Выпускная квалификационная работа .
Объектом исследования - ООО «Посуда-Центр сервис».
В работе проводится анализ конкурентоспособности данной организации на рынке г. Барнаул.
В приложения представлена бухгалтерская отчетность за 2016-2017 годы.
Введение 5
1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Сущность конкурентоспособности и её значение в рыночной экономике 7
1.2 Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия 12
1.3 Управление конкурентоспособностью в рыночной экономике 23
2 Анализ деятельности и оценка конкурентоспособности ООО «Посуда-Центр сервис» 30
2.1 Общая характеристика организации 30
2.2 Анализ финансового состояния организации 34
2.3 Оценка конкурентных позиций организации на рынке г. Барнаул 42
3 Направления повышения конкурентоспособности ООО «Посуда-Центр сервис» 55
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Посуда-Центр сервис» 55
3.2 Экономическая оценка предложенных мероприятий 62
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложение 1 76
Приложение 2 77
Приложение 3 78
Приложение 4 79
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что конкуренция, как определяющая характеристика рынка, оказывает сильное влияние на экономику предприятия, заставляя его превосходить конкурентов, следовательно, быть конкурентоспособным. В эпоху развития рыночной экономики является необходимым становление производственного потенциала и увеличения конкурентоспособности компании.
В связи с выявленной актуальностью, целью выпускной квалификационной работы является разработка направлений повышения конкурентоспособности организации на основе её анализа.
В соответствие с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия;
проанализировать деятельность и оценить конкурентоспособность организации;
сформировать направления повышения конкурентоспособности организации.
Объектом данного исследования является ООО «Посуда-Центр сервис», а его предметом – конкурентоспособность данной организации на рынке г. Барнаул.
Методологическую основу работы составляют монографический, абстрактно–логический, расчётно–структурный, экономико–математический и другие методы исследования.
Информационную базу исследования И.Л. Акулич, Н.В. Боровских, Р.А. Фатхутдинов, П.С. Завьялов, Г.А. Фасхиев, Л.В. Щербакова и другие.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «конкурентоспособность», его содержания и методах оценки. Практическая значимость исследования заключается в исследовании конкурентоспособности ООО «Посуда-Центр сервис» и формировании практических рекомендаций по её повышению.
Данная работа состоит из введения, трёх взаимосвязанных разделов и заключения. Во введении обозначены актуальность, цель и задачи исследования. В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты повышения конкурентоспособности организации. Второй раздел посвящен анализу деятельности и оценке конкурентоспособности ООО «Посуда-Центр сервис». Третий раздел раскрывает перспективы повышения конкурентоспособности ООО «Посуда-Центр сервис» на местном рынке.
Итак, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы автор пришёл к следующим выводам.
Анализ различных точек зрения авторов позволяет прийти к выводу о том, что конкурентоспособность организации – свойство, которое характеризуется наличием отличительных особенностей данной организации по сравнению с аналогичными организациями на определённом рынке. Для того, чтобы конкурентоспособность организации была высокая, необходимо удовлетворить потребителя настолько, чтобы он был готов повторно приобрести данный товар у этого же предприятия.
Конкурентоспособность организации помимо ценовой политики и качества самой продукции включается в себя уровень обслуживания клиента, управления финансовой деятельностью предприятия, а также немаловажным является наличие инноваций. То есть конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать, как способность организации осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкуренции.
Анализ различных литературных источников показал, что на данный момент не существует конкретной методики определения конкурентоспособности предприятия. Поэтому в практическом исследовании будет использована совокупность качественных и количественных методов, характеризующихся наибольшей информативностью и простотой осуществления.
Поддержание высокого уровня конкурентоспособности осуществляется за счет применения маркетинговых услуг, хорошего качества, справедливой цены, а также компетентных сотрудников. Также, внедрение новых технологий играет огромную роль в развитии любого предприятия, так как они являются основным материальным источником экономического роста. Введение новейших технологий стало главным средством повышения конкурентоспособности.
Исследование деятельности ООО «Посуда-Центр сервис», проведённое в аналитической части выпускной квалификационной работы показало, что это торговая организация с линейно-функциональной системой управления, которая является социально-ответственным участником рыночных отношений. Организация действует в соответствии с законодательством РФ, уплачивает все предусмотренные им налоги и взносы.
Также анализ показал, что имеют место определённые проблемы финансового состояния ООО «Посуда-Центр сервис», которые заключаются в низкой финансовой устойчивости и платежеспособности организации, снижении финансовых результатов и эффективности деятельности. То есть финансовая составляющая конкурентоспособности ООО «Посуда-Центр сервис» находится на низком уровне.
