Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы педагогического мониторинга сформированности сенсорных эталонов у детей 3-4 лет 6
1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 6
1.2. Проблема развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 9
1.3. Анализ подходов по формированию сенсорных эталонов у детей 3-4 лет 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию сенсорных эталонов у детей 3-4 лет 20
2.1. Модель педагогического мониторинга по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет 20
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет 24
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 32
Актуальность исследования. Согласно ФГОС ДОО обучение и развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [22]. Трудно переоценить значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста, потому что именно данный период наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Чувственно воспринимаемые впечатления составляют большую часть накопленного умственного багажа ребенка.
Актуальность исследования продиктована тем, что сенсорное развитие детей раннего возраста следует воспринимать как фундамент общего интеллектуального развития ребенка, который важен для дальнейшего успешного обучения ребенка. Именно восприятие предметов и явлений окружающего мира являет отправной точкой к познанию. Для того чтобы ребенок мог овладеть знаниями и умениями, от него требуется постоянное внимание к внешним свойствам предметов. Особенно это важно для детей 3-4 лет.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС ДОО к формированию сенсорных эталонов у детей 3-4 лет и существующей практикой формирования сенсорных эталонов в дошкольной образовательной организации. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: какова технология формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
Объектом исследования является процесс формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
Предметом исследования является педагогический мониторинг по формированию сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования: модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, может сделать процесс формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет более эффективным, если:
- созданы специальные педагогические условия для формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет;
- разработаны критерии определения уровня сформированности сенсорных эталонов у детей 3-4 лет;
- разработан проект по формированию сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического мониторинга сформированности сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
2. Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
3. Разработать и реализовать модель педагогического мониторинга по формированию сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
4. Разработать проект по формированию сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, констатирующий этап опытно-поисковой работы – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2017 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.) осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных результатов.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов опытно-поисковой работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, М. Монтессори, Н.Е. Щурковой и др. В научных исследованиях Н.Е. Щурковой, Н.Г. Яковлевой и др. раскрыты методические подходы к организации педагогического мониторинга в дошкольной образовательной организации. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. определили особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте. В исследованиях Е.Н. Лебеденко, М. Монтессори, О.Е. Морозовой и др. представлены методы формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для формирования сенсорных эталонов, которые могут быть использованы воспитателями в ДОУ, а также педагогами дополнительного образования.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети младшей возрастной группы (10 дошкольников).
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования планируется представить перед сокурсниками в процессе защиты курсовой работы.
Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности, связанной с повышением эффективности педагогического содействия формированию сенсорных эталонов детей 3-4 лет, достигаемым посредством разработки диагностического и методического обеспечения деятельности педагога дошкольного учреждения.
Исходя из многогранности определения мониторингового исследования, включенности в данное понятие множества составляющих компонентов, его целевой направленности, можно говорить о полифункциональности педагогического мониторингового исследования как процесса. Изучение особенностей мониторинговых исследований в разных сферах теоретической и практической деятельности дает основание также утверждать, что как инструмент отслеживания и оценки результатов какого-либо процесса педагогический мониторинг обладает комплексом функций, обеспечивающих в единстве достоверность такой оценки.
Освоение эталонных значений проходит в несколько этапов, где первым и очень важным является период раннего возраста. В период первых трех лет обогащается сенсорный опыт посредством сознания, тактильного чувства, зрения, слуха, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета, совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире.
Основная задача формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет – создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени для познания окружающей действительности.
Как показал анализ психолого-педагогических источников, развитие сенсорных эталонов начинается с первых недель жизни ребенка и происходит в течение всего дошкольного возраста, имея поэтапный характер. В младшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать словесную систему ориентировки по основным пространным направлениям: оказываются способными обозначить место, направление и пространственное расположение предметов, используя соответствующие предлоги (в, на, под, над, между) и наречия (влево, вправо, вперед, назад, вверху, внизу, близко, далеко).
Проведенное с его помощью начальное диагностическое обследование детей 3-4 лет позволило констатировать, что дошкольники достаточно успешно ориентируются в вертикальном и фронтальном направлениях, но испытывают затруднения при ориентировке в пространстве в саггитальном направлении, что обусловлено недостаточной сформированностью у них умения различать правую и левую руку. Это актуализировало разработку и реализацию краткосрочного педагогического проекта, направленного на формирование у детей умения различать правую и левую сторону собственного тела в разных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, двигательной). Работу по формированию пространственной ориентировки детей планировалось включать в разные режимные моменты (утренняя гимнастика, прогулка, совместная деятельность).
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Акшонина, А.Я., Васина, Г.В. Развитие сенсорных эталонов у дошкольников / А.Я. Акшонина, Г.В. Васина. – М.: ООО « ИПТК «Логос» ВОС», 2014. – 356 с.
2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер. – М.: АСТ, 2011. – 356 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009. – 474 с.
4. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец. – М.: Академия, 2014. – 98 с.
5. Зельцова, Л.Д. Педагогический мониторинг в дошкольной образовательной организации / Л.Д. Зельцова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 85-88.
6. Казакова, Т.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – С. 26-32.
7. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени / Е.Н. Лебеденко. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 75 с.
8. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 457 с.
9. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. – М.: Карапуз, 2010. – 272 с.
10. Моргачева, И.Н. Ребенок в пространстве. Методическое пособие / И.Н. Моргачева. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 212 с.
11. Морозова, О.Е. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / О.Е. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №5. – С. 54-55.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 412 с.
13. Никольская, А.А. Сенсорное воспитание в детском саду / А.А. Никольская // Дошкольное воспитание. – 2016. – №2. – С. 33-41.
14. Окунева, Г.И. Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников / Г.И. Окунева // Детский сад от а до Я. – 2017. – №4. – С. 41-44.
15. Павлова, И.И. Сенсорное воспитание / И.И. Павлова. – М.: ТЦ сфера, 2014. – 458 с.
16. Парамонова, Л.Г. Сенсорное воспитание дошкольников / Л.Г. Парамонова // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 115-117.
17. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша: развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет / Э.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 115 с.
18. Саккулина, Н.П. Индивидуальные различия в сенсорном развитии и воспитании детей / Н.П. Сакулина // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2 – С. 52-59.
19. Соколова, Е.Н. Развитие сенсорных эталонов у дошкольников / Е.Н. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 52-56.
20. Шарапова, Н.В. Сенсорное воспитание в детском саду / Н.В. Шарапова // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 63-66.
21. Щуркова, Н.Е. Педагогика / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 36 с.
23. Федорова, И.И. Качество дошкольного образования / И.И. Федорова // Менеджмент в образовании. – 2016. – №4. – С. 72-77.
24. Юрчик, Р.О. Педагогический мониторинг в ДОУ / Р.О. Юрчик // педагогика. – 2016. – №3. – С. 45-51.
25. Яковлева, Н.Г. Педагогика и психология / Н.Г. Яковлева. – М.: АСТ, 2014. – 478 с.