ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА)
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования инструментов предупреждения и разрешения экономических конфликтов в международных организациях 13
§1. Понятие и сущность международных экономических конфликтов 13
§2. Особенности деятельности по регулированию экономических конфликтов на международной арене 27
Глава II. Инструменты предупреждения и разрешения экономических конфликтов в международных организациях 39
§1. Организационные механизмы предупреждения и разрешения экономических конфликтов в международных организациях 39
§2. Правовые механизмы предупреждения и разрешения экономических конфликтов в международных организациях 57
Глава III. Сравнительный анализ опыта международных организаций в регулировании конфликтов 71
§1. Практическое применение инструментов предупреждения при регулировании конфликтов в международных экономических организациях 71
§2. Опыт разрешения экономических конфликтов в международных организациях 84
Заключение 96
Список использованной литературы 104
Приложения
Актуальность темы исследования. Конфликты в сфере экономики - это постоянные явления, которые имеют тенденцию к увеличению. Все растущее экономическое взаимодействие государств приводит к их сильной взаимозависимости друг от друга. В случае возникновения каких-либо противоречий, которые впоследствии перерастут в конфликт, его негативные последствия могут сказаться как на всем мировом сообществе, так и на экономике отдельно взятой страны.
В связи с большим количеством экономических конфликтов на международной арене, а также с масштабными губительными последствиями, которые они несут для экономики макро и микроуровня, представляется необходимым изучение тех инструментов, которые призваны предупредить конфликты данного вида, а в некоторых случаях и разрешить уже возникшие противоречия.
Большое значение в указанных процессах, на наш взгляд, имеют международные экономические организации, которые распространяют свое влияние на огромные территории: отдельные страны, целые континенты. В своем арсенале данные организации, кроме масштабного влияния, имеют особые механизмы, которые способны урегулировать конфликты, также прописаны в определенных нормативно-правовых актах. Таким образом, можно говорить о некоем правовом регулировании экономических конфликтов.
Опора на правовую базу международных организаций при регулировании экономических конфликтов, на наш взгляд, представляется более эффективной. Во-первых, правовые нормы зафиксированы в специальных документах, которые были составлены компетентными специалистами в экономической сфере. Во-вторых, в данных документах четко прописаны этапы и способы применения тех или иных инструментов предупреждения и разрешения, что делает этот процесс более организованным и эффективным. Безусловно, правовые основы регулирования конфликтов не могут функционировать без организационного механизма.
Вместе с тем, необходимо провести анализ эффективности деятельности применяемых для урегулирования конфликтов инструментов, используемых в различных международных экономических организациях.
Также можно рассмотреть такой аспект как возможность применения описываемых инструментов на уровне отдельной организации на территории России.
Степень научной разработанности темы.
К анализу данной тематики исследователи подходили постепенно. Сначала возникли учения об экономике.
Далее стали распространяться учения о межгосударственном сотрудничестве, в котором имело место рассмотрение конфликтогенных аспектов. Позже, во второй половине XX века, появились работы, которые были посвящены международным экономическим конфликтам. Затем получило свое разветвление исследование правового регулирования данного вида конфликтов, изучение конкретных механизмов, а также анализ деятельности международных организаций.
Первые экономические труды были созданы в VII-IV вв. до н. э. Это древнекитайское произведение «Гуан-Цзи», древнеиндийский трактат «Артхашастра», древнеегипетские вопросы управления, зафиксированные в «Поучениях» .
Экономическая теория как наука имела свои истоки в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля. В Средневековье изучением экономических основ занимался Фома Аквинский .
Позже экономическое учение развивалось в рамках отдельных школ. В XVI-XVII веках получил развитие меркантелизм (А. де Монкретьен, Т. Мэн, Ж. Б. Кольбер). После в XVIII веке сформировалось течение физиократов (Ф. Кенэ и А. Тюгро). Классическая политическая экономия активно развивалась в конце XVIII века - 30-х гг. XIX века (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, Д. Рикардо, Т. Мальтус и Дж. С. Милль ).
Во второй половине XIX - XX веках широкую популярность приобрел марксизм. Учения К. Маркса и Ф. Энгельса охватывали широкий спектр общественных явлений, основу же их теории составляли экономические отношения и конфликты, которые возникали на этой почве .
В середине XIX в. возникает и получает распространение маржинализм (К. Менгер, Джевонс, Л. Вальрас). В конце XIX - начале XXI века развивается неоклассическая экономическая теория (А. Маршал, А. Пигун). В XX - начале XXI веков оформляется кейнсианство (Дж. Кейнса). Параллельно развиваются такие школы как институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт) и монетаристская школа (М. Фридман ).
Представителями российской экономической мысли были И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, П.И. Рычков, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.И. Тургенев, Н.Г. Чернышевский, Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте, Г.В. Плеханова, М.И. Туган-Барановского, В.И. Ленина .
Экономическая мысль начала XX в. представлена взглядами двух выдающихся ученых А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева .
