УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОНФЛИКТАМИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО ТАКСНЕТ)
|
Введение
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования управления организационными конфликтами
Раздел II. Способы управления конфликтами и их роль в оптимизации деятельности организаций сферы информационных технологий
Раздел III. Технологии управления конфликтами в организациях сферы информационных технологий (на примере ЗАО Такснет)
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования управления организационными конфликтами
Раздел II. Способы управления конфликтами и их роль в оптимизации деятельности организаций сферы информационных технологий
Раздел III. Технологии управления конфликтами в организациях сферы информационных технологий (на примере ЗАО Такснет)
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность. Явления, которые происходят в современном мире, показывают взаимозависимость глобализации и повышение роли информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологические и управленческие инновации расширяют возможности управления организацией, а также развития информационного обмена, но и значительно увеличивают значимость информации в качестве стратегического ресурса.
Согласно программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», были поставлены такие задачи, как формирование современной информационной инфраструктуры, распространение технологий и информации для населения, развитие экономики, повышение уровня образования, обучение персонала в сфере информационных и коммуникационных технологий, и др.
Наряду с человеческими, финансовыми и материальными ресурсами, информация стала существенным управленческим средством, обладающая значительным потенциалом. Эффективное и рациональное его использование является главным фактором развития современного информационного общества.
В большом объеме различной информации, людям трудно ориентироваться без помощи технических средств, которые созданы для облегчения восприятия, преобразования, хранения и использования информации.
Современные информационные технологии коренным образом изменяют жизнь людей и дают возможность для компаний внедрять информационные технологии в деятельность организации для более эффективного и быстрого взаимодействия, как с внешней средой, так и внутренней, постоянно повышая свою производительность и конкурентоспособность. Это, в свою очередь, приводит к появлению новых требований к тому, как компании должны организовывать свою деятельность, тем самым порождая новые противоречия и конфликты в организации с высокой интенсивностью протекания и увеличение издержек.
На сегодняшний день можно говорить о сложившемся несоответствии между накопленными знаниями в конфликтологии и применением технологий в управлении организационными конфликтами. Разработка организационно-методических и технологических решений дает возможность на практике применять исследования конфликтологических теорий. Качественное и подробное исследование данных задач поможет на практике управлять деструктивными последствиями конфликта и проанализировать последствия и степень эффективности различных методик при анализе конфликтных ситуаций.
В организациях лицам, принимающим решения, особенно в условиях протекания конфликта, необходимо иметь максимальный доступ к информационным ресурсам. В связи с этим анализ существующих конфликтных ситуаций и диагностика изменений, связанных с применением информационных технологий, которые происходят в современных организациях, приобретает актуальность и порождает потребность в поиске эффективных стратегий для принятия управленческих решений.
Степень разработанности темы. Развитие исследований, посвященных управлению, на западе представлена такими исследователями, как Ф.Тейлор, Г.Форд М.Вебер, А.Файоль Г.Беккер Т. Шульц, Э.Мэйо, Я.Морено, Р.Ликерт, Р.Блейк, К.Мацуксита.
Разработка организационно-методических и технологических проблем, обеспечивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории, находится на стадии своего становления. Разработка отдельных аспектов осуществляется в работах ряда зарубежных исследователей: Дж. Бертона , В. Зигерта , К. Левина , У. Мастенбрука , К. Мура . В этих исследованиях идет речь о проблемах предупреждения и профилактики, диагностики и прогнозирования, непосредственного управления и принципиального разрешения конфликтов.
Некоторые ученые исследовали отдельные способов и средства, которые имеют роль при управлении конфликтами. К ним можно отнести оригинальные труды по изучению переговорных процессов и посредничества, неформальных средств разрешения конфликтов.
Теоретические и методологические основы управления организационными конфликтами исследовали российские ученые:
A. Я. Анцупов , А.Г. Большаков , А.А. Деревянченко , А.К. Зайцев ,
B. А. Светлов и другие.
Основы социального управления конфликтом - Т.Ю.Базаров , B.B. Василькова2, F.B. Грачев3, А.Г. Здравомыслов4, В.В. Козлов5, В.Н. Шевелев6.
