Есть приложение.
Введение 3
1. Значение аквариума в уголке природы ДОУ 4
2. Устройство аквариума 5
3. Обитатели аквариума 11
4. Знакомство детей с аквариумом и его обитателями 13
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложение. Характеристика аквариумных рыбок 21
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что, с одной стороны, непреходящим значением общения с природой для воспитания подрастающего поколения; с другой стороны, в ситуации быстро меняющейся реальности важно регулярно пересматривать современные представления о роли живых уголков и аквариумов в частности. Общение с объектами живой природы, даже в рамках живого уголка, имеет важное не только познавательное, но воспитательное значение – такое знакомство дает возможность развивать чувство ответственности за питомцев, бережного отношения к ним и к оборудованию живого уголка.
Объектом настоящего исследования выступает аквариум как элемент интерьера дошкольного учреждения; предметом исследования – методы, пути и способы ознакомления дошкольников с аквариумом, его обитателями и способами ухода за аквариумом.
Целью настоящей работы является обобщение опыта ознакомления дошкольника с аквариумом.
Задачами настоящей работы выступают:
1) раскрыть значение аквариума в уголке природы в дошкольном образовательном учреждении;
2) описать устройство аквариума, техническую и гигиеническую стороны содержания аквариума;
3) охарактеризовать обитателей и флору аквариума – улиток, рыб, растений;
4) привести конспект занятия и описать опыт знакомства дошкольников с аквариумом.
Теоретической базой исследования выступают труды таких исследователей, как В.А. Афанасьева, Р.П. Баранчиков, П.В. Ванин, В.А. Залин, Р.Д. Ященко.
Как было отмечено в работе, общение с объектами живой природы, даже в рамках живого уголка, имеет важное не только познавательное, но воспитательное значение – такое знакомство дает возможность развивать чувство ответственности за питомцев, бережного отношения к ним и к оборудованию живого уголка.
В детском саду наиболее целесообразно использовать наиболее распространенный и простой пресноводный аквариум, который вполне удобен для содержания и ухода за ним. Морской аквариум, с морской водой и морскими обитателями, должен быть достаточно объемным, чтобы поддерживать биологическое равновесие. Кроме того, морской аквариум очень сложен для содержания и обслуживания, поскольку, для того, чтобы создать оптимальные жизненные условия для морских обитателей, необходимо достаточно воспроизвести состав и уровень морских солей, соблюдать узкие температурные границы и соответствовать требованиям освещенности.
Как правило, устраивают общие аквариумы, то есть аквариумы с большим разнообразием видов рыб, улиток и растений, не объединенных одной определенной тематикой. Но в живом уголке ДОУ можно создать и так называемый коллекционный или эксклюзивный аквариум. Помимо основного аквариума, в живой уголок можно приобрести специальный аквариум-нерестовик (в среднем, 20-30 л).
Основными методами знакомства воспитанников ДОУ с аквариумными рыбками являются беседа и наблюдение. Это вызвано следующими причинами. Во-первых, специфика объекта изучения – аквариум и его обитатели – не предполагает широких возможностей для прикосновений и иных манипуляций. Во-вторых, другие методы, такие как научное исследование, эксперимент, сопоставление и т.д. не доступны для детей дошкольного возраста.