности распространения негативных идей в социальных сетях исходят из характеристик последних, к которым мы относим возможности сокрытия личности, широкий охват аудитории, стирание территориальных границ, техническая возможность распространения материалов различного формата, налаживание контактов индивидуально и в группах. Данные аспекты в совокупности и при грамотном использовании упрощают процессы коммуникации между индивидами, создают возможность организации и управления отдельными виртуальными сообществами, в том числе и деструктивными.
Выявление управленческих и организационных характеристик деструктивных виртуальных сообществ в социальных сетях возможно при опоре на теории менеджмента виртуальных экономических организаций и при модернизации классических теорий управления.
Проведение сравнительного анализа условий и факторов оформления виртуальных экономических организаций с конфликтными сообществами продемонстрировал ключевые различия в аспекте возможности получения опыта управления конфликтными виртуальными организациями в до начала работы в них, ориентируясь на примеры иных девиантных общностей в сети Интернет, что невозможно в экономических организациях, базирующихся на условиях трансцендентности. В конфликтных сообществах также отсутствует внутриорганизационная информационная стратификация, в силу того, что публикуемый контент становится доступен всем участникам данного сообщества. И заключительная отличная характеристика представлена высокой степень анонимности членов организации, которые могут находится в составе группы с «фейковых» страниц.
Сравнение функциональных характеристик двух вариантов организаций продемонстрировало, что конфликтные виртуальные сообщества обладают высокой организационной гибкостью, ориентируются на информационные технологии, в них существует фактор глобальности взаимодействия участников и глобальное поле выбора, как участниками, так и администрацией групп. В целом, конфликтные виртуальные организации во многом действуют на позициях классических виртуальных организаций экономического или социального типа.
Детальный анализ определенных признаков традиционных, виртуальных и конфликтных виртуальных организаций позволяет судить о универсальном применении механизмов развития и управления двух типов организаций в ситуации деструктивных сетевых сообществ. Так, конфликтные социовиртуальные объединения функционируют на непостоянных основах, являясь структурой открытого или закрытого типа. Данный аспект зависит от уровня преследования формирования со стороны властей и модераторов самих социальных сетей. Участники сообществ являются заменяемыми и информированными, существующая и разделяемая деструктивная идеология способствует покорности. Властные полномочия осуществляются в зависимости от иерархии организации и знаний отдельных пользователей и руководителя, на интересы которого нацелена ориентация всей организации. Отношения между работниками и администрацией базируется на подчинении и договорённости, которые могут быть определены путем прямого контакта, так и распространением конкретных правил поведения. Организационная культура носит формальный характер, возможность сотрудничества достаточно низкая, связи возможны с подобными дружественными девиантными структурами. Важнейшая цель заключается в популяризации конфликтной идеологии и набору новой аудитории в собственные ряды.
В целом, становление новой площадки, на территории которой происходит становления новых социальных структур, способствует модернизации классических механизмов управления в соответствии с запросами нового виртуального сообщества и технических характеристик самих социальных сетей. Так, работа по определению соответствия виртуальных конфликтных объединений 14 принципам управления организацией А. Файоля указывает, что в подобных объединениях существует система правил и санкций, подчинение личных интересов общим, происходит активное формирование корпоративного духа, что позитивно сказывается на развитие и усложнении процессов взаимодействия участников группы и достижении конкретных целей, которыми является популяризация идей и набор аудитории.
Вместе с тем, мы видим необходимость в выявлении значимой цели, которая может отсутствовать на первых этапах формирования конфликтной организации в социальной сети, но сформироваться несколько позднее, когда частные задачи выполнены. Данная цель определяется в возможности «перехода» сугубо виртуальной деятельности в реальность посредством создания реальных представительств или выпуске «продуктов» собственной виртуальной деятельности, то есть демонстрации конкретного результата, который окажет влияние на реальный социум.
