Есть приложение.
Введение 3
1 Характеристика старшего подросткового возраста 5
2 Коллектив как средство развития подростка 10
3 Из опыта развития личности подростков исследования особенностей воздействия коллектива на личность подростков в МАОУ «Средняя школа №3» г. Красноуфимска 19
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение 1 33
Проблема личностного развития детей и подростков в различных условиях социализации является актуальной областью современных психолого-педагогических исследований. Взросление современной молодежи происходит в сложных условиях нестабильности института семьи и размытости моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности. Сегодня все чаще возникают ситуации неопределенности, где привитые социальные нормы, стереотипы поведения и выученные социальные роли не срабатывают и т.п. Данная ситуация обостряется тем, что в период перехода от детства к взрослости молодыми людьми переживается кризис, сопряженный с качественными изменениями и порой «тектоническими сдвигами» в личности.
Однако результаты современных исследований говорят о том, что именно под влиянием и контролем самой личности происходит формирование и функционирование психических функций и поведения, которые принадлежат человеку и обслуживают реализацию мотивов и задач, преследуемых им в своей жизни. Благодаря личностной регуляции (через собственные мотивы, смыслы, ценности, цели, психологический возраст) происходит преодоление любых внешних и внутренних условий, обретается полная свобода от них. В итоге человек поднимается на высший уровень саморегуляции – на уровень самодетерминации, при котором «предметом осознанного произвольного регулирования выступают регуляторные механизмы, заложенные в индивидуальной психике.
В связи с этим проблема исследования связана с необходимостью изучения индивидуальных различий, соотношения внутреннего (личностной саморегуляции и самодетерминации) и внешнего (условия социализации) мира подростков, выявление факторов, которые способствуют или не способствуют становлению самодетерминируемой, автономной личности с актуализацией личностных ресурсов. Это будет способствовать оптимизации психолого-педагогической работы с данной категорией молодых людей, что в свою очередь, позволит им самим перейти от задач просто адаптации и выживания в социуме к задачам самореализации и жизнетворчества.
Объектом исследования является развитие личности старших подростков.
Предмет исследования – коллектив как средство личностного развития старших подростков.
Цель исследования заключается в анализе особенностей развития личности старших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику старшему подростковому возрасту;
охарактеризовать коллектив как средство развития личности подростка;
изучить развитие личности подростка в коллективе в МАОУ «Средняя школа №3» г. Красноуфимска и разработать рекомендации для педагогов школы по личностному развитию подростков и из социализации в подростковом коллективе.
Теоретическую базу исследования образуют труды таких авторов, как Ф.К. Зиннуров, Д.А. Кураева, С.Б. Майборода, В.Д. Менделевич и др.
В качестве методов исследования использовались изучение психолого-педагогической литературы, описание, сравнение, анализ и синтез, а также диагностические методики Г. Айзенка, А. Басса и Д. Арки, а также В.В. Синявского и В.А. Федорошина.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Основанным новообразованием подросткового возраста, временные границы которого очерчиваются 10 и 15 годами, является переход на новый уровень самосознания, выражающийся в открытии своего внутреннего мира и потребности подростка познать себя как личность
К одной из основных психологических потребностей подростка выступает стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Более того, подростки острее других чувствуют происходящие в обществе изменения, поэтому среди данной возрастной группы ярче проявляются социальные патологии. Причин этому достаточно: социальное неблагополучие, жестокость и недостаточность внимания со стороны родителей, неумении организовать свой досуг, низкий уровень дохода, потеря нравственных и социальных ориентиров.
Наличие социальных патологий мешают процессу социализации, ухудшают результаты становления личности подростка. В результате в подростковом возрасте ребенку приходится преодолевать многие трудности в общении, и, прежде всего, – со сверстниками. Здесь, в ситуациях формального равенства, дети сталкиваются с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения сверстников, с разной волей и отличным чувством личности.
Сказанное обусловливает необходимость активной работы педагогов школы по формированию и развитию детских коллективов как их объединений на основе общности интересов и потребностей, как среды жизнедеятельности, необходимой для самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
Практический анализ процесса развития личности старших подростков и подросткового коллектива осуществлялся на базе 9 «Б» класса МАОУ «Средняя школа №3» г. Красноуфимска.
Анализ жизнедеятельности классного сообщества свидетельствует о правильности выбранных целевых ориентиров и способов их реализации касательно учебной деятельности. Так, о высоком уровне развития познавательных интересов учащихся класса свидетельствует посещение ими предметных факультативов (65%) и различных кружков, секций, клубов (50 %). По итогам 1 полугодия 2017-2018 учебного года в классе 100% успеваемость, качество знаний составляет 72%. Среди учеников класса есть участники, победители и призеры районных и региональных олимпиад, а также спортивных соревнований. Определенные результаты достигнуты и в сплочении коллектива. По мнению учащихся и учителей, в классе налажен хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества. Проведенные социометрические исследования показали, что в классе нет «отверженных», и у всех ребят существует свой круг общения. Наличие положительных лидеров обеспечивает высокий уровень самоуправленческой деятельности в классе, что проявляется в самостоятельности учащихся при планировании, организации и анализе мероприятий. Особенно важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентацией, которые существенно влияют на общественное мнение в коллективе. В классе считается престижным хорошо учиться, уметь дружить, творчески подходить ко всем делам.
Неформальным положительным лидером класса можно назвать Тимашева Артема. При этом его лидерство проявляется не только во внеурочное время (на переменах, после занятий), но и в подготовке культурных мероприятий класса, в учебной деятельности, в помощи классному руководителю и учителям-предметникам.
Для более активного участия педагогов и психологов в процессах личностного развития подростков и их социализации в школьном коллективе нами был предложен ряд рекомендаций, позволяющих педагогам и психологам школы воздействовать как на родителей, так и на самих подростков в целях оптимизации процессов социализации последних.
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 364 с.
3. Бозина, И.Г. Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения: автореф. уч. ст. к. пед. н. / И.Г. Бозина. – Кемерово, 2007. – 23 с.
4. Валеева, Ж.С. Психолого-педагогические особенности развития социально-неадаптированной личности подростка в условиях досуга / Ж.С. Валеева // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 303 (октябрь). – С. 186-190.
5. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. Психология личности / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Пед. общество России, 2013. – 512 с.
7. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2015. – 317 с.
8. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие / И.Н. Емельянова. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2015. – 216 с.
9. Зиннуров, Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях XXI века: монография / Ф.К. Зиннуров. − Казань: Центр инновац. технологий, 2014. − 403 с.
10. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебное пособие / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. − М.: ВЛАДОС, 2013. – 285 с.
11. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорфф-Сысоева. – М.: Проспект,2013. – 488 с.
12. Кукушкина, И.В. Формирование социальной компетенции подростков в детском общественном объединении / И.В. Кукушкина. – Тольятти, 2016. – 120 с.
13. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2011. – 260 с.
14. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы – М.: Академия, 2006. – 206 с.
15. Майборода, С.Б. Моделирование условий формирования учебных интересов трудных подростков / С.Б. Майборода // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2011. – № 2. – С. 41-45.
16. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в 8 томах (том 3) / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1984. – 512 с.
17. Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2012. – 304 с.
18. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебние для студ. пед. Вузов / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2015. – 200 с.
19. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 608 с.
20. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. – 656 с.
21. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2015. – 576 с.
22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2014. – 349 с.
23. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М.: Академия, 2014. – 326 с.
24. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 554 с.