Анализ конкурентных позиций ООО «Посуда-Центр сервис» на рынке г. Барнаул показал, что данная организация находится на втором месте по объёмам продаж товаров для дома.
Анализ конкурентных преимуществ компании, проведённый методом многоугольника конкурентоспособности показал, что ООО «Посуда-Центр сервис»имеет определённые конкурентные преимущества, а именно: широта ассортимента товаров для дома всех групп, устоявшаяся положительная репутация магазина, приемлемый уровень цен.
При этом, основные конкуренты имеют несомненные преимущества в ширине сети, представленной в г. Барнаул. Кроме того, «Лента» и «Новэкс» выигрывают по месторасположению, а «Лента» и «Ашан» - по уровню цен.
По суммарному количеству баллов конкурентоспособности на первом месте находится сеть магазинов «Новэкс», на втором - «Посуда-Цент», далее располагаются «Лента», «Ашан» и «Уютерра».
При этом PEST-анализ показал, что в ближайшее время исследуемая компания не будет иметь проблем с наймом персонала, сдачей отчётности в налоговые органы и с нечестной конкуренцией.
Но с другой стороны доля издержек на энергоресурсы высока, нестабильность валюты может означать повышение издержек. Общий спад покупательской способности населения и естественная убыль населения в г. Барнаул также отрицательно влияют на деятельность ООО «Посуда-Центр сервис».
SWOT-анализ компании на рынке г. Барнаул позволяет заключить, что основной возможностью ООО «Посуда-Центр сервис» является расширение рынка посредством занятия освобождающейся доли в нише. Большое количество сильных сторон компании могло бы помочь усилить присутствие на рынке. Однако, вследствие большого количества долгов покупателей ООО «Посуда-Центр сервис» наблюдается нехватка денежных средств. Также слабой стороной организации является нестабильное финансовое состояние.
Итак, в деятельности ООО «Посуда-Центр сервис» в г. Барнаул имеются некоторые проблемы: увеличение суммы дебиторской задолженности и её доли в активах, как следствие, снижение платежеспособности организации и ограничение возможностей её дальнейшего развития; низкая финансовая устойчивость; высокие коммерческие расходы и отсутствие комплексного подхода в рекламной деятельности организации.
С целью повышения конкурентоспособности ООО «Посуда-Центр сервис» необходимо: 1) снизить финансовые риски посредством эффективного управления дебиторской задолженностью; 2) оптимизировать расходы на рекламу и сделать её более эффективной. Политика управления дебиторской задолженностью должна включать определение максимального периода инкассации дебиторской задолженности, работу с дебиторами по предотвращению и взысканию просроченных долгов, определение кредитного рейтинга каждого клиента. Также, для снижения дебиторской задолженности ООО «Посуда-Центр сервис» рекомендуется использование факторинга. Увеличения товарооборота и чистой прибыли можно достигнуть, главным образом, продвигая свою продукцию и услуги при помощи современных маркетинговых инструментов, основной акцент в которые нужно сделать на перспективное продвижение в сети Интернет. Комплексное рекламное обслуживание позволит существенно снизить затраты на услуги данного типа.
Проведённые расчёты свидетельствуют о том, что предложенные мероприятия по повышению конкурентоспособности окажутся эффективными с экономической точки зрения - они позволят: снизить риск неуплаты дебиторской задолженности, повысить сумму денежных средств на счётах компании, оптимизировать коммерческие расходы, увеличить чистую прибыли и показатели рентабельности, а также улучшить показатели структуры капитала и платежеспособности.
Таким образом, усиление финансовых позиций ООО «Посуда-Центр сервис» позволит в дальнейшем развивать деятельность по увеличению доли рынка в нише «товары для дома».
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – Москва, 2016. – 252.
2. Акулич, И.Л. Маркетинг. Учебник для студ. экон. спец. вузов / И.Л. Акулич. – 6–е изд., испр. – Минск: Высшая школа, 2015. – 512 с.
3. Алешина, И.В. Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие /И.В. Алешина. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2017. – 456 с.
4. Аранжин В.В. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности современных организаций (по материалам российских научных публикаций) // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78086 (дата обращения: 26.03.2018).
5. Багиев, Г.Л. Маркетинг-менеджмент: учеб.пособие / Г.Л. Багиев. – СПб.: Изд–во СПбГУЭиФ, 2015. – 367 с.
6. Болотная, О.В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности предприятия в условиях кризиса / О.В. Болотная // Бизнес Информ. – 2013. – №5. – С. 333–337.
7. Боровских, Н.В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия / Н.В. Боровских, Е.В. Паскевич // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 299–302.
8. Воронов А. Конкуренция в ХХI веке / А. Воронов // Маркетинг. – 2012. – № 5. – С. 16–24.
