Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №45621

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы35
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
464
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: ДОУ «Родничок», Тюменцевский район, с. Тюменцево.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 5
1.1. Понятие «мотивационно-потребностная сфера» в научных исследованиях 5
1.2. Онтогенетические аспекты формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольников 8
1.3. Особенности мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 11
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 16
2.1. Организация, методы исследования 16
2.2. Анализ результатов исследования 24
Заключение 30
Список использованных источников 32

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время всё больше внимания уделяется личностной сфере детей дошкольного возраста. Одни личностные характеристики изучены лучше, а другие из-за отсутствия диагностического инструментария рассматриваются с помощью малоформализованных методов. Значимой, хотя до последнего времени оценённой лишь априори, становится важность мотивационно-потребностной сферы для развития личности ребёнка.
Вопросы, связанные с мотивационно-потребностной сферой детей с нарушением речи, исследованы недостаточно. Помимо изучения вербальных и познавательных возможностей детей с речевыми проблемами чрезвычайно важно понимание их интересов, потребностей, рассмотрение мотивационной сферы, соотношения её значения и личностных смыслов. Это позволит как совершенствовать методы воспитания и обучения, так и разрабатывать новые дифферециально-диагностические критерии, ориентированные на эмоционально-личностные особенности детей с речевыми нарушениями.
Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью коррекционной работы с детьми 6-7 лет с нарушением речи по преодолению трудностей мотивационно-потребностной сферы и недостаточной разработкой содержания и инструментария данной работы в дошкольном учреждении.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему: каковы особенности исследования мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи?
Цель исследования: теоретический анализ и практическое исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Задачи, позволяющие достичь заявленной цели:
- раскрыть понятие «мотивационно-потребностная сфера» в научных исследованиях;
- рассмотреть онтогенетические аспекты формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольников;
- выявить особенности мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи;
- провести опытно-экспериментальное исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера дошкольников с нарушением речи.
Предмет исследования: исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза исследования: мотивационно-потребностная сфера дошкольников с нарушением речи имеет специфические особенности, характеризуется нарушением общения, что проявляется в её незрелости.
Теоретико-методологическая основа: анализ научных исследований показывает, что разработкой проблем потребностно-мотивационной сферы в отечественной педагогике и психологии занимались многие учёные. Так, С.Л. Рубинштейн предложил потребностный подход к рассмотрению мотивов; В.Н. Мясищев анализировал мотивы как отношения личности; А.Н. Леонтьев создал теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, синтез и обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований); эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: ДОУ «Родничок», Тюменцевский район, с. Тюменцево.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, разделяя позиции отечественных учёных, под мотивацией мы понимаем совокупность побуждающих активность субъекта мотивационных образований (потребностей, мотивов, интересов, склонностей, намерений, убеждений и др.), обосновывающих выбор действий, поступков, а мотивационная сфера рассматривается нами как иерархически сложенная система мотивов, определяющая направленность личности. Устойчивость такого психологического образования, как мотивационно-потребностная сфера личности, обусловлена тем, что большинство мотивов, составляющих мотивацию, существуют довольно продолжительное время. В зависимости от специфики деятельности и её организации мотивы по мере их реализации могут становиться более сильными или слабыми, однако незначительные изменения не приводят к их бесследному исчезновению. К примеру, стремление человека к получению поощрения не исчезает после очередной полученной благодарности.
Важно отметить, что не только меняющаяся сила мотивов придаёт динамику мотивационной сфере личности. Её динамичность также проявляется в изменении совокупности мотивов в определённом виде деятельности и соподчинённости их групп в связи с трансформацией мотивационной сферы под влиянием воспитания и среды. Изменяется и структура мотивации. К примеру, побуждение к тому или иному виду деятельности может быть мотивировано несколькими группами (социальные, коллективистские, деятельностные мотивации) либо одной группой мотивов (стимулирующие).
В дошкольном возрасте формируется наиболее значимый личностный механизм - соподчинение мотивов. Он начинает формироваться с младшего дошкольного возраста и продолжает постепенно развиваться. Эти изменения в мотивационной сфере ребёнка связаны с началом его личностного становления.

