РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРУЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Анализ грузовых автомобильных перевозок 10
1.1 Классификация компаний и ключевые понятия 10
1.2. Основные игроки, сегментация рынка 12
ГЛАВА 2. Конкурентоспособность грузовых транспортных услуг..21
2.1. Особенности функционирования автомобильных перевозок
грузов в России 21
2.2. Анализ конкуренции на рынке транспортных услуг 23
2.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность транспортных
услуг 26
2.4. Методы государственного регулирования автомобильных
перевозок грузов 32
ГЛАВА 3. Разработка методов оценки конкурентоспособности транспортных услуг 36
3.1. Анализ популярных методов оценки конкурентоспособности
транспортных предприятий и услуг 36
3.2. Показателей оценки конкурентоспособности автотранспортных
предприятий 42
3.3. Методы оценки конкурентоспособности автомобильных
парков 52
3.4. Основные подходы к оценке конкурентоспособности
предприятия 56
ГЛАВА 4. Разработка методов повышения конкурентоспособности транспортных услуг 63
4.1. Методы повышения конкурентоспособности автомобильного
грузового транспорта 63
4.2. Разработка методики оценки конкурентоспособности
автотранспортных услуг 72
Заключение 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ГЛАВА 1. Анализ грузовых автомобильных перевозок 10
1.1 Классификация компаний и ключевые понятия 10
1.2. Основные игроки, сегментация рынка 12
ГЛАВА 2. Конкурентоспособность грузовых транспортных услуг..21
2.1. Особенности функционирования автомобильных перевозок
грузов в России 21
2.2. Анализ конкуренции на рынке транспортных услуг 23
2.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность транспортных
услуг 26
2.4. Методы государственного регулирования автомобильных
перевозок грузов 32
ГЛАВА 3. Разработка методов оценки конкурентоспособности транспортных услуг 36
3.1. Анализ популярных методов оценки конкурентоспособности
транспортных предприятий и услуг 36
3.2. Показателей оценки конкурентоспособности автотранспортных
предприятий 42
3.3. Методы оценки конкурентоспособности автомобильных
парков 52
3.4. Основные подходы к оценке конкурентоспособности
предприятия 56
ГЛАВА 4. Разработка методов повышения конкурентоспособности транспортных услуг 63
4.1. Методы повышения конкурентоспособности автомобильного
грузового транспорта 63
4.2. Разработка методики оценки конкурентоспособности
автотранспортных услуг 72
Заключение 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
Автомобильный транспорт является главной составляющей
транспортного комплекса Российской Федерации в силу своей мобильности, универсальности, гибкости, способности объединить все виды транспорта в единую сеть.
В настоящее врем около 80 % от общей численности предприятий всех отраслей экономики и населённых пунктов Российской Федерации не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных дорог. В этой связи стимулирование развити автомобильно-дорожного комплекса страны является одним из главных приоритетов роста экономического потенциала.
От предоставляемых конкурентоспособных автотранспортных услуг в полной мере зависит себестоимость товаров, производительность труда, конкурентоспособность большинства отраслей экономики страны.
Слабый уровень развития автомобильных дорог к уровню
автомобилизации приводит к существенному росту издержек, снижению скорости движения , длительным простоям, повышению уровня аварийности.
За последние 10 лет, при росте уровня автомобилизации на 85 %, протяжённость автомобильных дорог общего пользования и городских улиц увеличилась соответственно на 16 и 4,5 %, т.е. темпы роста автомобилизации страны значительно опережают темпы роста автомобильных дорог и протяжённости городских улиц.
По оценкам экспертов, потери Российской Федерации из-за низкой пропускной способности автомобильных дорог и улиц составляют 1,8 трлн. р. или 4,3 % ВВП, что в 6 раз выше, чем в странах Евросоюза.
Средняя скорость движения автотранспорта снизилась на многих участках улично-дорожной сети на 40 % и составляет в мегаполисах 15.30 км/ч, в крупных городах 20.40 км/ч. В часы «пик» скорость падает до 5.10 км/ч.
Несмотря на громадную роль автомобильного транспорта в социально¬экономическом развитии страны, эффективность его использования на современном этапе, по нашему убеждению, неудовлетворительна.
