Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ

Работа №45261

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
318
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Беседа на телевидении: специфика и возможности 9
1.1 Понятие и специфика жанровой природы «беседа» 9
1.2 Методика ведения программы на телевидении 20
2 Глава. Методика ведения беседы: авторский подход 33
2.1 Подготовительный этап: планирование, выбор героя, сбор информации 33
2.2 Производственный этап: съёмки и монтаж 41
2.3 Самоанализ творческого опыта создания авторской программы «Путь к
успеху» 47
Заключение 49
Список использованной литературы 54
Список использованных источников 57
Приложение


В современном мире, несмотря на стремительное развитие цифровых технологий, телевидение продолжает удерживать лидерские позиции в управлении общественным мнением. Телевидение способствует объединению различных слоев общества, для обсуждения социально значимых проблем. Такую миссию выполняют телепрограммы, созданные в полимическом жанре (различные ток-шоу), а также в жанре интервью, беседы. Жанр беседы, практический забытый в 90-е, в последние годы все чаще встречается в проектах российского телевидения. Жанровая специфика этого вида программ уникальна, особенна, но мало изучена. В научной среде продолжается споры: относить беседу к полемическим формам
медиакоммуникации или к особенному формату интервью.
Актуальность исследования заключается в том, что работа раскрывает новые горизонты использования жанра беседы. Телевизионная беседа, в отличие от социальной полемики ток-шоу, дает возможность детально, конструктивно и, что ценно, в спокойном эмоциональном регистре обслужить важные для общества темы и проблемы. В нашем обществе, где «градус напряженности» бывает повышен, очень важно научится именно так: аргументировано, спокойно высказывать свою точку зрения. Множество теорий коммуникаций (Комсток, Торренс и др.) свидетельствуют о том, что телевидение моделирует поведение аудитории, зрителей, обучает новым жизненным стратегиям. Жанровая специфика беседы моделирует в обществе толерантность как культуру обсуждения, а не враждебного, агрессивного неприятия точки зрения другого.
По оценке социальных психологов, специалистов по управлению общественным мнением, беседа как форма подачи суждений, мнений, не дает ярко негативного отклика аудитории. Просмотр телевизионных бесед с разными людьми является достаточно популярным среди публики. Информацию, которую человек слышит с экрана в ходе беседы, он проецирует на себя, что зачастую помогает человеку осознать свои внутренние затруднения, скрытые мотивы поведения. Журналист для беседы подбирает вопросы, ответы на которые смогут найти отклик у большей части аудитории. Таким образом, создается оперативная обратная связь с многомилионной аудиторией.
Современное телевидение все чаще использует метод беседы в различных программах, причем представленных в прайм-тайм. Журналисты стараются прибегнуть к разным способам ведения беседы, чтобы заинтересовать как можно более обширную аудиторию. При этом метод проведения беседы является динамичным методом, который претерпевает постоянные изменения, в связи с чем не может быть изучен до конца. Динамичность процессов, происходящих в данном методе можно увидеть при сопоставлении проводимых бесед в 70-е годы и на современном этапе телевидения.
Востребованность результатов исследования по проблеме беседы имеет место как в плане прикладном, то есть для конкретных утилитарно-практических целей, так и в общетеоретическом плане для научного обоснования тех выводов и положений, которые ложатся в основу практических рекомендаций, связанных с поисками взаимопонимания, столь необходимого в обществе в условиях активно идущих процессов адаптации населения России к трансформирующемуся обществу и с направленной социализацией подрастающих поколений.
Степень изученности проблемы. Многоаспектность
междисциплинарного И исследовательского подхода позволяет дать определение понятия «беседа», как ТВ жанра на российском телевидении, выявить жанровую специфику и критерии (общие и различные) с жанром интервью и дискуссией, благодаря исследованиям Г.В. Лазутиной «Технология и методика журналистского творчества», В.Л. Цвик «Телевизионная журналистика», Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева «Культура русской речи». Но сегодня мы рассматриваем пошаговую методику создания авторского проекта «Путь к успеху» в жанре беседа и саму методику ведения программы в данном жанре, что делает проект уникальным и успешным.
Теоретико- методологическая основа исследования. Учитывая, что поставленная проблема требует системного и комплексного анализа, исследование базируется на междисциплинарном подходе, и опирается на обширную литературу, которую условно можно разделить на несколько групп. Основу для изучения сущности понятий «диалог», «беседа» применительно к продуктам экранной культуры составляют М. М. Бахтин, И. В. Богач, Д, Е. Кройчик, Г. В Лазутина, В. В. Смирнов, А. У. Тертычный, В. Пельт, Т. В. Шумилина. Проблемой разработки вопрос жанровых особенностей активно занимался ряд специалистов: М. Барманкулов, М. Н. Ким, А. В, Колесников, Л. В. Матвеева, Т. Д. Николаева, Л. П. Шестеркина, Н. В. Шевченко, М. И, Шостак, и другие.