Все указанные исследователи в той или иной степени касались темы экономических конфликтов. Некоторые из них уделяли особое внимание изучению причин подобных конфликтов, разрабатывали способы их предотвращения. Например, Т. Веблен, Л.А. Козер, Ф. Эджворт .
Во II половине XX века изучение экономических конфликтов развивалось в рамках теории игр, в работах Дж. Фон Неймана, О. Моргенштерна .
В данной работе было уделено особенное внимание работам таких исследователей как Н.В. Абдуллаев, В.С. Загашвили, А.С. Кондрашенко, Ю.А. Куликов, Д.В. Манушин, Е.А. Недобега, А.А. Суэтин, Е.А. Терешина, Е.В. Тимачева , которые рассматривали сущность экономических конфликтов, и в целом развивали направление экономической конфликтологии, уделяя также внимание рассмотрению международных экономических конфликтов.
Специфические аспекты данной темы, например, экономическое сотрудничество, влияние конфликтов на развитие государства или способы прогнозирования описаны в исследованиях Д.Д. Гладковой, В.В. Каргиновой, В.Н. Кишенина, А.Г. Олейнова, Д.А. Перевощиковой, К.И. Поликарпова, Н.И. Протопоповой, А.С. Семченкова, Д.С. Суровой, Д.Г. Тимофеева .
Изучение международных экономических конфликтов невозможно без опоры на знания, полученные в рамках изучения международных отношений. Здесь можно выделить труды философов Нового времени Гуго Гроция и Шарля Иринэ де Сен-Пьера, которые в своих работах «О праве войны и мира» и «Вечный мир» соответственно рассматривали вопросы международного права, пытались выработать свои методы урегулирования международных конфликтов.
Свои взгляды на суть международных конфликтов и причины их возникновения сформировал норвежский социолог и математик Й. Галтунг .
При изучении данной проблемы автор также обращался к зарубежным журналам, таким как «Journal of Conflict Resolution» и «Journal of Peace Research» . На страницах данных журналов авторы рассматривают теоретические аспекты, описывают конкретные конфликты и т.п.
В связи с тем, что международные экономические конфликты являются негативным явлением, уделяется внимание вопросам их регулирования. Поэтому представляют интерес работы таких исследователей как П. Темаат, Г. Шварценбергер, Е.-У. Петерсман , которые рассматривали вопросы правового урегулирования подобных конфликтов.
Среди работ отечественных исследователей по данному аспекту темы можно отметить труды Г.Е. Бувайлика, М.М. Богуславского, Г.М. Вельяминова .
Также представляют интерес работы, которые посвящены изучению международных организаций как субъектов мировой экономики. В рамках данной темы можно указать таких зарубежных исследователей, как А. Бьюкенен и Р. Кеохейн, Ж.-М. Куако, П. де Сенарклена .
Способы, механизмы, инструменты регулирования экономических конфликтов, в том числе и при участии международных организаций изучают такие отечественные исследователи как Н.В. Абдуллаев, И.А. Василенко, А.А. Гончаров, Э.Е. Гордова, С.Ю. Казаченок, З.А. Саидов .
Автор обращался и к трудам зарубежных исследователей, в их числе Ф. БенБрахим, Э. Гартцке, Д. Линотт, П.Ф. Мейер .
В процессе написания работы, при анализе литературы, нами было обнаружено то, что работ, которые были посвящены сравнительному изучению практики разрешения экономических конфликтов в международных организациях, было очень мало. Можно сказать, что подобных работ практически нет. Поэтому, на наш взгляд, было бы интересно рассмотреть данную тематику.
Объект исследования - международные экономические конфликты.
Предмет исследования - инструменты предупреждения и разрешения экономических конфликтов в международных организациях.
Цель - выявить степень эффективности применения инструментов предупреждения и разрешения экономических конфликтов, которые используются в практике международных организаций.
Задачи исследования:
1. определить основные теоретико-методологические подходы к исследованию сущности экономических конфликтов;
2. изучить теоретические основания осуществления деятельности по предупреждению и разрешению экономических конфликтов, в том числе в рамках международных организаций;
3. описать организационно-правовые инструменты предупреждения и разрешения экономических конфликтов, используемых международными организациями;
4. провести сравнительный анализ опыта международных организаций по использованию инструментов предупреждения и разрешения экономических конфликтов;
5. на примере регулирования конкретных экономических конфликтов определить степень эффективности инструментов предупреждения и разрешения, применяемых международными организациями;
6. выработать рекомендации относительно приемлемости использования и заимствования опыта международных организаций по регулированию экономических конфликтов для осуществления данного процесса на уровне отдельных организаций на территории России.
Научная новизна и самостоятельность выпускной квалификационной работы заключается в том, что, во-первых, были получены и описаны результаты проведенного сравнительного анализа эффективности применения инструментов предупреждения и разрешения экономических конфликтов в различных международных организациях, а именно Европейском союзе (ЕС) и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Во-вторых, на основании полученных результатов даны авторские рекомендации относительно приемлемости использования и заимствования зарубежного международного опыта регулирования экономических конфликтов применительно к организациям на территории России.
