Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по коррекции нарушения произношения свистящих звуков у дошкольников (Специальная педагогика и психология, Смоленский государственный университет)

Работа №45494

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В работе не указана база исследования, так что можно подставить нужную.
Объем работы как у диплома.
ВВЕДЕНИЕ …….4
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ НАРУШЕНИЙ В ПРОИЗНОШЕНИИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие о дислалии 7
1.2. Формы дислалии 11
1.3. Правильная артикуляция звуков [с], [с,], [з], [з,], [ц] 21
1.4. Приёмы постановки свистящих звуков 24
Выводы по главе I 45
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ В ПРОИЗНОШЕНИИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 47
2.1. Обследование произношения свистящих звуков у дошкольников 47
2.2. Направление коррекционной работы по развитию произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста 54
2.3 Определение эффективности коррекционной работы по развитию произношения сонорных звуков у дошкольников 64
Выводы по главе II 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

Актуальность исследования. Главным фактором социального общения людей является язык.
Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для общения. Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться.
Нарушение речи, может влиять на психическое развитие ребенка, которое отражается на его поведении, деятельности. Более сложные нарушения могут влиять на умственное развитие ребенка, т.е. на формирование высших уровней познавательной деятельности, это объясняется тесной взаимосвязью речи и мышления, что может влиять на ограниченность речевых контактов ребенка, познание окружающей действительности.
Речевое общение занимает центральное место в жизни человека.
Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей. [19, стр. 34]. Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение.
Если же речь нарушена, это отрицательно сказывается на овладение грамотой, чтением, и полностью на успеваемость, чтобы это исправить необходима совместная помощь ребенку со стороны: педагога, родителей, родственников, если необходимо помощь врачей.
Выявление трудностей формирования правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают нормальное развитие произносительной стороны речи. При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи. Самым распространённым дефектом произношения считают дислалию.
При дислалии некоторые звуки или совсем не произносятся, или искажаются, или заменяются другими. Недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, влияет на личность ребёнка. Поэтому важно своевременно исправлять различные нарушения звукопроизношения.
Коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении недостатков речи. Основной целью коррекционной работы при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. [4, стр. 74].
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные приемы, методы коррекции нарушений звукопроизношения, предполагающие использование наглядных средств.
Гипотеза исследования: комплекс упражнений будет способствовать преодолению нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников при соблюдении следующих условий:
- организация целенаправленных систематических занятий;
- включение упражнений в целостный педагогический процесс;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей развития каждого ребенка;
- использование наглядности.
Объектом исследования является звукопроизношение свистящих звуков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция звукопроизношения свистящих звуков у дошкольников.
Для достижения цели исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) определить и проанализировать причину и характер речевого нарушения;
2) определить их классификацию;
3) разработать эффективные методы предупреждения и коррекции;
4) устранить речевые нарушения;
5) проанализировать последствия коррекционной работы;
6) провести работу с родителями по профилактике речевых расстройств.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2) психолого-педагогический эксперимент: констатирующий; формирующий; контрольный;
3) количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы была разработана и апробирована методика экспериментального исследования, что позволило выявить специфику нарушений свистящих звуков в различных условиях произношения; разработана система коррекционной работы, определены направления, содержание, приемы работы по формированию нормированного произношения свистящих звуков у дошкольников.
Значимость исследуемой проблемы заключается в разработке комплекса упражнений для коррекции нарушений произношения свистящих звуков, которые могут быть использованы в работе логопедов, воспитателей, родителей в процессе работы с дошкольниками, имеющими данное речевое нарушение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время значительно выросло число детей с речевыми нарушениями, а как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Поэтому изучение развития речи детей раннего возраста, а также выявление отклонений в развитии речи в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время.
При написании работы была использована учебная, справочная, научная и методическая литература и ее анализ по проблеме исследования позволил проследить путь развития термина «дислалия». Благодаря исследователям отечественных логопедов, мы имеем полное представление о структурной организации такого речевого дефекта, как дислалии. Эти данные необходимы школам, детским садам и специальным пунктам, на базе которых работают специалисты занимающиеся вопросами детской речи.
Учитывая цели и задачи, поставленные в данной работе, нами было проведено исследование развития произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста с помощью методики констатирующего эксперимента.
Нами использовалась общепринятая в логопедии методика обследования звукопроизношения Е. Ф. Архиповой.
В ходе обследования на констатирующем этапе было выявлено, что у дошкольников нарушено произношение свистящих звуков. На формирующем этапе были подобранны игры и упражнения для устранения нарушения произношения свистящих звуков.
Затем на контрольном этапе тоже обследование что и на констатирующем, которое показало, что подобранный комплекс игр и упражнений оказал положительное влияние на развитие произношения свистящих звуков, а так же и на общее речевое развитие ребенка.
Полученный нами результат свидетельствует о положительной динамике в развитии произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.



1. Основы логопедии // Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000
2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
3. Городилова В.И и Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения школьников /Пособие для учителей - логопедов - М: 1952
4. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной - М., 1968
5. Рау Ф.Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
6. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. - СПБ: Питер, 2004.
7. Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. М., 1973
8. Очерки по патологии речи и голоса /Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1963
9. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: 1963.
10. Филичёва Т.Б. Чевелёва Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии - М.; 1989.
11. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки, 1960, №2.
12. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. - М., 1965.
13. Хватцев М.Е. Логопедия - М., 1959
14. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.
15. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
16. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985.
17. Жукова Н.С. ,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург., 2000.- 316с.
18. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.,2005. - 296 с.
19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.,1989.- 186 с.
20. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня // Логопед. -2004. №1
21. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985
22. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2004.
23. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков / Под ред. Шаблыко Е.И. - М., 2012.
24. Дефектология: Словарь – справочник /Под ред. С.С. Степанова. – М., 1996
25. Диагностика и коррекция выразительности речи детей./ Под ред. Лазаренко О.И. Издательство: Сфера Год: 2009
26. Обучение русскому произношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. / Под ред. Любимовой Н.А. Издательство: Русский язык. 2004.
27. Альбомы для автоматизации произношения звуков С, З, Ш, Щ,Ч,Р,Л. Под ред. Лазоренко О.И, Издательство: Аркти, Айрис-Пресс Год: 2001-2006
28. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей Издательство: М.: ВЛАДОС Год: 2005
29. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. / Под ред. Щербаковой Е.К. Издательство: Академия развития Год выпуска: 2006
30. Тетради для закрепления произношения звуков (7 штук) из серии Говорящий карандашик. Под ред. Н.Гальской Серия: Говорящий карандашик Издательство: Аверсэв Год: 2006
31. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр. / Под ред. Царева Ю.В. Серия: Психологическая служба Год выпуска: 2008
32. Дифференциация сонорных звуков. Под ред. / Шаблыко Е.И. М.: ТЦ Сфера Год выпуска: 2012.
33. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией . — Москва: , . — 400 с.
34. Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