Выпускная квалификационная работа.
Объект работы - ООО «Сервис Центр ЭПУ»(Ханты-Мынсийский автономный округ – АО Югра, г. Нефтеюганск).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 6
1.1 Понятие и сущность финансовых результатов 6
1.2 Показатели финансовых результатов деятельности предприятия 11
1.3 Управление финансовыми результатами деятельности предприятия 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СЕРВИС ЦЕНТР ЭПУ» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 27
2.2 Анализ динамики финансовых результатов ООО «Сервис Центр ЭПУ» 33
2.3 Предложения по увеличению финансовых результатов и повышению эффективности деятельности ООО «Сервис Центр ЭПУ». 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 62
Эффективная деятельность субъектов хозяйствования, стабильный темп работы указанных субъектов в сегодняшних условиях развития экономики, а также их конкурентоспособность в большой степени определены качественным аспектом управления финансами. Финансовый результат деятельности практически любого предприятия может быть охарактеризована суммой получаемой этим предприятием прибыли, а также уровнем его рентабельности. В основном, прибыль формируется от реализации продукции, а кроме того и от иных видов деятельности.
Прибыль, как основная цель деятельности предприятия, находится в зависимости от деятельности производственного, снабженческого, сбытового и коммерческого характера. С ростом прибыли создаётся финансовая база для развития экономики предприятия. В этой связи, задачей хозяйствующего субъекта является не только извлечение наибольшей прибыли за определённый период, но также и в эффективное её распределение и использование для того, чтобы обеспечить дальнейшее поступательное развитие организации.
Многими предприятиями максимизируется прибыль за краткосрочный период и не производятся финансовые вложения на развитие производства. Такая ситуация складывается в некоторой мере вследствие недостаточного уровня экономической компетенции руководящего аппарата организаций, в известной степени вследствие нестабильных экономических условий. Работа механизма по эффективному управлению прибылью должна содействовать увеличению эффективности производственного процесса и оказывать стимулирующее действие на его развитие, однако в нашей стране, большинством предприятий этому важному аспекту, внимания уделяется явно недостаточно.
В свете вышесказанного актуальность настоящего исследования обусловлена значимостью проблемы грамотного и эффективного управления финансовыми результатами в целях достижения успешного развития организации. Чем выше прибыль и уровень рентабельности, тем более эффективна деятельность предприятия и устойчивей его финансовая составляющая. Таким образом, важность проблемы поиска резервов для увеличения прибыли и рентабельности, актуальна для любого экономически активного субъекта рыночной экономики.
Цель работы состоит в повышении эффективности управления финансовыми результатами организации.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
рассмотреть понятие и сущность финансовых результатов деятельности организации;
изучить систему показателей финансовых результатов деятельности предприятия;
исследовать процесс управления финансовыми результатами деятельности предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
провести анализ динамики финансовых результатов организации;
сформировать предложения по увеличению финансовых результатов и повышению эффективности деятельности организации.
В качестве объекта исследования выступает ООО «Сервис Центр ЭПУ», а его предмета – финансовые результаты указанного субъекта хозяйствования.
В исследовании использовались работы следующих известных специалистов в рассматриваемой области: И. А. Бланк, А. Д. Шеремет, Г. В. Савицкая, В.В. Ковалев, О.В. Ефимова и других.
Методическую базу настоящего исследования составили следующие методы: анализа литературы и нормативно-правовой документации, сравнения, анализ ретроспективных данных, коэффициентов, факторного анализа, табличный, графический и другие методы.
Информационная база работы основана на нормативно-правовых актах РФ, а также данных ООО «Сервис Центр ЭПУ» за 2014-2016 гг.
Структура настоящего исследования включает в себя: введение, теоретическую, аналитическую и практическую части, заключение, список использованных источников и приложений.
Итак, к финансовым результатам деятельности организации относятся выручка, валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, а также показатели рентабельности. Выручка – это денежное выражение стоимость реализованной продукции (работ, услуг). Прибыль, находящаяся в полном распоряжении организации, представляет собой часть дохода, остающаяся после завершения всех распределительных операций. Рентабельность является относительным показателем экономической эффективности и определяется, как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.
Основными показателями финансовых результатов деятельности организации являются показатели прибыли (её различные виды) и рентабельности (активов, собственного и заёмного капитала, продаж и так далее).
Проводя анализ финансовых результатов, сначала следует анализировать обобщающие показатели финансовых результатов в их динамике, затем изучить их структуру, определить изменение в исследуемом периоде в отношении к базисному; выявить факторы, чьё действие привело к изменениям, показатели, при помощи которых можно количественно оценить влияние факторов на изменение финансовых результатов.
