Теоретические основы обучения младших школьников орфографии (Уральский Государственный Педагогический Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
2.ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОГРАФИИ, ЕЕ РАЗДЕЛЫ, ПРИНЦИПЫ 11
3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
2.ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОГРАФИИ, ЕЕ РАЗДЕЛЫ, ПРИНЦИПЫ 11
3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
В настоящий момент довольно часто многие родители учеников младшего звена сталкиваются с проблемой большого количества ошибок в письменных работах детей по русскому языку. Орфографическая компетентность – это одна из важнейших проблем не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека [10, с. 25].
Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют успех общественной и профессиональной активности человека. Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте – это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надежные основы следует, прежде всего, в начальных классах. Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему, остается актуальным.
Согласно с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающиеся младшего школьного возраста должны понимать элементарные понятия о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), у них должно быть выработано положительное отношение к правильной устной и письменной речи как нормативам просвещенности. Преимущество в современной системе образования отдается формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий, которые помогают обучающимся успешно овладевать знаниями при освоении разных предметных областей [32].
От полноты овладения нужными навыками в младшей школе зависит последующее обучение школьника правописанию и правильной речи.
Проблемой формирования орфографической грамотности занимались психологи Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методолог Н.С. Рождественский, методисты Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др.
Однако данная проблема до сих пор не решена. По данным различных исследователей, до 40% российских младших школьников испытывают затруднения в обучении орфографии, их уровень сформированности орфографического навыка признаётся крайне низким. В связи с этим возникает необходимость активного изучения и внедрения новых, усовершенствованных методических концепций, моделей обучения, которые призваны помочь детям запоминать наиболее трудные орфографические правила русского языка, тем самым подготавливая их к тому, чтобы писать сложные для них слова автоматически.
Именно в начальном общем образовании закладывается фундамент правописания и лингвистических знаний и умений.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников орфографии.
Предмет исследования: психолого-педагогические основы обучения младших школьников орфографии
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость обучения младших школьников орфографии
Задачи исследования:
изучить и проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике;
изучить особенности обучения младших школьников орфографии.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека [10, с. 25].
Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют успех общественной и профессиональной активности человека. Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте – это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надежные основы следует, прежде всего, в начальных классах. Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему, остается актуальным.
Согласно с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающиеся младшего школьного возраста должны понимать элементарные понятия о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), у них должно быть выработано положительное отношение к правильной устной и письменной речи как нормативам просвещенности. Преимущество в современной системе образования отдается формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий, которые помогают обучающимся успешно овладевать знаниями при освоении разных предметных областей [32].
От полноты овладения нужными навыками в младшей школе зависит последующее обучение школьника правописанию и правильной речи.
Проблемой формирования орфографической грамотности занимались психологи Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методолог Н.С. Рождественский, методисты Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др.
Однако данная проблема до сих пор не решена. По данным различных исследователей, до 40% российских младших школьников испытывают затруднения в обучении орфографии, их уровень сформированности орфографического навыка признаётся крайне низким. В связи с этим возникает необходимость активного изучения и внедрения новых, усовершенствованных методических концепций, моделей обучения, которые призваны помочь детям запоминать наиболее трудные орфографические правила русского языка, тем самым подготавливая их к тому, чтобы писать сложные для них слова автоматически.
Именно в начальном общем образовании закладывается фундамент правописания и лингвистических знаний и умений.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников орфографии.
Предмет исследования: психолого-педагогические основы обучения младших школьников орфографии
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость обучения младших школьников орфографии
Задачи исследования:
изучить и проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике;
изучить особенности обучения младших школьников орфографии.
По итогам нашей работы можно сделать такие выводы. Орфографическая грамотность ребенка – это способность быстро ориентироваться в тексте, находить ошибки, определять орфограммы, выявлять такие части слова, где написание не совпадает с произношением.
Значит, орфографическая зоркость – это способность видеть такие случаи написания, где при разном произношении существует только один вид правописания.
Методика обучения орфографии в младшем звене содержит такие темы, как орфограмма, правило, задача на орфографию, навыки и действия правописания.
Для того чтобы выработать определенные орфографические навыки, необходимы высокие знания в орфографии; умение связывать развитие речи и правописание, способность правильно применять схемы и знание орфографического разбора, умение подбирать такие упражнения, которые помогают ученику применять свои правописные навыки на практике.
Чтобы сформировать у ребенка орфографические навыки, учитель обязательно должен учитывать психологические особенности первоклассников.
Следовательно, огромное внимание нужно уделять анализу чувственно-эмоциональной сферы школьников и в положенное время находить тех, кто эмоционально раздражителен, тяжело реагирует на замечания, не умеет дружить и общаться с друзьями. Важнейшим есть и знание учителем характера каждого школьника, которое поможет правильно распределить обязанности в социуме.
Порядок, по которому в начальной школе обучают правописанию, включает в себя и фонетику, и лексику, и словообразование. Он основан на объединении этих дисциплин между собой.
Главный прием обучения правописанию в младших классах – это работа с текстом. Дети должны уметь найти слова с различными орфограммами и объяснить их. Так же знать правильность написания большой буквы, уметь записывать слова под диктовку, применять навыки проверки орфограмм, аккуратно списывать с доски, иметь понятие об орфографическом словаре и уметь им пользоваться, постоянно применять на практике орфографические навыки.
Необходимо обратить особое внимание на то, что, приобретая мастерство правописания, ребенок должен понимать, для чего ему нужны эти автоматические действия и самому хотеть научиться их использовать на практике.
Значит, орфографическая зоркость – это способность видеть такие случаи написания, где при разном произношении существует только один вид правописания.
Методика обучения орфографии в младшем звене содержит такие темы, как орфограмма, правило, задача на орфографию, навыки и действия правописания.
Для того чтобы выработать определенные орфографические навыки, необходимы высокие знания в орфографии; умение связывать развитие речи и правописание, способность правильно применять схемы и знание орфографического разбора, умение подбирать такие упражнения, которые помогают ученику применять свои правописные навыки на практике.
Чтобы сформировать у ребенка орфографические навыки, учитель обязательно должен учитывать психологические особенности первоклассников.
Следовательно, огромное внимание нужно уделять анализу чувственно-эмоциональной сферы школьников и в положенное время находить тех, кто эмоционально раздражителен, тяжело реагирует на замечания, не умеет дружить и общаться с друзьями. Важнейшим есть и знание учителем характера каждого школьника, которое поможет правильно распределить обязанности в социуме.
Порядок, по которому в начальной школе обучают правописанию, включает в себя и фонетику, и лексику, и словообразование. Он основан на объединении этих дисциплин между собой.
Главный прием обучения правописанию в младших классах – это работа с текстом. Дети должны уметь найти слова с различными орфограммами и объяснить их. Так же знать правильность написания большой буквы, уметь записывать слова под диктовку, применять навыки проверки орфограмм, аккуратно списывать с доски, иметь понятие об орфографическом словаре и уметь им пользоваться, постоянно применять на практике орфографические навыки.
Необходимо обратить особое внимание на то, что, приобретая мастерство правописания, ребенок должен понимать, для чего ему нужны эти автоматические действия и самому хотеть научиться их использовать на практике.
Подобные работы
- Методические основы обучения младших школьников орфографии (Методика обучения в начальной школе, Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста в процессе психолого- педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Развитие у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка (Вятский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