9. Габибова, М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки–Веди, 2015. – С. 85–87.
10. Дубинина, Н.А. Сравнительная характеристика методов анализа и оценки конкурентоспособности фирмы / Н.А. Дубинина // Вестник АГТУ. – 2013. – №2. – С. 51–62.
11. Егоров, А.С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий в 2017 году / А.С. Егоров // РЭБ. – 2017. – №3 (67). – С. 3–13.
12. Ермолов, М.Г. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» / М.Г. Ермолов, Р.А. Набиев // Вестник удмуртского университета. – 2014. – №2–4. – С. 37–41.
13. Завьялов, П.С. Конкурентоспособность и маркетинг / П.С. Завьялов// Российский экономический журнал. – 2014. – № 12. – С. 50–58.
14. Захаров, А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения / А.Н. Захаров, А.А. Зокин // Бизнес и банки. – 2013. – № 2. – С. 9–13.
15. Захарова, Е.Ю. Особенности повышения конкурентоспособности предприятий в современных условиях / Е.Ю. Захарова // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2018. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2018/2883/2652»>www.scienceforum.ru/2018/2883/2652, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 26.03.2018).
16. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 377 с.
17. Конкурентоспособность территорий [Текст] : материалы XX Всерос. экон. форума молодых ученых и студентов (Екате– ринбург, 27–28 апреля 2017 г.) : [в 8 ч.] / [отв. за вып. : Я. П. Си– лин, Е. Б. Дворядкина]. – Екатеринбург : [Изд–во Урал. гос. экон. ун–та], 2017. – Ч. 1 : Направление 01. Современное российское общество: проблемы, тенденции, перспективы развития территорий (часть 1). – 253 с.
18. Криворотов, В.В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий / В.В. Криворотов. – Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2015. – 365 с.
19. Лазаренко, А.А. Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации / А.А. Лазаренко// Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 479–484.
20. Ленгинович, С.Г. Конкурентная среда: методы исследования / С.Г. Ленгинович // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 88–91.
21. Лехтянская, Л.В. Экономическое значение конкуренции / Л.В. Лехтянская, К.В. Шлепакова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – №1. – С. 1–5.
22. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. – 2–е изд., испр. – М.: Омега–Л, 2016. – 476 с.
23. Маркетинг. Словарь. / Азоев Г.Л., Завьяллов П.С., Лозовский Л.Ш. и др. – М.: НПО «Экономика», 2014. – 422 с.
24. Мельникова, С.А. Методы повышения конкурентоспособности организации / С.А. Мельникова // Современные исследования. № 5 (январь) / 2018 [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2018. – Режим доступа: http://www.nauka.org.ru/wp–content/uploads/2018/01/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD.–%D0%BD.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 26.03.2018).
25. Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М.: Издательство «Альфа–Пресс». – 2016. – 160 с.
26. Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд–во Урал ун–та, 2014. – 194 с.
27. Портер, М. Конкуренция: учебник / М. Портер.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. – 608 с.
28. Пострелова, А.В. Оценка конкурентоспособности предприятия / А.В. Пострелова, М.С. Маркин // Молодой ученый. – 2013. – №6. – С. 398–402.
29. Романович, Н.А. Теоретические основы конкурентной среды предприятия / Н.А. Романович, М.С. Агафонова // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1. – С. 15–19.
30. Рыночная экономика. Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 2016. – 452 с.
31. Савич, Е.О. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / Е.О. Савич // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2241–2245.
32. Сайфидинов, Б.С. Конкурентоспособность экономических систем / Б.С. Сайфидинов // Novainfo. – №67–2 [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://novainfo.ru/article/13554, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 26.03.2018).
33. Сайфидинов, Б.С. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / Б.С. Сайфидинов // Novainfo. – №65–1 [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://novainfo.ru/article/13055, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 26.03.2018).
34. Санович, М.А. Экономическое содержание понятия «конкуренция» / М.А. Санович // Наука, техника и образование. – 2015. – №4. – С. 1–2.
35. Усик, Н.И. Теория и практика современной конкуренции: Метод. указания к самостоятельной работе магистрантов факультета экономики и экологического менеджмента. – СПб.: СПбГУНиПТ, 2016. – 15 с.
36. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 53–68.
37. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 312 с.
38. Федько, В.П. Основы маркетинга / В.П. Федько. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 568 с.
39. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Философова, В.А. Быков. – М.: Юнити–Дана, 2015. – 296 c.
40. Яшева, Г.А. Конкурентоспособность предприятий: оценка и направления повышения / Г.А. Яшева, Н.Л. Прокофьева, В.В. Квасникова. – Витебск: УО «ВГТУ», 2013. – 302 с.