Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация курса Отечественной истории на основе нового УМК (6 кл.) (Нижневартовский Государственный Университет0

Работа №45358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы129
Год сдачи2018
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
420
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ 9
1.1. Особенности преподавания курса Истории России на основе ФГОС и Концепции нового УМК 9
1.2. Характеристика УМК по курсу Истории России под редакцией А.В.Торкунова 20
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО КУРСУ ИСТОРИЯ РОССИИ В 6 КЛАССЕ 33
2.1. Тематическое планирование 33
2.2. Технологическая карта урока 40
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТ: УРОКИ В РАМКАХ УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.В. ТОРКУНОВА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 92


Актуальность темы. Образовательные результаты при преподавании истории отражают единство знаний, ценностных отношений и учебной деятельности обучающихся. К сожалению, в массовой школьной практике преподавания основное внимание уделяется достижению ближайших учебных целей, однако не менее важны отдалённые (перспективные) образовательные результаты. В настоящее время согласно ФГОС ООО на учителя возложена задача проектирования системы освоения обучающимися различных видов познавательной деятельности, которые должны быть направлены на достижение не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов.
Видно, что современное российское образование переживает эпоху перемен и модернизации всего образования. Новые методы и технологии не изменили роли учителя в образовательном процессе. Учитель по-прежнему является ключевой фигурой образовательного процесса. Но его работа становится все более сложной, так как меняется содержание образования, разрабатываются новые педагогические технологии, усиливаются требования к профессиональной компетентности учителя. Все выше изложенное и определяет актуальность настоящего исследования.
Переход на линейную структуру школьного исторического образования соответствует требованию учительства, которое долгое время предлагало поменять «концентры» на «линейку». Данный переход позволит увеличить количество времени, необходимого для изучения курса отечественной истории.
При переходе на линейную систему обучения истории учителя неизбежно сталкиваются с рядом трудностей. Во-первых, изучаемый по новым УМК материал не соответствует содержанию КИМ ОГЭ-9. Для решения этой проблемы необходимо внести изменения в соответствующие нормативные акты. Во-вторых, не вполне совпадают курсы отечественной и всеобщей истории с точки зрения периодизации, предлагаемой в действующих учебниках. Данный недостаток можно устранить за счѐт корректировки рабочих программ и дополнительных методических рекомендаций. Предполагается разработка и издание новых учебников по всеобщей истории, соответствующих новым учебникам по истории России. В-третьих, не до конца решена проблема содержания дисциплины «История» в 11 классе. В настоящее время этот пробел рекомендуется устранять самим учителям
В процессе перехода на линейную систему преподавания истории учителям и учащимся придѐтся столкнуться и с другими трудностями. Тем не менее при грамотном, тщательно обдуманном плане перехода, высокой квалификации самого педагога, его осведомлѐнности о современной модели исторического образования, свободном владении педагогическими технологиями данная процедура будет проходить максимально безболезненно и с пользой для всех участников образовательного процесса.
Актуальной проблемой является освоение педагогами новых линий учебников истории (подготовленных на основе ИКС), включая учебники в электронной форме.
Новый УМК создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и системно решает задачи изучения истории в школе.
Цель исследования – методическая организация преподавния курса Истории России на основе нового УМК (Торкунов А.В.).
Задачи исследования:
- определить особенности преподавания курса Истории России на основе ФГОС и Концепции нового УМК;
- охарактеризовать УМК по курсу Истории России под редакцией А.В.Торкунова;
- рассмотреть разработать тематическое планирование по курсу;
- составить технологическую карту урока;
- разработать и провести экспереметальные уроки.
Объект исследования - процесс обучения истории в 6 классе.
Предмет исследования - методика организации преподавания курса Истории России в 6 классе.
Степень изученности темы.
В изучении темы можно выделить этапы:
1. Советский этап. При рассмотрении принципов и структуры исторического образования в советской школе 50х гг. следует обратить внимание на выделение частичных концентров в обучении истории. В этих концентрах имеется принципиальная разница с концентрами в обучении истории в русских гимназиях. Концентры в прежней школе преследовали цель глубокого, осознанного познания истории, применяясь на трех этапах обучения. Концентры же в советской школе носили вынужденный характер, связанный с идеологизацией образования.
