Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (Тюменский Государственный Университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОТХОДОВ, ИХ ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ 5
2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Актуальность темы обусловлена высоким уровнем загрязнения окружающей среды отходами, различной историей их образования и состоянием правового регулирования в сфере обращения с отходами.
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и для современного поколения людей — это представляет очень серьезную проблему, которая является комплексной и носит глобальный характер.
Отходы в своем составе могут содержать возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний, токсичные компоненты в опасных концентрациях, радиоактивные вещества и многое другое. Во многих странах выявлено, что у населения, проживающего около свалок отходов, широкий спектр заболеваний, в этом числе и онкологических заболеваний.
В настоящее время основной целью обращения с отходами является предотвращение их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.
Отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны быть осуществлены в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, научное исследование лицензирования деятельности по обращению с отходами и выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства в данной сфере является весьма актуальной.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с деятельностью по обращению с отходами.
Предметом исследования является система нормативных правовых актов, законодательство об охране окружающей среды, гражданское, административное, уголовное законодательство, специальные нормативные документы и ответственность по обращению с отходами.
Цель данной работы — исследовать систему правового регулирования обращения с отходами и лицензированию деятельности по обращению с отходами.
В соответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:
1. Проанализировать понятие, рассмотреть виды и классификацию отходов.
2. Рассмотреть лицензирование как особый вид организационно-правового регулирования обращения с отходами.
Методологической основой исследования послужили диалектический, социологический, статистический, исторический, формально-логический, сравнительный методы и метод изучения эффективности действия правовых норм.
В науке экологическое право рассматривались вопросы обращения с отходами. Первоочередное значение в этой области имеют работы таких исследователей как С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, В.А. Зуева, А.М. Коваленко, Ю.Р. Ладмана, Л.Я. Полянинова , А.Ю. Пуряевой, П.В. Толстова, Г.С. Ферару, И.И. Черевчины и других авторов, а так же нормативные правовые акты, регулирующие рассмотренные правоотношения.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Активное развитие промышленности и сельского хозяйства в России приводит к появлению все большего количества отходов. Одним из способов навести порядок в использовании, хранении и утилизации отходов переработки государство видит в применении схем лицензирования.
В статье 49 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что отдельные виды деятельности юридического лица могут осуществляться только на основании специального разрешения – лицензии (перечней видов деятельности, определенных законом).
Управление отходами, на данный момент, является одним из самых сложных по широкому спектру экологических проблем. Существует три основных экологических и деловых вопросов, которые необходимо решить.
Во-первых, это проблема рециркуляции, в частности проблема отходов, которая налагает серьезные ограничения на производство.
Второе-монополия рынка через новое законодательное требование о лицензии, и в результате происходит закрытие малых и средних предприятий из различных сфер, таких как переработка драгоценных металлов и электронное оборудование, переработка пластика и бумаги.
Третье-развитие системы экологической грамотности, которая сделала бы экологические программы не только необходимыми, но и прибыльными. В настоящее время требования экологической безопасности в Российской Федерации становятся все более жесткими, а обязательства налагают дополнительные расходы и обязательства на бизнес. С одной стороны, нам нужно развивать производство, потому что мы хотим жить в комфорте и тепле, с другой стороны, мы понимаем, что большая часть промышленности больше влияет на окружающую среду.
Предприятия, в результате работы которых образуются отходы I-IV классов опасности, «самостоятельно определяют политику обращения с отходами производства и потребления в соответствии с действующим законодательством». По закону, предприятия до полугода имеют право хранить отходы на своей территории. Но далее встает вопрос об утилизации отходов, и как раз, занимаются таким родом деятельности только лицензированные фирмы-предприятия.
Для процветания России и для наведения порядка в сфере экологической безопасности — нужно лицензировать услуги по работе с опасными, радиоактивными отходами и прочими.
Требования к лицензиатам необходимо ужесточать, а надзорными органами осуществлять регулярные проверки.
Штрафы для незаконных перевозчиков мусора и незаконных производителей отходов должны быть увеличены (размеры штрафа должны быть такими, чтобы нарушать закон было экономически невыгодно).
Популяризировать, как за рубежом, понятие экологически ответственного бизнеса.
1. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. От 07.07.2018) // СЗ РФ – 29.01.1996. — № 5. — Ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: официальный текст по состоянию на 23.05.2018 // Российская газета – 31.12.2001. — № 256.
4. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ: официальный текст по состоянию на 29.11.2017 // Российская газета. — № 6. — 12.01.2002.
5. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ: официальный текст по состоянию на 31.12.2014 // Российская газета. — № 97. — 06.05.2011.
6. Боголюбов С.А. Экологическое право – 2—е изд., перераб. и доп. / С.А. Боголюбов // М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. — 2011. – 482 с.
7. Бринчук М.М. Экологическое право — 4—е изд., перераб. и доп. / М.М. Бринчук //М.: Издательство ЭКСМО. — 2010. — 624 с.
8. Зуев В.А. Организационно-правовые проблемы экологической политики в сфере обращения с отходами / В.А. Зуев // Проблемы законности. – Выпуск № 125. — 2014. – С. 2 – 3.
9. Маркова Т.Э. Основные составляющие концепции обращения с отходами, ориентированной на ресурсосбережение / Т.Э. Маркова // Научно—информационный журнал Вопросы экономики. Выпуск № 7. – 2014. – С. 1 – 3.
10. Полянинов Л.Я. Источники правового регулирования при обращении с опасными медицинскими отходами / Л.Я. Полянинов, И.М. Черевчина // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – Выпуск № 5. — 2011. – С. 1 – 2.