Физическая готовность детей к школе (Современные аспекты готовности детей к обучению в школе, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Объект исследования - : МБДОУ Детский сад № 17 «Аленький цветочек» г. Амурск.
Введение 3
1 Сущность понятия «физическая готовность к обучению в школе» 4
2 Признаки и показатели снижения работоспособности детей 6-7 лет 6
3 Динамика внимания и работоспособности детей в течение 20-25 минут. Хронометраж за детьми 6-7 лет на физкультурном занятии 8
4 Состояние двигательных навыков детей 6-7 лет. Осанка. Причины нарушения осанки 11
5 Выводы о физической готовности детей к школе 13
Заключение 14
Список использованных источников 15
Актуальность. Физическая подготовка ребенка к школе – сложная, острая и многоплановая проблема. В современных исследованиях отмечается, что около 40% детей поступают в школу, не достигнув биологической зрелости, 30 – 40% составляют группу риска по развитию психических нарушений, 21% первоклассников имеют дефекты речи, 74% – нарушения опорно-двигательного аппарата. По-прежнему остается высоким показатель заболеваемости дошкольников по России и по регионам, уменьшается количество детей 1 группы здоровья [3, с. 16].
Цель работы – определить особенности физической готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «физическая готовность».
2. Выделить признаки или показатели снижения работоспособности детей 6-7 лет.
3. Определить динамику внимания и работоспособности детей в течении 20-25 минут на основе анализа хронометража физкультурного занятия.
4. Проанализировать состояние двигательных навыков у детей 6-7 лет.
5. Сформулировать выводы о физической готовности детей к школе.
Объект работы – физическое развитие детей 6-7 лет.
Предмет работы – физическая готовность к обучению в школе.
Методы: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение, наблюдение.
База исследования: МБДОУ Детский сад № 17 «Аленький цветочек» г. Амурск.
Методологическую основу работы составили научные труды Г.А. Айдашевой, Л.Н. Волошиной, Э.Я. Степаненковой, Л.М. Шипицыной и др.
Структура работы: введение, пять параграфов, заключение, список использованных источников.
Актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречием между повышением требований школы и семьи к уровню готовности детей к школьному образованию и явной недооценкой средств физической культуры для формирования этой готовности.
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом.
В контексте данной работы можно выделить следующие педагогические условия формирования физической готовности ребёнка к обучению в школе:
- учет возрастных особенностей физического развития дошкольников;
- комплексное и системное применение наиболее оптимальных методов, средств, форм физкультурной деятельности, способствующих развитию физических качеств детей 6-7 лет;
- учет единства физического, нравственного, интеллектуального, трудового и эстетического воспитания дошкольников;
- формирование мотивированной сферы в процессе физкультурной деятельности.
Следовательно, необходимо проводить работу по формированию физической готовности, что способствует успешному переходу детей к систематическому организованному школьному обучению.
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева. – М.: Инфра-М, 2013. – 541 с.
2. Волошина, Л.Н. Физическая подготовка ребенка к школе: учебно- методическое пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений и педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л.Н. Волошина. – Белгород: ИД «Белгород», 2012. – 225 с.
3. Конощук, С.И. Фантазии круглый год. Метод. пособие для педагогов дошк. образ. учрежд., студентов, родителей / С.И. Конощук. – СПб.: Образ. проекты, 2016. – 208 с.
4. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2015. – 541 с.
5. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного