База исследования:
1. КС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» (г. Барнаул).
2. МБОУ «СОШ №31» (г. Барнаул).
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста в возрасте от 7 лет 2 месяцев до 8 лет 4 месяцев: 10 детей с нарушением зрением – 3 младших школьников с астигматизмом, 2 младших школьников с амблиопией, 1 младший школьник с миопией, 1 младший школьник со спазмом аккомодации, 1 младший школьник с косоглазием в сочетании с нистагмом, 2 младших школьника с множественным астигматизмом.
Есть приложения с результатами эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 7
1.1. Понятие «эмоции», «эмоциональная сфера» в психологии 7
1.2 Механизмы развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нормативным развитием 11
1.3. Особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 23
2.1. Описание процедуры экспериментального исследования 23
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Актуальность исследования. В ФГОС НОО во главу угла ставится обеспечение эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста и поддержка положительного, доброжелательного отношения младших школьников друг к другу [29]. На современном этапе растет количество младших школьников с нарушениями зрения, испытываюЩИХ проблемы в развитии эмоциональной сферы. Прослеживается состояние эмоциональной напряженности, проявляется заниженная самооценка, отмечается повышенный уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации и неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие – все это приводит к нарушению эмоционального состояния у младших школьников с нарушениями зрения. Если своевременно не обратить внимание на нарушения в развитии эмоциональной сферы, которые возникают у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, то это может стать предпосылкой для ряда психосоматических заболеваний.
Проблема эмоционального самочувствия детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Высокая эмоциональность младшего школьника, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность данного возрастного периода. Внутренним, субъективным отношением младшего школьника к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Для психического здоровья младшего школьника необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка с нарушениями зрения, к нарушению у него социальных контактов. В этой связи проблема развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения является перспективным направлением современной психологии.
Совершенствование на протяжении младшего школьного возраста восприятия и понимания эмоциональных состояний, формирование умения ориентироваться в признаках различных эмоций, развитие умения точно распознавать эмоциональное состояние человека, – важный фактор формирования отношений ребенка с нарушениями зрения с другими людьми. Это обусловливает необходимость развития эмоционально-перцептивной способности детей с нарушением зрения. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и отсутствием специальных методик развития эмоциональной сферы, специальных навыков у школьных психологов, работающих с детьми данной категории. Несмотря на многообразие различных коррекционных программ, авторских разработок, методических пособий, ни в одном из них нет описания механизма формирования эмоций, сущностных характеристик развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями зрения. В этой связи проблема исследования заключается в определении особенностей развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Цель исследования – изучить особенности развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к проблеме эмоций и эмоциональной сферы личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить особенности развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нормативным развитием.
3. Проанализировать особенности развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
4. Выявить в ходе экспериментального исследования особенности развития эмоциональной сферы у младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования – эмоциональная сфера младших школьников.
Предмет исследования – особенности развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: существуют различия в развитии эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным зрением.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, К. Изарда, А.Н. Леонтьева и др. В исследованиях данных ученых раскрыта природа эмоций, представлена структура эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. В исследованиях Т.А. Репиной, В.И. Слободчикова, А.В. Шуваловой и др. описаны особенности формирования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Исследования А.Г. Литвак, Л. И. Солнцевой и др. раскрывают особенности развития эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями зрения. Е.О. Котова, Л.В. Макшанцева и др. последовательно раскрывают особенности развития у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения осознания и вербализации эмоций, особенности перцептогенеза экспрессии лица и понимания эмоциональных состояний по экспрессивным и каузальным атрибуциям, специфику регуляции детьми младшего школьного возраста эмоций и их эмоциональной коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, синтез и обобщение; экспериментальные: тестирование, беседа, наблюдение; методы количественного и качественного анализа полученных результатов (в процентном соотношении).
База исследования:
1. КС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» (г. Барнаул).
2. МБОУ «СОШ №31» (г. Барнаул).