В выпускной квалификационной работе автором были использованы следующие методы исследования: структурно-функциональный подход, институциональный подход, сравнительный анализ, нормативно-правовой метод, традиционный анализ документов, кейс-стади, а также общелогические методы (синтез, индукция, дедукция).
Структурно-функциональный подход позволил проанализировать основополагающие структурные элементы экономического конфликта, выявить основные элементы и функции международных организаций, отвечающих за работу в области регулирования экономических конфликтов.
Институциональный подход помог оценить эффективность и дееспособность рассматриваемых международных организаций, призванных предупреждать и разрешать экономические конфликты. Вместе со структурно-функциональным подходом они и составили методологическую рамку данного исследования.
Сравнительный анализ позволил выявить современное состояние международных организаций, степень эффективности их деятельности, сопоставить нормативно-правовые и организационные инструменты в области регулирования экономических конфликтов с целью выработки рекомендаций для возможности заимствований на уровне организации.
Нормативно-правовой метод применялся в работе с документами, регламентирующими механизмы, способы, порядок регулирования экономических конфликтов.
Традиционный анализ документов был необходим при работе с источниками, к которым относятся научные статьи в журналах, монографии, диссертации. Благодаря этому методу из всего многообразия информации автор смогла получить данные, необходимые именно для исследования.
Методика кейс-стади использовалась автором при рассмотрении конкретных проблемных случаев по урегулированию конфликтов в экономической сфере в международных организациях.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут применяться для анализа эффективности тех или иных инструментов предупреждения и разрешения экономических конфликтов, в разработке поправок в имеющуюся нормативно-правовую базу международных организаций, в обосновании целесообразности заимствования зарубежного международного опыта регулирования на уровне отдельных организаций.
Результаты могут использоваться при преподавании следующих университетских курсов: технологии регулирования конфликтов, конфликтология международных отношений, международные экономические отношения, экономическая конфликтология, экономическая безопасность.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, состоящих из двух равноценных параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе автором были рассмотрены теоретико¬методологические основы исследования сущности экономических конфликтов, в том числе на международной арене. А также рассмотрены разные точки зрения относительно способов, механизмов урегулирования подобного рода конфликтов, в том числе роль международных организаций.
Вторая глава работы посвящена выявлению и анализу тех инструментов воздействия на конфликты, которые используют в своей практике международные организации для предупреждения и разрешения противоречий.
Содержание третьей главы состоит из сравнительного анализа нормативно-правовой практики, конкретных инструментов, опыта их применения в процессе предупреждения и разрешения экономических конфликтов в международных организациях.
В заключение работы нам хотелось бы отметить, что конфликты в сфере экономики - это постоянные явления. Государства на международной арене осуществляют тесное взаимодействие, а имеющиеся существенные различия в интересах могут привести к возникновению конфликтов. Негативные последствия их могут сказаться как на всем мировом сообществе, так и на экономике отдельно взятой страны. Поэтому, на наш взгляд, изучение инструментов, с помощью которых их можно было бы предупредить и разрешить, является весьма актуальным и необходимым.
Большое значение в указанных процессах, на наш взгляд, имеют международные организации. В своем арсенале данные организации имеют особые механизмы, которые способны урегулировать конфликты.
При изучении теоретико-методологических основ исследования сущности экономических конфликтов нами были рассмотрены определения. Особенностью рассмотренных определений является то, что исследователи определяют международный экономический конфликт как осознанные отношения между государствами.
В дополнение, нами было выявлено, что большинство исследователей основную причину подобных конфликтов видят в противоположных интересах субъектов международных отношений.
Также в ходе исследования материалов нами было выявлено, что работ, которые были бы посвящены изучению инструментов предупреждения и разрешения конфликтов, очень мало.
В данной работе для раскрытия темы были рассмотрены организационно-правовые инструменты предупреждения и разрешения конфликтов в таких международных организациях как Европейский союз (ЕС) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
ЕС, ЕАЭС были выбраны нами для исследования в виду некоторых причин. Перечисляя их можно отметить различия в целях функционирования, структурной организации, в составе и количестве участников, в длительности срока существования.
Но также существуют похожие аспекты в функционировании выбранных организаций. К примеру, обе международные организации нацелены на укрепление экономической безопасности . Обе организации строились на интеграционных принципах свободы, демократии, рыночных законах. Также выполнили необходимые фазы интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, общий внутренний рынок, экономический союз .
Рассматривая каждую организацию, были определены следующие конкретные инструменты. Во-первых, договоры, в которых закреплены определенные правила и принципы, на основе которых страны-участницы должны осуществлять свою деятельность.
Во-вторых, это различные структурно-организационные единицы: комиссии, комитеты, рабочие группы, осуществляющие конкретные виды деятельности, которые как напрямую, так и в перспективе могут предупредить или разрешить конфликт.
