Исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: ДОУ «Родничок», Тюменцевский район, с. Тюменцево.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 5
1.1. Понятие «мотивационно-потребностная сфера» в научных исследованиях 5
1.2. Онтогенетические аспекты формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольников 8
1.3. Особенности мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 11
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 16
2.1. Организация, методы исследования 16
2.2. Анализ результатов исследования 24
Заключение 30
Список использованных источников 32
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 5
1.1. Понятие «мотивационно-потребностная сфера» в научных исследованиях 5
1.2. Онтогенетические аспекты формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольников 8
1.3. Особенности мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 11
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 16
2.1. Организация, методы исследования 16
2.2. Анализ результатов исследования 24
Заключение 30
Список использованных источников 32
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время всё больше внимания уделяется личностной сфере детей дошкольного возраста. Одни личностные характеристики изучены лучше, а другие из-за отсутствия диагностического инструментария рассматриваются с помощью малоформализованных методов. Значимой, хотя до последнего времени оценённой лишь априори, становится важность мотивационно-потребностной сферы для развития личности ребёнка.
Вопросы, связанные с мотивационно-потребностной сферой детей с нарушением речи, исследованы недостаточно. Помимо изучения вербальных и познавательных возможностей детей с речевыми проблемами чрезвычайно важно понимание их интересов, потребностей, рассмотрение мотивационной сферы, соотношения её значения и личностных смыслов. Это позволит как совершенствовать методы воспитания и обучения, так и разрабатывать новые дифферециально-диагностические критерии, ориентированные на эмоционально-личностные особенности детей с речевыми нарушениями.
Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью коррекционной работы с детьми 6-7 лет с нарушением речи по преодолению трудностей мотивационно-потребностной сферы и недостаточной разработкой содержания и инструментария данной работы в дошкольном учреждении.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему: каковы особенности исследования мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи?
Цель исследования: теоретический анализ и практическое исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Задачи, позволяющие достичь заявленной цели:
- раскрыть понятие «мотивационно-потребностная сфера» в научных исследованиях;
- рассмотреть онтогенетические аспекты формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольников;
- выявить особенности мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи;
- провести опытно-экспериментальное исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера дошкольников с нарушением речи.
Предмет исследования: исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза исследования: мотивационно-потребностная сфера дошкольников с нарушением речи имеет специфические особенности, характеризуется нарушением общения, что проявляется в её незрелости.
Теоретико-методологическая основа: анализ научных исследований показывает, что разработкой проблем потребностно-мотивационной сферы в отечественной педагогике и психологии занимались многие учёные. Так, С.Л. Рубинштейн предложил потребностный подход к рассмотрению мотивов; В.Н. Мясищев анализировал мотивы как отношения личности; А.Н. Леонтьев создал теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, синтез и обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований); эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: ДОУ «Родничок», Тюменцевский район, с. Тюменцево.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Вопросы, связанные с мотивационно-потребностной сферой детей с нарушением речи, исследованы недостаточно. Помимо изучения вербальных и познавательных возможностей детей с речевыми проблемами чрезвычайно важно понимание их интересов, потребностей, рассмотрение мотивационной сферы, соотношения её значения и личностных смыслов. Это позволит как совершенствовать методы воспитания и обучения, так и разрабатывать новые дифферециально-диагностические критерии, ориентированные на эмоционально-личностные особенности детей с речевыми нарушениями.
Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью коррекционной работы с детьми 6-7 лет с нарушением речи по преодолению трудностей мотивационно-потребностной сферы и недостаточной разработкой содержания и инструментария данной работы в дошкольном учреждении.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему: каковы особенности исследования мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи?
Цель исследования: теоретический анализ и практическое исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Задачи, позволяющие достичь заявленной цели:
- раскрыть понятие «мотивационно-потребностная сфера» в научных исследованиях;
- рассмотреть онтогенетические аспекты формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольников;
- выявить особенности мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи;
- провести опытно-экспериментальное исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера дошкольников с нарушением речи.
Предмет исследования: исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза исследования: мотивационно-потребностная сфера дошкольников с нарушением речи имеет специфические особенности, характеризуется нарушением общения, что проявляется в её незрелости.
Теоретико-методологическая основа: анализ научных исследований показывает, что разработкой проблем потребностно-мотивационной сферы в отечественной педагогике и психологии занимались многие учёные. Так, С.Л. Рубинштейн предложил потребностный подход к рассмотрению мотивов; В.Н. Мясищев анализировал мотивы как отношения личности; А.Н. Леонтьев создал теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, синтез и обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований); эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: ДОУ «Родничок», Тюменцевский район, с. Тюменцево.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Таким образом, разделяя позиции отечественных учёных, под мотивацией мы понимаем совокупность побуждающих активность субъекта мотивационных образований (потребностей, мотивов, интересов, склонностей, намерений, убеждений и др.), обосновывающих выбор действий, поступков, а мотивационная сфера рассматривается нами как иерархически сложенная система мотивов, определяющая направленность личности. Устойчивость такого психологического образования, как мотивационно-потребностная сфера личности, обусловлена тем, что большинство мотивов, составляющих мотивацию, существуют довольно продолжительное время. В зависимости от специфики деятельности и её организации мотивы по мере их реализации могут становиться более сильными или слабыми, однако незначительные изменения не приводят к их бесследному исчезновению. К примеру, стремление человека к получению поощрения не исчезает после очередной полученной благодарности.