Конфликтные виртуальные организации - это сетевые формирования, возникающие на площадках сети Интернет и осуществляющих противоправную, девиантную или потенциально конфликтную деятельность, посредством набора аудитории, разделяющей негативную идеологию организации и готовой к взаимодействию для развития сообщества и дальнейшем отображении процессов виртуальной деятельности в пространство реальности. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что подобные сообщества в Интернет-пространстве способны аккумулировать девиантные тенденции и идеи, которые при грамотном управлении могут перерасти в отдельные движения и организации. Примечательно, что эти идеи могут быть воссозданы в социальных сетях из объективной вневиртуальной реальности и при дальнейшей проработке отобразиться в реальном социуме. В то же время, современные социовиртуальные процессы, происходящие во Всемирной сети, могут самостоятельно воссоздавать тренды, в том числе и негативные, потенциально конфликтные.
Примером подобного виртуального сообщества, деятельность которого приводит к росту уровня конфликтности в реальных социальных процессах и нацелена на работу с подростковым поколением, являются так называемые «группы смерти», актуализировавшиеся в российском Рунете и в ряде стран ближнего зарубежья. Экспертное сообщество солидарно во мнении, что данные группы представляют реальною угрозу для общества, как в сфере области виртуальности, так и в реальном секторе. Последствия их деятельности проявляются в росте подростковых суицидов и внесении ряда изменений в уголовное законодательство за организацию и попытки доведения до суицида посредством использования сети Интернет.
Преимущественное нахождение в социальных сетях представителей молодежи, и, в частности, подростков, определяет возможность их попадания в группу риска быть вовлеченными в сообщества конфликтной девиантной направленности, как, например, суицидальные сообщества. Психологические характеристики индивидов, находящихся в данном возрастном периоде, также создает дополнительную угрозу. Опрашиваемы в ходе интервью эксперты в большинстве своем склоняются ко мнению, что подростки в силу своего возраста находятся в поиске своей идентичности, испытывают кризис личности и стремятся обрести в сетях поддержку и опору. В дополнении данный период сопровождается конфликтами с родителями и семьей, трудностями в общении с ними и, вследствие, определенной отдаленностью от взрослого поколения.
Отдельного внимания заслуживает проблемы личного характера, например, неуверенность в себе, наличие ряда комплексов, касающихся внешности или иных особенностей своей личности. Скрытые проблемы могут касаться сферы образовательного процесса, заключающиеся в некачественном усвоении программы, ухудшении оценок или в ситуации буллинга, моббинга, с которым подросток может столкнуться в ситуации общения с со сверстниками или чуть более старшими ребятами.
Частая причина увлечения «группами смерти» заключается в неудачном общении с противоположным полом, выраженное в расставании с любимым человеком или неразделенной любовью. Невозможность поделится данными проблемами побуждает подростков увлекаться виртуальным общением и находить пути психологической разрядки, определенной рефлексии негативных настроений внутри личности. В итоге возможны ситуации, когда сам подростков обращается к суицидальным сообществам в социальных сетях или же сама администрация данных групп может выйти на подростка.
Стоит отметить, что суицидальные сообщества в сети Интернет стали возникать с момента массовой доступности виртуальных технологии и возможности формировать группы по интересам и увлечениям, в которых стало возможно культивировать идею самоубийства, рассуждения о аутоагрессии и обсуждение возможных способов расставания с жизнью. Вместе с тем, «группы смерти» представляют новый вариант суицидальных сообществ в сети, в которых идет целенаправленная работа по доведению подростков до суицида.
Анализ динамики развития «групп смерти» и экспертные интервью позволяют говорить, что ряд подобных сообществ возникли с сети Интернет в 2012 году, и их деятельность носила локальных характер и не вызывала массового роста популярности суицидальной идеологии. Значительную роль в дальнейшем становлении данных групп сыграло самоубийство школьницы Рины Паленковой в ноябре 2015, которая поделилась последними фото перед смертью в социальных сетях. Гибель Рины стала объектом культа и постепенно стали создаваться сообщества, в которых утверждалось, что девушка «играла» в некую виртуальную игру, финалом которой является смерть.