Ко второй группе относятся исследования, научные труды по проблемам коммуникации И. Т Попова, Р. Гордон, С. Белановский, Е. М. Верещагин, С. И. Виноградава, В. Е. Граудина, Д. Гриндером, Т.А. Ван. Дейк, С. Жижека, Е.В.Клюева, В.В. Красных, Ю.М.Лотмана, Н.Лумана, Ф. Пьюселиком, В.Л. Цвик, А.И.Черных, и другие.
В России и за рубежом теории методологии посвящено немало научных трудов.
Объект исследования - жанровая (полемическая, диалогическая) специфика современного российского телевидения.
Предмет исследования - методика ведения беседы в авторской программе на ТВ.
Эмпирическую базу исследования - составили телепрограммы жанра беседа: «Познер», «Правила жизни», «Очевидное-невероятное»,
«Наблюдатель», «Белая студи», в которых был проведен анализ методики ведения ведущих данного жанра и самоанализ ТВ проекта «Путь к успеху».
Цель исследования: определение жанровой специфики телевизионной «беседы» и пошаговой методики ее ведения.
Для достижения цели, поставлены задачи:
1. Уточнить определение понятия «беседа, как телевизионного жанра», выявить жанровую специфику и критерии (общие и различные) с жанром интервью, полемическое ток-шоу.
2. Проанализировать передачи, представленные на российском (федеральном и региональном) телевидении в жанре беседы.
3. Разработать пошаговую методику ведения ТВ-беседы, создать авторский проект «Путь к успеху» в жанре беседы (написать сценарий, подготовить и провести съемки в студии, сделать монтаж, для выхода программы в эфир, провести метод фокус-группы, чтобы выяснить отношения зрителей к телевизионному продукту, проанализировать полученный результат).
4. Проанализировать полученный опыт, обобщить теоретические и эмпирические данные и сформулировать выводы (рекомендации).
Гипотеза исследования: беседа как телевизионный жанр имеет свою специфику и может эффективно применятся в формате современного телевидения.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении жанровой специфике «телевизионной беседы». А также разработке авторской методики ведения передачи в этом жанровом формате, который включает этапы: разработка идеи и концепции, сбор материала, написание сценария, съемки, монтаж, подготовка материала к выходу в эфир.
Практическая значимость исследования предопределяется его результатами и выводами, которые могут применяться:
- при анализе программ, которые выполнены в формате жанровой беседы, для понимания сути их построения;
- в работе медиа критиков на российском (федеральном и региональном) телевидении для оценки качества телевизионного продукта;
- при разработке передач, проводимых в жанре беседы в рамках современной экранной культуре;
- в образовательном процессе с целью формирования профессиональных компетенций и навыков, а также речевой культуры журналиста.
Научная новизна исследования обуславливается тем, что в работе проводится углубленный анализ жанра беседы применительно к экранной продукции, выявляется значимость обращения к принципу проведения подготовленной беседы как категориальному признаку коммуникативности, обеспечивающему вовлечение аудитории в телепрограммы разговорного жанра. Исследуется также многоуровневая структура межличностного взаимодействия субъектов, репрезентующих свои мировоззренческие постулаты посредством экранных технологий, что характеризует ментальные и культурные показатели развития современного общества.
Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников, списка использованной литературы и приложения.
1. Во введении кратко описываются цели, задачи, объект, предмет исследования, его I практическая значимость, научная новизна, гипотеза, теоретическая и эмпирическая базы исследования.
2. В I первой части работы, I имеющей теоретический характер, раскрываются общие вопросы определения понятия «беседа», как ТВ жанра на российском телевидении, выявления жанровой специфики и критерии (общие и различные) с жанром интервью, полемическим ток- шоу и дискуссией. Анализ передач, представленный на российском телевидении в жанре беседы.
3. Во второй части работы, имеющей характер практического исследования, предоставляется разработка пошаговой методики создания ТВ проекта «Путь к успеху» в жанре беседы и пошаговая методика ведения беседы.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
6. Список использованных источников.
7. Приложение 1
8. Приложение 2
Объем исследования составляет 62 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На этапе исследования была доказана гипотеза о том, что беседа, как телевизионный жанр имеет свою специфику и может эффективно применяться в формате современного телевидения.
Жанр беседы, практический забытый в 90-е, в последние годы все чаще встречается в проектах российского телевидения. Жанровая специфика этого вида программ уникальна, особенна, но мало изучена. В научной среде до сих пор продолжаются споры: относить беседу к полемическим формам медиакоммуникации или к особенному формату интервью.