Глубокому анализу автотранспортная деятельность, особенно частных предприятий и предпринимателей, не подвергается.
Мало уделяется внимания маркетинговым исследованиям, новым, передовым технологиям перевозочного процесса, а также централизованным перевозкам и сокращению самовывоза, особенно на междугородных перевозках; применению обменных прицепов и полуприцепов; развитию терминальных систем и транспортно-экспедиционных услуг; навигационным технологиям перевозочного процесса автомобильным транспортом и многому другому.
В этих условиях необходимы принципиально новые задачи в определении и решении проблем, влияющих на конкурентоспособность автотранспортных услуг.
Недостаточная изученность всех звеньев, влияющих на повышение конкурентоспособности автотранспортных услуг, предопределила актуальность рассматриваемой проблемы.
Высокие темпы развития и структурные изменения торговли в создают предпосылки для дальнейшего развития автомобильных перевозок.
Одними из причин низкой конкурентоспособности транспортных предприятий является рост затрат на топливо, увеличение стоимости транспортных средств, отсутствие требуемого количества подвижного состава и сокращение сроков их обновления. Российский парк автотранспортных средств не отвечает предъявляемым требованиям.
Многочисленные исследования в области конкурентоспособности, в основном, посвящены оценке конкурентоспособности услуги и предприятия.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Олимп». ООО «ТК «Олимп» производит грузовые перевозки крупнотоннажным транспортом по территории Российской Федерации и странам Таможенного союза. «ТК «Олимп» обладает собственным автопарком состоящим из 350 автомобилей марок Вольво, Скания, Мерседес.
Целью настоящего исследования является разработка методов повышения конкурентоспособности автотранспортных услуг на основе совершенствования организационно-экономического механизма,
повышающего качество автотранспортных услуг.
Актуальность научно-исследовательской работы связана с недостаточной изученности всех звеньев влияющих на повышение конкурентоспособности автотранспортных услуг,
Научная новизна заключается в использование нового подхода к оценке конкурентоспособности, с использованием факторов определяющих конкурентоспособность автотранспортных услуг и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности транспортных грузовых услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основных игроков и сегментацию рынка транспортных услуг.
2. Выявить особенности функционирования рынка транспортных услуг.
3. Произвести анализ конкуренции на рынке транспортных услуг и выявить факторы влияющие на конкурентоспособность автотранспортных услуг.
4. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы
конкурентоспособности с учетом специфики российских автомобильных перевозок.
5. Разработать методику оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг на уровне отрасли и предприятия.
Апробация работы. Материалы исследования докладывались в итоговой научно-образовательной конференция студентов Казанского федерального университета в Набережных Челнах (г. Набережные Челны, 2017 год)
транспортного комплекса Российской Федерации в силу своей мобильности, универсальности, гибкости, способности объединить все виды транспорта в единую сеть.
В настоящее врем около 80 % от общей численности предприятий всех отраслей экономики и населённых пунктов Российской Федерации не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных дорог. В этой связи стимулирование развити автомобильно-дорожного комплекса страны является одним из главных приоритетов роста экономического потенциала.
От предоставляемых конкурентоспособных автотранспортных услуг в полной мере зависит себестоимость товаров, производительность труда, конкурентоспособность большинства отраслей экономики страны.
Слабый уровень развития автомобильных дорог к уровню
автомобилизации приводит к существенному росту издержек, снижению скорости движения , длительным простоям, повышению уровня аварийности.
За последние 10 лет, при росте уровня автомобилизации на 85 %, протяжённость автомобильных дорог общего пользования и городских улиц увеличилась соответственно на 16 и 4,5 %, т.е. темпы роста автомобилизации страны значительно опережают темпы роста автомобильных дорог и протяжённости городских улиц.
По оценкам экспертов, потери Российской Федерации из-за низкой пропускной способности автомобильных дорог и улиц составляют 1,8 трлн. р. или 4,3 % ВВП, что в 6 раз выше, чем в странах Евросоюза.