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста в возрасте от 7 лет 2 месяцев до 8 лет 4 месяцев: 10 детей с нарушением зрением – 3 младших школьников с астигматизмом, 2 младших школьников с амблиопией, 1 младший школьник с миопией, 1 младший школьник со спазмом аккомодации, 1 младший школьник с косоглазием в сочетании с нистагмом, 2 младших школьника с множественным астигматизмом. Данная группа детей составила экспериментальную группу 1 (младшие школьники с нарушениями зрения). Все дети обучаются в 1-м классе КС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» (г. Барнаул). 10 детей младшего школьного возраста с развитием зрения в норме составили экспериментальную группу 2 (младшие школьники с развитием зрения в норме). Дети данной группы обучаются в 1-м классе МБОУ «СОШ №31» (г. Барнаул).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Проблематика в эмоциональном развитии младших школьников в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса психологии. Это не является случайным, так как к концу двадцатого века было совершенно ясно, что только посредством эмоциональности в первые годы обучения ребенка в школе определены в виде ядра практически всех психологических новообразований. Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей начальной школы через особенности в поведении, с учетом организации деятельности и эмоциональной сферы.
Эмоции играют важную роль в приобретении человеком индивидуального опыта. Так, эмоции, придавая субъективную окраску происходящему, не только помогают оценить действия и события, но и спрогнозировать оценку будущих ситуаций. В этом заключается отражательно-оценочная роль эмоций. Управляющая функция эмоций важна для регуляции поведения человека, так как возникновение тех или иных эмоций по отношению к различным объектам и событиям влияет на мотивацию, процесс принятия личностью решений.
Отклонения развития эмоциональной сферы ребёнка младшего школьного возраста с нарушениями зрения сопровождаются проблемами социальной адаптации, сопровождающиеся характерными проблемами при взаимодействии личности с окружающим социумом. В итоге, нарушения психосоциального и психоэмоционального развития ребёнка приводят к проблемам формирования личности, расстройства процессов развития младшего школьника закономерно приводят к нарушению развития его личности в целом. Общими для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения являются следующие проблемы: пониженный фон настроения, астенические черты характера, низкая самооценка, самоограничение в социальных контактах, ипохондричность, склонность формирования страхов, неуверенность и тревожность
Форма и степень нарушения зрения у младшего школьника оказывает прямое влияние на процесс формирования личности и развития эмоций; по причине недостаточной зрелости коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения могут возникать неблагоприятные отношения в группе сверстников.
Результаты, экспериментального исследования следующие:
1. В процессе анализа результатов по методике «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» В.М. Минаевой в группе младших школьников с нарушениями зрения были получены следующие результаты: высокий уровень развития эмоциональной сферы был выявлен у 1 ребенка (10%), средний – у 3 младших школьников (30%), низкий – у 6 младших школьников (60%); в группе младших школьников с развитием зрения в норме результаты следующие: высокий уровень развития эмоциональной сферы был выявлен у 3 младших школьников (30%), средний – у 7 младших школьников (70%), низкий уровень – не выявлен.
2. В процессе анализа результатов по методике В.М. Минаевой «Моделирование эмоциональных состояний» в группе младших школьников с нарушениями зрения были получены следующие результаты: высокий уровень развития эмоциональной сферы – не выявлен, средний был выявлен у 4 младших школьников (40%), низкий – у 6 младших школьников (60%); в группе младших школьников с развитием зрения в норме результаты следующие: высокий уровень развития эмоциональной сферы был выявлен у 5 младших школьников (50%), средний – у 5 младших школьников (50%), низкий уровень – не выявлен.
Качественный анализ результатов эмпирического исследования показал, что младшим школьникам с нарушением зрения свойственно импульсивность, повышенная тревожность, также дети данной группы продемонстрировали такое качество, как сопереживание. Для младших школьников с нормальным зрением является характерным более сдержанно проявлять свои эмоциональные состояния. Они менее импульсивны, также они в меньшей степени, чем младшие школьники с нарушенным зрением показывают такие качества, как сопереживание и соучастие.
Был сформулирован вывод о том, что большинство детей младшего школьного возраста как с нарушением зрения, так и детей младшего школьного возраста с развитием зрения в норме понимают причину возникновения той или иной эмоции, однако не совсем правильно ее объясняют как дошкольники с нарушенным зрением, так и дошкольники с нормальным зрением. Как показали результаты экспериментального исследования, в содержании представлений младших школьников с нарушенным и нормальным зрением о собственных эмоциональных состояниях различной модальности находят отражение: разнообразные ситуации общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками и, что немаловажно, степень удовлетворенности детей содержанием социальных контактов; собственные действия и деятельность ребенка, в том числе ситуации успеха-неуспеха в деятельности, которые являются важными для развития у него самооценки, мотивов действий, отношения к сверстникам; природные явления и природная среда, что вполне объяснимо, так как в понимании детьми младшего школьного возраста содержательной стороны слов, обозначающих эмоции, отображаются ситуационные реакции, в частности, окружающая обстановка.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что по мере расширения эмоциональной сферы, дети младшего школьного возраста с нарушениями зрения испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, прилагать значительные усилия для достижения поставленных целей, культурно управлять чувствами.