В дальнейшем с ужесточением преследования администраторов «групп смерти» и Формирование данных частных групп в социальной сети Вконтакте в конечном итоге стало приводить к реальны актам самоубийства в ряде регионов России. Лишь освещение данного феномена СМИ привлекло вимание общественности к этой проблеме и властей, которые выработали механизм противодействия данным сообществам путем блокировок и изменения законодательной базы.
В период наибольшей активности и популярности «групп смерти» в социальных сетях, который приходиться на 2016-2017 годы, набор «играющих» происходил преимущественно путем их поисков или попыток поиска администраторов групп. Как правило, подростки выкладывала посты и фото с хештегаи «хочувигру», «разбудименяв4.20» и другие, благодаря которым кураторы могли выйти с ними на связь и включить в диалог, в котором раздавались задания и порядковые номера совершения суицида.
С момента ужесточения мер по поиску и блокировок подобных групп в социальных сетях, возросла роль администратора по самостоятельному поиску пользователей, которых можно включить в «игру». Данный процесс происходит путем мониторинга суицидальных и околосуициадальных пабликов, в которых выявляются необходимые индивиды, открытые для совершения манипуляций. В дальнейшем путем личных переписок подростка и куратора, первый вовлекается в суицидальное сообщество.
В результате работы с экспертным сообществом, был выявлен механизм работы с подростками, а также возможные варианты управленческой структуры «групп смерти».
После набора заинтересованной аудитории в единое сообщество, чаще всего закрытого типа, в которое можно попасть только по приглашению администратора, формируется также диалог, в котором куратор раздаёт различные задания пользователям и отслеживает их выполнение. Таким образом, идет формирование игровой зависимости с помощью применения квеста с 50 заданиями на каждый день, задания усложняются, что вызывает азарт и элемент соперничества в среде подростковой аудитории, являющийся дополнительным стимулом для продолжения «игры» и прохождения до финала.
Ведение группового диалога сопровождается также продолжением личных переписок куратора и жертвы, в которых отслеживается моральное состояние последней. Активное применение находит метод «кнута и пряника», когда эмпатия к подростку и выстраивание доверительных и близких отношений может смениться резкой критикой и высмеиванием его личности, отдельных психологических и физических особенностей. В ситуации, когда подросток отказывается продолжать выполнять задание, куратор начинает угрожать здоровью и безопасности самого подростка и его близких. Страх вынуждает ребенка вести игровую деятельность и дальше.
Помимо коммуникативного и игрового аспектов аспекта групп смерти» наполняются различным аудио-, видео-, фотоматериалами депрессивного характера, оказывающих влияние на восприятие подростком реальности и усугубляющих его нестабильное психическое состояние. Контент может содержать шокирующие изображения, повышающие уровень адреналина, или, наоборот, представлять материалы расслабляющего характера, способствующих отрешению ребят от реального мира и погружения в меланхоличное настроение.
Наличие определенного символизма также является способом сплочения группы, популяризирующих сообщества среди виртуальной аудитории, наполняющих его деятельность ореолом скрытости и таинственности. Среди подобных символов можно отметить образ китов, плвыщих в облаках, бабочек, отдельные пентаграммы, Р. Паленкову и названия «синий кит», «тихий дом», «киты умирают в лужах бензина», «F57» и другие. Каждый знак имеет собственную расшифровку, которые сопряжены депрессивной и суицидальной тематикой.
Основная управленческая деятельность осуществляется куратором. Куратор - администратор «группы смерти», осуществляющий поиск и набор подростковой аудитории, с целью дальнейшего управления ее деятельностью с применением игровых технологий, контролирующий соблюдение правил игры и стремящийся к доведению пользователей до суицида.
Эксперты сходятся во мнении, что структура группы состоит из куратора, который, возможно, управляется внешним агентом, заинтересованном в дестабилизации области реальных общественных отношений. Агент передает технологию работы с подростком куратору, который уже вступает с непосредственный контакт с виртуальной аудиторией. Возможен вариант, когда агент «вбрасывает» разработанную технологию доведения до суицида в сеть, а заинтересованные личности уже применяют данную технологию на практике.