В-третьих, это различного рода соглашения, договоры, планы, которые вырабатываются впоследствии работы выше указанных комитетов.
В-четвертых, основным инструментом правового характера разрешения конфликтов являются судебные инстанции.
В процессе изучения Европейского союза нами были определены следующие организационно-правовые инструменты предупреждения и разрешения экономических конфликтов: Договор о Европейском Союзе , Европейский совет, Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский парламент, Суд Европейского союза.
В структуре Евразийского экономического союза в качестве инструментов предупреждения и разрешения конфликтов организационно-правового характера предусмотрены: Договор о Евразийском экономическом союзе , Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза.
Было выявлено, что организационные механизмы скорее способствуют предупреждению и недопущению конфликтов на международной арене, а правовые призваны разрешать уже возникшие экономические споры.
Для демонстрации практического применения описанных инструментов нами были рассмотрены кейсы, которые в своей сущности основаны на экономических противоречиях сторон.
Автором были выбраны два кейса, которые можно рассматривать с точки зрения того, что были применены инструменты предупреждения конфликтов. Во-первых, это выход Великобритании из ЕС, так называемый брекзит, во-вторых, присоединение Молдавии к ЕАЭС в качестве страны- наблюдателя.
С одной стороны, брекзит можно считать как уже сложившуюся конфликтную ситуацию между Великобританией и ЕС. Но автор решил рассмотреть данную ситуацию под другим углом: выход из ЕС как способ предупредить конфликты, более серьезные и значимые именно для Англии, в том числе экономические.
К числу возможных положительных изменений, на наш взгляд, можно отнести увеличение самостоятельности в принятии стратегически важных для Великобритании решений. Во-вторых, развитие экономики с максимальной выгодой для себя. В-третьих, решение миграционной проблемы.
Отвечая на вопрос о том, какой инструмент предупреждения конфликтов был применен в рамках данного кейса, следует сказать о таком механизме, который был выделен нами как договор, а именно Договор о Европейском Союзе .
Следующий рассмотренной нами кейс связан с деятельностью ЕАЭС. В качестве примера, который можно трактовать как предупреждение конфликтов, был исследована ситуация присоединения Молдавии к ЕАЭС, где также был использован договорной инструмент.
В качестве положительных тенденций, которые в перспективе могут предупредить те или иные конфликты, нами были выделены следующие: улучшение экономической обстановки, обретение опоры в решении социальных проблем, возможное преодоление конфликта с Преднестровьем.
Также, по мнению автора, представляется интересным то обстоятельство, что Молдавия вступила в ЕЭАС как страна-наблюдатель. Данный факт, можно рассматривать, на наш взгляд, также как способ предупредить конфликты, но уже Молдавии с ЕС. Так как на сегодняшний день Молдавия имеет подписанное соглашение об ассоциации с ней.
В принципе, по мнению автора, трудно сказать, что тот или иной конфликт был предупрежден. Так как представляется весьма сложным точное определение развития тех или иных имеющихся противоречий. Они могут и исчерпать себя за короткий промежуток времени, и привести к масштабным конфликтам.
Описанные кейсы были выбраны, во-первых, вследствие того, что произошли недавно: референдум о выходе из ЕС в Великобритании в 2016 году, а присоединение Молдавии к ЕАЭС в 2017 году. Во-вторых, по причине того, что в обоих кейсах в качестве инструмента предупреждения конфликтов выступает применение положений Договора, определяющего деятельность международных организаций.
В рамках изучения процесса разрешения конфликтов нами были рассмотрены кейсы, демонстрирующие деятельность Суда ЕС и Суда ЕАЭС.
В качестве примера, демонстрирующего практическую деятельность Суда ЕС, нами было выбрано Дело C-458/14, в котором итальянская туристическая компания Promoimpresa 3 октября 2014 года подала иск на местные органы власти Ломбардии Consorzio dei Comuni della Sponda Bresciana del Lago di Garda e del Lago di Idro (Консорциум)1. Суть конфликта заключалась в соотношении местного итальянского законодательства и правовых документов, принятых в рамках ЕС, ратифицированных Италией, относительно продления права пользования прибрежной территорий в предпринимательских целях .
Пятая палата Суда ЕС от 14 июля 2016 года в отношении Дела C-458/14 приняла решение, согласно которому Promoimpresa выиграла иск, поданный против местных органов власти Ломбардии Consorzio dei Comuni della Sponda Bresciana del Lago di Garda e del Lago di Idro.
Следующий кейс разрешения экономического конфликта в рамках международной организации связан с деятельностью Суда ЕАЭС.
В качестве сторон конфликта следует выделить Закрытое акционерное общество «Дженерал Фрейт» и Евразийская экономическая комиссия. Суть конфликта заключается в том, что ЗАО «Дженерал Фрейт» обратилось в Суд ЕАЭС с заявлением о признании решения ЕЭК от 18 июля 2014 года № 117 «О классификации холодильной машины «чиллер» по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Евразийского экономического союза .
