ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
2.ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОГРАФИИ, ЕЕ РАЗДЕЛЫ, ПРИНЦИПЫ 11
3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
В настоящий момент довольно часто многие родители учеников младшего звена сталкиваются с проблемой большого количества ошибок в письменных работах детей по русскому языку. Орфографическая компетентность – это одна из важнейших проблем не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека [10, с. 25].
Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют успех общественной и профессиональной активности человека. Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте – это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надежные основы следует, прежде всего, в начальных классах. Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему, остается актуальным.
Согласно с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающиеся младшего школьного возраста должны понимать элементарные понятия о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), у них должно быть выработано положительное отношение к правильной устной и письменной речи как нормативам просвещенности. Преимущество в современной системе образования отдается формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий, которые помогают обучающимся успешно овладевать знаниями при освоении разных предметных областей [32].
От полноты овладения нужными навыками в младшей школе зависит последующее обучение школьника правописанию и правильной речи.
Проблемой формирования орфографической грамотности занимались психологи Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методолог Н.С. Рождественский, методисты Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др.
Однако данная проблема до сих пор не решена. По данным различных исследователей, до 40% российских младших школьников испытывают затруднения в обучении орфографии, их уровень сформированности орфографического навыка признаётся крайне низким. В связи с этим возникает необходимость активного изучения и внедрения новых, усовершенствованных методических концепций, моделей обучения, которые призваны помочь детям запоминать наиболее трудные орфографические правила русского языка, тем самым подготавливая их к тому, чтобы писать сложные для них слова автоматически.
Именно в начальном общем образовании закладывается фундамент правописания и лингвистических знаний и умений.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников орфографии.
Предмет исследования: психолого-педагогические основы обучения младших школьников орфографии
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость обучения младших школьников орфографии
Задачи исследования:
изучить и проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике;
изучить особенности обучения младших школьников орфографии.
По итогам нашей работы можно сделать такие выводы. Орфографическая грамотность ребенка – это способность быстро ориентироваться в тексте, находить ошибки, определять орфограммы, выявлять такие части слова, где написание не совпадает с произношением.
Значит, орфографическая зоркость – это способность видеть такие случаи написания, где при разном произношении существует только один вид правописания.
Методика обучения орфографии в младшем звене содержит такие темы, как орфограмма, правило, задача на орфографию, навыки и действия правописания.
Для того чтобы выработать определенные орфографические навыки, необходимы высокие знания в орфографии; умение связывать развитие речи и правописание, способность правильно применять схемы и знание орфографического разбора, умение подбирать такие упражнения, которые помогают ученику применять свои правописные навыки на практике.
Чтобы сформировать у ребенка орфографические навыки, учитель обязательно должен учитывать психологические особенности первоклассников.
Следовательно, огромное внимание нужно уделять анализу чувственно-эмоциональной сферы школьников и в положенное время находить тех, кто эмоционально раздражителен, тяжело реагирует на замечания, не умеет дружить и общаться с друзьями. Важнейшим есть и знание учителем характера каждого школьника, которое поможет правильно распределить обязанности в социуме.
Порядок, по которому в начальной школе обучают правописанию, включает в себя и фонетику, и лексику, и словообразование. Он основан на объединении этих дисциплин между собой.
Главный прием обучения правописанию в младших классах – это работа с текстом. Дети должны уметь найти слова с различными орфограммами и объяснить их. Так же знать правильность написания большой буквы, уметь записывать слова под диктовку, применять навыки проверки орфограмм, аккуратно списывать с доски, иметь понятие об орфографическом словаре и уметь им пользоваться, постоянно применять на практике орфографические навыки.
Необходимо обратить особое внимание на то, что, приобретая мастерство правописания, ребенок должен понимать, для чего ему нужны эти автоматические действия и самому хотеть научиться их использовать на практике.
1. Гайдук В.И., Салтымакова Е.Е. Формирование орфографического навыка: новый взгляд // Вестник научных конференций. 2017. № 1-4 (17). С. 18-19.
2. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников // Вопросы психологии. 1983. №5. С. 64-69.
3. Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. 2008. №5.
4. Гудков В.М. Почему учащиеся правила запоминают, а пишут с ошибками // Начальная школа. 2000. №1.
5. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3-4. С. 14-19.
6. Данилов М.А. Умственное воспитание // Советская педагогика. 2004. № 12. С. 70-86.
7. Данилова А.И., Пророк М.В. Орфографическая зоркость как составляющая комплекса орфографических умений // Перспективы развития научных исследований в 21 веке сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2017. С. 109-110.
8. Двухжилова Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений средствами развития речи. М., 2009.
9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП, 2006. 411 с.
10. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа.1988. №10
11. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. – Томск, 1992
12. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007. 152 с.
13. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.
14. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
15. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 2008. 288 с.
16. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 2001. 200 с.
17. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2007. 198 с.
18. Курлыгина О.Е. О формировании комплекса орфографических умений // Начальная школа. 2017. № 1. С. 35-39.
19. Курлыгина О.Е. Обучение орфографии в начальной школе // Методика обучения русскому языку и литературному чтению: Учеб. и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Т.И. Зиновьевой. М., 2016. 304 с.
20. Лекант П.А. Современный русский язык: учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е. И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П. А. Леканта. 5-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2014. 559 с.
21. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 464 с.
22. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
23. Острикова Т.А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учебное пособие / Т.А. Острикова. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2016. 176 с.
24. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М.: Просвещение, 1960
25. Сизова О.В. Орфографическая зоркость: основные приёмы её развития на уроках русского языка в начальной школе // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1. № 3(4). С. 355-358.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998
27. Соболева Е.Е. Формирование обобщённого способа решения орфографических задач как средство развития общекультурного компонента в содержании образования // Инновации в дошкольном и начальном образовании материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул, 2015. С. 219-225.
28. Соловейчик М.С. Знакомство с первыми орфограммами и начало работы над орфографической зоркостью школьников // Первые шаги в изучении языка и речи. – М., 2000 . – С. 52-68
29. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1974.
30. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
31. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http:// standart.edu.ru