База исследования: ДОУ «Родничок», Тюменцевский район, с. Тюменцево.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 5
1.1. Понятие «мотивационно-потребностная сфера» в научных исследованиях 5
1.2. Онтогенетические аспекты формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольников 8
1.3. Особенности мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 11
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи 16
2.1. Организация, методы исследования 16
2.2. Анализ результатов исследования 24
Заключение 30
Список использованных источников 32
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время всё больше внимания уделяется личностной сфере детей дошкольного возраста. Одни личностные характеристики изучены лучше, а другие из-за отсутствия диагностического инструментария рассматриваются с помощью малоформализованных методов. Значимой, хотя до последнего времени оценённой лишь априори, становится важность мотивационно-потребностной сферы для развития личности ребёнка.
Вопросы, связанные с мотивационно-потребностной сферой детей с нарушением речи, исследованы недостаточно. Помимо изучения вербальных и познавательных возможностей детей с речевыми проблемами чрезвычайно важно понимание их интересов, потребностей, рассмотрение мотивационной сферы, соотношения её значения и личностных смыслов. Это позволит как совершенствовать методы воспитания и обучения, так и разрабатывать новые дифферециально-диагностические критерии, ориентированные на эмоционально-личностные особенности детей с речевыми нарушениями.
Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью коррекционной работы с детьми 6-7 лет с нарушением речи по преодолению трудностей мотивационно-потребностной сферы и недостаточной разработкой содержания и инструментария данной работы в дошкольном учреждении.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему: каковы особенности исследования мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи?
Цель исследования: теоретический анализ и практическое исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Задачи, позволяющие достичь заявленной цели:
- раскрыть понятие «мотивационно-потребностная сфера» в научных исследованиях;
- рассмотреть онтогенетические аспекты формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольников;
- выявить особенности мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи;
- провести опытно-экспериментальное исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера дошкольников с нарушением речи.
Предмет исследования: исследование мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза исследования: мотивационно-потребностная сфера дошкольников с нарушением речи имеет специфические особенности, характеризуется нарушением общения, что проявляется в её незрелости.
Теоретико-методологическая основа: анализ научных исследований показывает, что разработкой проблем потребностно-мотивационной сферы в отечественной педагогике и психологии занимались многие учёные. Так, С.Л. Рубинштейн предложил потребностный подход к рассмотрению мотивов; В.Н. Мясищев анализировал мотивы как отношения личности; А.Н. Леонтьев создал теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, синтез и обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований); эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: ДОУ «Родничок», Тюменцевский район, с. Тюменцево.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Таким образом, разделяя позиции отечественных учёных, под мотивацией мы понимаем совокупность побуждающих активность субъекта мотивационных образований (потребностей, мотивов, интересов, склонностей, намерений, убеждений и др.), обосновывающих выбор действий, поступков, а мотивационная сфера рассматривается нами как иерархически сложенная система мотивов, определяющая направленность личности. Устойчивость такого психологического образования, как мотивационно-потребностная сфера личности, обусловлена тем, что большинство мотивов, составляющих мотивацию, существуют довольно продолжительное время. В зависимости от специфики деятельности и её организации мотивы по мере их реализации могут становиться более сильными или слабыми, однако незначительные изменения не приводят к их бесследному исчезновению. К примеру, стремление человека к получению поощрения не исчезает после очередной полученной благодарности.
Важно отметить, что не только меняющаяся сила мотивов придаёт динамику мотивационной сфере личности. Её динамичность также проявляется в изменении совокупности мотивов в определённом виде деятельности и соподчинённости их групп в связи с трансформацией мотивационной сферы под влиянием воспитания и среды. Изменяется и структура мотивации. К примеру, побуждение к тому или иному виду деятельности может быть мотивировано несколькими группами (социальные, коллективистские, деятельностные мотивации) либо одной группой мотивов (стимулирующие).
В дошкольном возрасте формируется наиболее значимый личностный механизм - соподчинение мотивов. Он начинает формироваться с младшего дошкольного возраста и продолжает постепенно развиваться. Эти изменения в мотивационной сфере ребёнка связаны с началом его личностного становления.
Полученные в ходе эксперимента данные позволили сделать следующий вывод: старшие дошкольники с нарушением речи имеют серьёзные трудности в мотивационно-потребностной сфере по всем выделенным нами критериям и показателям: мотивационно-перцептивному, информационно-коммуникативному и интерактивному.
Мотивационно-коммуникативный критерий. Эти трудности проявляются в том, что дети редко проявляют искренний интерес к сверстникам и коллективу либо, имея такой интерес, чувствуют себя не способными к контакту. Такие дети недостаточно ориентированы в межличностном общении на партнёра (друга, подругу) или на коллективное взаимодействие, так как часто имеют достаточно высокое напряжение в общении: они могут неожиданно для окружающих и для себя обидеться, расплакаться, разозлиться или уйти от обидчика, вместо того чтобы договориться.