В ходе судебного процесса ЕЭК заявила, что считает доводы истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В решении от 4 апреля 2016 года Коллегия Суда в удовлетворении иска было отказано .
Также, на наш взгляд, значительным положительным моментом в процессе судебного разбирательства является привлечение компетентных специалистов. То есть разрешение спора осуществляется не строго в правовой плоскости, а с применением знаний в конкретной сфере, в данном случае холодильные установки.
Описанные кейсы были выбраны нами по следующим причинам. Во- первых, причины конфликтов отчасти носят экономический характер. Во- вторых, в качестве сторон выступают частное предприятие и вышестоящая, властная структура.
В процессе анализа кейсов нами была выделена структура рассмотрения конфликта, которая очень схожа в обоих Судах.
Отчетливо можно выделить такие элементы как ознакомление с обстоятельствами дела: описываются стороны, причины конфликта, а также были или не были предприняты попытки урегулирования.
Также большое внимание уделяется анализу правовых рамок ситуации. Судьями предпринимаются попытки анализа соотношения статей правовых документов, для того, чтобы вынести окончательное справедливое решение.
В конце дается пояснение выводов Суда, а также фиксация окончательно принятого решения.
Структурированность процесса разрешения конфликтов, детальный анализ нормативно-правовой базы, на наш взгляд, позволяет обеспечить принятие объективного, справедливого решения.
Если рассматривать критерий эффективности применения инструментов предупреждения и разрешения экономических конфликтов в международных организациях, то трудно дать однозначную оценку.
Во-первых, практически невозможно точно определить какие именно конфликты удалось предупредить, используя тот или иной инструмент. В связи с этим трудно судить об эффективности организационных инструментов предупреждения конфликтов. Но количество их гораздо больше, это и договоры, и различные комиссии, комитеты. Поэтому нельзя не отметить их значение в обеспечении бесконфликтного функционирования организаций.
Во-вторых, многое зависит от конкретных участников конфликтных отношений, от их осознания проблемы и готовности её разрешить.
Однако на основе кейсов можно судить о том, что такой правовой инструмент разрешения конфликтов как Суд является весьма эффективным. Оба рассмотренных конфликта были урегулированы с помощью него, и довольно в короткие сроки.
На основе рассмотренных инструментов предупреждения и разрешения конфликтов в международных организациях, нами была произведена попытка выработки рекомендаций относительно приемлемости заимствования международного опыта для урегулирования конфликтов, возникающих на территории отдельных российских предприятий.
Во-первых, возможно изучение опыта составления договоров, которые определяют как сущность организации, так и механизмы взаимодействия с другими организациями. В подобных документах могут быть указаны конкретные методы разрешения конфликтов, также описаны различные структурные подразделения, которые в процессе осуществления своих функций должны способствовать предупреждению конфликтов.
Во-вторых, в продолжение указанного тезиса, на наш взгляд, уделить особое внимание построению адекватной структуры организации. В ЕС и ЕАЭС существуют специализированные комитеты и комиссии, которые отвечают за определенный круг вопросов. Конструктивное разделение обязанностей между отделами в перспективе должно способствовать бесконфликтным взаимоотношениям.
В-третьих, на примере Европейской комиссии, которая регулирует повседневную деятельность ЕС, по мнению автора, на предприятиях уместно создание специального отдела, который будет осуществлять некий контроль над деятельностью работников, а именно нет ли между ними противоречий, нет ли недопонимания с партнерами. Или подобный орган мог бы носить временный характер, к примеру, собираться несколько раз в месяц и обговаривать существующую ситуацию на предприятии.
В-четвертых, в качестве рекомендации нам хотелось выделить необходимость глубоко правого анализа сложившихся и складывающихся отношений как внутри организации, так и вне её. На примере деятельности Судов ЕС и ЕАЭС можно сказать, что отсутствие той или иной информации в правовой плоскости может привести к конфликтам. Именно анализ нормативно-правовых актов позволил Судам вынести объективное решение.
Обобщая изложенный материал, на наш взгляд, уместно рассматривать инструменты предупреждения и разрешения экономических конфликтов в международных организациях как довольно эффективные. Однако стоит уделять значительное внимание причинам, пришедшим к возникновению конфликтов, для адекватного выбора того или иного инструмента.
Также можно рассматривать деятельность международных организаций, а именно ЕС и ЕАЭС, в процессе урегулирования конфликтов в качестве примера для заимствования опыта в данной сфере. Особенности функционирования данных организации с учетом специфики конкретных российских предприятий можно применить в их практической деятельности.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eaeunion.org, свободный. - Проверено 31.05.2018.
2. Особое мнение судьи Чайки К.Л. (дело № СЕ-1-2/2-16-АП) от 23 июня 2016 года.
3. Постановление Евразийского экономического суда от 21 января 2016 года.
4. Постановление Евразийского экономического суда от 24 мая 2016 года.
5. Постановление Евразийского экономического суда от 25 апреля 2016 года.
