Живая природа урбанизированной среды как фактор формирования культурно-экологической компетенции школьников
|
Введение 3
1. Эколого-географическая характеристика урбанизированной среды 6
1.1. Теоретические основы урбанизированной среды 6
1.2. Компоненты живой природы урбанизированной среды 10
2. Формирование культурно-экологической компетенции школьников 20
2.1. Вклад ученых и методистов в формировании культурно-экологической
компетенции школьников 20
2.2. Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС 27
2.3. Формирование культурно-экологической компетентности на
различных возрастных этапах 33
2.4.Экологическое воспитание в процессе организации учебно-игровой деятельности школьников 42
3. Результаты экспериментальной работы по формированию культурно-экологической компетенции при изучении географии в школе 50
3.1. Определение уровня культурно-экологической компетенции учащихся 50
3.2. Разработка программы для элективного курса «Мир живой природы урбанизированной среды родного города» и апробирование его в эксперименте 57
3.3. Результаты экспериментальной работы по теме исследования 65
Заключение 70
Список использованных источников 74
Приложения
1. Эколого-географическая характеристика урбанизированной среды 6
1.1. Теоретические основы урбанизированной среды 6
1.2. Компоненты живой природы урбанизированной среды 10
2. Формирование культурно-экологической компетенции школьников 20
2.1. Вклад ученых и методистов в формировании культурно-экологической
компетенции школьников 20
2.2. Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС 27
2.3. Формирование культурно-экологической компетентности на
различных возрастных этапах 33
2.4.Экологическое воспитание в процессе организации учебно-игровой деятельности школьников 42
3. Результаты экспериментальной работы по формированию культурно-экологической компетенции при изучении географии в школе 50
3.1. Определение уровня культурно-экологической компетенции учащихся 50
3.2. Разработка программы для элективного курса «Мир живой природы урбанизированной среды родного города» и апробирование его в эксперименте 57
3.3. Результаты экспериментальной работы по теме исследования 65
Заключение 70
Список использованных источников 74
Приложения
В настоящее время экологическое образование и формирование культур-но-экологической компетенции школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды - все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу.
Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка.
В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Ц.А. Сластенин отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». [39, с. 351]
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В настоящее время предельно остро встает проблема всеобщего экологического образования и воспитания. С методологической точки зрения экологическое воспитание, наиболее соответствующее целям и человеческим ценностям, должно занимать лидирующее положение среди других образовательных областей. Именно экологическое воспитание является на настоящий момент наиболее современным. Так, Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года, в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, 2017 год объявлен Годом экологии в России
Осознание учащимися школ экологических проблем является важным аспектом современного времени. Применив систему целенаправленного влияния на личность по формированию чувств гражданского долга и моральной ответственности за состояние природной среды, бережного отношения к окружающей действительности и природным ресурсам - будет являться важнейшей мерой в преодолении экологической проблемы.
Экологическая культура становится сегодня более значимой, является одной из важных проблем человека и социума. Экологическую культуру можно отнести к системе знаний, умений, ценностей и к чувству ответственности за принимаемые решения по отношению к природе. Основные компоненты культурно-экологической компетенции школьника выражены в экологических знаниях, экологическом мышлении, экологически оправданном поведении и в чувстве любви к природе.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как И.А. Воронин, И.Т. Гайсин, Е.Е. Дмитриева, В.В. Зеньковский, А.С. Крымов, Е.Н. Лабутин, Б.В. Никольский, В.П. Соловьев, И.Т. Мостов, З.А. Хусаинов, В.А. Якушев.
Актуальность заключается в том, что формирование культурно экологической компетенции школьников в рамках экологического воспитания и образования детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Цель: определить роль живой природы урбанизированной среды в формировании культурно-экологической компетенции школьников.
Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:
- рассмотреть основные термины живой природы и урбанизированной среды;
- проанализировать вклад ученых и методистов в формировании культурно-экологической компетенции школьников;
- рассмотреть особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
- разработать методические рекомендации по формированию культурно-экологической компетентности школьников.
Объект изучения: живая природа урбанизированной среды.
Предмет изучения: процесс формирования культурно-экологической компетенции школьников.
При проведении исследования использовались следующие методы: комплексный и системный подход, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения, метод моделирования, абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка.