Средняя скорость движения автотранспорта снизилась на многих участках улично-дорожной сети на 40 % и составляет в мегаполисах 15.30 км/ч, в крупных городах 20.40 км/ч. В часы «пик» скорость падает до 5.10 км/ч.
Несмотря на громадную роль автомобильного транспорта в социально¬экономическом развитии страны, эффективность его использования на современном этапе, по нашему убеждению, неудовлетворительна.
Глубокому анализу автотранспортная деятельность, особенно частных предприятий и предпринимателей, не подвергается.
Мало уделяется внимания маркетинговым исследованиям, новым, передовым технологиям перевозочного процесса, а также централизованным перевозкам и сокращению самовывоза, особенно на междугородных перевозках; применению обменных прицепов и полуприцепов; развитию терминальных систем и транспортно-экспедиционных услуг; навигационным технологиям перевозочного процесса автомобильным транспортом и многому другому.
В этих условиях необходимы принципиально новые задачи в определении и решении проблем, влияющих на конкурентоспособность автотранспортных услуг.
Недостаточная изученность всех звеньев, влияющих на повышение конкурентоспособности автотранспортных услуг, предопределила актуальность рассматриваемой проблемы.
Высокие темпы развития и структурные изменения торговли в создают предпосылки для дальнейшего развития автомобильных перевозок.
Одними из причин низкой конкурентоспособности транспортных предприятий является рост затрат на топливо, увеличение стоимости транспортных средств, отсутствие требуемого количества подвижного состава и сокращение сроков их обновления. Российский парк автотранспортных средств не отвечает предъявляемым требованиям.
Многочисленные исследования в области конкурентоспособности, в основном, посвящены оценке конкурентоспособности услуги и предприятия.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Олимп». ООО «ТК «Олимп» производит грузовые перевозки крупнотоннажным транспортом по территории Российской Федерации и странам Таможенного союза. «ТК «Олимп» обладает собственным автопарком состоящим из 350 автомобилей марок Вольво, Скания, Мерседес.
Целью настоящего исследования является разработка методов повышения конкурентоспособности автотранспортных услуг на основе совершенствования организационно-экономического механизма,
повышающего качество автотранспортных услуг.
Актуальность научно-исследовательской работы связана с недостаточной изученности всех звеньев влияющих на повышение конкурентоспособности автотранспортных услуг,
Научная новизна заключается в использование нового подхода к оценке конкурентоспособности, с использованием факторов определяющих конкурентоспособность автотранспортных услуг и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности транспортных грузовых услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основных игроков и сегментацию рынка транспортных услуг.
2. Выявить особенности функционирования рынка транспортных услуг.
3. Произвести анализ конкуренции на рынке транспортных услуг и выявить факторы влияющие на конкурентоспособность автотранспортных услуг.
4. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы
конкурентоспособности с учетом специфики российских автомобильных перевозок.
5. Разработать методику оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг на уровне отрасли и предприятия.
Апробация работы. Материалы исследования докладывались в итоговой научно-образовательной конференция студентов Казанского федерального университета в Набережных Челнах (г. Набережные Челны, 2017 год)
Главная задача конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшение потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени омертвлении материальных средств, находящихся на автомобильном транспорте, улучшение автотранспортного обслуживания населения путём быстрой его доставки в комфортных условиях и др.
От конкурентоспособности предоставляемых услуг автомобильного транспорта в полной мере зависит себестоимость товаров, производительность труда, конкурентоспособность большинства отраслей экономики страны.
Важность указанного направления объясняется тем, что практическое использование методов повышения конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта не требует значительных затрат, а эффективность их достаточно высока.
В работе была поставлена цель исследовать теоретические и методологические основы повышения конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта, а также изложить научно обоснованные рекомендации для решению проблемы.
В результате исследований сделаны следующие выводы и рекомендации:
1. Повышение конкурентоспособности услуг на автомобильном транспорте является актуальной проблемой экономической науки, имеющей особое значение для их реализации в новых рыночных условиях. Проведённые исследования показали, что наилучшее решение указанной проблемы на современном этапе рыночных преобразований возможно лишь на основе улучшения составных параметров
конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта.