6. Резюме по делам № СЕ-1-2/2-16-КС и № СЕ-1-2/2-16-АП (ЗАО «Дженерал Фрейт»)
7. Решение Евразийского экономического суда от 21 июня 2016 года.
8. Решение Евразийского экономического суда от 4 апреля 2016 года.
9. Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/2540400/, свободный. - Проверено 31.05.2018.
10. Treaty on European Union [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/teu,свободный. - Проверено 31.05.2018.
11. Judgment of the Court (Fifth Chamber) [Электронный ресурс] /
CURIA. - Режим доступа:
http://curia.europa. eu/juris/document/document.j sfjsessionid=9ea7d0f130de 1 de7d 38bd21f4701, свободный. - Проверено 31.05.2018.
12. Judgment of the Court (Fifth Chamber) of 14 July 2016 (requests for a
preliminary ruling from the Tribunale amministrativo regionale per la Lombardia and the Tribunale amministrativo regionale per la Sardegna — Italy) — Promoimpresa srl (Case C 458/14) v Consorzio dei comuni della Sponda Bresciana del Lago di Garda e del Lago di Idro, Regione Lombardia and Mario Melis and Others (C 67/15) v Comune di Loiri Porto San Paolo, Provincia di Olbia Tempio [Электронный ресурс] / CURIA. - Режим доступа:
http://curia.europa. eu/juris/document/document.j sf;jsessionid=9ea7d0f130de 1 de7d 38bd21f47018890e, свободный. - Проверено 31.05.2018.
13. Opinion of Advocate General Szpunar delivered on 25 February 2016 (1) [Электронный ресурс] / CURIA. - Режим доступа: http://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf;jsessionid=9ea7, свободный. - Проверено 31.05.2018.
14. Request for a preliminary ruling from the Tribunale Amministrativo Regionale per la Lombardia (Italy) lodged on 3 October 2014 — Promoimpresa srl v Consorzio dei Comuni della Sponda Bresciana del Lago di Garda e del Lago di Idro, Regione Lombardia [Электронный ресурс] / CURIA. - Режим доступа: http://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf;jsessionid, свободный. - Проверено 31.05.2018.
15. Requests for a preliminary ruling from the Tribunale amministrativo
regionale per la Lombardia and the Tribunale amministrativo regionale per la Sardegna [Электронный ресурс] / CURIA. - Режим доступа:
http://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf;jsessionid=9ea7d0f130de, свободный. - Проверено 31.05.2018.
Печатные издания
1. Абдуллаев Н.В. Конфликты в экономике: теория и методология анализа: дис. ... канд.экон.наук: 08.00.01. - Санкт-Петербург, 2006. 185 с.
2. Абдуллаев Н.В. Практика разрешения международных экономических конфликтов // Конфликтология. 2013. Т. 4. С. 127-137.
3. Абдуллаев Н.В. Специфика ведения экономической войны // Власть. 2014. № 10. С. 72-78.
4. Асон Т.А., Басова А.Г. Последствия выхода Англии из ЕС для обеих сторон // European Science. 2016. № 12 (22). С. 27-33.
5. Бабынина Л.О. Значение Brexit для Европейского Союза // Современная Европа. 2016. № 4 (70). С. 21-33.
6. Байков А.А., Дымова Л.А. Выход Великобритании из ЕС и устойчивость европейской региональной структуры // Современная Европа. 2017. № 3 (75). С. 37-46.
7. Бакаева О.Ю., Мошкина Н.А. Перспективы имплементации опыта ВТО в вопросах разрешения торговых споров в рамках Евразийского экономического сообщества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 4 (48). С. 116-121.
8. Баранник Н.А. История экономических учений: российская экономическая мысль // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №6. С. 83-84.
9. БенБрахим Ф. Феномен экономических войн, разрушающих мир // В сборнике: Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований 2016. С. 131-135.
10. Василенко И. А. Международные переговоры : учебник для магистров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 486 с.
11. Гартцке Э. Экономическая свобода и международный мир // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. № 3. С. 117-128.
12. Гладкова Д.Д. Влияние международных конфликтов на социальное и экономическое развитие государств // В сборнике: Уголовно-исполнительная система России: проблемы и перспективы материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. Самарский юридический институт ФСИН России. 2014. С. 45-48.
13. Глиттова Я. Сравнительный анализ европейской и евразийской интеграции: формирование, развитие, современное состояние, перспективы // Евразийский союз ученых. 2015. № 8-4 (17). С. 20-23.
14. Гончаров А.А. Негосударственные способы разрешения конфликтов в деятельности международных корпораций // Право и управление. XXI век. 2014. № 2. С. 134-139.
15. Гордова Э.Е. Этико-философский анализ разновидностей и способов управления конфликтами в экономической сфере // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4-2. С. 48-52.
16. Гульбина Н.И. Теория институциональных изменений Д. Норта // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283. С. 123-128.
17. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Экономические аспекты выхода Великобритании из Европейского Союза // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 9. С. 3-22.
