Выборка исследования: В эксперименте участвовали дети двух старших групп в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 3 месяцев (20 детей в одной группе и 23 ребенка – в другой группе). Дети, участвующие в эксперименте, были распределены на экспериментальную и контрольную группу. 20 детей старшего дошкольного возраста вошли в экспериментальную группу (11 мальчиков и 3 девочки), 23 ребенка старшего дошкольного возраста вошли в контрольную группу (13 девочек и 10 мальчиков).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга развития представлений о фольклорных произведениях у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 6
1.2. Проблема литературного образования детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 9
1.3. Анализ подходов по развитию представлений о фольклорных произведениях у детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет 19
2.1. Модель педагогического мониторинга по развитию представлений о фольклорных произведениях у детей 5- лет 19
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет 24
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет 28
Актуальность исследования. Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представления о психологии народа, о природе страны. Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что его произведения вдохновлены любовью к Родине, стремлением к миру. Фольклор развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного.
В ФГОС ДОО утвержден принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, и ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности [36].
В настоящее время существует противоречие между запросами общества в сфере приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, в том числе и к фольклорным произведениям, и отсутствием практических методов по развитию представлений у детей 5-6 лет о фольклорных произведениях. Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: как развивать представления о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет.
Объектом исследования является процесс литературного образования у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс развития физических качеств у старших дошкольников более эффективным если:
- определить критериально-уровневую характеристику развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6лет;
- разработать программу развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет.
4. Разработать программу представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2017 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.) осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования. Подходы к понятию «педагогический мониторинг в дошкольном образовании» раскрыты в учебно-методическом пособии С.И. Брызгаловой «Введение в научно-педагогическое исследование», у учебном пособии «Педагогика» Н.Е. Щурковой и др. Методика развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет определена в исследованиях Н.А. Курмелевой «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора», в научном труде Н.С. Карпинской «Художественное слово в воспитании детей» и др. Подходы к развитию представлений о фольклорных произведениях у дошкольников определены в пособии Н.А. Лиман «Художественное слово в воспитании детей» и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы развития представлений о фольклорных произведениях у детей 5-6 лет, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 7 «Жар-птица» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети двух старших групп (20 детей в одной группе и 23 ребенка – в другой группе); 4 воспитателя старшей возрастной группы и 1 логопед МБДОУ.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования планируется представить на внутривузовской научно-практической конференции.
Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Большое место отводится поликультурному воспитанию, с приоритетом для ребёнка культуры его национальности. Ведущим средством является русская народная культура.
Педагогический мониторинг – это комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею.
Учитывая то, что педагогический мониторинг представляет собой достаточно сложную систему, особую роль играет следование совокупности принципов. Наиболее распространенными среди них являются: принцип личностной целесообразности, принцип педагогической коммуникации, принцип информационного интегрирования, принцип непрерывности, принцип целостности. Сущность первого принципа состоит в том, что педагогическая информация, предоставляемая ученикам, должна стимулировать их к процессу дальнейшего обучения. Второй принцип предполагает, что данные, получение которых произойдет в результате мониторинга, должны в дальнейшем активно использоваться между субъектами, совершающими образовательную деятельность.
Литературное развитие влияет практически на все сферы жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Приобщаясь к миру книги, ребенок учится общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации. В процессе литературного развития ребенок осваивает систему общих читательских умений, без которой невозможно формирование квалифицированного читателя и развитие способности познавать мир и выражать свои жизненные впечатления в художественном слове
Анализ психолого-педагогической литературы и художественных произведений о фольклоре и приобщении к русской народной культуре позволил нам сделать вывод о том, что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, когда закладываются основные понятия и примеры поведения.
В результате применения комплекса диагностических методик Ф.А. Сохиной, О.С. Ушаковой был сформулирован вывод о том, что у детей 5-6 лет недостаточно развиты представления о фольклорных произведениях.
Анализ результатов проведенного педагогического мониторинга послужил основой для разработки программы «Ладушки». Основной целью данной программы является этнокультурное образование детей через ознакомление с произведениями фольклора.
