Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие конфликтоустойчивости как метод предотвращения конфликтов в рабочем коллективе

Работа №45592

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
285
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Особенности конфликтов и конфликтоустойчивости в трудовом
коллективе 9
Раздел II. Методы определения и методики повышения уровня
конфликтоустойчивости 29
Раздел III. Выявление особенностей конфликтоустойчивости членов
различных устоявшихся трудовых коллективов 49
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения

Актуальность. Конфликты окружают нас повсеместно во всех сферах нашей жизни. Значительную часть своего времени (примерно треть суток при восьмичасовом рабочем дне) человек проводит на рабочем месте, а значит и немалая доля конфликтов приходится именно на трудовую сферу социальной жизни человека.
В современном мире становится все больше факторов, напрямую влияющих на конфликтность личности и общества в целом. Такими факторами становятся, например, постоянно увеличивающийся темп жизни, социальная напряженность и стресс, которые являются источниками раздражительности, агрессии и конфликтов. Трудовая деятельность также становится фактором конфликтов, психологический же климат, который так необходим для эффективной работы коллектива, легко нарушается различными конфликтами, по-этому многие руководители считают нежелательными конфликты в организации.
Сегодня для каждого учреждения повышение результативности деятельности является одной из основных задач, что подразумевает выполнение в от-ношении кадрового состава ряда действий: наладить рабочий процесс, грамотно подобрать коллектив и обеспечить отсутствие в нем разногласий и психологической напряженности. Следовательно, является важным не допускать или сводить к минимуму конфликтные ситуации в учреждении. Если такое не-достижимо, целесообразно использовать конфликт как инструмент управления, добиваясь с его помощью положительных результатов.
Конфликты в трудовом коллективе отражаются и на каждом индивиде в частности, так как могут влиять на его чувства, вызывая тем самым нежелание работать, агрессию или раздражительность. Пониженная же самооценка, которая имеет место быть в результате моббинга или буллинга, может привести к таким явлениям как апатия или депрессия. Все это напрямую влияет на наше психическое состояние, здоровье. Из всего этого можно сделать вывод о том, что конфликты в коллективе наносят значимый ущерб для организации, так как их последствием является трата таких ресурсов как время (работа может приостановиться на время решения конфликта) и материальные средства (например, оплата больничных, поиск новых сотрудников, их обучение и адаптация), а самое главное снижается эффективность деятельности коллектива.
Современный рынок труда подразумевает борьбу за высококвалифицированных работников. Поэтому для соискателей при схожих должностях и за-работной плате, на первое место выходят условия труда. Для многих является неоспоримо важным фактором наличие такого условий как: «молодой и дружный коллектив», возможность повышения уровня своей конфликтоустойчивости, наличие различных тренингов и мероприятий для снижения стресса и конфликтности.
На основе этого популярность различных тренингов и программ повышения конфликтоустойчивости работников и коллектива возрастает так же, как и их стоимость, но для правильного выбора программы без определенных знаний многим приходится пробовать несколько вариантов. Следовательно, результаты моего дипломного исследования будут полезны в эффективном выборе или создании подобной программы, для экономии средств организации, а также выборе и привлечении конфликтоустойчивых работников, а главное, поддержании эффективной работы коллектива.
Образование конфликтоустойчивого коллектива, в котором бы большинство конфликтов проходили в конструктивном ключе не только поможет поднять или сохранить высокие показатели эффективной работы организации, но и может помочь ее развитию и продвижению. Человек с высоким уровнем конфликтной устойчивости всегда найдет способ вывести конфликт из деструктивного положения и тем самым не только извлечь из него пользу в виде наиболее рационального решения конфликтной ситуации и сохранить деловые отношения, но и сможет повысить свой авторитет перед коллегами, начальством или подчиненными. При работе же с клиентами или, например, ведении переговоров о сотрудничестве, навыки предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов значительно повысят качество результата этого общения или переговоров.
Степень научной разработанности. В качестве теоретической базы исследования представляют интерес работы отечественных и зарубежных ученых, посвященных тематике трудовых конфликтов. Например, работы Шаленко В.Н., который написал не одну работу, разбирая конфликты в трудовых коллективах, классифицируя их, выделяя функции и особенности динамики, так же трудовые конфликты в целом описывал Регнет Эрика.
Методы разрешения и стратегии поведения при конфликтной ситуации в трудовом коллективе изучались такими учеными как: Кулагина Н.В. и Медведева Т.Н., Ветрова Е.А. и Зорина С.А., Мастенбрук, Уильям.