Эксперты согласны с позицией, что цели кураторов «групп смерти» различны. С одной стороны, доминирующая цель может быть в поиске развлечений и веселого времяпровождения (кураторы-тролли), также ведение данной деятельности может быть сопряжено корыстными или финансовыми целями, то есть рекламировать созданный контент, продукт, требовать деньги с подростков (кураторы-махинаторы). Вместе с тем, несмотря на опасность, которая исходит из двух предыдущих представителей администраторов, наибольшую угрозу представляют кураторы, которые ведут деятельность из личностных и психологических стремлений самоутвердиться за счет доведения подростков до суицида. Ряд экспертов считает, что они преследуют цель избавления общества от наиболее слабых и подверженных влиянию индивидов. Целенаправленное стремление и серьёзное отношение к работе в «группе смерти» приводит к серьезным и реальным последствиям.
Таким образом, группы смерти - это совокупность виртуальных сообществ игрового характера в социальных сетях, культивирующих и пропагандирующих феномен смерти в среде подростковой аудитории, а также целенаправленно подталкивающие к суициду путем применения манипулятивных техник и элементов игры.
Сегодня группы смерти находятся в состоянии трансформации. Массовые блокировки, преследование кураторов правоохранительными органами, вынесение реальных приговоров людей, причастных к организации и руководству деятельности, уменьшение количества публикаций в СМИ привели к тому, что данные сообщества стали более локализованы и закрытыми для большинства пользователей сети Интернет. Основная работа сегодня ведётся в мессенджерах, социальные сети сегодня достаточно оперативно реагируют на угрозы создания девиантных сообществ. Эксперты подтверждают, что символизм «групп смерти» несколько изменился, сформировались новые образы и идеи, которые имеют воздействие на подростков. Так, существуют отдельные телеграм-каналы, в которых публикуется шок-контент суицидальной или депрессивной направленности, они не ведут прямого диалога с аудиторией, вместе с тем, оказывают значительное влияние на психику и образ мыслей зрителей. Таким образом, наладив невербальный контакт, можно переходить на прямое общение.
Сегодня не существует идеального механизма по предотвращению и противодействию создания подобных групп в сети. Современные методы носят силовой характер (блокировка, арест, суд), которые не решают проблему в целом. Способы обхода данных защитных мер существуют и совершенствуются, что приводит к ситуации, когда государство не способно качественно предупредить конфликт, сталкивается с его последствиями и в дальнейшем реагирует на него.
Специфика виртуального пространства и социальных сетей усложняет процессы работы с подобными девиантными сообществами и паблтками.
Для решения подобных проблем необходимо радикальные меры по полному контролю интерне- пространства, что объективно невозможно в демократическом государстве. Все это побуждает к усовершенствованию механизмов профилактики и предотвращению попадания молодежи в девиантные конфликтные виртуальные организации и увлечения их идеологией. Молодежь увлекается негативными тенденциями в ситуации реальных конфликтов и проблем, поэтому Качественная работа институтов семьи и образования по решению подобных вневиртуальных проблем подростков поможет не допустить его попадание в группу риска.
В дополнение необходимо выработать конкретные действия и меры по реагированию на признаки, указывающие, что индивид склонен к увлечению суицидальными идеями или уже находящийся в смертельной игровой зависимости. Данная программа должна включать в себя указание факторов, указывающих на изменения в состоянии подростка, ответственного за наблюдением и реагированием (родители, классный руководитель, староста академической группой и другие), и непосредственные способы обращения в инстанции, которые могут оказать помощь подростку. Это могут быть службы психологические, конфликтологией, социальные службы.
Дополнительная работа по мониторингу социальных сетей с целью выявления суицидальных сообществ также может предотвратить опасные последствия от деятельности куратора групп. Мы видим необходимость в введении подобных служб экспертиз и мониторинга виртуального пространства в организациях, осуществляющих непосредственную работу с молодежью (школы, вузы, сузы и др.)
