Также есть реферат о этой курсовой работе.
Введение 4
ГЛАВА I. Тема «потерянного поколения» в литературе ХХ века 7
1.1 История возникновения и смысл термина «потерянное поколение» 7
1.2 Специфические особенности «потерянного поколения» в творчестве европейских писателей 13
ГЛАВА II. Тема «потерянного поколения» в произведениях Э. М. Ремарка и Э. Хемингуэя 17
2.1 «Потерянное поколение» на страницах романа Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» 17
2.2 Особенности «потерянного поколения» в произведении Э. Хемингуэя «Прощай оружие» 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Первая Мировая Война нанесла незабываемый отпечаток на судьбы нескольких поколений людей, изменила нравственный облик многих государств. Война ужаснула молодое поколение множеством смертей и страшными разрушениями, потрясла своей бессмысленностью и жестокостью. Довоенная жизнь, основанная на патриотизме и вере, обрушилась, словно карточный домик. Остались только растерянные молодые люди, никому не нужные, разрозненные, ведущие бесцельную жизнь «потерянное поколение».
Подобные настроения проникли во все сферы культурной жизни 20-х годов XX века, включая литературу. Многие писатели «потерянного поколения» постигли, что прошлые жизненные нормы устарели, а старые подходы к литературе изжили себя. Литераторы критиковали страну и правительство, утратив на войне надежду в числе жизненных ценностей, и в результате почувствовали себя ещё более потерянными. Поиск жизненного смысла стал для них неразрешимой проблемой.
Актуальность обращения к литературе «потерянного поколения» обусловлена тем, что современная напряжённая политическая обстановка в мире (события в Украине, сложное положение в Европе, боевые действия в Сирии) приводит к переосмыслению художественного творчества Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя. В наше время также важно осмысление ответственности, как нации в целом, так и каждого человека за сохранение мира на нашей планете. Именно на страницах романов «На западном фронте без перемен» и «Прощай, оружие!» нашла отражение проблема общественной и индивидуально-личностной ответственности в антивоенной борьбе.
Рассматривая степень разработанности данной проблемы в литературе, следует отметить, что вопросы литературы «потерянного поколения» исследовались многими учёными, такими как В. Д. Днепров, И. Зарвирова, Д. В. Затонский, И. А. Кашкин, А. И. Петрушкин, К. Радек, З. И. Третьяк, И. М. Фрадкин и др. Эти авторы дают общую характеристику термину «потерянное поколение» в мировой литературе.
Творчество авторов исследуемых художественных произведений, М. Э. Ремарка и Э. Хемингуэя, также получило достаточное освещение как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении.
Художественному наследию Э. М. Ремарка посвящены труды таких литературоведов, как А. Антковиак, М. Ю. Бабков, В. Барон, С. Бен Аммар, Г. Бергельсон, Д. Буш, М. В. Зоркая, Е. Книпович, Б. Навроцка, Р. А. Орлов, Х. Орловски, Г. Плакке, Б. Сучков, М. Харитонов, И. Шлёссер, Х. Шреккенбергер.
Творчество Э. Хемингуэя изучалось такими авторами, как Т. А. Андреева, К. Бейкер, А. М. Зверев, Ф. Карпентер, И. А. Кашкин, Ю. Я. Лидский, А. Б. Мурза, Е. Роувит, Т. Сильман, И. П. Филькенштейн, В. А. Яухаренко.
Объектом исследования выступила литература потерянного поколения.
Предмет исследования особенности литературы «потерянного поколения» на примере романов Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» и Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!».
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей литературы «потерянного поколения» на примере романов Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» и Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!».
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
изучить историю возникновения и смысл термина «потерянное поколение»;
охарактеризовать специфические особенности «потерянного поколения» в творчестве европейских писателей;
проанализировать «потерянное поколение» на страницах романа Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен»;
выявить особенности «потерянного поколения» в произведении Э. Хемингуэя «Прощай оружие».
При написании работы использовались следующие методы исследования:
теоретические (анализ научных работ по теме исследования);
общенаучные (обобщение, классификация, систематизация, сравнение);
практические (сбор материала, анализ романов, биографический, культурно-исторический методы).
Новизна исследования заключается в том, что его результаты позволяют расширить границы научных представлений о развитии мирового литературного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты можно использовать при преподавании истории мировой культуры, истории зарубежной литературы в целом, а также истории американской и европейской литератур.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.
Словосочетание «потерянное поколение» имеет статус термина, в самом общем виде обозначающего молодых фронтовиков, живших между двумя мировыми войнами, зачастую заканчивающих жизнь суицидом, или сходивших с ума.
В литературоведении термин «потерянное поколение» объединяет людей, прошедших через Первую мировую войну, травмированных духовно, потерявших веру в патриотические идеалы, внутренне опустошённых либо болезненно ощущающих свою отчуждённость от общества.