Несмотря на то, что тема конфликтоустойчивости личности актуальна и популяризирована, в литературе в основном освещаются причины конфликтов. А это значит, что и структура конфликтоустойчивости в настоящее время изучена недостаточно хорошо. В основном, проблемой конфликтоустойчивости личности занимались психологи такие как Платонов Ю.П., Коломинский Я.Л., Жизневский Б.И., Эйдемиллер, Юстицкис и другие. Некоторые ученые занимались выявлением уровня конфликтоустойчивости, например, Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Г. Мюррей и К. Морган.
Таким образом, накоплен определенный опыт изучения конфликтной устойчивости личности. В то же время факторы конфликтоустойчивости в контексте социализации изучены недостаточно. Это и побудило автора курсовой работы к рассмотрению данной темы.
Объектом исследования является конфликтоустойчивость в коллективе
Предметом исследования являются особенности и факторы конфликтоустоучивости в трудовом коллективе, влияющие на эффективность работы организации, а также различные методы повышения конфликтной устойчивости.
В своей работе автор поставил цель выявить особенности и факторы конфликтоустойчивости в трудовом коллективе и определить наиболее эффективные методы ее повышения.
Для достижения цели автору придется выполнить такие задачи как:
1. Выявить особенности конфликтов и конфликтоустойчивости в трудовом коллективе;
2. Определить наиболее эффективные методики повышения уровня конфликтной устойчивости в трудовом коллективе;
3. Выявление влияния различных факторов на конфликтоустойчивость членов устоявшихся рабочих коллективов;
4. Разработка рекомендаций по снижению конфликтности коллектива и сохранению высокого уровня эффективности деятельности;
Новизна и самостоятельность проводимого исследования заключается в проводимом автором исследовании, которое предполагает изучение элементов конфликтной устойчивости у членов различных коллективов, вы-явлении доминирующих и наименее значимых ее факторов.
При написании дипломной работы использовались различные методы исследования. Среди них можно выделить:
В работе были использованы конфликтологические подходы, например, подход теории конфликтов, который лег в основание понимания конфликтов в трудовом коллективе, его причин и особенностей.
Сравнительный метод помог сопоставить различные особенности факторов конфликтоустойчивости личности в трудовом коллективе и выявить доминирующие факторы для каждого из полов в различном возрасте и в различных коллективах. Так же сравнительный метод помог в анализе сопоставлении различных методик повышения уровня конфликтной устойчивости.
Структурно-функциональный метод предполагает изучение конфликта и конфликтоустойчивости в трудовом коллективе с точки зрения их структур, то есть совокупности взаимосвязанных особенностей, каждая из которых выполняет свою определённую функцию.
Так же был использован эмпирический метод- анкетирование. Этот метод помог определить особенности и доминирующие факторы конфликтоустойчивости личности в постоянном трудовом коллективе и определить их влияние на общий психологический климат и эффективность работы коллектива в целом. Так же анкетирование использовалось для понимания того, что по мнению респондентов в наибольшей и наименьшей мере положительно влияет на уровень конфликтоустойчивости в коллективе.
Практическая значимость. Результаты дипломного исследования могут представлять интерес для многих руководителей в понимании особенностей конфликта в коллективе и его влияния на эффективную работу и психологический климат в организации. Даст им возможность не только понять особенности, но и предпринять меры по повышению конфликтоустойивости работников, и, в случае их возникновения, приводить их к конструктивному завершению. Исследование может представлять интерес для самих работников, которые заинтересованы в гармоничном сосуществовании в трудовом коллективе. Выявленные закономерности и особенности конфликтов в трудовых коллективах помогут созданию высокоорганизованного коллектива. Так же, может быть полезным опрос, лежащий в основе исследования, так как он может помочь выявить сильные и слабые стороны конфликтоустойчивости членов коллектива, для дальнейшей работы с ними и их развития.
В структуру дипломной работы входит введение, 3 раздела, заключение, список литературы и приложения. В первом разделе будут подробно рассмотрены причины, виды, функции и динамика конфликтов, а так же структура конфликтоустойчивости личности и ее доминирующие факторы в трудовом коллективе, во втором будут описаны самые популярные методики и программы повышения конфликтоустойчивости коллективе и каждой личности в частности, в третьем разделе будут представлены результаты первичного исследования (программа исследования и результаты анкетирования с их анализом и выводами) и выявлены доминирующие факторы конфликтоустойчивости индивидов конкретного пола и возраста в рабочем процессе. Помимо этого, в последнем разделе будет изучено мнение респондентов по поводу наиболее значительного и наименее значимого влияния различных условий труда на конфликтоустойчивость коллектива в общем.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении данной работы, хотелось бы отметить, что поставленная автором исследования цель во введении была достигнута: были выявлены особенности и факторы конфликтоустойчивости в трудовом коллективе и определены наиболее эффективные методы ее повышения.