Дальнейшую пользу в изучении проблематики молодежных девиантных сообществ суицидальные направленности может служить постепенное изменение поля исследования с социальных сетей на мессенджерах, популярность которых растет, как и увеличиваются риски возникновения и актуализации девиантных идеологий, оказывающих негативное воздействие на виртуальную аудиторию.
1. 7 самых популярных социальных сетей в Китае [электронный ресурс] / EnterChina [информ. сервер]. - 13.07.2015. - Режим доступа: http: //enterchina. ru/blog/7 - samyh-populyarnyh-socialnyh-setey-v-kitae/, свободный. - Проверено (31.05.2018).
2. Агниашвили Л.Г. Виртуальные предприятия: становление, сущность и
преимущества [электронный ресурс] / Eyberleninka [информ. сервер]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-predpriyatiya- stanovlenie-suschnost-i-preimuschestva, свободный. - Проверено
(31.05.2018).
3. Аудитория Вконтакте [электронный ресурс] / Вконтакте [информ. сервер]. - 31.03.2017. - Режим доступа: https://vk.com/page- 47200925_44240810, свободный. - Проверено (31.05.2018).
4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [электронный ресурс] / Библиотека Гумер [информ. сервер]. - Режим доступа: http://www. gumer. info/bogoslov_Buks/Philos/bodr_sim/, свободный. - Проверено (31.05.2018).
5. Бондаренко, С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. /С. В. Бондаренко - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2004. - 320 с.
6. Бурдье П. Социология социального пространства /П. Бурдье - М.: Ин-т эксперим.социологии : Алетейя, 2005. - 288 с.
7. Войскунский А.Е. Психологическая наука в исследовании Интернета / А. Е. Войскунский // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество. - С. 91—93.
8. Войскунский А Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке / А. Е. Войскунский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. 2002. - № 1. - С. 82-101.
9. Волошин Ю.Ю. К понятиям «организационная культура» и «корпоративная культура» / Ю.Ю. Волошин // Молодой ученый. 2017.
- №35. — С. 29-35. - Сведения доступны также по Интернет: https://moluch.ru/archive/169/45483, свободный. - Проверено (31.05.2018).
10. Внебрачных Р. Р. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах / Р. Внебрачных [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vestnik.udsu.ru/2012/2012-031/vuu_12_031_08.pdf, свободный, - Проверено (31.05.2018).
11. Группы смерти (18+) [электронный ресурс] // Сюжеты / Новая газета
[информ. сервер]. - 16.05.2017. - Режим доступа:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18, свободный. - Проверено (31.05.2018).
12. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. — М.: Канон, 1995. — 352 с.
13. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд [электронный ресурс] / psychiatry.ru[информ. сервер]. - Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/1706/4.pdf, свободный. - Проверено (31.05.2018).
14. Зиммель Г. Общение: пример чистой или формальной социологии / Г. Зиммель // Социологические исследования. 1984. - № 2. - С. 170-171.
15. Зиммель Г. Избранные работы / Г. Зиммель - Киев.: Ника-центр, 1996.
- 438 с.
16. Иванова Д. И. Аутентичность личность интернет-пользователя в процессе интернет-социализации / Д. И. Иванова [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/autentichnost-lichnosti- internet-polzovatelya-v-protsesse-internet-sotsializatsii, свободный. - Проверено (31.05.2018).
17. Из-за «смертельных селфи» в мире в 2015 году погибло 50 человек [электронный ресурс] // Происшествия / ЬйсНовости [информ. сервер].
- 04.07.2015. - Режим доступа:
https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1 %82 %D0%B8/156775, свободный. - Проверено (31.05.2018).
18. Ирина Яровая представила законопроект о «группах смерти» [электронный ресурс] / Московский комсомолец [информ. сервер]. - 13.02.2017. - Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/2017/02/13/irina- yarovaya-predstavila-zakonoproekt-o-gruppakh-smerti.html, свободный. - Проверено (31.05.2018).
19. Клесов А. А. Телеконференции - новая форма научных коммуникаций / А.А. Клесов // Вестник АН СССР. 1986. №10. - С.56-62.