Причины возникновения конфликтов в социальных организациях - В.А. Антропов7, В.В. Гончаров8, Э.А. Уткин9, A.C. Хохлов10и другие.
Показатели результативности социального управления конфликтом -
A. M. Кацва , П.Д. Павленюк12и другие.
Структурные элементы социального контроля в управлении конфликтами
- А.Г. Гладышев13, Т.А.Корнеева14, В.Е. Мащенко15, В.Н. Шаленко16.
Диагностика конфликтов - Ф.М. Бородкин , JI.H. Цой , А.Б. Зеленцов , В.А. Светлов и другие.
Рассматривая исследования по выбранной тематике, можно говорить о том, что существует большое количество трудов, подробно раскрывающих теоретические аспекты управления конфликтами в организации, но, на взгляд автора работы, исследований, которые бы исследовали подходящие стратегии диагностики, анализа конфликтных ситуаций для организаций, учитывая цели организации, ее ресурсы, задачи руководителей и подходили бы с практической точки зрения на возникающие проблемы, не достаточно.
Объектом исследования являются организационные конфликты сферы информационных технологий.
Предметом - структура, способы и приемы управления организационными конфликтами в сфере информационных технологий.
Целью исследования определение на основе теоретического и прикладного анализа стратегий и технологий управления конфликтов и специфики их применения в организациях сферы информационных технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к исследованию управления организационных конфликтов сферы информационных технологий;
2. Определить особенности и возможности управленческого воздействия на конфликт на различных этапах их протекания и деятельность организаций;
3. Проанализировать методы управления конфликтами в организациях сферы информационных технологий;
4. Исследовать стратегии управления конфликтами и особенности их применения в организациях сферы информационных технологий;
5. Выявить факторы повышения эффективности организационных технологий управления конфликтами.
Научная новизна исследования состоит в разработке обоснованных стратегий, включающих методические и технологические приемы анализа конфликтных ситуаций, учитывающие цели, задачи и имеющиеся ресурсы, которые руководители готовы потратить с целью эффективного управления конфликтными ситуациями в организациях и системному воздействию на конфликт.
Для раскрытия ранее недостаточно исследованных вопросов при применении инновационных решений в управлении организационных конфликтов должен произойти переход от использования такого рода технологий в разовых случаях к целенаправленному комплексному улучшению системы управления конфликтами в организациях. Возможность интеграции теоретических подходов может выступать как интеллектуальный ресурс, влияющий на протекание организационного конфликта и его последствия.
Методологической основой квалификационной работы является конструктивистский подход, который учитывает многообразие социальной реальности и ориентирует внимание на использование возможностей применять и исследовать инновационные, нестандартные методы в управлении конфликтными ситуациями. Рассматривая проблемы управления, в конструктивистком подходе исследуется вопрос о сознательном воздействии на окружающую реальность, чтобы достигать поставленные цели.
Также автор считает необходимым рассмотреть управление конфликтами в сфере информационных технологий, опираясь на диалектическую модель общества Р. Дарендорфа.
В работе были использованы такие методы, как теоретический анализ литературных источников, индукция, синтез, сравнение, из специфических такие методы, как опрос, дерево конфликта.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанных методических положений и практических рекомендаций по управлению организационными конфликтами в сфере информационных технологий в различных проектно-ориентированных организациях для специалистов-конфликтологов, что значительно повысит эффективность управления конфликтными ситуациями в компаниях и обеспечит качественное и своевременное достижение целей организаций.
По мнению автора, данное исследование даст возможность увеличить управленческие ресурсы для организаций, работающих в сфере информационных технологий, а также минимизировать деструктивные функции конфликтов для организации в целом, ее подразделений, а также для сотрудников в отдельности.
Структура работы
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Согласно программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», были поставлены такие задачи, как формирование современной информационной инфраструктуры, распространение технологий и информации для населения, развитие экономики, повышение уровня образования, обучение персонала в сфере информационных и коммуникационных технологий, и др.
