Работа носит теоретический характер.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования письменной речи 5
1.1 Речь и ее виды 5
1.2 Основы письменной речи 7
1.3 Предпосылки овладения письменной речью 10
Глава 2 Методические основы исследования профилактики возникновения нарушений письменной речи 13
2.1 Характеристика нарушений письменной речи 13
2.2 Основные принципы профилактической работы 15
2.3 Методика профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи 17
Заключение 23
Список использованных источников 25
Письмо является комплексной, регулярной и произвольной интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей участие разнообразных структурных и функциональных элементов большинства психических функций. Письмо имеет тесные связи с разговорной речью и базируется лишь на очень высоком уровне развития.
Профилактика нарушений письма - актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушений письменной речи - одна из важнейших задач логопеда.
Нарушение процесса усвоения письменной речи сейчас рассматривают с разнообразных точек зрения: клинической, психологической, нейропсихологической, психолингвистической, педагогической такими учеными, как Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.М. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, А.В. Ястребова и др.
Однако, несмотря на изученность этого вопроса, проблема диагностики и профилактики данной формы дисграфии применительно к детям старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи до сих пор является актуальной. Это сопряжено с малой результативностью классических методов коррекции дисграфии, с повышением количества школьников, имеющих дефекты письма. Именно поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия у данной категории детей уже в дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучение методов профилактики возникновения нарушений письменной речи.
Задачи исследования:
- изучить речь, ее развитие и речевые нарушения;
- рассмотреть проблемы формирования и предпосылки овладения письменной речью;
- описать принципы и методику профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи.
Объект исследования: письменная речь.
Предмет исследования: профилактика появления нарушений письменной речи у детей.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение информации по теме исследования.
Значимость исследования заключается в том, что данный теоретический материал может быть использован педагогами для предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников, что позволит более эффективно проводить профилактическую работу.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Речь является важнейшей психической функцией человека. В своем развитии речь проходит два больших этапа: доречевой, который включает в себя лепет и гуление и речевой этап, когда появляются слова. Выделяют три вида речи: внешнюю, эгоцентрическую и внутреннюю. В свою очередь, внешняя речь делится на устную, письменную и афферентную, а внутренняя – на внутреннее проговаривание, собственно внутреннюю речь и внутреннее программирование. Устная речь чаще всего представляет собой диалог, а письменная, как правило, является монологом. Письменная речь является графически оформленной речью, организованной на основе буквенных изображений. К письменной речи относится не только непосредственно сам процесс написания букв, слов и текста, но и их чтение. Письменная речь формируется на основе устной речи. Именно уровень развития устной речи является базой, на которой будет построен новый навык.
Письменная речь представляет собой сложную и осознанную форму речевой деятельности людей. Мозговой основой письменной речи является деятельность всех морфологических образований коры головного мозга. Локализация речевых функций коры головного мозга является довольно сложной и изменчивой. Основанием каждой высшей психической функции, включая и речевую, считаются не единичные «центры», а сложные функциональные системы, расположенные в разнообразных сферах центральной нервной системы, на разных ее уровнях и объединяются друг с другом единством рабочего действия.
Эффективное обучение ребенка письму может реализовываться на основе конкретной степени сформированности готовности, которая предусматривает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и формирование у детей интеллектуальных, моральных и физических качеств. По этой причине для обучения детей письму необходим довольно высокий уровень их общего развития, присутствие мотива учения, адекватность и контроль поведения, развитость учебных, речевых навыков.
Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках. При дисграфии у детей отмечаются трудности в освоении письма, поскольку в их самостоятельных работах и упражнениях присутствует огромное количество грамматических ошибок. Они не применяют заглавные буквы, знаки препинания, не соблюдают красную строку и поля. У детей наблюдаются нарушения фонематического слуха, письма и чтения.
В качестве основных принципов профилактической работы можно выделить: принцип комплексности, патогенетический принцип, принцип учета степени выраженности предпосылок к возникновению нарушений письма, принцип опоры на сохранное звено психической функции, принцип поэтапного формирования умственных действий, принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала, принцип системности, онтогенетический принцип.
Профилактическая деятельность по предупреждению возникновения нарушений письма в дошкольном учреждении должна строиться по основным направлениям: развитие произношения звуков, уточнение артикуляции звуков; формирование фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза; развитие когнитивных процессов и связной речи, совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; развитие оптико-пространственных представлений и конструктивного праксиса; формирование изобразительно-графических и сукцессивных способностей.