Итак, в результате проведенного экспериментального исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что существуют различия в развитии эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нормативным и нарушенным зрением, подтвердилась.
1. Берн, Ш. Психология социального и личностного развития [Текст] / Ш. Берн. – Санкт-Петербург : ДОРВАЛЬ, 2013. – 596 с.
2. Бовина, И. Б, Агрессивность в норме и при психической патологии [Текст] / И. Б. Бовина, Н. М. Дворянчиков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru. (Дата обращения: 22.03.2018 г.).
3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2012. – №2. – С. 63-69.
4. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе [Текст] / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 38–47.
5. Витт, Н. В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций [Текст] / Н. В. Витт // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 95-107.
6. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях [Текст] // Собрание сочинений Т. 4 / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во МГУ, 2010. – 587 с.
7. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у младших школьников [Текст] / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 137-149.
8. Гудкова, Т. В. Психолого-педагогический опыт работы по использованию полифункциональной среды сенсорной комнаты в системе сопровождения ребенка с нарушениями зрения [Текст] / Т. В. Гудкова // Педагогический профессионализм в образовании : сб. науч. трудов XI Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 18–19 февраля 2015 г.) / под ред. Е.В. Андриенко. – Часть 1. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2015. – С. 194–203.
9. Зотов, А. И. Тифлопсихология [Текст] / А. И. Зотов. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 358 с.
10. Жильцова, С. К. Эмоциональное развитие младших школьников с с нарушениями зрения [Текст] / С. К. Жильцова // Дефектология. – 2013. – №1. – С. 17-22.
11. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. – Санкт-Петерубрг : Питер, 2010. – 521 с.
12. Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера младших школьников [Текст] / Б. И. Изотова // Мир психологии. – 2016. – №3. – С. 56-59.
13. Котова, Е. О. О коррекции эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями зрения [Текст] / Е. О. Котова // Мир психологии. – 2012. – № 4. – С. 52-55.
14. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности [Текст] / Н. Л. Кряжева // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 41-46.
15. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Академия, 2012. – 402 с.
16. Листик, Е. М. Взаимосвязь уровня развития эмпатии и уровня выраженности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е М. Листик, Л. А. Каченовская // Человеческий капитал. – М. : Изд-во Объединенная редакция, 2014. – № 02. – С. 55-60.
17. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих : Учебное пособие [Текст] / А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 452 с.
18. Лук, А. Н. Эмоции и личность [Текст] / А. Н. Лук. – Москва : АСТ, 2015. – 455 с.
19. Макшанцева, Л. В. Тревожность у младших школьников с нарушениями зрения. Изучение и профилактика [Текст] / Л. В. Макшанцева // Прикладная психология. – 2015. – №4. – С. 78-85.
20. Палей, А. И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль поведения личности [Текст] / А. И. Палей // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 118-126.
21. Пинигин, В. Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности [Текст] / В. Г. Пинигин // Мир психологии. – 2014. – №1. – С. 17-23.
22. Путляева, Л. В. О функциях эмоций в мыслительных процессах [Текст] / Л. В. Путляева // Вопросы психологии. – 2015. – С. 28-31.
23. Репина, Т. А. Развитие чувств в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. А. Репина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 41-46.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Эксмо, 2013. – 720 с.
25. Сергеева А. А. Коррекция тревожности детей младшего школьного возраста средствами cказкотерапии [Текст] / А. А. Сергеева, Н. Н. Невжинская // Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года / отв. ред. И. А. Синкевич. – Мурманск : МГГУ, 2014. – Т. 2. – C. 146-155.
26. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей [Текст] / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 91–105.
27. Соколова, Е. Н. Эмоциональная сфера младших школьников с нарушениями зрения [Текст] / Е. Н. Соколова // Дефектология. – 2014. – №5. – С. 63-66.
28. Солнцева, Л. И. Подражательная функция как основа развития детей с нарушениями зрения [Текст] / Л. И. Солнцева // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 26-31.
29. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 36 с.
30. Тимофеева, Т. И. Онтогенез эмоций [Текст] / Т. И. Тимофеева // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 52-55.
31. Цветков, Н. Г. Основы тифлопсихологии [Текст] / Н. Г. Цветков. – Москва : Академия, 2015. – 431 с.