2. Повышение уровня конкурентоспособности услуг
автомобильного транспорта - это система, при которой потребности в этих услугах удовлетворяются на высоком организованном и безопасном уровнях, при минимальных затратах и потерях.
3. Повышение конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта неразрывно связано с методами организации перевозочного процесса, компьютерными технологиями. С целью оптимизации решения транспортных задач в этих условиях в работе разработан комплекс научных и методических рекомендаций.
4. Для повышения конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта большое значение имеет прогнозирование развития предприятий автосервиса, основанного на применении нормативов потребности в условиях интенсивной автомобилизации российского общества.
5. Среди задач повышения конкурентоспособности услуг
автомобильного транспорта важное место принадлежит автомобильным дорогам, которое базируется на их развития эксплуатационном состоянии. Обеспеченность благоустроенными автомобильными дорогами рассматривается, как важнейшее повышения конкурентоспособности
услуг автомобильного транспорта.
6. При оценке своей конкурентоспособности, организация, прежде всего, определяет главных конкурентов, собирает сведения о сильных и слабых сторонах, местоположении, доле в общем объёме и номенклатуре оказываемых услуг, дополнительном сервисе, ценовой и сбытовой политике, наличии провозных возможностей, перспективах на расширения.
7. Автотранспортным предприятиям целесообразно
проанализировать в какой степени их услуги по сравнению с услугами конкурентов отвечают предъявляемым потребителями требованиям по гарантированности, срочности, применяемой технологии доставки, уровню тарифов, а также важнейшие мотивы клиентов при выборе альтернативных услуг и т.п.
8. В ходе оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг основополагающими являются как экономические, так и социально-организационные параметры. Оценка конкурентоспособности сводится к выделению экспертами главных свойств услуги, представляющих наибольшую ценность для потребителя, а затем каждому свойству присваивается отдельный вес, затем, экспертами оцениваются свойства, и определяется уровень конкурентоспособности.
9. В предлагаемой методике оценки конкурентоспособности приведен подход к оценке конкурентоспособности, с использованием попытка группировки факторов определяющих конкурентоспособность автотранспортных услуг.
Проведена апробация данной методики на примере трех транспортных компаний.
Основным конкурентом ООО «ТК «Олимп» является ООО ТК «700 дорог», тем не менее, его рейтинг на рынке несколько ниже в связи с тем, что это предприятие имеет менее широкую географию транспортировки грузов, сроки доставки грузов и надежности соблюдения графиков, а установленный тариф выше.
Отсюда следует, что ООО «ТК «Олимп» является наиболее динамичной компанией. В ООО «ТК «Олимп» предлагается принять стратегию роста, предполагающую увеличение объемов реализации автотранспортных услуг, переход на новые и расширение существующих рынков сбыта, внедрение новых технологий, оказание значительного внимания организации рекламной деятельности.
Рекламная деятельность будет осуществляться в виде:
1. Проведение рекламы в Интернете через корпоративный веб-сайт и контекстную рекламу.
2. Размещение рекламной информации на страницах глянцевых журналов транспортной сферы.
3. Применение наружной рекламы с последующим нанесением логотипа, телефонов и адресных данных компании, установленной на грузовые автомобили, которые принадлежат самой фирме.
Увеличение объемов реализации автотранспортных услуг производится за счет приобретения новых транспортных средств и заключения договор с контрагентами.
Реализация данной стратегии позволит занять устойчивое положение на рынке, завоевать благоприятный имидж среди покупателей. Оказание значительного внимания организации рекламной деятельности обеспечит эффективные коммуникации с потребителями.
Решение сформулированных в работе задач позволяет повысить уровень научного обоснование и усилить его позитивное влияние на повышение конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта.
От конкурентоспособности предоставляемых услуг автомобильного транспорта в полной мере зависит себестоимость товаров, производительность труда, конкурентоспособность большинства отраслей экономики страны.
Важность указанного направления объясняется тем, что практическое использование методов повышения конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта не требует значительных затрат, а эффективность их достаточно высока.
В работе была поставлена цель исследовать теоретические и методологические основы повышения конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта, а также изложить научно обоснованные рекомендации для решению проблемы.