В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Ц.А. Сластенин отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». [39, с. 351]
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В настоящее время предельно остро встает проблема всеобщего экологического образования и воспитания. С методологической точки зрения экологическое воспитание, наиболее соответствующее целям и человеческим ценностям, должно занимать лидирующее положение среди других образовательных областей. Именно экологическое воспитание является на настоящий момент наиболее современным. Так, Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года, в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, 2017 год объявлен Годом экологии в России
Осознание учащимися школ экологических проблем является важным аспектом современного времени. Применив систему целенаправленного влияния на личность по формированию чувств гражданского долга и моральной ответственности за состояние природной среды, бережного отношения к окружающей действительности и природным ресурсам - будет являться важнейшей мерой в преодолении экологической проблемы.
Экологическая культура становится сегодня более значимой, является одной из важных проблем человека и социума. Экологическую культуру можно отнести к системе знаний, умений, ценностей и к чувству ответственности за принимаемые решения по отношению к природе. Основные компоненты культурно-экологической компетенции школьника выражены в экологических знаниях, экологическом мышлении, экологически оправданном поведении и в чувстве любви к природе.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как И.А. Воронин, И.Т. Гайсин, Е.Е. Дмитриева, В.В. Зеньковский, А.С. Крымов, Е.Н. Лабутин, Б.В. Никольский, В.П. Соловьев, И.Т. Мостов, З.А. Хусаинов, В.А. Якушев.
Актуальность заключается в том, что формирование культурно экологической компетенции школьников в рамках экологического воспитания и образования детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Цель: определить роль живой природы урбанизированной среды в формировании культурно-экологической компетенции школьников.
Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:
- рассмотреть основные термины живой природы и урбанизированной среды;
- проанализировать вклад ученых и методистов в формировании культурно-экологической компетенции школьников;
- рассмотреть особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
- разработать методические рекомендации по формированию культурно-экологической компетентности школьников.
Объект изучения: живая природа урбанизированной среды.
Предмет изучения: процесс формирования культурно-экологической компетенции школьников.
При проведении исследования использовались следующие методы: комплексный и системный подход, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения, метод моделирования, абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В соответствии с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены: основные понятия и компоненты живой природы урбанизированной среды, рассмотрены труды ученых и методистов, которые внесли вклад в формировании культурно-экологической компетенции школьников. Также нами были проанализированы особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС и формирование культурно-экологической компетенции учащихся на различных возрастных этапах, рассмотрены пути совершенствования формирования экологической культуры на уроках географии. Также была проведена экспериментальная работа обучающихся по формированию культурно-экологической компетенции в изучении географии, что позволило сделать следующие выводы.
Живая природа города, которая представлена растительным (урбофлора) и животным миром - является одним из важнейших компонентов урбанизированной среды. По данным СНиП нами был сделан вывод о том, что г. Казань является «зеленым» городом, поскольку на 1 жителя приходится 49 кв. м. зеленых площадей при нормативе 25,0 кв. м. Краткий обзор флоры и фауны города Казани, показал, что животный и растительный мир города довольно сильно отличается от природной флоры и фауны.
Культурно-экологическая компетентность проявляется в демонстрации учащимся умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, выполнять проектные работы, анализировать информацию, включаться в экологическую деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными группами, организациями. Условия со-временного общества предполагают необходимым формирование культурно-экологической компетенции как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, содержащей в себе моральные ценности, способы и нормы взаимодействия общества с окружающей природной средой и системой социальных отношений.
Живая природа урбанизированной среды города также обладает высоким потенциалом для формирования культурно-экологической компетентности школьников. На практике существует значительное количество методических разработок по изучению объектов живой природы, как на территории города, так и за его пределами. В них предлагаются различные варианты организации учебной деятельности школьников: средствами урбоэкологических проектов, экологических троп, экскурсий, кружков и теоретических уроков.
Идея необходимости экологического воспитания как обязательного элемента формирования культурно-экологической компетенции школьников находит поддержку на официальном уровне (Государственная Дума, Совет Федерации, Общественная Палата) и в структурах гражданского общества. Федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы, сред-него общего образования, основного общего образования указывают на необходимость формирования и расширения опыта позитивного взаимодействия учащихся с окружающим миром, приобретение опыта эколого-направленной деятельности, формирование основ экологической культуры.