Наряду с человеческими, финансовыми и материальными ресурсами, информация стала существенным управленческим средством, обладающая значительным потенциалом. Эффективное и рациональное его использование является главным фактором развития современного информационного общества.
В большом объеме различной информации, людям трудно ориентироваться без помощи технических средств, которые созданы для облегчения восприятия, преобразования, хранения и использования информации.
Современные информационные технологии коренным образом изменяют жизнь людей и дают возможность для компаний внедрять информационные технологии в деятельность организации для более эффективного и быстрого взаимодействия, как с внешней средой, так и внутренней, постоянно повышая свою производительность и конкурентоспособность. Это, в свою очередь, приводит к появлению новых требований к тому, как компании должны организовывать свою деятельность, тем самым порождая новые противоречия и конфликты в организации с высокой интенсивностью протекания и увеличение издержек.
На сегодняшний день можно говорить о сложившемся несоответствии между накопленными знаниями в конфликтологии и применением технологий в управлении организационными конфликтами. Разработка организационно-методических и технологических решений дает возможность на практике применять исследования конфликтологических теорий. Качественное и подробное исследование данных задач поможет на практике управлять деструктивными последствиями конфликта и проанализировать последствия и степень эффективности различных методик при анализе конфликтных ситуаций.
В организациях лицам, принимающим решения, особенно в условиях протекания конфликта, необходимо иметь максимальный доступ к информационным ресурсам. В связи с этим анализ существующих конфликтных ситуаций и диагностика изменений, связанных с применением информационных технологий, которые происходят в современных организациях, приобретает актуальность и порождает потребность в поиске эффективных стратегий для принятия управленческих решений.
Степень разработанности темы. Развитие исследований, посвященных управлению, на западе представлена такими исследователями, как Ф.Тейлор, Г.Форд М.Вебер, А.Файоль Г.Беккер Т. Шульц, Э.Мэйо, Я.Морено, Р.Ликерт, Р.Блейк, К.Мацуксита.
Разработка организационно-методических и технологических проблем, обеспечивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории, находится на стадии своего становления. Разработка отдельных аспектов осуществляется в работах ряда зарубежных исследователей: Дж. Бертона , В. Зигерта , К. Левина , У. Мастенбрука , К. Мура . В этих исследованиях идет речь о проблемах предупреждения и профилактики, диагностики и прогнозирования, непосредственного управления и принципиального разрешения конфликтов.
Некоторые ученые исследовали отдельные способов и средства, которые имеют роль при управлении конфликтами. К ним можно отнести оригинальные труды по изучению переговорных процессов и посредничества, неформальных средств разрешения конфликтов.
Теоретические и методологические основы управления организационными конфликтами исследовали российские ученые:
A. Я. Анцупов , А.Г. Большаков , А.А. Деревянченко , А.К. Зайцев ,
B. А. Светлов и другие.
Основы социального управления конфликтом - Т.Ю.Базаров , B.B. Василькова2, F.B. Грачев3, А.Г. Здравомыслов4, В.В. Козлов5, В.Н. Шевелев6.
Причины возникновения конфликтов в социальных организациях - В.А. Антропов7, В.В. Гончаров8, Э.А. Уткин9, A.C. Хохлов10и другие.
Показатели результативности социального управления конфликтом -
A. M. Кацва , П.Д. Павленюк12и другие.
Структурные элементы социального контроля в управлении конфликтами
- А.Г. Гладышев13, Т.А.Корнеева14, В.Е. Мащенко15, В.Н. Шаленко16.
Диагностика конфликтов - Ф.М. Бородкин , JI.H. Цой , А.Б. Зеленцов , В.А. Светлов и другие.
Рассматривая исследования по выбранной тематике, можно говорить о том, что существует большое количество трудов, подробно раскрывающих теоретические аспекты управления конфликтами в организации, но, на взгляд автора работы, исследований, которые бы исследовали подходящие стратегии диагностики, анализа конфликтных ситуаций для организаций, учитывая цели организации, ее ресурсы, задачи руководителей и подходили бы с практической точки зрения на возникающие проблемы, не достаточно.
