Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация субъектной позиции учащихся основной школы в процессе обучения математике (на примере 7 класса) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №45473

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Также есть доклад и презентация
В тексте работы есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования у учащихся позиции субъекта учебной деятельности 6
1.1 Сущность понятия «субъект учебной деятельности» 6
1.2 Структура и содержание субъектной позиции учащихся в учебном
процессе 12
1.3 Пути формирования у учащихся основной школы позиции субъекта учебной деятельности в процессе обучения математике 18
Выводы по главе 1 23
Глава 2 Методические особенности формирования позиции субъекта учебной деятельности в процессе обучения математике учащихся основной школы 24
2.1. Диагностика уровня сформированности у учащихся 7 класса позиции субъекта учебной деятельности 24
2.2. Описание опыта формирования субъектной позиции учащихся 7 класса 28
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 62



В последние годы произошли многочисленные преобразования в системе обучения и воспитания в процессе модернизации системы российского образования.
В настоящее время главной целью преобразования сферы образования является формирование учебной самостоятельности учащихся, которая основана на устойчивом познавательном интересе, способности ученика к постановке целей, мысленному планированию, интеллектуальным способам познания мира, рефлексии, самооценке, коррекции собственной деятельности. В сумме перечисленные способности составляют основные компетенции субъекта учебной деятельности. В связи обновленными требованиями к образовательному процессу произошло изменение содержания, технологий преподавания, реконструкции системы контроля и оценки качества образования, пересмотра подходов при организации внеурочной деятельности и процесса воспитания.
Особенностью современного Федерального государственного образовательного стандарта является преобладание развивающей и деятельностной парадигмы, также выдвигаются задачи формирования основ гражданской идентичности и мировоззрения у школьников; умения учиться и способности к организации своей деятельности; умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебе и других делах, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; задачи духовно-нравственного развития и воспитания, укрепления физического и духовного здоровья обучающихся.
В сложившихся условиях актуальной является проблема формирования позиции субъекта учебной деятельности, имеющей широкий социокультурный контекст и привлекающей внимание представителей многих наук о человеке.

В работах философов, психологов и педагогов раскрываются понятия «субъект», «субъектность», «учебная деятельность», «позиция». Анализ психолого-педагогической литературы и изучение реальной педагогической практики показывает, что при ясном понимании необходимости научной разработки понятия «субъектная позиция учащегося», осмысление сущности этого явления в рамках педагогической науки осуществляется без привлечения понятия «субъектность» и производного от него термина «субъектный». Анализ научной литературы по проблеме позиции показывает, что вопросы, связанные с формированием субъектной позиции ученика по отношению к человеку, не были предметом специального исследования. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании, а также стремление указать один из способов разрешения указанного противоречия определяют актуальность нашего исследования и его проблему, каковы педагогические условия формирования субъектной позиции учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе.
Цель исследования – теоретическое обоснование педагогические условия формирования позиции субъекта учебной деятельности и опытная проверка эффективности их реализации в процессе обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 определить сущность понятия «субъект учебной деятельности»;
 выявить структуру и содержание субъектной позиции учащихся в учебном процессе;
 выявить пути формирования у учащихся основной школы позиции субъекта учебной деятельности в процессе обучения математике;
 провести опытно-экспериментальную работу по формированию позиции субъекта учебной деятельности в процессе обучения математике;
 выявить результативность опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования – процесс формирования субъекта учебной деятельности учащегося основной школы.
Предмет исследования – формирование субъекта учебной деятельности учащегося основной школы в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования – цель исследования будет достигнута, если
1. На уроках математик в основной школе систематически использовать задачи развивающего характера с включением учащихся в процесс целеполагания, планирования, проектирования, контроля, оценки, анализа, рефлексии, коррекции различных видов деятельности в учебной и внеучебной работе; с предоставлением возможности принимать самостоятельные решения и стимулированием активности и творчества учащихся.
2. Учить учащихся наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, анализировать, классифицировать и делать соответствующие выводы.