В результате исследований сделаны следующие выводы и рекомендации:
1. Повышение конкурентоспособности услуг на автомобильном транспорте является актуальной проблемой экономической науки, имеющей особое значение для их реализации в новых рыночных условиях. Проведённые исследования показали, что наилучшее решение указанной проблемы на современном этапе рыночных преобразований возможно лишь на основе улучшения составных параметров
конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта.
2. Повышение уровня конкурентоспособности услуг
автомобильного транспорта - это система, при которой потребности в этих услугах удовлетворяются на высоком организованном и безопасном уровнях, при минимальных затратах и потерях.
3. Повышение конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта неразрывно связано с методами организации перевозочного процесса, компьютерными технологиями. С целью оптимизации решения транспортных задач в этих условиях в работе разработан комплекс научных и методических рекомендаций.
4. Для повышения конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта большое значение имеет прогнозирование развития предприятий автосервиса, основанного на применении нормативов потребности в условиях интенсивной автомобилизации российского общества.
5. Среди задач повышения конкурентоспособности услуг
автомобильного транспорта важное место принадлежит автомобильным дорогам, которое базируется на их развития эксплуатационном состоянии. Обеспеченность благоустроенными автомобильными дорогами рассматривается, как важнейшее повышения конкурентоспособности
услуг автомобильного транспорта.
6. При оценке своей конкурентоспособности, организация, прежде всего, определяет главных конкурентов, собирает сведения о сильных и слабых сторонах, местоположении, доле в общем объёме и номенклатуре оказываемых услуг, дополнительном сервисе, ценовой и сбытовой политике, наличии провозных возможностей, перспективах на расширения.
7. Автотранспортным предприятиям целесообразно
проанализировать в какой степени их услуги по сравнению с услугами конкурентов отвечают предъявляемым потребителями требованиям по гарантированности, срочности, применяемой технологии доставки, уровню тарифов, а также важнейшие мотивы клиентов при выборе альтернативных услуг и т.п.
8. В ходе оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг основополагающими являются как экономические, так и социально-организационные параметры. Оценка конкурентоспособности сводится к выделению экспертами главных свойств услуги, представляющих наибольшую ценность для потребителя, а затем каждому свойству присваивается отдельный вес, затем, экспертами оцениваются свойства, и определяется уровень конкурентоспособности.
9. В предлагаемой методике оценки конкурентоспособности приведен подход к оценке конкурентоспособности, с использованием попытка группировки факторов определяющих конкурентоспособность автотранспортных услуг.
Проведена апробация данной методики на примере трех транспортных компаний.
Основным конкурентом ООО «ТК «Олимп» является ООО ТК «700 дорог», тем не менее, его рейтинг на рынке несколько ниже в связи с тем, что это предприятие имеет менее широкую географию транспортировки грузов, сроки доставки грузов и надежности соблюдения графиков, а установленный тариф выше.
Отсюда следует, что ООО «ТК «Олимп» является наиболее динамичной компанией. В ООО «ТК «Олимп» предлагается принять стратегию роста, предполагающую увеличение объемов реализации автотранспортных услуг, переход на новые и расширение существующих рынков сбыта, внедрение новых технологий, оказание значительного внимания организации рекламной деятельности.
Рекламная деятельность будет осуществляться в виде:
1. Проведение рекламы в Интернете через корпоративный веб-сайт и контекстную рекламу.
2. Размещение рекламной информации на страницах глянцевых журналов транспортной сферы.
3. Применение наружной рекламы с последующим нанесением логотипа, телефонов и адресных данных компании, установленной на грузовые автомобили, которые принадлежат самой фирме.
Увеличение объемов реализации автотранспортных услуг производится за счет приобретения новых транспортных средств и заключения договор с контрагентами.
Реализация данной стратегии позволит занять устойчивое положение на рынке, завоевать благоприятный имидж среди покупателей. Оказание значительного внимания организации рекламной деятельности обеспечит эффективные коммуникации с потребителями.
Решение сформулированных в работе задач позволяет повысить уровень научного обоснование и усилить его позитивное влияние на повышение конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта.