Объектом исследования являются организационные конфликты сферы информационных технологий.
Предметом - структура, способы и приемы управления организационными конфликтами в сфере информационных технологий.
Целью исследования определение на основе теоретического и прикладного анализа стратегий и технологий управления конфликтов и специфики их применения в организациях сферы информационных технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к исследованию управления организационных конфликтов сферы информационных технологий;
2. Определить особенности и возможности управленческого воздействия на конфликт на различных этапах их протекания и деятельность организаций;
3. Проанализировать методы управления конфликтами в организациях сферы информационных технологий;
4. Исследовать стратегии управления конфликтами и особенности их применения в организациях сферы информационных технологий;
5. Выявить факторы повышения эффективности организационных технологий управления конфликтами.
Научная новизна исследования состоит в разработке обоснованных стратегий, включающих методические и технологические приемы анализа конфликтных ситуаций, учитывающие цели, задачи и имеющиеся ресурсы, которые руководители готовы потратить с целью эффективного управления конфликтными ситуациями в организациях и системному воздействию на конфликт.
Для раскрытия ранее недостаточно исследованных вопросов при применении инновационных решений в управлении организационных конфликтов должен произойти переход от использования такого рода технологий в разовых случаях к целенаправленному комплексному улучшению системы управления конфликтами в организациях. Возможность интеграции теоретических подходов может выступать как интеллектуальный ресурс, влияющий на протекание организационного конфликта и его последствия.
Методологической основой квалификационной работы является конструктивистский подход, который учитывает многообразие социальной реальности и ориентирует внимание на использование возможностей применять и исследовать инновационные, нестандартные методы в управлении конфликтными ситуациями. Рассматривая проблемы управления, в конструктивистком подходе исследуется вопрос о сознательном воздействии на окружающую реальность, чтобы достигать поставленные цели.
Также автор считает необходимым рассмотреть управление конфликтами в сфере информационных технологий, опираясь на диалектическую модель общества Р. Дарендорфа.
В работе были использованы такие методы, как теоретический анализ литературных источников, индукция, синтез, сравнение, из специфических такие методы, как опрос, дерево конфликта.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанных методических положений и практических рекомендаций по управлению организационными конфликтами в сфере информационных технологий в различных проектно-ориентированных организациях для специалистов-конфликтологов, что значительно повысит эффективность управления конфликтными ситуациями в компаниях и обеспечит качественное и своевременное достижение целей организаций.
По мнению автора, данное исследование даст возможность увеличить управленческие ресурсы для организаций, работающих в сфере информационных технологий, а также минимизировать деструктивные функции конфликтов для организации в целом, ее подразделений, а также для сотрудников в отдельности.
Структура работы
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Конфликты являются необходимым условием формирования как отдельных организаций, так и общества в целом. Конфликт выступает сложным социальным явлением для исследования и описывается множеством характеристик. Конфликты имеют как положительные последствия и способствуют интеграции общества, так и могут нести деструктивную функцию, способные в крайней форме разрушать любую систему.
Конфликты служат основой при адаптации социальной организации, то есть он способствует изменениям, заставляет приспосабливаться к новым условиям, увеличивает вероятность ее устойчивости.
Главной особенностью организационного конфликта становится его постоянное изменения в динамике, развитие с течением времени. При нормальном протекании конфликт развивается в пределах фона, однако может происходить резкое нарастание степени конфликтности, которое выходит за границы латентного уровня и способно принимать характер острых социальных противоречий, имеющих только деструктивные последствия.
В данной работе автор исходил из понимания организационного конфликта как нормального состояния между сотрудниками организации, которое способно быть источником изменений и развития.
Основными противоречиями организационного конфликта выступают отличающиеся потребности, интересы, цели и способы достижения участников взаимодействия или ограниченность ресурсов.
Автор рассматривает организационный конфликт, который предполагает коренное переосмысление интересов и позиций каждого из участников конфликтного противостояния, а также возможность управления при помощи формирования среды, которое способствовало позитивному решению конфликтных ситуаций и использовать инновационные технологии в осуществлении деятельности организации.