3. Использовать на уроках математики для активации познавательного интнереса задачи на смекалку, задачи-шутки, математические ребусы, софизмы, парадоксы.
4. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, дифференцировать познавательные процессы у каждого из детей за счет использования заданий различного типа.
Методы исследования:
теоретические (анализ, обобщение и систематизация имеющегося материала по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, синтез, индукция); статистический метод обработки данных, опросник «Субъектная позиция».
Теоретическую базу исследования составили работы: С.Л. Рубинштейна, А.В. Кушнаренко, К.А. Абульханова-Славской, А.М. Трещева, И.А. Романовской, Блиевой Ф.И. и др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При рассмотрении категории субъекта в философии и педагогике, было зафиксировано поступательное развитие и изменение содержания данного понятия в различные исторические периоды. Понятие субъекта, изначально зародившееся в контексте «чистого разума» Р. Декарта, расширялось и дополнялось многими философами. Возникшее как понятие гносеологическое, к двадцатому веку оно расширилось и стало онтологическим. Основные характеристики, которые были выделены нами из рассмотренных представлений о субъекте, это: мышление, понимаемое и как процесс познания, и как процесс самопознания, то есть рефлексия, направленная активность, свобода выбора и ответственность (самоопределение).
Различия в понимании роли человека в его жизнедеятельности, существуют не только в педагогике, но и в психологии. В ряде подходов человек рассматривается в качестве объекта воздействия различных сил, внешних или внутренних, не подвластных ему. В других подходах человек выступает как субъект собственной жизнедеятельности и саморазвития. Человек способен осуществлять выбор, определять направление активности, изменять отношения с другими людьми и т.д. Дальнейшее изучение субъектности постепенно привело к сужению предмета до ее проявлений в определенных областях: учебной деятельности, профессиональной деятельности, взаимоотношениях с другими людьми и т.д. В итоге появился новый предмет исследования – субъектная позиция, которую индивид может занимать по отношению к различным видам деятельности, от более общих (жизнетворчество, окружающая среда), к менее масштабным (учебная деятельность и т.д.).
Основная методика диагностики сформированности уровня позиции субъекта учебной деятельности построена на наблюдении и использовании ряда методик диагностики отдельных компонентов субъектной позиции.
Данные первичной диагностики сформированности субъектной позиции учащихся показали невысокий уровень сформированности позиции субъекта учебной деятельности на констатирующей этапе исследования.
На формирующем этапе эксперимента нами были определены педагогические условия, в которых в процессе обучения математике возможно повышение уровня сформированности позиции субъекта учебной деятельности, в соответствии с ними разработано методическое обеспечение учебного процесса и проведена частичная апробация разработанной методики.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня сформированности субъектной позиции, результаты которой показали улучшение показателей экспериментальной группы и несущественное изменение показателей контрольной группы, что дает основание считать цель по повышению уровня развития субъектной позиции учащихся в обучении связи математике школьников решаемой.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что цель исследования достигнута.



1. Абрамова О.М. Обращение математических задач как прием вовлечения учащихся в творческую деятельность // Задачные конструкции математического развития школьников: сборник статей участников научно-методического семинара / Под общ. ред. С.В, Арюткиной, С.В. Напалкова; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас, 2015. – С. 71-74.
2. Абрамова О.М., Соловьева О.А. Составление обращенных задач как инструмент развития универсальных учебных действий на уроках математики // Молодой ученый. – 2015. - №24 (104). – С. 897-601.
3. Абульханова-Славская К.А. С.Л. Рубинштейн – ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. – М.: Академический проект, 2000. – С. 7-26.
4. Агапов В.С. Реализация концептуальных идей С.Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания субъекта // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. – 2011. – № 1. – С. 155-166.
5. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
6. Аринушкина Н.С. Об определении понятий «субъект» и «субъектная позиция» // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2009. - №2. – С. 27-29.
7. Арюткина С.В. О сущности обобщения математической задачи // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13862 (Дата обращения: 07.01.2018).
8. Арюткина С.В. Составление окрестностей обобщенных математических задач учащимися как элемент развития творческой деятельности // Задачные конструкции математического развития школьников: сборник статей участников научно-методического семинара / Под общ. ред. С.В, Арюткиной, С.В. Напалкова; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас, 2015. – С. 75-77.
