Введение 3
1. Понятие чувств и эмоций 5
2 Формирование чувств и эмоций в дошкольном возрасте 11
3 Эмоциональные особенности детей, склонных к уединению 19
Заключение 27
Список использованных источников 29
Эмоциональные процессы являются той сферой психологической жизни человека, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.
Развитие эмоций имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой психики. Причем данные разработки не могут быть сведены лишь к развитию интеллекта. Те изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связаны с глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной сфере личности ребенка.
Эмоции регулируют все виды деятельности и поведения человека. Ребенок преддошкольного возраста находится как бы во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь; чувства его быстро возникают и также быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы.
Однако, в любом коллективе есть такие дети, которые предпочитают оставаться в стороне от своих сверстников и взрослых людей. Такие дети склонны к уединению, любят находиться в одиночестве и испытывают негативное отношение к общению с другими людьми. Считается, что такое обособление от общества является расстройством эмоциональной сферы ребенка, что впоследствии негативным образом отразится на развитии его личности в целом.
Изучение и развитие эмоций у ребенка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, что и определяет актуальность изучения особенностей эмоционального развития детей в дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучение эмоциональных особенностей личности детей, склонных к уединению.
Задачи исследования:
- дать определение эмоциям и чувствам человека;
- рассмотреть развитие эмоций детей дошкольного возраста;
- проанализировать эмоциональные особенности детей, склонных к уединению.
Объект исследования: особенности эмоционального развития детей.
Предмет исследования: эмоциональные особенности детей, склонных к уединению.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких ученых, как Е.В. Антонова, Н.А. Гром, И.А. Кельмансон, Т.Д. Кузнецова, Ю.А. Морозова и др.
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Эмоции регулируют все виды деятельности и поведения человека. Ребенок преддошкольного возраста находится как бы во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь; чувства его быстро возникают и также быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы.
Эмоции и чувства – это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями. Среди эмоциональных состояний выделяют собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Аффекты – это особенно выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает.
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные или отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность. Высшие чувства подразделяются еще и по своему содержанию. В связи с этим различаются следующие виды высших чувств: праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические.
Дошкольное детство является важнейшим этапом эмоционального развития ребенка, когда:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
В то же время, если в эмоциональное развитие ребенка вторгаются некоторые негативные факторы, этот механизм формирования эмоций может быть нарушен, вплоть до развития явлений, именуемых эмоциональным неблагополучием.
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Главной причиной его формирования выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Эмоциональное неблагополучие может проявляться в форме склонности к уединению, беспокойства и тревоги, страхов, повышенной агрессивности ребенка и т.п.
Таким образом, изучение эмоционального состояния детей дошкольного возраста, а также причин, по которым дети стараются избегать общения с другими людьми, продолжает оставаться актуальной на сегодняшний день и требует дальнейшего исследования.
1. Альбицкая, Ж.В. Особенности нарушений эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста / Ж.В. Альбицкая // Медицинский альманах. - 2017. - №5. - С. 144-146.
2. Антонова, Е.В. Изучение эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Антонова, О.А. Томашевская // Молодой ученый. - 2015. – №6. - С. 560-564.
3. Гром, Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Гром // Концепт. - 2016. – №10. - С. 86-90.
4. Досаева, Р.Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний дошкольников // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012. - С. 108-114.
5. Ивасева, О.В. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / О.В. Ивасева, Г.В. Косенко // Концепт. – 2015. – №7. – С. 36-40.
6. Изотова, Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников / Е.И. Изотова // Мир психологии. - 2015. – №1. - С. 65-77.
7. Кельмансон, И.А. Эмоциональные расстройства и расстройства поведения у детей дошкольного возраста / И.А. Кельмансон // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2014. – №4. - С. 32-40.
8. Кузнецова, Т.Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 77-80.
9. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
10. Мальцева, Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / Т.Ю. Мальцева // Достижения науки и образования. - 2016. – №3. - С. 23-29.
11. Морозова, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Морозова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. – №3. - С. 51-55.
12. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 639 с.
13. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.И. Изотова и др.; под ред. Е.И. Изотовой. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 240 с.
14. Пырьев, Е.А. Эмоции в системе психического отражения и мотивации поведения человека / Е.А. Пырьев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. – №2. - С. 232-236.
15. Разенкова, Н.Е. Теоретические аспекты эмоционально-эксперессивного развития личности / Н.Е. Разенкова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. – №6. - С. 296-304.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
17. Седых, А.П. Природа эмоций и их классификация в гуманитарных науках и языкознании / А.П. Седых // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2012. – №6. - С. 108-115.
18. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
19. Судаков, К.В. Эмоции в системной организации поведенческих актов / К.В. Судаков // Успехи современной биологии. - 2012. – №3. - С. 165-172.