Полученные в ходе эксперимента данные позволили сделать следующий вывод: старшие дошкольники с нарушением речи имеют серьёзные трудности в мотивационно-потребностной сфере по всем выделенным нами критериям и показателям: мотивационно-перцептивному, информационно-коммуникативному и интерактивному.
Мотивационно-коммуникативный критерий. Эти трудности проявляются в том, что дети редко проявляют искренний интерес к сверстникам и коллективу либо, имея такой интерес, чувствуют себя не способными к контакту. Такие дети недостаточно ориентированы в межличностном общении на партнёра (друга, подругу) или на коллективное взаимодействие, так как часто имеют достаточно высокое напряжение в общении: они могут неожиданно для окружающих и для себя обидеться, расплакаться, разозлиться или уйти от обидчика, вместо того чтобы договориться.
Информационно-коммуникативный критерий. Преимущественная часть старших дошкольников с нарушением речи имеют некоторые сложности коммуникативного взаимодействия в диалоге: они иногда отвлекаются, теряют нить диалога, затем своими усилиями возвращаются к ней, не всегда учитывают ситуацию общения, однако могут корректировать свои ответы, если видят, что они не удовлетворяют собеседника по содержанию, мысли выражают достаточно последовательно, хотя могут отвлекаться на побочные темы, уводить разговор в сторону, задавать много вопросов, не дослушивая ответы, перебивать, в ответах может наблюдаться нетерпеливость.
Интерактивный критерий. Ярко выраженные трудности проявляются в том, что дети не имеют навыка толерантности в партнёрских отношениях: они не учитывают возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, исключают возможность разных точек зрения.
Таким образом, задачи, поставленные во введении данной работы, последовательно решены, цель исследования мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи в теоретическом и практическом направлениях достигнута.



1. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности [Текст] / Г.М. Андреева, Я. Яноушек // Общение и оптимизация совместной деятельности - М. : МГУ, 2014. - 384 с.
2. Артамонова, С.В. Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитие речи средствами коррекционно-развивающей среды [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / С.В. Артамонова - М. :Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 2011. - 25 с.
3. Артамонова, С.В. Психолого-педагогическиерисследования особенностей коммуникативного взаимодействия с взрослым и сверстником детей с общим недоразвитием речи в условиях детской поликлиники [Текст] / С.В. Артамонова // Школьный логопед: практ. и метод, журнал. - 2015. - С. 26-31.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. М.: Смысл, 2014. -140 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 680 с.
6. Гриншпун, Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст] / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. - 2014. - № 3. - С.80-84.
7. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей [Текст] / А.Б. Добрович - М.: Просвещение, 2017. - 235 с.
8. Жинкин, Н.И. Язык - речь - творчество [Текст] / Н.И. Жинкин М. : Лабиринт, 2012. - 368 с.
9. Залюбовская, Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности [Текст] / Е.В. Залюбовская. - М.: Просвещение, 2014. - 340с.
10. Еникеев, Е.Н. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / Е.Н. Еникеев. − М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2016. - 560 с.
11. Кикнадзе, Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание [Текст] / Д.А. Кикнадзе. - М., 2014. - 148 с.
12. Ковалев, Г.А. Проблема общения и детерминация психического в работах советских психологов [Текст] / Г.А. Ковалев, Л.А. Радзиховский // Общение и развитие психики. - М.: 2015. - 346 с.
13. Ковязина, И.В. Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И.В. Ковязина, О.К. Агавелян - Специальное образование. - №1. - 2010. - С.57-64
14. Лабунская, В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) [Текст] / В.А. Лабунская - Ростов-н/Д, 2014. - 236с.
15. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения [Текст] / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус - М. : Просвещение, 2013. - 280с.
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина - М.: Просвещение, 2014. - 367 с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность[Текст] / А.Н. Леонтьев. -М. : Наука, 2015. -304 с.
18. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев - М.: Смысл, 2013. - 487 с
19. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. - М.: Наука, 2013. - 136 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Наука, 2014. - 360 с.
21. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. - М.: Маркетинг, 2013. -245 с.
22. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2014. - 594 с.
24. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / О.А. Слинько // Дефектология. - 2014. - № 1. - С.62-67
25. Смирнова, Е.О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников: автореф. канд. психол. наук: 19.00.13 [Текст] / Смирнова Елена Олеговна. - М. : Педагогика, 2012. - 21 с.
26. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2016. - № 1. - С. 62-66.
27. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2014. - 432 с.
28. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2014. - 413 с.
29. Усольцева, Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03[Текст] / Н.К. Усольцева ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2016. - 45 с.
30. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 2014. -159 с.
31. Цуканова, Е.В. Психологические трудности межличностного общения [Текст] / Е.В. Цуканова. - М.: Наука, 2015. - 270 с.
32. Царгуш, Л.Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 [Текст] / Л.Э. Царгуш ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2016. - 173 с.
33. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. [Текст] / В.Д. Шадриков М.: Логос, 2016. - 320 с.
34. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учеб.пособие по спецкурсу для студ. пед-тутов по спец. 2110 [Текст] / Е.И. Щербакова. - М., 2014. - 360 с.
35. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст]/ П.М. Якобсон. М.: Просвещение, 2014. - 391 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