В данной работе также отражены основные этапы формирования культурно-экологической компетенции подрастающего поколения на таких уровнях образования как, начальное, основное, среднее общее образование, дополни-тельное образование. Именно на этих уровнях формируются основы экологической культуры личности, экологическое сознание, развиваются ценностное от-ношение к природному миру, эмоционально-чувственная восприимчивость к природным объектам и явлениям.
В последнее время на уроках географии учителя уделяют внимание экологическому воспитанию учащихся, используя различные игровые формы обучения. Например: дидактические игры, имитационные игры, операционные игры, ролевые игры, учебные игры и т.д. Роль игры в экологическом воспитании определяется тем, что она способствует расширению знаний ребенка о природе; формированию нравственных представлений, развивает способность предсказывать следствие по причине; создает опыт упражнения о нравственном поведении; формирует у ребят потребность положительного воздействия на природу.
Целью экспериментального исследования стал анализ экологического воспитания учащихся в изучении географии на уроках в школе №14 г. Казани. Основной задачей школы №14 г. Казани является создание условий для реализации гарантированного общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования. Школа №14 г. Казани осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В школе №14 г. Казани исследование проводилось в три этапа:
- констатирующий эксперимент (определение реального уровня подготовленности учащихся к понятию экологическая культура);
- формирующий эксперимент (практическая реализация использования активных методов обучения на уроках географии);
- контролирующий эксперимент (определение уровня эффективности применения активных методов обучения).
На констатирующем этапе было проведено анкетирование на знание экологии и экологической номенклатуры Российской Федерации. Анализ результатов показал недостаточные знания в этой области.
Таким образом, для эффективного воспитания экологической культуры на уроках географии в школе №14 г. Казани использования активных методов обучения является необходимым и достаточным. Современными задачами школы №14 г. Казани является не снабжение учащихся информацией, а развитие умений находить и анализировать ее. Это обусловлено огромным объемом информации и новыми научными открытиями. Появляется необходимость самостоятельного поиска информации учащимися вне стен школы. Стимулирование активности учеников на уроках связано с мотивацией учеников, стремлением познавать новое в области географии.
На формирующем этапе был использован метод проектов в рамках программы для элективного курса «Мир живой природы урбанизированной среды родного города», направленных на формирование культурно-экологической компетенции.
Анализ результатов анкетирования, проведенных на контролирующем этапе, показал, что результаты класса улучшились. Среди учащихся 9 «А» класса произошли следующие изменения: в результате второго анкетирования на знание экологии количество учащихся, получившие низкие показатели уровня сформированности культурно-экологической компетенции снизились. Похожая тенденция прослеживается и в результатах выполнения заданий на знание экологической номенклатуры: количество учеников, получивших оценку «3» уменьшилось на 10% (то есть количество детей, получивших «4» увеличилось на 4%, а «5»- на 6 %).
Кроме того, дети поменяли свое отношение к экологии как к науке. Теперь они считают, что экологическое воспитание - это важный фактор формирования личности с высоким уровнем экологической культуры.
Из этого можно сделать выводы о том, что уделение достаточного внимания вопросу экологического воспитания на уроках географии в старших классах, приводит к тому, что уровень экологической культуры старшеклассников растет, а это значит, что они смогут рационально относиться к их окружающей среде и природопользованию.
Живая природа города, которая представлена растительным (урбофлора) и животным миром - является одним из важнейших компонентов урбанизированной среды. По данным СНиП нами был сделан вывод о том, что г. Казань является «зеленым» городом, поскольку на 1 жителя приходится 49 кв. м. зеленых площадей при нормативе 25,0 кв. м. Краткий обзор флоры и фауны города Казани, показал, что животный и растительный мир города довольно сильно отличается от природной флоры и фауны.
Культурно-экологическая компетентность проявляется в демонстрации учащимся умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, выполнять проектные работы, анализировать информацию, включаться в экологическую деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными группами, организациями. Условия со-временного общества предполагают необходимым формирование культурно-экологической компетенции как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, содержащей в себе моральные ценности, способы и нормы взаимодействия общества с окружающей природной средой и системой социальных отношений.