Необходимо сказать о том, что в среде исследователей нет единого подхода к определению организационных конфликтов, так как этот социальный феномен имеет широкий диапазон проявления. Это и вид отношений, и способ достижения цели организации, и метод, и процесс, и специфический вид социального взаимодействия.
Автор, в рамках данной работы, под организационным конфликтом будет рассматривать конфликт, который происходит в организации и имеет характерные свойства, структурные особенности, в результате сознательных действий сторон, для того чтобы повлиять на интересы других участников. Это способствует тому, что происходит ответные действия, снижающие эффективность совместной деятельности.
На сегодняшний день руководители компаний сферы информационных технологий применяют различные практики управления конфликтными ситуациями и деятельностью организации в целом с целью предотвращения конфликтов. Необходимо отметить, что для результативной профилактики необходимо наличие таких условий как поддержание атмосферы сотрудничества среди сотрудников компании, устранение основных причин, которые лежат в основе конфликта, поиск оптимального управленческого решения при возникновении потенциально конфликтогенной ситуации.
Наиболее эффективными способами управления конфликтами в организации сферы информационных технологий, на взгляд автора, являются переговоры, конфликтологическое консультирование и посредничество. Именно эти способы могут в короткие сроки использоваться для достижения согласия между сторонами конфликта.
Таким образом в управлении организационного конфликта можно говорить о практике применения «третьей стороны». Руководителю или менеджеру по работе с персоналом необходимо правильно оценивать конструктивный и деструктивный потенциал конфликтных ситуаций в индивидуальном порядке. Кроме того, важной задачей в таком случае становится создание условий для конструктивного диалога между участниками конфликта.
Эффективность профилактики организационных конфликтов сферы информационных технологий зависит от набора различных условий, носящих объективный и субъективный характер. К числу первых можно отнести справедливое распределение материальных ресурсов внутри компании, создание нормативных способов решения конфликтных ситуаций, благоприятный психологический климат. Эти условия влияют определенным образом на поведение сотрудников, а как следствие несут в себе потенциальную вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Также существует ряд таких условий, как ситуативно-управленческие, структурно-организационные, личностно-функциональные и функционально-организационные. Поддерживание объективных условий для предотвращения конфликтов требуют от руководителей затрат на материальные и временные ресурсы. Стоит отметить, что эти меры не могут урегулировать уже существующий конфликт, они направлены на создание системы профилактики и предупреждения негативных последствий потенциальных конфликтов, поэтому возникают сложности оценивая практическую значимость объективных факторов.
Автор работы под управлением конфликтом считает осознанную и целенаправленную деятельность по отношению к конфликту, которая осуществляется на всех стадиях его протекания (возникновение, эскалация, завершение) участниками конфликта или третьей стороной с целью (как правило, улучшение) протекания конфликта.
Организационный конфликт является не только одним из социальных явлений, но и объектом управления. Управление в свою очередь состоит не только в регулировании уже возникших конфликтных ситуаций, а также профилактику и предотвращение.
Для того, чтобы добиться эффективных, носящих стабильные результаты, последствий при проведении профилактической деятельности при организационных конфликтах необходимо воздействовать на противоречия при возникновении конфликтных ситуаций, а также используя системный подход, который включает в себя поиск эффективно работающих способов управления сотрудниками организации, создание стратегий управления организацией, применяя научные методы.
В организациях складывается сложная система отношений, она носит потенциально конфликтогенный характер и предполагает необходимость мониторинга и постоянного управленческого вмешательства.
Поэтому, как показывает практика, диагностика на ранних этапах развития конфликтного взаимодействия помогает обеспечить поиск наиболее подходящих способов управления, таким образом минимизируя ошибки.
На сегодняшний день организация которая специализируется на сфере информационных технологий и ориентирована на устойчивое положение, а также постоянное развитие, решает ряд задач, среди которых создание новых программных продуктов, использование инновационных способов организации деятельности, формирование новых стандартов обслуживания клиентов, покрытие новых рынков, продвижение программных продуктов, которые уже существуют на рынке, управленческие изменения во внутренней среде организации.