Программа эффективно реализует многоцелевую направленность:
- способствует формированию художественного вкуса, формирует нравственные качества;
- обеспечивает приобретение социального опыта в процессе подготовки и участия в драматизациях;
- развивает навыки познавательной деятельности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 31.12.2014) // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 25.02.2018 г.)
2. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
3. Брызгалова, С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: учебно-метод. пособ. / С.И. Брызгалова. – Калининград: КГУ, 2013. – 151 с
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2016. – 533 с.
5. Гилева, Е.И. Принципы и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора / Е.И. Гилева, Н.В. Шилина // XXIII Ершовские чтения. – Ишим, 2013. – С. 178–181.
6. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебно-метод. пособ. / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
7. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е.Л. Гончарова // Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 4–11
8. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград: КГУ, 2013. – 572 с.
9. Гриценко, З.А. Своеобразие читательского становления / З.А. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 2. – С. 15–20.
10. Запорожец, А.В. Педагогическая психология / А.В. Запорожец. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 745 с.
11. Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду: учеб, пособие / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 49 с.
12. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учебное пособие / М.С. Жиров. – Белго- род: Изд‐во БелГУ, 2003. – 312 с.
13. Карачаров, И.Н. Русская народная музыкальная культура бассейна р. Пселл // Тезисы докладов и выступлений на научно‐практической конференции «Особенности народной художественной культуры Белгородчины и ее развитие в современных условиях» / И.Н. Карачаров. – Белгород, 1996. – С. 43–45.
14. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст / Н.С. Карпинская. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 236 с.
15. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 320 с.
16. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
17. Курмелева, Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора / Н.А. Курмелева // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 11. – С. 74-77.
18. Лиман, Н.А. Детский фольклор / Н.А. Лиман. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 458 с.
19. Люблинская, А.А. Детская психология: Учебное пособие / А.А. Люблинская. – М.: Эксмо, 2015. – 267 с.
20. Малахова, Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Сост. Л. Малахова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 253 с.
21. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. – М.: АСТ, 2015. – 256 с.
22. Мартыненко, Л.Л. Воспитание дошкольников / Л.Л. Мартыненко. – М.: ТЦ: «Сфера»», 2014. – 452 с.
23. Мельникова, Л.И. Детский фольклор в дошкольных образовательных учреждениях: учеб, пособие / Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина. – М.: Гном-Пресс, 2013. – 256 с.
24. Мещерякова, И.Н. Гуманитарная информационно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения / И.Н. Мещерякова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2013. – № 4 (8). – С. 172-178.
25. Мехнецов, А.М. Традиции народной культуры: итоги и перспективы комплексного изучения: учеб, пособие / А.М. Мехнецов. – М.: Просвещение, 2011. – 113 с.
26. Миропольский, С.И. Музыкальный фольклор на занятиях в детском саду / С.И. Миропольский // Педагогика. – 2011. – №4. – С. 74-77.
27. Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализ. представления в автор. записи, нотной расшифровке и редакции] / Сост. Г.М. Науменко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 222 с.
28. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г Ярошевский. – М.: Академия, 2012. – 512 с.
29. Поддьяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии.– 2011.– № 9.– С. 68-75.
30. Покровский, А.Е. Детский музыкальный фольклор / А.Е. Покровский. – СПб.: Питер, 2002. – 326 с.
31. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
32. Равич-Щербо, И.В. Психологические предикторы индивидуального развития / И.В. Равич-Щербо // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 42-53.
33. Терентьева, Ю.В. Фольклорные традиции в организации досуга дошкольников / Ю.В. Терентьева // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 41-44.
34. Тюляева, Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски / Т.И. Тюляева // Методист. – 2015. – № 7. – С. 7 – 12.
35. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 6–е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 36 с.
37. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2013. – № 5. – С. 55 – 61.
38. Щуркова, Н.Е. Педагогика / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
39. Юрчик, Р.О. Песенный фольклор в работе со старшими дошкольниками / Р.О. Юрчик // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 33-36.
40. Яковлева, Н.Г. Фольклор в детском саду / Н.Г. Яковлева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №4. – С. 56-59.