18. Загашвили В.С. Инструментарий «конфликтного поведения» в международных экономических конфликтах // Международные процессы. 2003. № 1. С. 48-62.
19. Заславская Н.Г. Проблемы взаимодействия ЕАЭС и ЕС // Управленческое консультирование. 2017. № 11 (107). С. 33-39.
20. Захарян А.В., Кузнецова М.В. Великобритания: последствия выхода из Евросоюза // Символ науки. 2016. № 11-1 (23). С. 104-106.
21. Казаченок С.Ю. Реализация базовых принципов деятельности и юридических принципов ВТО в регламентации разрешения внешнеэкономических споров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2013. № 2. С. 110-116.
22. Капелинский И.Ю. Причины возникновения конфликтов в процессе развития мировой торговли и формирование многосторонних механизмов их урегулирования: автореф. дис. ... канд.экон.наук: 08.00.14. Москва, 2004. 13 с. 153
23. Каргинова В.В. Преодоление конфликтов экономических субъектов с помощью введения фиктивных носителей промежуточных интересов // Финансовые исследования. 2014. №4 (45). С. 182-187.
24. Кишенин В.Н. Метод количественного выражения степени экономических конфликтов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 8 (58). С. 41-44.
25. Ключников А.Ю. Квазисудебные органы государств - членов ЕС как субъекты преюдициального запроса в суд ЕС: понятие, критерии квалификации // Legal Concept. 2017. Т. 16. № 1. С. 165-171.
26. Ковтунов С.Г. Роль региональных экономических комиссий ООН в развитии международного экономического сотрудничества: на примере Европейской Экономической Комиссии: дис. ... канд.экон.наук: 08.00.14. - Москва, 2004. 200 с.
27. Кондратьева Н.Б. ЕАЭС - ЕС: интеграция интеграций на горизонте // Современная Европа. 2015. № 4 (64). С. 147-148.
28. Кондрашенко А.С. Социально-экономические конфликты в современном обществе // Культура. Духовность. Общество. 2013. № 4. С. 126-127.
29. Куликов Ю.А. Контур конфликта в менеджменте экономических систем // Успехи в химии и химической технологии. 2015. Т. 29. № 9 (168). С. 82-84.
30. Лагутина М.Л. ЕС И ЕАЭС: проблемы и перспективы сотрудничества в современных геополитических реалиях // Управленческое консультирование. 2015. № 11 (83). С. 124-136.
31. Макаренков М.В. Римский договор и Маастрихтские соглашения как важные этапы создания Европейского союза // В сборнике: Современная гуманитарная наука: проблемы и перспективы развития Материалы международной научной конференции. 2015. С. 29-30.
32. Малышева Н.С. К вопросу о перспективе выхода Великобритании из ЕС // Дневник АТТТПИ. 2016. № 32. С. 140-143.
33. Малько А.В., Елистратова В.В. Судебная система Евразийского экономического союза: проблемы формирования // Вопросы российского и международного права. 2016. № 1. С. 99-112.
34. Манушин Д.В. Истинные причины мировых экономических кризисов и их воздействие на российскую экономику // Финансы и кредит.
2014. № 42 (618). С. 52-70.
35. Мейер П.Ф., Линотт Д. Механизмы раннего предупреждения конфликтов и их предотвращения (в контексте экономического и экологического измерения ОБСЕ) // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 3 (45). С. 109-129.
36. Недобега Е.А. Социально-экономические конфликты в
современном обществе // Вестник НГУЭУ. 2013. № 4. С. 191-199.
37. Нефедьев А.Д. Стратегия и механизмы развития регионального экономического сотрудничества стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. - Москва, 2005. - 173 с.
38. Низамиев А.Ш. Правовое регулирование международных экономических отношений: Концептуальные подходы: дис. ... канд.юрид.наук: 12.00.10. - Казань, 2000. 220 с.
39. Олейнов А.Г. Анализ международных отношений с позиций экономической теории // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 1. С. 15¬24.
40. Перевощикова Д.А. Основные факторы прогнозирования социально-экономических конфликтов // Вестник Удмуртского Университета. Экономика и право. 2009. № 1. С. 72-75.
41. Погарская А.С., Филатова Е.В. Основные тенденции интеграции государств на современном этапе развития Евразийского экономического союза // Экономика устойчивого развития. 2015. № 2 (22). С. 250-255.
42. Поликарпов К.И., Тимофеев Д.Г. Управление деятельностью фирмы в условиях международных экономических ограничений // Вопросы экономики и права. 2015. № 5. С. 120-124.
43. Поляков А.В. История развития экономических учений // V Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития современной экономики». - Актобе: История экономической мысли, 2011. - С.20-30.
44. Протопопова Н.И. Квазикапиталистические отношения как фактор конфликта экономических интересов государства и частного капитала // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2012. № 1. С. 28-31.
45. Рамазанов Р.Г. Предпосылки и история создания ЕАЭС // В сборнике: Интеграция современных научных исследований в развитие общества Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 459-464.