Для успешного управления деятельности в организации, которое ориентировано на длительное существование в рынке, необходимо выполнять ряд условий, таких как выживание и адаптация к постоянно меняющимся условиям, иметь стабильное положение, а также формировать условия для эффективного развития. Каждое из этих условий предоставляет потенциальные конфликтогены.
Руководители организаций сферы информационных технологий ориентированы по постоянное развитие, что предполагает применение инновационных технологий к управлению. Наиболее эффективным подходом в современных условиях является Agile подход. Он стал альтернативой классической модели управления проектами в организациях, несомненным плюсом которой является сокращение времени выпуска продуктов на рынок, а также увеличивается клиентоориентированность.
Agile появился как метод разработки программного обеспечения, однако на сегодняшний день он становится новой культурой управления инновационными организациями. Стоить сказать о том, что суть этого подхода является организация коллабораций, которая способствует объединению сотрудников для достижения общей цели. Каждый участник процесса создания продукта должен быть максимально погружен в реализацию общей цели и исполнению задач. Подход Agile предполагает рассмотрение каждой интерации в качестве мини проекта, что дает возможность постоянного взаимодействия сотрудникам внутри группы, которые обладают различными компетенциями, производить оценку приоритетов и подстраиваться к изменениям на рынке.
Определяющим преимуществом применения такого подхода в организациях является сокращение времени на принятие управленческого решения, масштабирование бизнеса, гибкое реагирование на изменения потребностей конечного потребителя продукта, диверсификация практических навыков сотрудников.
На взгляд автора, профилактика конфликтов состоит в определенной организации жизнедеятельности участников социального взаимодействия, исключающая возможность возникновения конфликтных ситуаций между ними. К способам такой организации деятельности можно отнести Agile подход, характеристики которого были описаны в данной работе.
Для того, чтобы успешно реализовать данный подход, специалист должен исполнять ряд требований, к которым относится поддержание ценностей команды, проведение модерации совещаний, а также осуществлять постоянную мотивацию для сотрудников.
Необходимо отметить, что автор данного исследования особое значение уделяет таким составляющим управления, как профилактика и диагностика конфликтных ситуаций. Как было описано выше, применение Agile подхода наиболее точно отражает современные тенденции в управлении организациями информационных технологий, а также может стать незаменимым инструментом в профилактике конфликтных ситуаций.
Если рассматривать вопрос диагностики конфликтов, то автор работы в данном исследовании видит необходимость построения модели выбора стратегии проектных конфликтов или конфликтов в сфере информационных технологий, которая в свою очередь описывает процесс управления в совокупности способов управления конфликтами в организации.
Применяя выделенные стратегии управления, основной задачей руководителя является выбор наиболее подходящей и эффективной стратегии, способной обеспечивать организации результат путем гибкого нахождения и реагирования на возникшие трудности, связанные с управлением.
На выбор наиболее подходящих стратегий и методов управления конфликтами в организациях сферы информационных технологий влияет ряд ситуационных факторов. В первую очередь - это уровень конфликтогенности возникающих противоречий. Для того, чтобы правильно оценить ситуацию был описан алгоритм, в котором по заданным критериям можно определить существующий уровень противоречий. Кроме того, были описаны стратегии управления конфликтами, применимые для организаций в сфере информационных технологий, а также проанализирована суть, особенность внедрения, условия выбора стратегий управления организационными конфликтами.
На взгляд автора, наиболее эффективный способ управления конфликтами в организациях сферы информационных технологий - это переговоры, посредничество и конфликтологическое консультирование.
Конфликты служат основой при адаптации социальной организации, то есть он способствует изменениям, заставляет приспосабливаться к новым условиям, увеличивает вероятность ее устойчивости.
Главной особенностью организационного конфликта становится его постоянное изменения в динамике, развитие с течением времени. При нормальном протекании конфликт развивается в пределах фона, однако может происходить резкое нарастание степени конфликтности, которое выходит за границы латентного уровня и способно принимать характер острых социальных противоречий, имеющих только деструктивные последствия.