Живая природа урбанизированной среды города также обладает высоким потенциалом для формирования культурно-экологической компетентности школьников. На практике существует значительное количество методических разработок по изучению объектов живой природы, как на территории города, так и за его пределами. В них предлагаются различные варианты организации учебной деятельности школьников: средствами урбоэкологических проектов, экологических троп, экскурсий, кружков и теоретических уроков.
Идея необходимости экологического воспитания как обязательного элемента формирования культурно-экологической компетенции школьников находит поддержку на официальном уровне (Государственная Дума, Совет Федерации, Общественная Палата) и в структурах гражданского общества. Федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы, сред-него общего образования, основного общего образования указывают на необходимость формирования и расширения опыта позитивного взаимодействия учащихся с окружающим миром, приобретение опыта эколого-направленной деятельности, формирование основ экологической культуры.
В данной работе также отражены основные этапы формирования культурно-экологической компетенции подрастающего поколения на таких уровнях образования как, начальное, основное, среднее общее образование, дополни-тельное образование. Именно на этих уровнях формируются основы экологической культуры личности, экологическое сознание, развиваются ценностное от-ношение к природному миру, эмоционально-чувственная восприимчивость к природным объектам и явлениям.
В последнее время на уроках географии учителя уделяют внимание экологическому воспитанию учащихся, используя различные игровые формы обучения. Например: дидактические игры, имитационные игры, операционные игры, ролевые игры, учебные игры и т.д. Роль игры в экологическом воспитании определяется тем, что она способствует расширению знаний ребенка о природе; формированию нравственных представлений, развивает способность предсказывать следствие по причине; создает опыт упражнения о нравственном поведении; формирует у ребят потребность положительного воздействия на природу.
Целью экспериментального исследования стал анализ экологического воспитания учащихся в изучении географии на уроках в школе №14 г. Казани. Основной задачей школы №14 г. Казани является создание условий для реализации гарантированного общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования. Школа №14 г. Казани осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В школе №14 г. Казани исследование проводилось в три этапа:
- констатирующий эксперимент (определение реального уровня подготовленности учащихся к понятию экологическая культура);
- формирующий эксперимент (практическая реализация использования активных методов обучения на уроках географии);
- контролирующий эксперимент (определение уровня эффективности применения активных методов обучения).
На констатирующем этапе было проведено анкетирование на знание экологии и экологической номенклатуры Российской Федерации. Анализ результатов показал недостаточные знания в этой области.
Таким образом, для эффективного воспитания экологической культуры на уроках географии в школе №14 г. Казани использования активных методов обучения является необходимым и достаточным. Современными задачами школы №14 г. Казани является не снабжение учащихся информацией, а развитие умений находить и анализировать ее. Это обусловлено огромным объемом информации и новыми научными открытиями. Появляется необходимость самостоятельного поиска информации учащимися вне стен школы. Стимулирование активности учеников на уроках связано с мотивацией учеников, стремлением познавать новое в области географии.
На формирующем этапе был использован метод проектов в рамках программы для элективного курса «Мир живой природы урбанизированной среды родного города», направленных на формирование культурно-экологической компетенции.
Анализ результатов анкетирования, проведенных на контролирующем этапе, показал, что результаты класса улучшились. Среди учащихся 9 «А» класса произошли следующие изменения: в результате второго анкетирования на знание экологии количество учащихся, получившие низкие показатели уровня сформированности культурно-экологической компетенции снизились. Похожая тенденция прослеживается и в результатах выполнения заданий на знание экологической номенклатуры: количество учеников, получивших оценку «3» уменьшилось на 10% (то есть количество детей, получивших «4» увеличилось на 4%, а «5»- на 6 %).
Кроме того, дети поменяли свое отношение к экологии как к науке. Теперь они считают, что экологическое воспитание - это важный фактор формирования личности с высоким уровнем экологической культуры.
Из этого можно сделать выводы о том, что уделение достаточного внимания вопросу экологического воспитания на уроках географии в старших классах, приводит к тому, что уровень экологической культуры старшеклассников растет, а это значит, что они смогут рационально относиться к их окружающей среде и природопользованию.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017