Во-первых, в советское время беседа и интервью никак не разграничивались. Во-вторых, в исследовательских работах зачастую слово «беседа» является синонимом с процессом разговора и применялась в виде тождества жанра интервью, что не является верным.
В свою очередь, беседа, как и другие жанры, была подвержена активным динамическим процессам. Не так давно, читателей интересовали события, факты, достижения и происшествия. На сегодняшний день, можно сказать, что акценты смещаются: стал важен сам человек, как творец этих событий, как личность. Зрителю интересны мнения, аргументы, суждения, комментарии и подробности от людей, которым можно доверять в силу их общественного положения.
Непосредственно, под телебеседой в данной работе понимается диалог между ведущим и героем программы на телевидении, который относят к аналитической публицистики. Традиционно, такого рода программы посвящены тематике, имеющие определенное значение для общества, на пример: экономическим, политическим, морально - этическим, научным и социальным и т.д.
Жанровая специфика беседы моделирует в обществе толерантность как культуру обсуждения, а не враждебного, агрессивного неприятия точки зрения другого.
При этом, беседа как форма подачи суждений, мнений, не дает ярко негативного отклика аудитории. Просмотр телевизионных бесед с разными людьми является достаточно популярным среди публики. Информацию, которую человек слышит с экрана в ходе беседы, он проецирует на себя, что зачастую помогает человеку осознать свои внутренние затруднения, скрытые мотивы поведения. Журналист для беседы подбирает вопросы, ответы на которые смогут найти отклик у большей части аудитории. Таким образом, создается оперативная обратная связь с многомилионной аудиторией.
При рассмотрении вопросов связанных, с определением жанровой специфики телевизионной «беседы» и пошаговой методики ее ведения были выполнены следующие задачи:
• Рассмотрено определение понятия «беседа», как телевизионного жанра на российском телевидение, выявлена жанровая специфика и критерии (общие и различные) с жанром интервью, полемическим ток- шоу и дискуссией. «Беседа» на телевидение представляет собой диалогическую форму информации в виде сообщения, телеведущего с героем беседы, и конечно же, со зрителем, на современном этапе - это все чаще транслируется в телепередачах.
Метод беседы, являет собой, познавательный процесс, который подразумевает четкое осознание журналистом поставленных перед ним целей и задач.
При проведении беседы ведущий и гость программы, будут являться полноправными участниками речевой коммуникации, следственно вопросно¬ответной форме обмена информацией, которая свойственна интервью, быть не должно. В этом случае, ведущий беседы может получить наибольшее количество непредвиденной информации, чем журналист-интервьюер. Стало быть, в беседе будет дано многоголосное видение явления, что в свою очередь, повысит объективность информации.
• Проанализированы передачи, представленные на российском телевидении в жанре беседы. Такие программы как, «Познер», «Очевидное- невероятное», «Правила жизни», «Белая студия», «Наблюдатель».
Данные проекты были выбраны по следующим критериям: в передачах был интересен не только гость программы, но и сама тема дискуссии, где через судьбу героев может раскрыться идея телепередачи, если это необходимо для обсуждения темы; на протяжении всего диалога, обсуждается единая тема, как некая ключевая проблема, в которой герой - это эксперт; в полемике применяется разные тактики и стратегии телеведущего; также обсуждение беседы идет по этапам; в каждой выбранной нами передаче, журналист является компетентным и информированным лицом, который держит на себе внимание 20-30 %
эфирного времени. Самоанализ авторского проекта «Путь к успеху».
Вышеизложенные критерии, гарантируют залог успеха при проведении телебеседы. Именно эти условия являются теми основаниями, по которым можно обособить беседу от всех других жанров журналистики.
• Разработана пошаговая методика создания проекта «Путь к успеху» и уникальная методика ведения телевизионной беседы.
В рамках дипломной работы был создан авторский проект «Путь к успеху», который включил в себя 5 выпусков. Главной задачей проекта было выявление личностных характеристик у героя программы, так как на российском телевидении это, как правило, присуще жанру интервью. В этом была новизна и необычность данного проекта (была детально разработана концепция, создан пошаговый сценарный план, осуществлен сбор информации и выбор героев телепередачи, разработаны тактики и стратегии, направленные на двойного адресанта (ведущий - респондент, ведущий - телезритель) проведены съемки в студии, сделан монтаж, проведен метод фокус-группы, который выявил отношение зрителей к телевизионному продукту, проанализирован полученный результат, после чего, проект был размещен на платформе YouTube канала.
• Проанализирован полученный опыт, обобщены теоретические и эмпирические данные и сформулированы выводы (рекомендации).
Выводы:
I. В программе «Путь к успеху» участвовали герои из разных сфер деятельности, в первую очередь они выбирались по признаку компетентности. Потому что, жанр беседы требует достаточной осведомленности, высокой квалификации респондентов.