В данной работе автор исходил из понимания организационного конфликта как нормального состояния между сотрудниками организации, которое способно быть источником изменений и развития.
Основными противоречиями организационного конфликта выступают отличающиеся потребности, интересы, цели и способы достижения участников взаимодействия или ограниченность ресурсов.
Автор рассматривает организационный конфликт, который предполагает коренное переосмысление интересов и позиций каждого из участников конфликтного противостояния, а также возможность управления при помощи формирования среды, которое способствовало позитивному решению конфликтных ситуаций и использовать инновационные технологии в осуществлении деятельности организации.
Необходимо сказать о том, что в среде исследователей нет единого подхода к определению организационных конфликтов, так как этот социальный феномен имеет широкий диапазон проявления. Это и вид отношений, и способ достижения цели организации, и метод, и процесс, и специфический вид социального взаимодействия.
Автор, в рамках данной работы, под организационным конфликтом будет рассматривать конфликт, который происходит в организации и имеет характерные свойства, структурные особенности, в результате сознательных действий сторон, для того чтобы повлиять на интересы других участников. Это способствует тому, что происходит ответные действия, снижающие эффективность совместной деятельности.
На сегодняшний день руководители компаний сферы информационных технологий применяют различные практики управления конфликтными ситуациями и деятельностью организации в целом с целью предотвращения конфликтов. Необходимо отметить, что для результативной профилактики необходимо наличие таких условий как поддержание атмосферы сотрудничества среди сотрудников компании, устранение основных причин, которые лежат в основе конфликта, поиск оптимального управленческого решения при возникновении потенциально конфликтогенной ситуации.
Наиболее эффективными способами управления конфликтами в организации сферы информационных технологий, на взгляд автора, являются переговоры, конфликтологическое консультирование и посредничество. Именно эти способы могут в короткие сроки использоваться для достижения согласия между сторонами конфликта.
Таким образом в управлении организационного конфликта можно говорить о практике применения «третьей стороны». Руководителю или менеджеру по работе с персоналом необходимо правильно оценивать конструктивный и деструктивный потенциал конфликтных ситуаций в индивидуальном порядке. Кроме того, важной задачей в таком случае становится создание условий для конструктивного диалога между участниками конфликта.
Эффективность профилактики организационных конфликтов сферы информационных технологий зависит от набора различных условий, носящих объективный и субъективный характер. К числу первых можно отнести справедливое распределение материальных ресурсов внутри компании, создание нормативных способов решения конфликтных ситуаций, благоприятный психологический климат. Эти условия влияют определенным образом на поведение сотрудников, а как следствие несут в себе потенциальную вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Также существует ряд таких условий, как ситуативно-управленческие, структурно-организационные, личностно-функциональные и функционально-организационные. Поддерживание объективных условий для предотвращения конфликтов требуют от руководителей затрат на материальные и временные ресурсы. Стоит отметить, что эти меры не могут урегулировать уже существующий конфликт, они направлены на создание системы профилактики и предупреждения негативных последствий потенциальных конфликтов, поэтому возникают сложности оценивая практическую значимость объективных факторов.
Автор работы под управлением конфликтом считает осознанную и целенаправленную деятельность по отношению к конфликту, которая осуществляется на всех стадиях его протекания (возникновение, эскалация, завершение) участниками конфликта или третьей стороной с целью (как правило, улучшение) протекания конфликта.
Организационный конфликт является не только одним из социальных явлений, но и объектом управления. Управление в свою очередь состоит не только в регулировании уже возникших конфликтных ситуаций, а также профилактику и предотвращение.
Для того, чтобы добиться эффективных, носящих стабильные результаты, последствий при проведении профилактической деятельности при организационных конфликтах необходимо воздействовать на противоречия при возникновении конфликтных ситуаций, а также используя системный подход, который включает в себя поиск эффективно работающих способов управления сотрудниками организации, создание стратегий управления организацией, применяя научные методы.
В организациях складывается сложная система отношений, она носит потенциально конфликтогенный характер и предполагает необходимость мониторинга и постоянного управленческого вмешательства.
