Экспериментальная база исследования: воспитанники Детского развивающего центра «Клуб детского развития «Академия детства» г. Барнаула.
Группа исследования – 4 детей (в возрасте от 3 до 6 лет) с мамами. 2 девочки, 2 мальчика.
Введение 3
1 Теоретические основы эмоционального отношения матери и ребенка 5
1.1 Природные и психологические предпосылки эмоционального отношения матери и ребенка 5
1.2 Специфика эмоционального взаимодействия матери и ребенка с раннего возраста 12
1.3 Семья и детско-родительские отношения 19
2 Экспериментальное исследование эмоционального отношения матери и ребенка 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Результаты исследования 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение А – Картинки для теста Л. Беллак 38
Приложение Б – Результаты испытания 40
Приложение В – Вопросы к анкете исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений 44
Приложение Г – Интерпретация вопросов анкеты 47
Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.
На протяжении многих десятилетий педагогами недооценивалась роль ранних эмоциональных контактов для психического развития ребенка. Психологами давно доказано, какую негативную роль играет ранняя эмоциональная и психическая депривация на последующее психическое развитие ребенка. Но, под депривацией зачастую понимали отсутствие матери или отца у ребенка, ограниченность социальных контактов в ранние периоды развития.
Эмоциональные барьеры, которые возникают между родителями и ребенком, тормозят его развитие. Порой родители сами не замечают, что превращаются в «искусственных родителей», «исполняющих обязанности». Такие родители удовлетворяют потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят его в кружки, нанимают квалифицированных нянь и гувернанток. Ребенок имеет все, но не имеет самого главного – настоящей любви родителей; родитель не чувствует ребенка, он остается эмоционально глух к его детским проблемам.
Актуальность темы исследования состоит в том, дошкольное детство – этап в жизни человека, формирующий здоровье, осуществляющий воспитание жизненно важных качеств. В это время ребёнок абсолютно зависим от окружающих его взрослых: родителей, воспитателей, педагогов. Проблема результативности развития и воспитания ребенка в данный период является наиболее актуальной проблемой дошкольной педагогики.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – эмоциональное отношение матери и ребенка.
Гипотеза исследования – предполагается, что гармонично выстроенные детско-родительские отношения благоприятно влияют на развитие ребенка в целом и его эмоциональное состояние в частности.
Данная проблема явилась определяющей для цели исследования – изучение эмоциональных отношений матери и ребенка.
Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
рассмотреть особенности раннего и дошкольного детства;
изучить теоретические аспекты взаимоотношений матери и ребенка;
провести экспериментальное исследование по теме работы;
проанализировать полученные данные.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и систематизация;
эмпирические: тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
подбор методик: апперцептивный тест Л. Беллак и анкета-опросник для мам Е.И. Захаровой.
Теоретическая значимость эксперимента заключается в раскрытии сути взаимодействия родителя и ребенка дошкольника; выявлении взаимосвязи детско-родительских отношений (эмоционального отношения матери и ребенка) с развитием ребенка-дошкольника.
База исследования: Детский развивающий центр «Клуб детского развития «Академия детства». Группа исследования: 4 детей (возраст от 3 до 6 лет) с мамами. 2 девочки, 2 мальчика.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Семья оказывает решающее влияние на воспитание ребенка. Общаясь с родителями, сестрами и братьями, ребенок формирует отношение к миру, говорит и думает так, как говорят и думают у него в семье. Повзрослев, он может сознательно не принимать черты своей семьи, но на бессознательном уровне все же несет в себе стиль речи, поведения, качества характера, заложенные в него в детстве. Все эти показатели: стиль жизни, уникальное соединение черт, навыков и поступков, в совокупности определяющих направленность движения ребёнка к его жизненным целям.
Проблемы влияния взаимодействия с матерью на воспитание ребенка дошкольного возраста широко обсуждаются как в отечественной, так и в зарубежной литературе. К настоящему времени выработалось убеждение, что специфика отношений с матерью является одним из главных факторов, которые формируют характер ребенка и стиль его поведения.
