Введение 3
1 Роль государства в рыночной экономике 4
2 Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление 8
Заключение 11
Список использованных источников 13
Рыночная система появилась, формируясь, многие тысячелетия, во времена долгосрочного разрушения натурального хозяйства. Сущность всего процесса состояла в том, что происходило перераспределение труда, в то же время хозяйственное и денежное отделение производителей благ.
Несмотря на то, что рынок занимает важнейшее место в удовлетворении человеческих нужд, он не в состоянии разрешить такие глобальные проблемы, как обеспечение безопасности государства, предоставление качественного медицинского обслуживания, необходимого образования, поддержания общественного порядка, функционирования государства и множества других социально и экономически значимых проблем, поддержание стабильности которых нужно каждому члену общества.
Место и роль государства в рыночной экономике России обусловлено необходимостью создания подходящих условий для полной реализации социально значимых функций рынка. Государство влияет на отечественную экономику с помощью финансовых и правовых методов. В первом случае инвестирует и снабжает рынок необходимыми ресурсами, а во втором – устанавливает рамки, которые полностью обеспечивают и делают возможным существование рынка как таковым.
Актуальность проблемы определения границ государственного вмешательства заключается в том, что без государственного регулирования экономика превратилась бы в анархию, где рынок бы не поддавался объективным процессам, что вызвало бы глобальные политические, экономические и социальные перевороты.
Итак, в связи с актуальностью цель настоящей работы изучение роли государства в рыночной экономике и истоков кризисов государственного управления.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть роль государства в рыночной экономике;
охарактеризовать кризисы государственного управления: их причины, последствия, преодоление.
Объектом исследования работы являются кризисы государственного управления, предметом исследования их причины, последствия и пути преодоления.
Методами, применяемыми в исследовании, являются: анализ литературных источников, обобщения, описания, сравнение и др.
Информационной базой для работы является научная литература и публикации по вопросам антикризисного управления.
Политика государства далеко не всегда и не во всем совпадает с интересами бизнесменов, корпораций и даже отдельных отраслей экономики. Американские исследователи А. Флитчер и Б. Росс отмечали, что мировоззрение бизнесменов отличается от взглядов правительственных чиновников. Первые ориентируются на возможности рынка, а вторые, наоборот, вмешиваются в рыночные отношения, пытаясь приспособить их к социально-политическим требованиям общества. Государство может ограничить доступ к рынку, навязать нерыночные стандарты безопасности и качества и нарушить структуру рынка, чтобы перераспределить ресурсы в пользу тех, кто не может их получить. Тем не менее, социальная направленность рыночной экономики всегда должна быть обеспечена целенаправленным вмешательством извне со стороны государственной экономической политики.
Опыт развития экономических систем и эволюция роли государства в этом процессе давно доказали необходимость государственного вмешательства в экономику. Современное функционирование и жизнеспособность экономики стали немыслимыми без активного участия государства. В связи с этим представляется ошибкой минимизация экономической роли государства в современных условиях.
Необходимость государственного вмешательства в функционирование механизма рынка и выполнения государством функции регулирования экономики обусловлены следующими причинами:
наличием сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства;
необходимостью поиска более эффективных способов удовлетворения потребностей всего населения страны в общественных благах;
необходимостью выравнивания внешних эффектов, связанных с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях эффективно решать задачи развития экономики и ее составляющих.
В современном мире институциональные условия не возникают спонтанно, а создаются национальными и региональными структурами власти. Благодаря наличию системы принятия государственный решений, которая противопоставляет друг другу различные институты власти, а нередко и волю народа или нации, современное государство способно обеспечить равновесие между своими интересами и интересами бизнеса.
К основным механизмам государственного управления рынком относятся: налоговая, кредитно-денежная, таможенная, инвестиционная политика; политика в области образования и профессиональной подготовки участников производства; стандартизация, сертификация и т.д. Российское государство обладает огромным потенциалом возможностей по каждому из механизмов государственного управления рынком. Создание общероссийских институциональных условий для организации и управления экономической деятельностью выступает одной из задач государственного управления и координации в современной России.
В свою очередь, кризис государственного управления – это особая форма политической системы общества, органов государственной власти, сопровождающаяся нестабильностью, снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, разбалансированностью политических институтов, обострением политических конфликтов, нарастанием противоречий в обществе.
Сущностными признаками кризиса государственного управления являются следующие: обострение экономических и социальных конфликтов; неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционными методами.
Государственное антикризисное управление – часть общей системы государственного управления, включающая прогнозирование и своевременную диагностику кризисных ситуаций, анализ причин их возникновения, определение первоочередных мер по сдерживанию кризисных явлений, а также разработку комплексной программы по выходу из кризисной ситуации и восстановлению устойчивого экономического роста. Эффективность антикризисного управления зависит от реализации комплексного системного научного подхода к управлению.
В периоды экономических кризисов основная нагрузка и ответственность по обеспечению экономической безопасности страны ложатся на органы государственного управления, так как государственные антикризисные меры лежат в основе выживания и выхода из кризиса. Государственная антикризисная политика направлена на их защиту и предотвращение банкротств и снижения уровня и качества жизни населения, поддержание потребительского и инвестиционного спроса, устранение административных барьеров для предпринимательства.
Таким образом, в периоды кризисов роль государства в управлении экономикой и социальными процессами значительно возрастает. Государство выполняет роль организатора и координатора правовых, финансовых, организационных, управленческих мероприятий, проводимых на всех уровнях, особенно на микроуровне. Государство берет на себя значительную часть расходов по антикризисным мерам, расширяет государственный сектор экономики для выполнения стратегических и социально значимых функций.