На следующем этапе были детально проанализированы финансовые результаты на основе углубленного изучения частных показателей и обнаружения резервов роста прибыли. Согласно данному анализу, в первую очередь, изучается формирование прибыли, то есть масса, динамика и структура прибыли организации с выявлением факторов ее изменения и потенциальных резервов. Показатели, используемые для анализа, должны оцениваться в фактически действующих, плановых и базисных ценах. Вместе с тем изучаются степень стабильности получения прибыли, источники получения прибыли, разрабатываются мероприятия для реализации резервов и прогнозирования финансовых результатов.
Высокая роль финансовых результатов в развитии организации и обеспечении интересов её собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления финансовыми результатами, которое являет собой процесс формирования и принятия управленческих решений по главным аспектам их выявления, распределения, применения и планирования в организации.
В аналитической части работы была исследована деятельность ООО «Сервис Центр ЭПУ». Выявлено, что общее финансовое положение ООО «СЕРВИС ЦЕНТР ЭПУ» в 2014-2016 гг. является удовлетворительным, поскольку, несмотря на снижение показателей имущества и капитала, организация относительно независимой от кредиторов, платежеспособной, прибыльной и рентабельной.
Анализ динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов деятельности организации показал, что организация снизила темпы реализации. Это указывает на снижение её деловой активности. Однако, чистая прибыль и показатели рентабельности имеют тенденцию к росту, что оценивается положительно. Кроме того, в 2016 г. ООО «Сервис Центр ЭПУ»имеет запас финансовой прочности 291762,16 тыс.руб.
Необходимо отметить, что рост прибыли произошел в основном за счет повышения внутрихозяйственной дисциплины, структурных сдвигов и изменения в структуре реализуемых товаров. При этом, наибольшее влияние на рентабельность активов ООО «СЕРВИС ЦЕНТР ЭПУ» оказывает фактор оборачиваемости собственного капитала.
В ходе анализа втором выпускной квалификационной работы выявлено, что основным резервом роста прибыли и рентабельности является увеличение выручки ООО «Сервис Центр ЭПУ».
Для того, чтобы повысить объёмы сбыта ООО «СЕРВИС ЦЕНТР ЭПУ» необходимо использовать возможности рекламы своей деятельности.
Вместо используемых ООО «СЕРВИС ЦЕНТР ЭПУ» малоэффективных способов рекламы руководству предлагается применение популярных сейчас комплексных предложений от рекламных агентств. Комплексное предложение включает в себя разработку, публикацию и дальнейшее техническое сопровождение. Кроме того, комплексное предложение, как правило, включает рекламу в сети Интернет, что на данный момент является самым эффективным и перспективным способом. Комплексное предложение в большинстве рекламных агентств города стоит около 100 тыс.руб. единовременно и дополнительно максимум 80 тыс.руб. в год – абонентское обслуживание.
По предварительной оценке менеджеров одного из рекламных агентств г. Краснодар, а также специалистов отдела продаж ООО «СЕРВИС ЦЕНТР ЭПУ» комплексное рекламное предложение за счёт своей системности и планомерности осуществления позволит увеличить выручку организации на 10-15 %. По результатов расчётов в этом случае чистая прибыль увеличится на 626 тыс.руб. Также возрастут и показатели рентабельности. Необходимо учитывать, что одновременно с ростом выручки организации нужно снижать издержки.
Существуют пути снижения себестоимости услуг, которые необходимы для ООО «Сервис Центр ЭПУ».: внедрение более экономичного вспомогательного оборудования, повышение уровня механизации и автоматизации рабочих процессов; рациональное использование трудовых ресурсов; совершенствование организации труда; правильное использование принципов материальной заинтересованности.
Таким образом, мероприятия по увеличению объёма реализации, предложенные в данном пункте выпускной квалификационной работы позволят увеличить финансовый результат ООО «Сервис Центр ЭПУ» и повысить эффективность её деятельности. Всё это даст возможность ООО «Сервис Центр ЭПУ» стать более привлекательным в глазах потенциальных партнёров, инвесторов и кредитных учреждений.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 3.10.2017).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117–ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (действующая редакция) [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2017. – Загл. с экрана. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/, свободный. – (дата обращения: 3.10.2017).
3. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12116599/#ixzz3Z4PmSC4o, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 3.10.2017).
4. Абдукаримов, И.Т. Финансово–экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 320 c.
5. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. – М.: КноРус, 2015. – 432 c.
6. Антонов, С.А. О вопросах определения понятия «прибыль» и виды прибыли / С.А. Антонов // «Экономика. Право. Менеджмент: современные проблемы и тенденции развития» (Материалы II Международной научно–практической конференции, 31 августа 2014). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apriori–nauka.ru/uploads/files/ANTONOV–K10.pdf., свободный. – (дата обращения 3.10.2017).
7. Барышев, С.Б., Концепция управленческого учета и анализа прибыли // Бухгалтерский учет. – 2014. – № 10. – С. 122–124.
8. Бахрамов, Ю.М. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. 2–е изд. стандарт третьего поколения / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. – СПб.: Питер, 2016. – 496 с.: ил.
9. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. / И.А. Бланк. – М.: Ника–Центр, 2015. – 516 с.
10. Бочаров, В.В. Финансовый анализ: учебное пособие / Бочаров В.В. – СПб.: Питер, 2015. – 240 с.
11. Вагазова, Г.Р. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия / Г.Р. Вагазова, Е.С. Лукьянова // Молодой ученый. – 2015. – № 11.3. – С. 13–15.
12. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов. – М.: КноРус, 2015. – 432 c.
13. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ /Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2–е изд., доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 615 с.
14. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз / Т.И. Григорьева. – Люберцы: Юрайт. – 2016. – 486 c.
15. Голиченкова, Е.А. Анализ финансовых результатов на примере ОАО «Серпуховский завод «Металлист» / Е.А. Голиченкова // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 34. – С. 102–106.
16. Данилова, Н.Л. Методика анализа финансовых результатов производственного предприятия по данным бухгалтерской отчетности / Н.Л. Данилова // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 36–40.
17. Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2015. – 528 с.
18. Житлухина, О.Г. Совершенствование информационной базы анализа экономической эффективности деятельности предприятий / О.Г. Житлухина, О.Л. Михалёва // Вестник ТГЭУ. – 2014. – №4 (64) – С. 3–11.
19. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры /В..В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 560 с.
20. Клишевич Н.Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учеб. пособие / Н.Б. Клишевич. – М.: Кнорус, 2016. – 304 с.
21. Кодацкий, В.П. Прибыль / В.П. Кодацкий. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 390 с.
22. Колачева, Н.В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н.В. Колачева, Н.Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. – 2015. – № 1(44). – С. 29–35.
23. Колчина, Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов / Н.В. Колчина. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. – 383 с.
24. Косорукова, И.В. Прибыль и денежный поток в оценке стоимости бизнеса / И.В. Косорукова // Российское предпринимательство. – 2015. – № 18 (240). – С. 53–60.
25. Крылов, Э. И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учебное пособие / Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавлева. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 720 с.
26. Кулешова, Т.А. Резервы повышения эффективности деятельности предприятия / Т.А. Кулешова // Интернет–журнал «Науковедение». – Том 8, №2 (2016) [Электронный ресурс] Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/79EVN216.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 3.10.2017).
27. Курбанова, Э.Р. Методические основы анализа финансовых результатов предприятия / Э.Р. Курбанова [Электронный ресурс] Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/pdf/31935.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 3.10.2017).
28. Лелькова, Т.Э. Методики анализа финансовых результатов // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 231–234.
29. Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич– М.: Эксмо, 2014. – 410 с.
30. Мануйленко, В.В. Подходы к формированию и распределению прибыли хозяйствующего субъекта: современный период / В.В. Мануйленко // Финансы и кредит. – 2015. – №40. – С. 33–42.
31. Наумова, Л.Г. Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации / Л.Г. Наумова [Электронный ресурс] Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://eprints.tstu.tver.ru/406/1/1.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 3.10.2017).
32. Небольсина, И.В. Анализ процесса управления прибылью предприятия / И.В. Небольсина, Ю.В. Бусарина // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/2501.pdf., свободный. – (дата обращения: 3.10.2017).
33. Русак, Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справ. Пособие / Н.А. Русак, В.А. Русак. – М.: Высшая школа, 2016. – 309 с.
34. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 512 с.
35. Садовская, Т.А. Механизм формирования и распределения прибыли в деятельности хозяйствующего субъекта. Теоретические и практические аспекты экономики и менеджмента: материалы международной заочной научно–практической конференции. (29 августа 2015 г.) / Т.А. Садовская – Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2014. – 130 с.
36. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие / Н.Н. Селезнева, А.В. Ионова. – М.: ТК Велби, изд–во Проспект, 2016. – 624 с.
37. Сергеева, О.М. Факторная модель планирования прибыли / О.М. Сергеева // Справочник экономиста. – 2014. – №6. – С. 26–28.
38. Толпегина, О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 672 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
39. Трофимов, Г.А. Словарь финансово–экономических терминов и определений / Г.А. Трофимов. – СПб.: ИВЭСЭП. – 2014.– 128 с.
40. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2016. – 527 с.
41. Чернышева, Ю.Г. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Ю.Г. Чернышева, Э.А. Чернышев. – М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д: МарТ, 2015. – 304 с.
42. Чешко, С.О. Модели управления прибылью / С.О. Чешко // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 474–477.
43. Шарипова, А.Д. Анализ финансовых результатов организации / А.Д. Шарипова // Экономика и социум. – 2017. – №1(32). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httphttp://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_32/Sharipova%20A.D..pdf, свободный. – (дата обращения: 3.10.2017).
44. Шеремет, А.Д. Финансовые результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта / А.Д. Шеремет // Аудит и финансовый анализ. – №2. – 2014. – С. 22–28.
45. Шуляк, П.Н. Финансы предприятия. Учебник / П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 712 с.