Информационно-коммуникативный критерий. Преимущественная часть старших дошкольников с нарушением речи имеют некоторые сложности коммуникативного взаимодействия в диалоге: они иногда отвлекаются, теряют нить диалога, затем своими усилиями возвращаются к ней, не всегда учитывают ситуацию общения, однако могут корректировать свои ответы, если видят, что они не удовлетворяют собеседника по содержанию, мысли выражают достаточно последовательно, хотя могут отвлекаться на побочные темы, уводить разговор в сторону, задавать много вопросов, не дослушивая ответы, перебивать, в ответах может наблюдаться нетерпеливость.
Интерактивный критерий. Ярко выраженные трудности проявляются в том, что дети не имеют навыка толерантности в партнёрских отношениях: они не учитывают возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, исключают возможность разных точек зрения.
Таким образом, задачи, поставленные во введении данной работы, последовательно решены, цель исследования мотивационно-потребностной сферы дошкольников с нарушением речи в теоретическом и практическом направлениях достигнута.
1. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности [Текст] / Г.М. Андреева, Я. Яноушек // Общение и оптимизация совместной деятельности - М. : МГУ, 2014. - 384 с.
2. Артамонова, С.В. Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитие речи средствами коррекционно-развивающей среды [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / С.В. Артамонова - М. :Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 2011. - 25 с.
3. Артамонова, С.В. Психолого-педагогическиерисследования особенностей коммуникативного взаимодействия с взрослым и сверстником детей с общим недоразвитием речи в условиях детской поликлиники [Текст] / С.В. Артамонова // Школьный логопед: практ. и метод, журнал. - 2015. - С. 26-31.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. М.: Смысл, 2014. -140 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 680 с.
6. Гриншпун, Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст] / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. - 2014. - № 3. - С.80-84.
7. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей [Текст] / А.Б. Добрович - М.: Просвещение, 2017. - 235 с.
8. Жинкин, Н.И. Язык - речь - творчество [Текст] / Н.И. Жинкин М. : Лабиринт, 2012. - 368 с.
9. Залюбовская, Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности [Текст] / Е.В. Залюбовская. - М.: Просвещение, 2014. - 340с.
10. Еникеев, Е.Н. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / Е.Н. Еникеев. − М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2016. - 560 с.
11. Кикнадзе, Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание [Текст] / Д.А. Кикнадзе. - М., 2014. - 148 с.
12. Ковалев, Г.А. Проблема общения и детерминация психического в работах советских психологов [Текст] / Г.А. Ковалев, Л.А. Радзиховский // Общение и развитие психики. - М.: 2015. - 346 с.
13. Ковязина, И.В. Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И.В. Ковязина, О.К. Агавелян - Специальное образование. - №1. - 2010. - С.57-64
14. Лабунская, В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) [Текст] / В.А. Лабунская - Ростов-н/Д, 2014. - 236с.
15. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения [Текст] / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус - М. : Просвещение, 2013. - 280с.
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина - М.: Просвещение, 2014. - 367 с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность[Текст] / А.Н. Леонтьев. -М. : Наука, 2015. -304 с.
18. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев - М.: Смысл, 2013. - 487 с
19. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. - М.: Наука, 2013. - 136 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Наука, 2014. - 360 с.
21. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. - М.: Маркетинг, 2013. -245 с.
22. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2014. - 594 с.
24. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / О.А. Слинько // Дефектология. - 2014. - № 1. - С.62-67
25. Смирнова, Е.О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников: автореф. канд. психол. наук: 19.00.13 [Текст] / Смирнова Елена Олеговна. - М. : Педагогика, 2012. - 21 с.
26. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2016. - № 1. - С. 62-66.
27. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2014. - 432 с.
28. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2014. - 413 с.
29. Усольцева, Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03[Текст] / Н.К. Усольцева ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2016. - 45 с.
30. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 2014. -159 с.
31. Цуканова, Е.В. Психологические трудности межличностного общения [Текст] / Е.В. Цуканова. - М.: Наука, 2015. - 270 с.
32. Царгуш, Л.Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 [Текст] / Л.Э. Царгуш ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2016. - 173 с.
33. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. [Текст] / В.Д. Шадриков М.: Логос, 2016. - 320 с.
34. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учеб.пособие по спецкурсу для студ. пед-тутов по спец. 2110 [Текст] / Е.И. Щербакова. - М., 2014. - 360 с.
35. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст]/ П.М. Якобсон. М.: Просвещение, 2014. - 391 с.