9. Белов А.А. Субъектность старшеклассника как основа для последующего саморазвития и профессионального самоопределения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2009. – № 4. – С. 127-129.
10. Блиева Ф.И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2007. - №3. – С. 123-129.
11. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии [Текст]: автореф. дис. …канд. псих. наук: 19.00.01 / Н.В. Богданович. – Москва, 2004. – 20 с.
12. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности [Текст]: автореф. дисс. …докт. псих. наук: 19.00.01 / Н.Я. Большунова. – Новосибирск, 2007. – 36 с.
13. Борытко Н.М., Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. – 132 с.
14. Валова М.В. О системах развивающих задач на уроках математики // Задачные конструкции математического развития школьников: сборник статей участников научно-методического семинара / Под общ. ред. С.В, Арюткиной, С.В. Напалкова; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас, 2015. – С. 7-12.
15. Воистнова Г.Х., Суханов С.П. Развивающие задачи на уроках математики и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/pdf/32996.pdf (Дата обращения: 07.01.2018).
16. Гайнутдинов Р.М. Условия формирования субъектной позиции обучающихся в образовательной организации // Новая наука: теоретический и практический взгляд: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (04 октября 2016, г. Ижевск) / в 2 ч. Ч. 1. – Стерлитамак: АМИ, 2016. – с. 5-8.
17. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 383 с.
18. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eduhmao.ru/var/db/files/4714.ml_shk.pdf (Дата обращения 16.12.2017).
19. Дерябо С.Д. Личность: от субъективности к субъектности // Развитие личности. – 2002. – №3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rl-online.ru/articles/3-02/143.html (Дата обращения: 15.12.2017).
20. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб, 2002. – 369 с.
21. Зайкин М.И. От задания к заданию в глубину познания. Опыт приобщения к математическому творчеству. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 148 с.
22. Зайкин М. И., Абрамова О.М. О функциональных и структурных отличиях понятий обратной и обращенной задачи // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 6 (37). – С. 152-154.
23. Зайкин М.И., Арюткина С.В., Зайкин Р.М. Цепочки, циклы и системы математических задач: Монография / Под общ. ред. М.И. Зайкина, Арзамасский филиал ННГУ. − Арзамас: АГПИ, 2013. − 135 с.
24. Зарецкий Ю.В. Cубъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – № 2. – C. 110-128.
25. Зельцерман Б., Рогалева Н. Как проявляется субъектность в учебной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vremja_exp/3_kak_projav.htm (Дата обращения: 17.12.2017)
26. Зимняя И.В. Педагогическая психология: учебник для пед. вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Логос, 2005. – 389 с.
27. Игнатьева Ю.В., Арюткина С.В. О составлении математических задач как одном из видов математического творчества школьников // Педагогические технологии математического творчества: сборник статей участников международной научно-практической конференции / Под общей редакцией М.И. Зайкина, С.В. Арюткина (ответственный редактор), С.В. Напалков, Т.В. Романова. Арзамас, 2011. – С. 464-466.
28. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
29. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. Пособие для шк. психологов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, 360 с.
30. Косенко Т.С. Вопросы воспитания в контексте современных мировых процессов / Т.С. Косенко, Н.В. Наливайко // Философия образования. – 2009. – №1 (26). – С. 158-165.
31. Кузнецова М.Д. Перспективы субъектного подхода в образовании // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 7. – С. 49-52.
32. Кушнаренко А.В. Субъектность как детерминанта успешности личности // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2006. – Т. 69. – № 14. – С. 241-245.
33. Лапкова О.С. Психолого-педагогические условия развития субъектности младших школьников и младших подростков [Текст]: автореф. дис. …канд. псих. наук: 19.00.07 / О.С. Лапкова. – Воронеж 2007. – 24 с.
34. Левина И.Л. О субъектности субъекта учебной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. - №2. – С. 89-100.
35. Матвеева Н.И. Структура профессионально-субъектной позиции учащихся губернского колледжа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2011. - №55. – С. 172-177.