Поэтому, как показывает практика, диагностика на ранних этапах развития конфликтного взаимодействия помогает обеспечить поиск наиболее подходящих способов управления, таким образом минимизируя ошибки.
На сегодняшний день организация которая специализируется на сфере информационных технологий и ориентирована на устойчивое положение, а также постоянное развитие, решает ряд задач, среди которых создание новых программных продуктов, использование инновационных способов организации деятельности, формирование новых стандартов обслуживания клиентов, покрытие новых рынков, продвижение программных продуктов, которые уже существуют на рынке, управленческие изменения во внутренней среде организации.
Для успешного управления деятельности в организации, которое ориентировано на длительное существование в рынке, необходимо выполнять ряд условий, таких как выживание и адаптация к постоянно меняющимся условиям, иметь стабильное положение, а также формировать условия для эффективного развития. Каждое из этих условий предоставляет потенциальные конфликтогены.
Руководители организаций сферы информационных технологий ориентированы по постоянное развитие, что предполагает применение инновационных технологий к управлению. Наиболее эффективным подходом в современных условиях является Agile подход. Он стал альтернативой классической модели управления проектами в организациях, несомненным плюсом которой является сокращение времени выпуска продуктов на рынок, а также увеличивается клиентоориентированность.
Agile появился как метод разработки программного обеспечения, однако на сегодняшний день он становится новой культурой управления инновационными организациями. Стоить сказать о том, что суть этого подхода является организация коллабораций, которая способствует объединению сотрудников для достижения общей цели. Каждый участник процесса создания продукта должен быть максимально погружен в реализацию общей цели и исполнению задач. Подход Agile предполагает рассмотрение каждой интерации в качестве мини проекта, что дает возможность постоянного взаимодействия сотрудникам внутри группы, которые обладают различными компетенциями, производить оценку приоритетов и подстраиваться к изменениям на рынке.
Определяющим преимуществом применения такого подхода в организациях является сокращение времени на принятие управленческого решения, масштабирование бизнеса, гибкое реагирование на изменения потребностей конечного потребителя продукта, диверсификация практических навыков сотрудников.
На взгляд автора, профилактика конфликтов состоит в определенной организации жизнедеятельности участников социального взаимодействия, исключающая возможность возникновения конфликтных ситуаций между ними. К способам такой организации деятельности можно отнести Agile подход, характеристики которого были описаны в данной работе.
Для того, чтобы успешно реализовать данный подход, специалист должен исполнять ряд требований, к которым относится поддержание ценностей команды, проведение модерации совещаний, а также осуществлять постоянную мотивацию для сотрудников.
Необходимо отметить, что автор данного исследования особое значение уделяет таким составляющим управления, как профилактика и диагностика конфликтных ситуаций. Как было описано выше, применение Agile подхода наиболее точно отражает современные тенденции в управлении организациями информационных технологий, а также может стать незаменимым инструментом в профилактике конфликтных ситуаций.
Если рассматривать вопрос диагностики конфликтов, то автор работы в данном исследовании видит необходимость построения модели выбора стратегии проектных конфликтов или конфликтов в сфере информационных технологий, которая в свою очередь описывает процесс управления в совокупности способов управления конфликтами в организации.
Применяя выделенные стратегии управления, основной задачей руководителя является выбор наиболее подходящей и эффективной стратегии, способной обеспечивать организации результат путем гибкого нахождения и реагирования на возникшие трудности, связанные с управлением.
На выбор наиболее подходящих стратегий и методов управления конфликтами в организациях сферы информационных технологий влияет ряд ситуационных факторов. В первую очередь - это уровень конфликтогенности возникающих противоречий. Для того, чтобы правильно оценить ситуацию был описан алгоритм, в котором по заданным критериям можно определить существующий уровень противоречий. Кроме того, были описаны стратегии управления конфликтами, применимые для организаций в сфере информационных технологий, а также проанализирована суть, особенность внедрения, условия выбора стратегий управления организационными конфликтами.
На взгляд автора, наиболее эффективный способ управления конфликтами в организациях сферы информационных технологий - это переговоры, посредничество и конфликтологическое консультирование.