Важно отметить, что не только меняющаяся сила мотивов придаёт динамику мотивационной сфере личности. Её динамичность также проявляется в изменении совокупности мотивов в определённом виде деятельности и соподчинённости их групп в связи с трансформацией мотивационной сферы под влиянием воспитания и среды. Изменяется и структура мотивации. К примеру, побуждение к тому или иному виду деятельности может быть мотивировано несколькими группами (социальные, коллективистские, деятельностные мотивации) либо одной группой мотивов (стимулирующие).
В дошкольном возрасте формируется наиболее значимый личностный механизм - соподчинение мотивов. Он начинает формироваться с младшего дошкольного возраста и продолжает постепенно развиваться. Эти изменения в мотивационной сфере ребёнка связаны с началом его личностного становления.
Полученные в ходе эксперимента данные позволили сделать следующий вывод: старшие дошкольники с нарушением речи имеют серьёзные трудности в мотивационно-потребностной сфере по всем выделенным нами критериям и показателям: мотивационно-перцептивному, информационно-коммуникативному и интерактивному.
Мотивационно-коммуникативный критерий. Эти трудности проявляются в том, что дети редко проявляют искренний интерес к сверстникам и коллективу либо, имея такой интерес, чувствуют себя не способными к контакту. Такие дети недостаточно ориентированы в межличностном общении на партнёра (друга, подругу) или на коллективное взаимодействие, так как часто имеют достаточно высокое напряжение в общении: они могут неожиданно для окружающих и для себя обидеться, расплакаться, разозлиться или уйти от обидчика, вместо того чтобы договориться.
Информационно-коммуникативный критерий. Преимущественная часть старших дошкольников с нарушением речи имеют некоторые сложности коммуникативного взаимодействия в диалоге: они иногда отвлекаются, теряют нить диалога, затем своими усилиями возвращаются к ней, не всегда учитывают ситуацию общения, однако могут корректировать свои ответы, если видят, что они не удовлетворяют собеседника по содержанию, мысли выражают достаточно последовательно, хотя могут отвлекаться на побочные темы, уводить разговор в сторону, задавать много вопросов, не дослушивая ответы, перебивать, в ответах может наблюдаться нетерпеливость.
Интерактивный критерий. Ярко выраженные трудности проявляются в том, что дети не имеют навыка толерантности в партнёрских отношениях: они не учитывают возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, исключают возможность разных точек зрения.
Таким образом, задачи, поставленные во введении данной работы, последовательно решены, цель исследования мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи в теоретическом и практическом направлениях достигнута.
Важно отметить, что не только меняющаяся сила мотивов придаёт динамику мотивационной сфере личности. Её динамичность также проявляется в изменении совокупности мотивов в определённом виде деятельности и соподчинённости их групп в связи с трансформацией мотивационной сферы под влиянием воспитания и среды. Изменяется и структура мотивации. К примеру, побуждение к тому или иному виду деятельности может быть мотивировано несколькими группами (социальные, коллективистские, деятельностные мотивации) либо одной группой мотивов (стимулирующие).
В дошкольном возрасте формируется наиболее значимый личностный механизм - соподчинение мотивов. Он начинает формироваться с младшего дошкольного возраста и продолжает постепенно развиваться. Эти изменения в мотивационной сфере ребёнка связаны с началом его личностного становления.
Полученные в ходе эксперимента данные позволили сделать следующий вывод: старшие дошкольники с нарушением речи имеют серьёзные трудности в мотивационно-потребностной сфере по всем выделенным нами критериям и показателям: мотивационно-перцептивному, информационно-коммуникативному и интерактивному.
Мотивационно-коммуникативный критерий. Эти трудности проявляются в том, что дети редко проявляют искренний интерес к сверстникам и коллективу либо, имея такой интерес, чувствуют себя не способными к контакту. Такие дети недостаточно ориентированы в межличностном общении на партнёра (друга, подругу) или на коллективное взаимодействие, так как часто имеют достаточно высокое напряжение в общении: они могут неожиданно для окружающих и для себя обидеться, расплакаться, разозлиться или уйти от обидчика, вместо того чтобы договориться.
Информационно-коммуникативный критерий. Преимущественная часть старших дошкольников с нарушением речи имеют некоторые сложности коммуникативного взаимодействия в диалоге: они иногда отвлекаются, теряют нить диалога, затем своими усилиями возвращаются к ней, не всегда учитывают ситуацию общения, однако могут корректировать свои ответы, если видят, что они не удовлетворяют собеседника по содержанию, мысли выражают достаточно последовательно, хотя могут отвлекаться на побочные темы, уводить разговор в сторону, задавать много вопросов, не дослушивая ответы, перебивать, в ответах может наблюдаться нетерпеливость.
Интерактивный критерий. Ярко выраженные трудности проявляются в том, что дети не имеют навыка толерантности в партнёрских отношениях: они не учитывают возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, исключают возможность разных точек зрения.
Таким образом, задачи, поставленные во введении данной работы, последовательно решены, цель исследования мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи в теоретическом и практическом направлениях достигнута.
Подобные работы
- Особенности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алалия, афазия, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019