20. Козер Л. А. Функции социального конфликта // Л. А. Козер Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во Междун. ун-та бизнеса и управления, 1996. - С. 542-546.
21. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа / М. Кузнецов // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы / Под. ред. Н.А. Носова. - М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,1997. - С. 163.
22. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура [электронный ресурс] / socioline.ru[информ. сервер]. - Режим доступа: http://socioline.ru/pages/r-merton-sotsialnaya-teoriya-i-sotsialnaya- struktura, свободный. - Проверено (31.05.2018).
23. Носов Н.А. Психология виртуальных реальностей / Н.А. Носов // Аномалия. 1995. - № 3. - С. 34-37.
24. Носов, Н.А Виртуальные реальности и современный мир / Н.А. Носов.// Труды лаборатории виртуалистики. №3. - М.: Ин-т человека РАН,1997.
- С. 85.
25. Ограничения ВК [электронный ресурс] / Вконтакте [информ. сервер]. - Режим доступа: https://vk.com/page-28894382_49349878, свободный. - Проверено (31.05.2018).
26. Основные этапы развития интернета [электронный ресурс] /
РиаНовости [информ. сервер]. - 30.09.2012. - Режим доступа: https://ria.ru/infografika/20120930/761163384.html, свободный. -
Проверено (31.05.2018).
27. Понятие управление [Электронный ресурс] / Экономическая библиотека [информ. сервер]. - Режим доступа: http://econom-lib.ru/1- 5.php, свободный. - Проверено (31.05.2018).
28. Путин одобрил уголовную ответственность для создателей «групп
смерти» [электронный ресурс] // Политика / Ведомости [информ. сервер]. - 09.03.2017. - Режим доступа:
http://www.vedomosti.ru/politics/news/2017/03/09/680512-putin-odobril- otvetstvennost-grupp-smerti, свободный. - Проверено (31.05.2018).
29. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-ое издание / Дж. Ритцер - СПб.: Питер, 2002. - 343 с.
30. Самоубийство [Электронный ресурс] / Центр СМИ // ВОЗ [информ.
сервер]. - Режим доступа:
http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs398/ru/, свободный. - Проверено (31.05.2018).
31. Самые популярные социальные сети в России 2016 [электронный ресурс] // Выбор редактора / Про СММ [информ. сервер]. - 01.07.2016. - Режим доступа: http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v- rossii-2016/, свободный. - Проверено (31.05.2018).
32. Сергодеев В. А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики / В. А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. №1. - С. 34-40.
33. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. — М.: Прогресс, 1989. — 528 с.
34. Социальные сети в России [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corp.imgsmail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh- setej.pdf, свободный. - Проверено (31.05.2018).
35. Соцсети - окно в мир или виртуальная ловушка? [электронный ресурс]
// Пресс-выпуск №2860 / ВЦИОМ [информ. сервер]. - 23.06.2015. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115294,
свободный. - Проверено (31.05.2018).
36. Тамазян С. Сети социального взаимодействия подростков с девиантным поведением: автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук, Ставрополь, 2011. - 32 с.
37. Теория графов Ф. Харари [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //getfr. no-ip. org/pub/dc/doc/math- prog/PDF/Graph_Theory_Harary.pdf, свободный. - Проверено
(31.05.2018).
38. Тихонов О. Трансформация феномена идентичности в пространстве сети Интернет: автореферат диссертации по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук, Казань 2013. - 38 с.
39. Ткачева Е.Н. Виртуальные организации как новая форма
экономических систем: автореф. дис. канд экон. наук: 08.00.05 / Е.Н. Ткачева; Краснодар. Кубанский гос. ун-т. - Краснодар, 2005. - С. 3-4. - Сведения доступны также по Интернет: http://economy-
lib.com/virtualnye-organizatsii-kak-novaya-forma-ekonomicheskih-sistem, свободный. - Проверено (31.05.2018).
40. Филь М. Социальные сети. Новые технологии управления миром / М. Филь. - М.: Синергия, 2016. - 172 с.
