Введение
Раздел 1. Аналитический обзор
1.1. Функционал современных роботизированных коробок переключения
передач
1.1.1. Общие сведения о роботизированных К1П1
1.1.2. Роботизированные КПП ZF Trakson
1.1.3. Органы управления роботизированными КПП Trakson
1.2. Обзор существующих конструкций подрулевых переключателей
1.2.1. Определение охраноспособности разработки
1.2.2. Цель проведения обзора существующих решений
1.2.3. Материалы обзора
1.2.4. Анализ новизны и эффективности созданного технического решения ....
1.2.5. Анализ отобранной информации
1.2.6. Технические требования к разрабатываемому изделию
1.2.7. Задачи проектирования
Раздел 2. Конструкторская часть
2.1. Разработка электронной части переключателя управления
трансмиссией
2.1.1. Алгоритм работы устройства в целом
2.1.2. Разработка структурной схемы
2.1.3. Предварительное определение алгоритма работы устройства
2.1.4. Разработка функциональной схемы устройства
2.1.5. Разработка принципиальной схемы переключателя
2.1.6. Алгоритм работы схемы
2.1.7. Расчет надежности схемы
Разработка механической части устройства 72
2.2.1 Разработка нового дизайна и конструкции 72
2.2.2. Выбор материалов 73
2.2.3. Разработка конструкции коммутирующего узла 75
Раздел 3. Технологическая часть 77
3.1. Проектирование печатных плат 78
3.1.1. Общие вопросы проектирования 78
3.1.2. Расчет ширины проводников и толщины фольги 79
3.1.3. Методика изготовления слоев и платы в целом 80
3.2. Изготовление корпуса 84
3.3. Выбор и обоснование типа производства 85
3.4. Разработка технологического процесса изготовления изделия 86
3.5. Выбор технологического оборудования и оснастки 89
3.6. Испытания 95
3.7. Диагностика и устранение неисправностей 98
Заключение 101
Список литературы
С каждым годом мировое автомобилестроение предлагает все более совершенные технические решения, позволяющие повысить безопасность, обеспечить комфорт водителя и надежность автомобиля. Наряду с ведущими автоконцернами, «КАМАЗ», как полноправный участник конкурентной борьбы,
старается следовать современным тенденциям.
Одним из неотъемлемых узлов автомобиля является коробка переключения передач. Первые грузовики Камского автомобильного завода комплектовались механической десятиступенчатой коробкой передач, состоящей из пятиступенчатой коробки мод. 14 и переднего ускоряющего делителя [1]. Однако
возросшие требования к эксплуатационным характеристикам и конкуренция
вынуждают производителя применять более современные агрегаты. Так, на
данный момент «КАМАЗ», наряду с коробкой собственного производства,
комплектует свои автомобили роботизированными механическими коробками
переключения передач производства фирмы ZF Friedrichshafen AG. Все автомобили нового семейства К5, серийный выпуск которых запланирован на начало 2019 года, планируется оснащать роботизированными коробками Trakson
производства фирмы ZF. Данная коробка выпускается в модульном исполнении
и по желанию заказчика может оснащаться дополнительно горным тормозомзамедлителем (ретардером) – «ZF-Intarder».
В связи с вышеуказанным, встает вопрос об обеспечении легкого и надежного управления сменой передач в ручном и автоматическом режимах, а также
переключения ступеней ретардера. Как показывает опыт, существующая конструкция переключателя, применяемая на данный момент на автомобилях семейства К4, не удовлетворяет в полной мере требованиям к надежности, безотказности а также уступает большинству зарубежных аналогов в плане эргономики.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка
переключателя управления трансмиссией с улучшенными показателями надежности и потребительских свойств, в конструкции которого будут устранены недостатки его предшественника, обеспечена ремонтопригодность, а также уни6
Лист
ВКР 1.13.03.02.18.08.00.00 ПЗ
Изм Лист № докум. Подп. Дата
фикация для различных вариантов комплектации автомобиля. Кроме того, технологический процесс изготовления изделия и номенклатура электронных компонентов должны обеспечивать максимальную экономичность в условиях серийного производства. Состав схемы устройства предусматривает возможное
импортозамещение, что, при появлении на рынке отечественных аналогов компонентов, позволит в дальнейшем полностью отказаться от сотрудничества с
зарубежными производителями электронных компонентов.
В данной выпускной квалификационной работе был спроектирован подрулевой переключатель управления трансмиссией усовершенствованной конструкции для автомобилей «КАМАЗ» перспективного семейства К5.
В аналитической части рассмотрены функциональные возможности роботизированных коробок переключения передач, применяемых на автомобилях
«КАМАЗ», и органов управления ими. Произведен обзор существующих конструкций подрулевых переключателей, устанавливаемых на грузовые автомобили. Сформулированы технические требования на разработку переключателя.
В конструкторской части выпускной квалификационной работы разработаны структурная, функциональная и принципиальная схемы устройства, составлен алгоритм его работы, выбраны и рассчитаны электронные компоненты,
спроектирована конструкция корпуса устройства в соответствии с техническими требованиями к эргономике и внешнему виду.
В технологической части разработана печатная плата и техпроцесс ее изготовления. Разработан техпроцесс изготовления изделия. Определен тип производства и состав наиболее современного технологического оборудования линии
для выполнения операций техпроцесса исходя из условий экономичности для
выбранного типа производства. Определен состав испытаний. Произведен анализ работы устройства в нештатных ситуациях. Разработана методика диагностики и устранения неисправностей.