Этот термин употребляется также по отношению к группе писателей, выступивших в этот же период с произведениями, персонажи которых проявляли ярко выраженный индивидуалистический протест и скептическое отношение к любым проявлениям войны.
Специфические особенности «потерянного поколения», отражённые в творчестве европейских писателей, заключаются в проявлении скепсиса и пессимизма в отношении прогресса; мучительном осмыслении одиночества. Идеал «потерянного поколения» - в разочаровании, «победа – в поражении». Герои произведений - индивидуалисты, которым не чужды высшие ценности (искренняя любовь, преданная дружба).
Яркими представителями «потерянного поколения» являются Э. М. Ремарк и Э. Хемингуэй.
На страницах романа Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» «потерянное поколение» представлено четырьмя одноклассниками, пережившими весь кошмар войны, не испытав ещё ничего значимого в своей короткой жизни. Погибнув на войне, они успевают осознать, что, даже выжив в войне и вернувшись к мирной жизни, их поколение навсегда останется лишним.
Особенности «потерянного поколения» в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» заключаются в том, что он заполняет новую страницу в биографии хемингуэевского героя, изображает генезис «потерянного поколения», приоткрывает завесу над той бездной, в которую Генри и подобные ему молодые люди заглянули на войне.
Книги Э. М. Ремарка и Э. Хемингуэя объединяет мотив любви, обречённой на страдания и смерть. Внешне может показаться, что чувства персонажей американского и немецкого авторов схожи. Однако, при детальном рассмотрении можно выделить целый ряд различий.
Так, герои-солдаты романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен») ищут в домах терпимости неподалёку от линии фронта даже не любовь и обожание, а просто человеческое сочувствие и теплоту таких же страдальцев, как и они сами.
В случае с героями Э. Хемингуэя, в особенности с Фредериком Генри, герои-офицеры (из-за привилегированного статуса лейтенанта-иностранца) быстро пресыщаются доступностью псевдолюбви в борделе и начинают искать иные чувства, чтобы развлечься. Любовь (как и война) поначалу воспринимается ими как авантюра, которая впоследствии оборачивается настоящей трагедией.
В каждом проанализированном романе есть стержень, который объединяет героев в единое целое. Это – военное прошлое, которое сковало души послевоенного «потерянного поколения».
Рассмотренные романы, посвященные далёкой от нашего времени войне, являются своего рода рупором всего человечества, предупреждая его об опасности третьей мировой войны, в которой уже не будет ни победителей, ни побеждённых.
1. Агамалыева, С. М. К. Вопросы исследования и пропагандирования жизни и творчества Эрнеста Хемингуэя / С. М. К. Агамалыева // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 1012.
2. Брославская, Л. Я. Концепт война в когнитивном пространстве идиодискурса Э. Хемингуэя / Л. Я. Брославская // Современный научный вестник. 2016. Т. 6. № 2. С. 2930.
3. Горожанов, А. И. Языковые средства реализации идеи отчуждения в романе Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» / А. И. Горожанов // Вестник Московского гос. лингвист. ун-та. 2011. № 610. С. 151157.
4. Гришенкова, Т. Ф. «Чужая» война Фредерика Генри (по роману Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!») / Т. Ф. Гришенкова // Профессиональное лингвообразование: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2017. С. 386390.
5. Днепров, В. Д. Черты романа XX века / В. Д. Днепров. – М.-Л.: Сов. писатель, 1965. 548 с.
6. Ерофеев, В. Трагедия «потерянного поколения» в творчестве Э. М. Ремарка [Электронный ресурс] / В. Ерофеев. – М., 2014 – Режим доступа: http://www.litexplorer.ru/litexps-486-1.html (дата обращения: 03.05.2018).
7. Затонский, Д. В. Искусство романа и XX век / Д. В. Затонский. М.: Худ. лит., 1973. 534 с.
8. Коновалова, А. П. Основополагающие концепты художественного мира Эрнеста Хемингуэя / А. П. Коновалова // Мышление и понимание в процессе обучения иностранным языкам в 21 веке: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Армавир, 2016. С. 5258.
9. Кучукова, З. А. Эстетика «Чёрного юмора» в романе Ремарка «На Западном фронте без перемен» / З. А. Кучукова // Наследие веков. 2016. № 4. С. 4550.
10. Лапшин, П. В. Образ литературного героя «Потерянного поколения» в творчестве Э. Хемингуэя / П. В. Лапшин // Огарёв-Online. 2016. № 11 (76). С. 711.
11. Леонова, Е. Немецкая литература ХХ века. Германия, Австрия / Е. Леонова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 360 с.