В конце 50х гг. историко-методическая мысль шла по линии укрепления связей с психолого-педагогическими науками. Совершенствовались приемы обучения и преподавания, давались рекомендации, как излагать материал, как беседовать, как использовать карту, картину. Но по прежнему почти не ставился вопрос, что делает ученик на уроке, как он познает историю.
В 60-70е гг. продолжается исследование методики обучения истории такими учеными, как А.А.Вагин, Д.Н.Никифоров, П.С.Лейбенгруб, Ф.П.Коровкин, П.В.Гора, Н.Г.Дайри. Развитие методики обучения истории шло от разработки средств и приемов обучения и оказания методической помощи учителю в поиске эффективных путей обучения учащихся. Ставилась цель научить школьников самостоятельно приобретать знания и ориентироваться в растущем потоке информации. В дидактике разрабатывались проблемы усиления активности и самостоятельности школьников в учебном процессе, повышения воспитательной роли обучения, интенсификации урока, введения проблемности в обучении.
В 60-80е гг. на первое место выдвигается цель развития активности и самостоятельности учащихся на уроках истории. Все больше внимания уделяется проблеме активизации познавательной деятельности учащихся, формированию у них приемов работы, умений, поднимается вопрос о развивающем обучении. Так, А.А.ЯнкоТриницкая, Н.И. Запорожец изучают умственные операции учащихся; сотрудники кафедры МПГУ - уровни познавательной деятельности, приемы работы, умения и способы познавательной активности, разрабатывают структурно функциональный подход к отбору содержания, приемы и средства обучения.
Специалисты Института содержания и методов обучения Н.Г.Дайри, И.Я.Лернер поднимают вопросы о проблемности обучения и развитии исторического мышления учащихся и в связи с этим о месте и роли познавательных задач. В решении этих проблем И.Я.Лернер видел важнейший путь развития самостоятельного творческого мышления учеников. Таким образом, в 80е гг. важнейшей целью процесса обучения становится развитие личности ученика.
Постсоветский этап (1992 – первое десятилетие 21 в.). В 1990-е гг. принципиальному пересмотру подверглась методология не только исторической и педагогической наук, но и частных (предметных) методик, особенно методики обучения истории и обществознанию. «В преподавании общественных дисциплин сфокусировались все противоречия российского общества, переживающего переходный период своего развития. Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию, отказ от марксистской идеологии. Кризис общества сказался на состоянии общественных наук, школьного обществознания и не позволил сформулировать новую позитивную стратегию школьного обществознания...» . В постановляющей части этого документа было рекомендовано продолжить разработку новой концепции исторического образования на основе достижений современной науки, исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологических подходов.
В соответствии с законом «Об образовании» в 90-е гг. началось введение обязательного (основного) девятилетнего образования. Школа стала переходить с линейной на концентрическую структуру образования. Первый концентр составляла основная школа (5- 9 классы), второй - полная средняя школа (10-11 классы). В первом концентре ввели изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней на основе цивилизационного подхода. Стратегия образования предусматривала сначала изучение истории России в контексте всемирной истории, а в дальнейшем создание единого курса под названием «Россия и мир».
Во втором концентре вводились курсы «История России с древнейших времен до наших дней», «Основные вехи истории человечества», «История мировых цивилизаций». Для повторения и углубления на более высоком теоретическом уровне ранее изученного предполагалось изучение модульных и интегрированных курсов.
Современный этап (с 2011). Первостепенная задача современной школы – создать условия для развития гармоничной, разносторонней развитой личности учащегося, вовлечь каждого в активный познавательный процесс. Серьезным помощником в этом направлении современному учителю истории будет системно-деятельностный подход в обучении, разработанный на основе единства системного (авторы: Ананьев Б. Г., Ломов Б. Ф. и др.) и деятельностного (авторы: Выготский Л. С., Занков Л. В., Лурия А. Р., Элько- нин Д.Б., Давыдов В. В. И др.).
Оистории становится «открытием». С помощью словесных, наглядных и практических методов, вербальных средств – тексты, чтение и анализ, интерпретации первоисточников, рассказ, беседа, слово учителя, проблемное изложение происходит погружение в историю. Таков реальный путь к себе через «чудо понимания» (Г. Гадамер) человеческих истоков, причинно-следственной связи настоящего с прошлым и будущим. История как учебный предмет находится в универсальном образовательном пространстве школы и, как никакой другой, учит прислушиваться к человеческим голосам истории, вдумываться в мудрые мысли великих людей, слушая полифонию «неслиянных голосов и сознаний» (М.М.Бахтин) в единстве Истории. Исторический процесс нельзя творчески понять «без своих вопросов». Выполняя информационную функцию через овладение знаниями об исторических фактах, событиях и процессах, история как школьный учебный предмет развивает и воспитывает, помогает разобраться в величии возвышения и низости падения 45 человеческого духа.
Имея цель и задачи использования инновационных технологий в школьном обучении истории, скажем о значительном отечественном и зарубежном опыте, подчеркнем, что еще в период становления советской педагогики применялся метод проектов (С.Т. Шацкий), к которому успешно вернулись современные учителя.
Завершая стремление быть убедительными в понимании необходимости и реальной возможности перехода от традиционной методики к инновационной в обучении истории, подчеркнем ценностный, мировоззренческий, воспитательный потенциал науки и учебного предмета, а также ответственность учителя истории перед прошлыми и новыми поколениями.
Источниковая база:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности России;
- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановление РФ от 23.05.2015 г №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
- Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2015 г. № НТ-16/08пр.
Гипотеза: Методическая организация преподавания курса Истории России на основе нового УМК (по ред. Торкунова А.В.) будет успешна для организации познавательного процесса.
Теоретико-методологической основой работы стали принципы педагогического исследования: принцип целостного исследования педагогического процесса; объективности; исследование явления в развитии; принцип историзма; углубленного рассмотрения исследуемой проблемы; единства исследования и воспитания; комплексного использования исследовательский приемов; эффективности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внедрение в практику ФГОС привело к существенной модернизации не только методики преподавания, но и построения урока, который имеет существенные отличия от традиционного урока.
Уроки истории по ФГОС должны давать детям не только теоретическую информацию и готовые знания, но и возможность построения собственной системы выводов, понимание значимости изучения темы в контексте современной жизни и устройства государства и политики.
Важнейшим слагаемым предмета «История» является курс отечественной истории, который, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села, семьи).
Структура типов уроков по ФГОС обычно имеет схожие этапы, но в зависимости от разновидности занятия есть и свои особенности. Если большая часть времени отводится для усвоения нового материала, то выделяют следующие этапы:
1. Организационный момент, он в обязательном порядке имеется на каждом занятии. Педагог проверяет готовность класса к уроку.
2. На втором этапе осуществляется постановка целей, основных задач и мотивирование обучающихся к активной работе на уроке.
3. Актуализация уже имеющихся знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний, когда учитель проверяет, насколько дети полно и точно понимают то, что он им старается объяснить.
5. Промежуточная проверка того, насколько понятен материал учащимся.
6. Первый этап закрепления материала.
7. Задание на дом и подробный инструктаж по его выполнению, например, что необходимо заучить, что подлежит изучению в ознакомительном плане, какие задания необходимо выполнить письменно и так далее. Здесь же обращается внимание на индивидуальное задание с учетом возможностей учеников.
8. Подведение итогов урока или рефлексии.
Рассмотрение теоретических источников, практики работы по проектированию учебного процесса отмечаем, что тема исследования является актуальной, так как отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода к образованию. Идеи педагогического проектирования были заложен в отечественной педагогике ещё в 20-30-е годы XX в. А. С. Макаренко, С.Т.Шацким и др. В 60-е годы была высказана мысль о необходимости создания новой научной дисциплины - педагогического проектирования и появления особой специальности педагога-проектировщика. Но проектирование так и не стало предметом специальных исследований, а рассматривается преимущественно как компонент педагогического труда, как один из видов деятельности в образовании. Но в конце 80-х годов прошлого столетия педагогическая наука стала проявлять интерес к этой деятельности.
Для решения данной задачи необходимо широкое применение в педагогической практике проектирования учебного процесса не только истории, но и других предметов. Также в ходе исследования мы получили такие результаты:
- педагогическое проектирование - это самостоятельный процесс, который не может и не должен смешиваться ни с какими другими. От других видов деятельности его отличает объект, цель, результат;
- педагогическое проектирование помогает усилить эффективность учебного процесса;
- анализ практики учителей истории, экспресс опрос учителей методом телефонного опроса показал, что часть учителей очень слабо представляют содержание деятельности проектирования учебного процесса. Обычно отождествлялось проектирование с составлением рабочего плана или тематическим планированием.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
- способность к проектированию учителем процесса обучения истории является показателем уровня его профессионализма и мастерства.