41.Число пользователей Instagram превысило 500 миллионов
[электронный ресурс] /// Социальные сети // Интернет и СМИ / Лента
[информ. сервер]. - 21.06.2016. - Режим доступа:
https://lenta.ru/news/2016/06/21/insta500/, свободный. - Проверено (31.05.2018).
42.Число пользователей Facebook превысило 1,71 миллиарда
[электронный ресурс] // Экономика / Российская газета [информ. сервер]. - 28.07.2016. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/07/28/chislo- polzovatelej-facebook-prevysilo-171-milliarda.html, свободный. -
Проверено (31.05.2018).
43. Что такое симулякр или зачем на самом деле нужен Диснейленд [электронный ресурс] / Theory&Practice [информ. сервер]. - 06.03.2013. - Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/6543-chto-takoe- simulyakr-ili-zachem-na-samom-dele-nuzhen-disneylend, свободный. - Проверено (31.05.2018).
44. Шамсетдинов А.Д. Формирование и управление виртуальными организациями (теоретико-методический аспект): автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Д. Шамсетдинов; Российский гос. Ун-т технологий и предпринимательства. - Москва, 2009. - 30 с.
45. Шадрин, А. Конструирование сетевой организации: Информационно-коммуникативное обеспечение в исследовательских проектах и деятельности профессиональных сообществ /А. Шадрин// Вестник НАУФОР, 1999. №11.- С. 49- 56.
46. Щербина, В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа / В.Н. Щербина.- Бердянск: Бердянский государственный педагогический институт, 2001. - 252 с.
47. Яковлева О. В. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи: анализ основных рисков / О. В. Яковлева // Педагогика. 2012. № 9. - С. 183-188.
48. ARPAnet: начало и конец [электронный ресурс] / Компьюттера
[информ. серевер]. - 03.11.2010. - Режим доступа:
http://old.computerra.ru/vision/574154/, свободный. - Проверено
(31.05.2018).
49. Bezroukov N. Open Source Software Development as a Special Type of Academic Research (Critique of Vulgar Raymondism) // N. Bezroukov / First Monday Journal, 1999, vol 4, № 10; Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research: Grounded Theory Procedures and Techniques. - Newbury Park / A. Strauss. - CA: Sage Publications, 1990.
50. Digital in 2018: world’s internet users pass the 4 billion mark [Электронный ресурс] / We are social [информ. сервер]. - Режим доступа: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018, свободный. - Проверено (31.05.2018).
51. Class and Committees in a Norwegian Island Parish [электронный ресурс].
- Режим доступа: https://pierremerckle.fr/wp-
content/uploads/2012/03/Barnes.pdf JA Barnes, - свободный. - Проверено (31.05.2018).
52. Coliver, S. Striking a balance: Hate Speech, Freedom of Expression, and
Non-Discrimination [Электронный ресурс] - Режим доступа:
www.wcl.american.edu, свободный. - Проверено (31.05.2018).
53. Hiltz SJL, Turoff M. The Network Nation: Human Communication via Computers, (first published in 1978) / SJL Hiltz - Cambridge, MA: MIT Press, 1993. - p. 589.
54. Maag A/ Social Media isn’t Social. Rediscovering the lost art of face-to - face communication / F. Maag. - SparkPress, Arizona, USA. - 2014. P. 196
55. Prodnik, Jernej (2012). "Post-Fordist Communities and Cyberspace, A Critical Approach". In H. Breslow and A. Mousoutzanis (eds.), Cybercultures: Mediations of Community, Culture, Politics. Rodopi: Amsterdam, New York. p. 462.
56. Virtual organizations [Электронный ресурс] / Encyclopedia of Management // Reference for business: [информ. сервер]. - Режим доступа: http://www.referenceforbusiness.com/index.html, свободный. - Проверено (31.05.2018).
57. Virtual Organizations W.M.Gazendam / W.M.Gazendam [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www. bdk. rug. nl/medewerkers/h. w. m. gazendam/WebBDK/Document s/1999/Virtual%20Organization%203.pdf, свободный. - Проверено
(31.05.2018).