Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологический императив. Суть концепции устойчивого развития.

Работа №4542

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

экология и природопользование

Объем работы24 стр.
Год сдачи2012
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
881
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Экологический императив. Суть концепции устойчивого развития.
3. Источники искусственной радиации и их воздействие на человека
5. Характеристика экологических проблем, связанных с освоением космоса
7. Структура почвы и ее свойства
9. Глобальные экологические проблемы.
Литература

Слово императив обозначает повеление. Следовательно, экологический императив следует понимать, как некоторую экологическую необходимость тех или иных действий. Таким термином принято определять совокупность тех ограничений в активной деятельности людей, нарушение которых уже в ближайшие десятилетия может обернуться для человечества самыми катастрофическими последствиями. Здесь явственно ощущается нравственная ориентация трактовки термина. Вместе с тем вполне возможно и необходимо перевести акценты в нормативно-правовую плоскость базиса проектов и программ на основе баланса запретов и разрешений.
Экологические проблемы в наше время занимают одно из первых мест в общественном сознании, велика обеспокоенность мировой общественности состоянием окружающей среды, решением природоохранных задач. Пожалуй, переживаемый нами период окончания «холодной войны», противостояния социально-политических систем имеет весьма важную примету: массовое осознание угрозы ядерной катастрофы в результате международного конфликта сметалось не менее массовым осознанием серьезности экологической опасности. На этом фоне глобальных сдвигов в общественном развитии и ментальности происходит и изменение ценностных стереотипов, а также способов практического действия и контактов между людьми. В самом общем виде ведущую тенденцию здесь можно охарактеризовать как переход от конфликтности отношений между людьми, народами, государствами к сотрудничеству, партнерству, сближению в целях совместного развития.
Эти слова, возможно, покажутся слишком банальными, но тем не менее они более всего выражают социальный смысл современной экологической тематики. Именно она сегодня тесно связана с совокупностью ценностей выживания и единства человечества и задает определенную логику, нормативность развитию культуры на нашей планете. Конечно, при желании такое возведение экологических проблем на сверхприоритетный планетарный уровень, где легитимная значимость государственных, национальных, местных границ становится проблематичной, можно трактовать как стремление обосновать необходимость и даже желательность интернационального тоталитарного порядка, институционально закрепляющего природный коммунитаризм, «диктатуру природы». Однако представляется, что подобные опасения вызваны инерцией мышления, над которым довлеют ужасы ушедшего XX века. Для принятия идеи так называемого экологически ориентированного общественного развития, выработки соответствующих нормативов и стратегий, практической реализации прежде всего государственных и региональных проектов отнюдь не обязательны политический диктат, всевластие какого-либо международного центра. Скорее, здесь важна способность каждого индивида к индивидуализированным решениям, к выбору оптимальных практических действий на основе союза морали и знания, к выбору, не исключающему порой в определенных ситуациях и добровольного самоограничения. Эту способность в данном случае хотелось бы назвать в согласии с доброй кантовской традицией готовностью следовать экологическому императиву
Важнейшим экологическим императивом является устойчивое инновационное региональное развитие. В отношении перехода к устойчивому развитию мы находимся в довольно странной ситуации. С одной стороны, мы имеем достаточно явные экологические проблемы, с другой, хотя и не столь явную, но вполне осознаваемую проблему исчерпаемости природных ресурсов, а, с третьей, не совсем ясные представления о способах решения этих проблем. Экономически целесообразным решением этих проблем является устойчивое инновационное региональное развитие. Более того, на настоящий момент именно оно становится экологическим императивом, безусловным требованием для всех субъектов регионального развития.
Основной целью устойчивого развития на первом этапе является достижение разумного среднесрочного баланса между производством и потреблением обеспечивающего повышение качества жизни при снижении потребления природных ресурсов, по крайней мере, не возобновляемых. В дальнейшем возможен переход к реализации, как цели, коэволюции человека и природы на основе изменений общественного сознания. Этот тезис относится к любому из уровней рассмотрения, основными из которых являются следующие:
территория как социо-природный комплекс, в котором социум получает права, хотя и весьма ограниченные на управление природной средой;
регион, понимаемый в данном случае как субъект государства или его часть и выполняющий роль первичного уровня формирования долгосрочных норм и правил развития в виде законов, регулирующих отношения на его территории;
государство как конституционный гарант обеспечения безопасности, в том числе экологической и долгосрочной стабильности;
мировое сообщество как сильно стратифицированная неравновесная среда, в которой преимущественно активными субъектами формируются условия и основные правила обменных процессов в современном мире.