- эффективность проектной деятельности предопределяет успех всей преподавательской работы учителя.
- достижение ожидаемых результатов в ходе учебного процесса происходит в результате целенаправленной работы педагогов. Для того, чтобы достичь желаемых результатов, требуется проектирование как целостного учебного процесса, так и каждого его этапа, продуманный выбор средств реализации, ориентация на достижение результатов образования, которые предусмотрены новыми стандартами.
Итак, ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся.
В современных условиях учебный предмет «История» становится опорным в системе школьного образования, поскольку призван играть «исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма», значительно усиливается воспитательный потенциал общественно-научных дисциплин, изменяется содержательное наполнение курса истории России, прежде всего – за счет расширения историографического, культурологического, регионально-исторического аспектов изучения предмета, внеурочной деятельности. Как нам представляется указанный подход будет содействовать правильному пониманию учащимися своей социальной идентичности в самом широком смысле: как граждан России, жителей родного края, города, представителей конкретной этнонациональной и религиозной общности, хранителей родовых и семейных традиций.



1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс] http://rushistory.org/?page_id=1800 (Дата обращения: 25.10.2017).
2. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» // Вестник образования России. - № 10. - 2014.
3. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
4. марта 2014 г. № 253» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181121/ (Дата обращения: 25.10.2017).
5. Барыкина, И.Е. Историко-культурный стандарт как «зеркало» современной отечественной историографии / И.Е. Барыкина // Преподавание истории в школе. 2015. - №3. - С. 36-38.
6. Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2014. – 160 с.
7. Безрукова В.С. Достоинства и недостатки современного урока / В.Безрукова // Директор школы. – 2014. – № 2. – С. 33 – 37.
8. Вавилова, Л.Н., Гуляева М.А. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: методическое пособие. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 180 с.
9. Вяземский, Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 9. - С. 3–10.
10. Вяземский, Е.Е. Образовательная политика России и реформа общего исторического образования / Е.Е. Вяземский // Проблемы современного образования. - 2016. - №3. - С.5-27.
11. Иоффе, А.Н. Целеполагание в преподавании истории и обществоз-нания. / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал. - 2013. - № 8. - С. 49–52.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 326 с.
13. Каспржак, А.Г. Стандарт образования: история разработки и итоги / А.Г.Каспржак, О.Б.Логинова, К.Н. Поливанова // Вопросы образования. - 2014. - №3. - С. 30-34.
14. Корнетов, Г.Б. Образовательные технологии: Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы и интерпретации / Г.Б.Корнетов // Завуч для администрации школ. – 2015. – № 1. С. 110 – 122.
15. Кузнецова М.И ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 3. - С. 19-23.
16. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2016. - №4. - С. 13-30.
17. Лаврентьев, В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением: методические рекомендации для учителя / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2015. – № 1. – С. 89 – 95.
18. Лукутин, А.А. О концепции и единых учебниках по истории России / А.А. Лукутин // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 9. - С. 11–13.
19. Мороз, Н.Я. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2016. - 216 с.
20. Методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и Концепцией нового УМК по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkpro.ru/217.html (дата обращения: 23.10.2017).
21. Пукало, З.Ф.Педагогические проекты как путь к повышению профессионализма/З.Ф.Пукало//История. Все для учителя. - 2016. - №1. - С.2-5.
22. Сиденко, Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения / Сиденко Е.А. // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 2. - С.4-7.
23. Сиденко, Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности / Сиденко Е.А. // Эксперимент и инновации в школе.- 2 0 1 0 .- № 3 ,- С. 55-59.
24. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Коз лова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
25. Чернобай, С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия «Работаем по новым стандартам») (ФГОС) / С.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012.
26. Шевченко, Н.И. О действующих и «едином» учебниках отечественной истории / Н.И.Шевченко // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2013. - № 8. - С. 53–57.
27. Школа, как центр воспитания в социальной среде. Материалы н-пр. конференции. - Абакан: Наука, 2014. - 230 с .
28. Фирсов, В.В.Рекомендации по проектированию учебного процесса / В.В.Фирсов // Педагогика. - 2010. - №2. -С.7-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