Для достижения цели автору исследования пришлось выполнить такие задачи как:
1. Выявить особенности конфликтов и конфликтоустойчивости в трудовом коллективе;
2. Определить наиболее эффективные методики повышения уровня конфликтной устойчивости в трудовом коллективе;
3. Выявление влияния различных факторов на конфликтоустойчивость членов устоявшихся рабочих коллективов;
4. Разработка рекомендаций по снижению конфликтности коллектива и сохранению высокого уровня эффективности деятельности;
В ходе выполнения первой задачи были изучены виды конфликтов в трудовых коллективах, их причины, различные мнения исследователей по поводу отрицательного и положительного влияния на социально-психологический климат и эффективность работы и значение понимания причин конфликтов для их конструктивного разрешения. Так же были изучены различные версии о том, какие факторы конфликтоустойчивости есть и какие из них являются доминирующими. Были выбраны факторы, которые в последующем использовались для эмпирического исследования (коммуникабельность, толерантность, мотивационные, когнитивные, психофизические, социально-психологические факторы).
В ходе выполнения второй задачи по определи наиболее эффективные методики повышения уровня конфликтной устойчивости в трудовом коллективе были выявлены основные положения для сохранения высокого уровня конфликтоустойчивости и его дальнейшего развития:
1. Обучение управлению конфликтов с помощью теоретической базы
2. Высокая мотивация членов коллектива
3. Развитие доминирующих факторов конфликтной устойчивости
4. Снижение факторов конфликтности в коллективе
5. Снижение уровня самообмана (метод коробки)
6. Принятие новых социальных ролей и их проигрывание
7. Создания сплоченного коллектива и дружной атмосферы
8. Осознании себя как личности и понимании своего поведения в конфликтной ситуации (методы различных опросников), приобретение адекватной самооценки
9. Развитие ассертивных сторон личности, как способности не только внешнего спокойствия, но и внутреннего.
Все эти методы являются эффективными в разной степени, но при их комплексном использовании способны дать максимальный результат. Так же отдельно следует выделить методы предотвращения эмоционального выгорания, так как оно скрывает в себе угрозу конфликтного поведения и снижения эффективности работы всего коллектива. Методики же определения конфликтной устойчивости и выявления слабых сторон личности, следует использовать в комплексной программе, тренинги которой должны подбираться индивидуально для каждой организации в соответствии с показателями тестирований, для более эффективной работы по повышению степени устойчивости к конфликтам.
В ходе выполнения третьей задачи-эмпиричного исследования В эмпирической части была выдвинута одна основная гипотеза и три вторичных:
Автором исследования была подтверждена основная выдвинутая гипотеза о том, что различные факторы конфликтоустойчивости в различной мере влияют на ее уровень в зависимости от возраста, пола респондента и количественного состава постоянного коллектива.
Частично была подтверждена гипотеза о том, что большинству людей высокий уровень конфликтной устойчивости помогает в эффективной трудовой деятельности, было доказано скорее другое утверждение- конфликтность членов коллектива может помешать эффективной его работе.
Следующая гипотеза о том, что, по мнению респондентов, на конфликтоустойчивость коллектива положительно и в наибольшей мере могут по¬влиять:
-Обучение управлению конфликтами с помощью теоретической базы; -Высокая мотивация членов коллектива;
-Развитие ассертивных сторон личности, как способности не только внешнего спокойствия, но и внутреннего;
-Наличие законодательной базы (выделение в законодательных актах необходимых качеств и навыков специалиста) либо уставов организации;
была опровергнута, так как, по мнению респондентов, наибольшее положи-тельное влияние оказывает создание сплоченного коллектива и дружной атмосферы.
Третья вторичная гипотеза о том, что на конфликтоустойчивость коллектива положительно, но в наименьшей мере могут повлиять:
- принятие на работу по возрастным критериям;
- уменьшение коллектива
- увеличение коллектива
Была частично доказана, так как большинство указали такой фактор, как наличие законодательной базы (выделение в законодательных актах необходимых качеств и навыков специалиста) либо уставов организации. Следующим по популярности было утверждение о уменьшении коллектива и далее принятие на работу по возрастным критериям.
В качестве рекомендаций для сохранения высокого уровня конфликтоустойчивости хотелось бы предложить использование комплексное использование методик определения уровня конфликтоустойчивости или конфликтности, а также методик для выявления наиболее значимо влияющих факторов на тот или иной уровень совместно с подобранными индивидуально для каждой организации тренингами и мастер классами и психотерапиями. Так же не стоит забывать и о профилактике такого явления как эмоциональное выгорание, которое не только напрямую влияет на уровень конфликтности личности, но и на эффективность работы индивида и всего коллектива. В целом, стоит контролировать и предоставлять возможность развития членов коллектива по пунктам, описанным в ходе второго раздела.



1. Robinson P.W. Manipulating parents; tactics used by children of all ages and ways parents can turn the tables. - Prentice-Hall, 1981. P.201
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Второе издание, переработанное и дополненное - М.: ЮНИТИ, 2004 - 591 с.