В этом ряду регион обладает уникальной, конституционно закрепленной функцией обеспечения согласования разномасштабных во времени и в пространстве процессов государственного управления, а именно процессов взаимодействия регион - государство и регион - муниципальное образование со значительным влиянием на действия структур. Иными словами объектный и процессный подходы на уровне региона хотя и разделяются, но не настолько далеко, чтобы невозможно было осуществить направляемое развитие и реализовать оптимальное сочетание индикативных и директивных методов управления. Именно это дает возможность сформулировать идею устойчивого регионального развития, как начала действительной коэволюции природы и человека. Природные факторы здесь явно проявляют свою "активную позицию" и человек не может их не учитывать, одновременно сохраняя рычаги управления ситуацией. Однако никакую коэволюцию нельзя реализовать в современных условиях без знаний и технологий. Экономическая компонента этого заключается в том, чтобы потребительский рынок диктовал производителям необходимость в знаниях и технологиях, обеспечивающих повышение качества жизни. Соответственно культура потребления должна расти, как за счет знаний потребителей, так и за счет предложений производителей. Возникает кольцо "знание-рынок-знание". Это кольцо и является сутью устойчивого развития. При этом под устойчивым инновационным региональным развитием понимается такое изменение состояния региона, при котором обеспечивается постоянно растущий у потребителей и производителей продукции измеримый спрос на знания.
Основной тенденцией в Мире в настоящее время является интеграция. Об этом, например, свидетельствуют такие крупнейшие процессы регионального (в широком смысле этого слова), как попытки решения межгосударственных проблем типа проблемы Каспийского моря и межрегиональных проблем типа проблемы Байкала, формирование Объединенной Европы. Более того, острая необходимость интенсификации экономического роста, перспектива вступления в ВТО, свершившаяся ратификация Киотского протокола, результаты Саммита "Йоханнесбург - 2002", формирование национальной инновационной системы России ставят много вопросов, ответы на которые следует искать в создании согласованного нормативно-правового пространства и соответствующих планов действий. Именно поэтому роль и уникальные возможности субъектов государства нисколько не снижаются и не будут снижаться в обозримом будущем, по крайней мере, в России.
Сейчас механизмы устойчивого развития только разрабатываются, хотя в ряде регионов уже проводятся масштабные эксперименты по их отработке в режиме реализации различных проектов и программ.
Основные черты процесса перехода к устойчивому развитию можно сформулировать в следующих тезисах:
• построение и согласование полей развития;
• переход от абсолютных или процентных показателей к показателям эффективности тех или иных действий, типа коэффициентов полезного действия;
• Поэтапный переход от программного к проектному подходу при рассмотрении проблем развития, что позволяет концентрировать ресурсы и более корректно ставить цели.
Под полями развития понимаются системные совокупности объектов и субъектов, связей и отношений между субъектами и объектами определяющих условия и параметры изменения состояния. Соответственно под траекториями развития подразумеваются последовательность измеримых промежуточных состояний между начальной фазой процесса и прогнозируемым будущим. Под полями устойчивого развития региона понимаются системные совокупности объектов и субъектов, связей и отношений между субъектами и объектами определяющих условия параметры такого изменения состояния региона, при котором:
1. На основе применения различных технологических, управленческих и нормативно-правовых решений достигается баланс между потребностями человека и общества и возможностями окружающей природной среды;
2. обеспечивается постоянно растущий спрос на знания и технологии для обеспечения воспроизводства возможностей развития в будущем.
Таких полей достаточно много, в том числе такие, как информационное, подготовки кадров, управления и т.д. Однако применительно к формированию и реализации экологического императива особое значение имеют четыре поля: нормативно-правовое поле трансферта знаний и технологий; поле управления кластером программ; поле регионального экологического инновационного менеджмента; поле процессных технологий регионального значения. Эти поля являются ключевыми при решении региональных экологических и природно-ресурсных проблем.
Региональный экологический инновационный менеджмент является первым шагом к направляемому коэволюционному развитию общества и природы. Использование подхода процессных технологий позволяет организовать генерацию и реализацию востребованных ресурсосберегающих технологических решений. Нормативно-правое поле трансфера знаний и технологий позволяет, по сути, нормативно закрепить экологический императив. В регионах России уже начались процессы реализации некоторых их этих направлений деятельности. Так, например, в Московской области по поручению Президента РФ В.В. Путина будут отрабатываться самые различные элементы Национальной инновационной системы и механизмы соответствующего взаимодействия с муниципальными образованиями. В Самаре в производственной сфере развивается кластерный подход. Во главе кластера стоит стратегический комитет, куда входят представители промышленности, науки и власти. Этот триумвират намечает общий путь развития. Стратегический комитет определяет и контролирует координирующую фирму, которая, по сути, ведет всю программу развития кластера. В Карелии осуществляется широкий спектр проектов в области устойчивого развития экологической и экономической ориентации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Голицин Г.С. Парниковый эффект и изменения климата. ж. Природа. 1993, №6 с. 10-
2. Горохов В.Л., Кузнецов Л.М., Шмыков А.Ю. Экология. Учебное пособие. –СПб.: 2005.
3. Коробкин В.И. Передельский Л.В. Экология. Ростов на Дону. 2000
4. Одум Ю. Экология. Москва, 1986.
5. Путилов А.В., Копреев А.А., Петрухин Н.В. Охрана окружающей среды. М. 1991
6. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология. СПб, Химия, 1996


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