36. Математика. 7 класс. Логические задачи. – Новосибирск: Специализированный учебно-научный центр НГУ, 2012. – 20 с.
37. Менькова С.В. Математические «задачи-клоны»: сущность, дидактические функции, приемы составления // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №4 [Элекронный ресурс]. – Режим доступа: www.science-education.ru/118-13861 (Дата обращения: 08.01.2018).
38. Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2229520/ (Дата обращения: 05.01.2018).
39. Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности // Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. 5-20.
40. Петерсон Л.Г., Абраров Д.Л., Чуткова Е.В. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. Учебник для 7 класса. Часть 1 / Л.Г. Петерсон, Д.Л. Абраров, Е.В. Чуткова. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 136 с.
41. Петерсон Л.Г., Абраров Д.Л., Чуткова Е.В. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. Учебник для 7 класса. Часть 2 / Л.Г. Петерсон, Д.Л. Абраров, Е.В. Чуткова. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 152 с.
42. Петерсон Л.Г., Абраров Д.Л., Чуткова Е.В. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. Учебник для 7 класса. Часть 3 / Л.Г. Петерсон, Д.Л. Абраров, Е.В. Чуткова. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 216 с.
43. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: [Текст]: дис. …докт. псих. наук (в форме научного доклада): 19.00.11 / В.А.Петровский. – Москва, 1993. – 76 с.
44. Подхомутникова М.В. Теоретический анализ формирования образовательной субъектности студента вуза // Теоретические и практические проблемы современного образования. Материалы V Международной научно-практической конференции. – Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2016. – С. 75-79.
45. Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности [Текст]: автореф дис. …канд. псих. наук: 19.00.07 / Т.В. Прокофьева. – Волгоград, 2001. – 24 с.
46. Профессиональная диагностика школьников: Методические рекомендации для студентов и учителей / Сост. Т.Е. Макарова. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1997. – 36 с.
47. Развитие субъектной позиции учащихся: Опыт педагогического проектирования: учебно-методическое пособие / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. – 212 с.
48. Раппорт А.Д. Учебно-методический комплекс нового поколения как средство развития субъектной позиции учащихся [Текст]: автореф дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Д. Раппорт. – СПб., 2012. – 25 с.
49. Рогановский Н.М. Геометрия. 7-9 класс. Многообразие идей и методов: пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Н.М. Рогановский, Е.Н. Рогановская, О.И. Тавгень. – Минск: Аверсэв, 2011. – 313 с.
50. Рыбаков А.Н. Методика «Закончи предложение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/10/28/metodika-nezakonchennye-predlozheniya (Дата обращения: 05.01.2018).
51. Сангалова М.Е. О методах решения логических задач и приобщении школьников к математическому творчеству // Инновационные образовательные технологии и методы их реализации: Сб. материалов IX Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Изд-во СГУ, 2012. – С. 153-158.
52. Смыкалова Е.В. Задачи с развивающими функциями как средство обеспечения преемственности в обучении математике между начальной и основной школой: дис. ... канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2004. – 153 c.
53. Стахнева Л.А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии: [Текст]: автореф. дис. …докт. псих. наук: 19.00.07 / Л.А. Стахнева. – Иркутск, 2005. – 36 с.
54. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2010. – 592 с.
55. Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты / Отв. ред. Э. Сайко. – М.; Воронеж: МПСИ, 2001. – 287 с.
56. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
57. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/090417/books/fromm04/txt06.htm (Дата обращения: 05.01.2018).
58. Хрестоматия по методике математики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Т. 1: Обучение через задачи / ГОУ ВПО «Арзамасский гос. пед. ин-т им. А.П. Гайдара» / Сост. М.И. Зайкин, С.В. Арюткина. – Арзамас, 2005. – 300 с.
59. Швецова И.В. Педагогические условия реализации субъектной позиции подростков в учебной деятельности [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Швецова. – Краснодар, 2006. – 25 с.
60. Эрдниев П.М. Методика упражнений по математике. – М.: Просвещение, 1970. – 319 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