3. Ассертивность: принципы, методы, способы развития - [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https:ZZm.gd.ru/articles/9368-assertivnost(дата обращения: 218.07.2017).
4. Бойко В. В. Психоэнергетика, - СПб.: Питер, 2008 - 416 с.
5. Ващенко 1.В., Антонова О.1. Конфлшт: посттравматичний стрес. Киев: Наукова думка, 1998 - 360 с.
6. Герш М.В. "Отдел кадров коммерческой организации", 2016, N 2 Конфликт: Разрушитель или инструментарий развития?
7. Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000 - 217 с.
8. Зазыкин Н.В. «Психологическая профилактика конфликтов в коллективе» -[Электронный ресурс] / -Режим доступа:
http://syntone.ru/article/zazykin-v-g-psihologicheskaya-profilakttika- konfliktov-v-kollektive/(дата обращения: 17.12.2017).
9. Ильин Е.П. и Ковалев П.А. «Методика: личностная агрессивность и
конфликтность» -[Электронный ресурс] / -Режим доступа:
https://dom- ugl.edu.yar.ru/docs/s/portfolio/rabochie_materiali/issledovatelskie_metod iki/diagnostika_agressivnosti/metodika_lichnaya_agressivnost i_konfli
ktnost_ilin kovalev_.pdf (дата обращения: 28.09.2017).
10. Кашапов М.М., Основы конфликтологии- Ярославль: ЯрГУ, 2006 - 26 с.
11. Кирикова М.И. Методы психогигиены и психопрофилактики профессиональной деятельности // Профессионализация личности в образовательных институтах и практической деятельности: теоретические и прикладные проблемы социологии и психологии труда и профессионального образования: материалы II международной научно-практической конференции 10-11 февраля 2013 г. - Прага, 2013 - 129 с.
12. Козлов В.В., Фетискин Н.П., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002 - 490 с.
13. Козлов С.А. НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 113 серия История, философия, социология «Конфликт в организациях»
14. Конфликты в организации: понятия, причины, виды, функции -[Электронный ресурс] / - Режим доступа: http:ZZwww.30n.ru/5Z9.html(дата обращения: 28.01.2018).
15. Косенкова Т.В. «Синдром эмоционального выгорания» ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр» Минздрава России-333 с.
16. Малкина-Пых И. Г. М 18 Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005 - 992 с.
17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента»- Москва: Дело- 2004г. С. 465
18. Мещеряков Б. Г., Зинченк В. П. Большой психологический словарь издание 4-е, расширенное: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008 - 868 с.
19. Монина Г.К. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб.: Речь, 2009 -250 с.
20. Мороз С.А. статья «Вестник РМАТ» №1 (4) - 2012- 98 с.
21. Нечепуренко Е. К. Социально-трудовые конфликты и протестное по-ведение рабочих // Современные научные исследования и инновации.
- Май 2011. - №1 [Электронный ресурс] /- Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues//2011/05/287 (дата обращения: 26.11.2017).
22. Омельченко К.А., Хомченко О.А. Конфликты в трудовом коллективе: причины возникновения и способы разрешения. // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]./ -Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4088(дата обращения: 28.09.2017).
23. Панина Е.С. Трудовые конфликты на предприятиях // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 6. - 135 с.
24. Паршина В.В. Синдром эмоционального сгорания в психосоциальной работе // Современные гуманитарные исследования. - 2014. - № 1(56) - 86 с.
25. Платонов Ю. П. НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26 - 172 с.
26. Поведение участников в конфликте -[Электронный ресурс] / -Режим до- ступа:http://studbooks.net/552038/psihologiya/upravleniya_konfliktami_sposoby_snizheniya_urovnya_konfliktnosti_kollektive (дата обращения: 28.09.2017).
27. Пучкова А.Я. Сборник трудов, посвященный 80-летию «Знание пропедевтики- основа клинического мышления педиатра», г. Санкт-Петербург, 2015, ООО «ИнформМед» - 352 с.
28. Рогачев В.В. Формирование конфликтной компетентности сотрудников таможни для профилактики межличностных конфликтов. Дис. канд. псих, наук. -Ярославль, 2002- 152 с.
29. Управление персоналом-[Электронный ресурс] / -Режим доступа:
http://info-personal.ru/upravlenye-personalom/statya-konflikty-v- kollektive-i-metody-ix-razresheniya-zaglu (дата обращения: 14.05.2018).
30. Цветков В.Л. «Психология конфликта. От теории к практике» Москва 2013- с.183
31. Цыбульская М.В. Конфликтология, Москва: 2007г - 150с.
32. Юферева М.А. и Коряковцева О.А. «Влияние общей адаптивности на конфликтоустойчивость личности» в «Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова» том 21-2015г.- 60с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