II. Тематика данной программы была нацелена на раскрытие историй успеха людей из разных сфер деятельности, как показали проводимые нами исследования, подавляющие число опрошенных, ответили, что им интересно узнать в чем же секрет успеха, исходя из этого, данная программа актуальна на сегодняшний день. Актуальность темы беседы, очень важна, она может привлечь к себе внимание потенциальной аудитории, когда обсуждаемый вопрос оказывается по- настоящему интересным и социально- значимым.
III. Целью передачи «Путь к успеху», являлось раскрытие героя именно в
процессе беседы и конечно, заинтересовать публику. Цель служит журналисту своеобразным маяком, на который должен ориентироваться весь ход беседы, в данном проекте мы
ориентировались на тему «Путь к успеху, поэтому программа и носит такое название.
IV. В программе, была выстроена четкая стратегия, включающая героя
телепередачи в эмоциональное, а не формальное обсуждение. Мы использовали такие стратегии, как «Подчеркивание
профессионализма» - обращает внимание на уникальность героя, «Подстраивание под зрителя» - несмотря на то, что журналист является мастером слова, он будет вызывать доверие у телезрителей, используя в беседе доступную и упрощенную лексику и т. д, чтобы в результате беседы была достигнута ее цель, что в полной мере, раскроет позицию собеседника. Гибкость тактики, заключается в том, чтобы использовать знание об особенностях собеседника для более действенного выявления его позиции и личностных характеристик в программе «Путь к успеху».
V. Героями программы были представителями разных сфер деятельности: индустрия красоты, бизнес, медицина, телевидение, культурно - социальная, в зависимости от сферы определялась тема беседы. Благодаря логически выдержанной цепочке в тексте, предметом обсуждения оставалась одна тема на протяжении всей беседы.



1. Аргументация в публицистическом тексте. Свердловск, 1992. С. 31. 63
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: Искусство, 1979. 424 с.
3. Богач И. В. Парламентское телевидение России: Структурно-функциональные и жанрово-тематические особенности М., 2000. 191 с.
4. Ван Дейк, Т. А. Язык, познание, коммуникация. М., 1989.
5. Верещагин Е. М. Речевые тактики "призыва к откровенности)" // Вопросы языкознания. 1992.
6. Виноградов С. И, Граудина В. Е. «Культура русской речи». Изд. М., 1998 год.
7. Владимир Соловьев - интервью газете «Московский Комсомолец».
8. Гойхман О. Я, Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации // [Учеб. для вузов] - М.: Изд. Дом "ИНФРА-М", 1997.
9. Даль И. В. Толковый словарь русского языка. современная версия. - М.: Эксмо, 2016. - 736 с.
10. Дейк Т. А. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике, 1998.
11. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. ACT, 2010. — 699 с.
12. Коджаспирова Г. М. и Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. — С. 174
13. Кройчик E. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. С. 145.
14. Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К, Ширяева Е.Н, М., 1998. С. 170
15. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988. С. 51.53
16. Логвинов И. Телевизор бьет в голову // Литературная газета. 2006. № 30-31.
17. М. Барманкулов «Жанры печати, радиовещания и телевидения. Сравнительный анализ» Учебно-методическое пособие. Тираж 500 экз. Алма-Ата, 1974
18. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП- холдинг, 2002. С. 39. 35. 34
19. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов / Шестеркина Л. П, Николаева Т. Д. — М.: Аспект Пресс, 2012.
20. Пельт В. Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М., 1984;
21. Пельт В. Д. Проблемы теории печати / Под ред. В.Д. Пельта, 1973; Жанры журналистики, 1972; Слово о газетных жанрах, 1976: Газетные жанры / Под ред. М.Н. Власова. М., 1976.
22. Руденко А. Д, Самыгин С. И.: «Культура речи и деловое общение», Издательство: Феникс, 2016 г. С. 190.
23. Смирнов В. В. Современная аналитическая журналистика. Жанры радиовещания в контексте массовых коммуникаций. Ростов н/Д, 1999. С. 105.
24. Соколов А. Г. Монтаж. Телевидение. Кино. Видео: Учебник: В 2 ч. М.: 625, 2000. Ч. 1. С. 43.
25. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое): Уч. пос. М.: Высшая школа, 1973. - 214 с.
26. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. С. 76.
27. Тертычный А. А. У беседы свое лицо // Журналист. 2000. № 9. С. 57.
28. Хлынов Н. Жанры советской газеты. М., 1959.
29. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.
30. Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать. М., 1989. С. 87.
31. Юнг К. Г. Психологические типы. - СПб.: изд-во «Азбука», 1996. -736
32. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 1986. - С. 17-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