В настоящее время очень остро стоит проблема психического и физического здоровья детей, зависящего не только от личных особенностей ребенка, но и от отношения родителей и близких людей к ребенку, от того, как сильно он ощущает любовь, заботу и внимание близких. Ребенок рождается совершенно беспомощным и беззащитным существом. И для того, чтобы он выжил в этом огромном мире – ему нужен человек, который будет рядом в трудную минуту, который всегда накормит, обогреет и приласкает.
В данном исследовании были рассмотрены такие вопросы, как понятие эмоционального взаимодействия; эмоциональное взаимодействие матери и ребенка; психофизиологические особенности; рассмотрены и описаны методики исследования взаимоотношения матери и ребенка, межличностных отношений ребенка с окружающими и определения степени его психического состояния, среди которых: детский апперцептивный тест; анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений.
Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем.
В ходе проведенного исследования выявлена прямая зависимость взаимоотношений матери и ребенка на формирование личности ребенка.
Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась. При помощи корреляционного анализа была подтверждена прямая зависимость между характером взаимоотношений отношений, воспитанием самооценки ребёнка, становлением его личности.
1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М.: Научная литература, 2015. – 344 с.
2. Беллак Л. Тест детской апперцепции: методическое руководство / Л. Беллак, С.С. Беллак. – СПб.: Иматон, 2015. – 65 с.
3. Блейер А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2013. – 269 с.
4. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Вопросы диагностики. – 2008. – № 4.
5. Бурмистрова Е. Беременность, роды, материнство. М.: Никеа, 2012. – 256 c.
6. Веракса Н.Е. Детская психология. Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Юрайт, 2014. – 446 c.
7. Вилюнас В.К. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – СПб.: Лекториум, 2014. – 291 с.
8. Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия Таганрогского гос. радиотех. ун-та. – 2006. – Т. 68. – № 13. – С. 119-120.
9. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? – М.: Эксмо, 2015. – 268 с.
10. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. – М.: Форум, 2013. – 262с.
11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2014. – 322 с.
12. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. – М.: Знание, 2015. – 643 с.
13. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: научная монография / Захарова Е.И. – М.: ИИУ МГОУ, 2014. – 252 с.
14. Захарова Е.И. Психология детско-родительских отношений / Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И. Захарова, Е.Г. Суркова, Н.И. Федотова, Г.Г. Филиппова Психология семьи. Учебник. – М.: Академия, 2014 – 240 с.
15. Захарова Е.И. Ценность материнства у современных женщин и практика осуществления родительской деятельности. Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография / Рецензенты: О.В. Москаленко, В.В. Спасенников – М.: Кнорус; Астрахань: АГУ, 2013. – 110 с.
16. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2014. – 536 с.
17. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 2016 – 337 с.
18. Кочетова Н.А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – М.: Учитель, 2014. – 224 c.
19. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. – 2004. – № 2. – С. 5-14.
20. Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя.// Семейная психология и семейная терапия. М.:, 2013. – 258 с.
21. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО, 2015 – 364 с.
22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Научная литература, 2016. – 374 с.
23. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Академия, 2016. – 363 с.
24. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: МПСИ, 2016. – 497 с.
25. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Лабиринт, 2013. – 690 с.
26. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 56-66.
27. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14, Психология. – 2002. – № 2. – С. 48-55.
28. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57-67.
29. Урунтаева Г.А. Детская практическая психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 256 c.
30. Урунтаева Г.А. Детская психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 336 c.
31. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. – М.: ИП, 2014. – 411 с.
32. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб.:, 2016. – 389 с.
33. Хазиева Р.К. Детские капризы. Практическое руководство для родителей непослушных детей / Р.К. Хазиева. – М.: Литера, 2013. – 406 с.
34. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2014. – 320 с.
35. Холл С. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике / С. Холл. – М.: Либроком, 2013. – 450 c.
36. Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. – М.: Владос, 2016. – 368 c.
37. Широкова Г.А. Детская психология. Словарь-справочник / Г.А. Широкова. – М.: Феникс, 2013. – 208 c.