46. Саидов З.А. Экономические конфликты и административно-правовое регулирование их разрешения // Право. Экономика. Безопасность.
2016. № 2 (8). С. 93-109.
47. Семченков А.С. Экономическое сотрудничество в управлении межгосудартсвенными конфликтами // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2007. № 2. С. 25-33.
48. Смоленская С.В., Сорокина Е.С. История экономических учений // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.
2015. № 35. С. 27-31.
49. Страшко Я.И. Особенности современных конфликтов в Латинской Америке и роль ОАГ в урегулировании фолклендского конфликта // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 1 (40). С. 73-79.
50. Сурова Д.С., Коростелева Т.С. Экономические санкции как инструмент разрешения международных экономических конфликтов: (новые вызовы и угрозы) // Электронный научный журнал. 2016. № 10-3(13). С.180-183.
51. Суэтин А.А. Современные научные представления об экономическом и финансовом кризисе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2009. № 10. С. 2-11.
52. Терешина Е.А. Понятие и сущность экономического конфликта // Экономика и социология. 2015. № 28. С. 7-12.
53. Тимачева Е.В. Международные экономические конфликты как форма международных отношений // Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 8. Ч. 2. 2010. С. 97-101.
54. Чекунов А.С. Трансформация регулирующих функций международных экономических организаций в современных условиях: дис. ... канд.экон.наук: 08.00.14. - Ростов-на-Дону, 2011. 263 с.
55. Швейкина Н.С. Роль международных экономических организаций в глобальном политическом управлении (на примере Всемирной торговой организации): дис. . канд.полит.наук: 23.00.04. - Санкт-Петербург, 2009. 171 с.
56. Шляхтин И.С. Альтернативное разрешение споров с участием потребителей в ЕС и ЕАЭС // Вопросы экономики и права. 2015. № 88. С. 29-34.
57. Ярмоц Е.Н. Правосудие ЕАЭС: состояние и перспективы // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2016. № 14. С. 195-198.
Электронные ресурсы
1. Выход Молдавии из ассоциации с ЕС станет триумфом Путина [Электронный ресурс] / Financial Times. Электронное издание 2017. №18. С.13-17. - Режим доступа: https://russian.rt.com/inotv/2017-01-18/Financial- Times-vihod-Moldavii-iz, свободный. - Проверено 31.05.2018.
2. Галтунг Й. [Электронный ресур] - Режим доступа: http://www.norge.ru/johan galtung/,свободный. Проверено 31.05.2018.
3. Говард Херге «Поляризация межгосударственного конфликта»
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //j pr. sagepub. com/content/45/2/261. full. pdf+html,свободный. Проверено 31.05.2018.
4. Гроций Г. «О праве войны и мира» [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
http://www. gumer.info/bibliotek Buks/History/Article/gr prvoin.php,свободный. - Проверено 31.05.2018.
5. ЕАЭС и Молдова продолжают укреплять торгово-экономические связи [Электронный ресурс] / International Centre for Sustainable Development
2017. №19. С. 21-24. - Режим доступа: https://ru.ictsd.org/bridges- news/мосты/news/еаэс-и-молдова-продолжают-укреплять-торгово- экономические-связи, свободный. - Проверено 31.05.2018.
6. Евразийская экономическая комиссия. ЕАЭС и Молдова делают
очередной шаг навстречу друг другу / Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/8-6-2017- 1.aspx, свободный. - Проверено 31.05.2018.
7. Ильченко С. Молдова: между ЕС и ЕАЭС. Сравнение перспектив
[Электронный ресурс] / С. Ильченко // AVA.MD - Информационно-аналитический портал 2016. №6. С.15-20. - Режим доступа:
https://ava.md/2017/12/31/moldova-mezhdu-es-i-eaes-sravnenie-perspektiv/, свободный. - Проверено 31.05.2018.
8. Молдавия присоединяется к ЕАЭС в качестве страны -
наблюдателя [Электронный ресурс] / Фонд стратегической культуры. Электронное издание 2017. №24. С. 5-7. - Режим доступа:
https://www. fondsk.ru/news/2017/04/14/moldavij a-prisoedinj aetsj a-k-eaes-v- kachestve-strany-nabljudatelja-43829.html, свободный. - Проверено 31.05.2018.
9. Муминов А. Что ЕАЭС может дать вступление Молдовы в союз?
[Электронный ресурс] // Atameken Business Channel 2016. №28. С. 3-7. - Режим доступа: http://abctv.kz/ru/news/chto-eaes-mozhet-dat-vstuplenie-
moldovy-v-soyuz, свободный. - Проверено 31.05.2018.
10. Шарль Иринэ де Сен-Пьер «Вечный мир» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http ://www. marsexx. ru/lit/traktaty o vechnom mire. html,свободный. - Проверено 31.05.2018.
11. Journal of Conflict Resolution [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://jcr.sagepub.com/,свободный. - Проверено 09.02.2017; Journal of Peace Research [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://jpr.sagepub.com/,свободный. - Проверено 31.05.2018.