Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сформированность готовности к обучению письму у старших дошкольников с ОНР (Специальное дефектологическое образование, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №45667

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы37
Год сдачи2018
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования сформированности готовности к обучению письму старших дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1 Понятие о готовности к обучению письму 6
1.2 Общее недоразвитие речи как сложное речевое расстройство 13
1.3 Особенности готовности к обучению письму у старших дошкольников с общим недоразвитие речи 17
Выводы по 1 главе 21
Глава 2 Экспериментальное измерение сформированности готовности к обучению письму у старших дошкольников с общим недоразвитие речи III уровня. 22
2.1 Организация, цели, задачи и методы исследования 22
2.2 Содержание экспериментального исследования 23
2.3 Анализ результатов исследования 26
Выводы по 2 главе 32
Заключение 34
Список использованных источников 36

На сегодняшний день отмечается рост требований к начальному образованию, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, которые связаны с подготовкой детей дошкольного возраста к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для старших дошкольников с речевыми нарушениями решение этой проблемы имеет особое значение, поскольку оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
В настоящее время многими исследователями отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями в силу огромного количества негативных биологических и социальных причин. Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. При достаточной исследованности и разработке методов коррекции фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема сформированности готовности к обучению письму детей, диагностика и система коррекции остается актуальной.
Целью исследования является изучение сформированности готовности к обучению письму у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
- дать характеристику понятию готовности к обучению письму;
- рассмотреть общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение;
- проанализировать особенности готовности к обучению письму у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
- провести диагностику по выявлению степени сформированности готовности к обучению письму у старших дошкольников;
- проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: степень сформированности готовности к обучению письму у старших дошкольников с общим недоразвитие речи III уровня.
Гипотеза исследования: предполагается, что имеются особенности сформированности готовности к обучению письму у детей с общим недоразвитием речи, в отличие от детей, не имеющих данного нарушения.
Методы и методики исследования:
1. Библиографический (теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования).
2. Констатирующий эксперимент.
3. Математико-статистический (количественный и качественный анализ данных, полученных в результате работы).
3. Интерпретационный (качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов)
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы Н.С. Жуковой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.Р. Шашкиной и др.
Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №155» компенсирующего вида города Барнаула в ноябре 2017 года. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 5-6 лет - 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня и 10 детей с нормальным речевым развитием.
Это исследование демонстрирует важность проблемы сформированности готовности к обучению письму у детей с общим недоразвитием речи, что дает возможность реализовать наиболее дифференцированный подход в целях комплексного коррекционно-педагогического влияния на детей старшего дошкольного возраста с данной речевой патологией для подготовки их к обучению письму.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении и применении совокупности методик, которые направлены на изучение степени готовности к обучению письму детей, имеющих речевые нарушения. Результаты и выводы исследования могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению письму детей 5-6 лет. Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы логопедами для разработки коррекционной работы по формированию готовности к обучению письму у детей старшего дошкольного возраста. Так же полученные результаты можно использовать с целью разработки рекомендаций для родителей.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников информации. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования сформированности готовности к обучению письму детей с общим недоразвитием речи. Во второй главе описывается организация и проведение констатирующего эксперимента, анализируются результаты исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день отмечается рост требований к начальному образованию, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, которые связаны с подготовкой детей дошкольного возраста к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для старших дошкольников с речевыми нарушениями решение этой проблемы имеет особое значение, поскольку оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
В настоящее время многими исследователями отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями в силу огромного количества негативных биологических и социальных причин. Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. При достаточной исследованности и разработке методов коррекции фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема сформированности готовности к обучению письму детей, диагностика и система коррекции остается актуальной.
Целью исследования является изучение сформированности готовности к обучению письму у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
- дать характеристику понятию готовности к обучению письму;
- рассмотреть общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение;
- проанализировать особенности готовности к обучению письму у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
- провести диагностику по выявлению степени сформированности готовности к обучению письму у старших дошкольников;
- проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: степень сформированности готовности к обучению письму у старших дошкольников с общим недоразвитие речи III уровня.
Гипотеза исследования: предполагается, что имеются особенности сформированности готовности к обучению письму у детей с общим недоразвитием речи, в отличие от детей, не имеющих данного нарушения.
Методы и методики исследования:
1. Библиографический (теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования).
2. Констатирующий эксперимент.
3. Математико-статистический (количественный и качественный анализ данных, полученных в результате работы).
3. Интерпретационный (качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов)
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы Н.С. Жуковой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.Р. Шашкиной и др.
Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №155» компенсирующего вида города Барнаула в ноябре 2017 года. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 5-6 лет - 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня и 10 детей с нормальным речевым развитием.
Это исследование демонстрирует важность проблемы сформированности готовности к обучению письму у детей с общим недоразвитием речи, что дает возможность реализовать наиболее дифференцированный подход в целях комплексного коррекционно-педагогического влияния на детей старшего дошкольного возраста с данной речевой патологией для подготовки их к обучению письму.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении и применении совокупности методик, которые направлены на изучение степени готовности к обучению письму детей, имеющих речевые нарушения. Результаты и выводы исследования могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению письму детей 5-6 лет. Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы логопедами для разработки коррекционной работы по формированию готовности к обучению письму у детей старшего дошкольного возраста. Так же полученные результаты можно использовать с целью разработки рекомендаций для родителей.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников информации. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования сформированности готовности к обучению письму детей с общим недоразвитием речи. Во второй главе описывается организация и проведение констатирующего эксперимента, анализируются результаты исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.



1. Безруких, М.М. Обучение письму. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
2. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
3. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2017. - 288 с.
4. Журова, Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. Дидактические материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
5. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.: Владос, 2012. - 298 с.
6. Китик, Е.Е. Основы логопедии. - М.: Флинта, 2014 - 196 с.
7. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2012. – 680 с.
8. Маталыгина, О.А. Основы педиатрии и гигиены: Учебник для гуманитарных вузов. Стандарт третьего поколения / О.А. Маталыгина, Е.М. Булатова. - СПб.: Питер, 2015. - 368 с.
9. Мелешко, Д.В. Особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. – №1. - С. 273-274.
10. Поливара, З.В. Нейролингвистические основы нарушения речи. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2015. - 176 с.
11. Соловьева, Л.Г. Логопедия / Л.Г. Соловьева, Г.Н. Градова. - М.: Юрайт, 2016. - 210 с.
12. Филипович, Е.И. Лекции по дисциплине «Методика развития речи (специальная)». - М.: НОЧУ ВПО «МСГИ», 2014. - 18 с.
13. Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2017. - 608 с.
14. Филичева, Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева, Т.В. Туманова. - М.: Издательство В. Секачев, 2016. - 196 с.
15. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2014. - 348 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