12. Лидский, Ю. Я. Творчество Э. Хемингуэя / Ю. Я. Лидский. Киев: Наукова думка, 1978. 407 с.
13. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2003. 800 с.
14. Маркушевская, Л. П. Изображение человека на войне в творчестве Э. Хемингуэя и Л. Толстого / Л. П. Маркушевская // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Русская филология. 2017. № 2. С. 97107.
15. Набиева, З. Л. Стиль Хемингуэя / З. Л. Набиева // Научный поиск в современном мире: сб. материалов VI-й Междунар. науч.-практ. конф. Махачкала: Апробация, 2014. С. 131133.
16. Набиева, З. Л. Хронотопы в произведении Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» / З. Л. Набиева // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сб. материалов III-й междунар. науч.-практ. конф. Махачкала: Апробация, 2013. С. 119126.
17. Николаева, С. М. Человек на войне: мировые войны первой половины ХХ века в оценке Э. Хемингуэя / С. М. Николаева // Проблемы изучения военной истории: сб. ст. III Всерос. науч. конф. / отв. ред. А. И. Репинецкий. Самара, 2015. С. 462466.
18. Полетаева, А. А. Особенности осмысления событий Первой мировой войны в произведениях российских и зарубежных писателей-современников / А. А. Полетаева // Pro Nunc. Современные политические процессы. 2013. № 1 (12). С. 3641.
19. Похаленков, О. Е. Образ Пауля Боймера в романе Эриха Марии Ремарка «На западном фронте без перемен» / О. Е. Похаленков // Русская филология: учён. зап. Смоленского гос. ун-та. 2013. № 15. С. 178201.
20. Похаленков, О. Е. Структура мотива инициации в прозе о Первой и Второй мировых войнах / О. Е. Похаленков // Вестник Брянского гос. ун-та. 2016. № 1. С. 191197.
21. Похаленков, О. Е. Художественное пространство «война» vs хронотоп «война» в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» / О. Е. Похаленков // Известия Смоленского гос. ун-та. 2016. № 1. С. 7380.
22. Похаленков, О. Е. Эрих Мария Ремарк и русская советская литература о войне / О. Е. Похаленков. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 228 с.
23. Ремарк, Э. М. На западном фронте без перемен / Э. М. Ремарк. – М.: АСТ, 2018. – 256 с.
24. Самосознание европейской культуры XX в. – М.: Изд-во полит. лит., 1991. 366 с.
25. Скворцова, А. В. Эрнест Хемингуэй о первой мировой войне (на примере романа «Прощай, оружие!») / А. В. Скворцова // Грани познания. 2015. № 2 (36). С. 1517.
26. Третьяк, З. И. Перспективы литературоведческого анализа понятия «потерянное поколение» / З. И. Третьяк // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия A: Гуманитарные науки. 2013. № 10. С. 26.
27. Третьяк, З. И. Сравнительно-типологический анализ способов и приёмов изображения понятия «война» на примере произведений Э. Хемингуэя и В. Быкова / З. И. Третьяк // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия A: Гуманитарные науки. 2008. № 7. С. 188192.
28. Финкельштейн, И. П. Хемингуэйроманист / И. П. Филькенштейн. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1974. 216 с.
29. Хемингуэй и его контекст: сб. ст. / под ред. Н. Тишуниной. СПб.: Янус, 2000. 146 с.
30. Хемингуэй, Э. Прощай, оружие! / Э. Хемингуэй. М.: АСТ, 2018. 352 с.
31. Хусиханов, А. М. Трилогия Э.-М. Ремарка как «исповедь» и как «летопись» героев «потерянного поколения» / А. М. Хусиханов, Р. У. Исаева // Вестник Чеченского гос. ун-та. 2015. № 4. С. 119124.
32. Хухуни, Г. Т. Языковые средства и способы реализации лексических единиц с семой «одиночество» в рассказе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» / Г. Т. Хухуни, В. О. Кириченко // Слово. Предложение. Текст: анализ языковой культуры. 2016. № 10. С. 713.
33. Чурилов, Е. О. Образ врага в сознании участников Первой мировой войны / Е. О. Чурилов // Pro Nunc. Современные политические процессы. 2013. № 1 (12). С. 6772.
34. Шевченко, М. Р. Интерпретация войны в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» / М. Р. Шевченко // Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы в XXI веке: сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Г. Струкова. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2018. С. 131136.
35. Шумай, К. И. Потерянное поколение в зарубежной литературе искалеченные эпохой (на материале Э. Хемингуэя «И восходит солнце», Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» и Р. Олдингтона «Смерть героя») / К. И. Шумай, Е. А. Маккавеева, В. С. Дикая // Научные открытия 2016: XII Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань: «Олимп», 2016. С. 13171320.