Педагогический мониторинг сформированности представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста (Мониторинг дошкольного образования, Нижневартовский Государственный Университет)
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (10 дошкольников).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга сформированности представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Понятие педагогического мониторинга в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Проблема (познавательного или социально-коммуникативного) развития детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Характеристика формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование педагогического мониторинга сформированности представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста 22
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Исходно-диагностический этап модели о формировании представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Проект (технологии или программы) формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о семейных традициях 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 35
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем в России на сегодняшний день является проблема ориентации на семейные ценности. В современном мире она обретает новые характеристики и новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Семья играет важную роль в воспитании подрастающего поколения и является непреходящей ценностью для развития каждого человека. Система семейных ценностей является основным средством воспитания нравственности. В разные исторические эпохи народы всегда воспитывали подрастающее поколение как свою смену, свое будущее. Одной из актуальных задач воспитателя является помощь дошкольникам в осознании и формировании направленности на ценности семьи. В дошкольной образовательной организации необходимо организовать свою работу так, чтобы и педагог, и родители шли в одном направлении в достижении одной цели – становление духовной, нравственной личности ребенка.
В настоящее время прослеживается ряд противоречий:
- между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
- между требованиями ФГОС ДО к социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста, в том числе и к формированию представлений о семейных традициях, и отсутствием специальных методик и практических методов для формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
- между потребностью педагогической практики в системном, объективном процессе отслеживания уровня развития представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием целостной, научно-обоснованной модели педагогического мониторинга формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста более эффективным если:
- будет определена критериально-уровневая характеристика формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста;
- будут разработаны условия формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа результатов педагогического мониторинга.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать проект программы формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2017 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования представлена исследованиями Е.Г. Беляковой, И.И. Горшковой, В.М. Гребенниковой, Н.Е. Щурковой и др. Подходы к понятию «педагогический мониторинг» раскрыты в научных трудах Е.Г. Беляковой, Н.Е. Щурковой и др. Методика формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста описаны в исследованиях И.И. Горшковой, Л.В. Кокуевой, Е.Ю. Кукушкиной, Л.В. Самсоновой и др. Подходы к формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста проанализированы в исследованиях Н.И. Никитиной, Е.А. Носовой, Т.Ю. Швецовой и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (10 дошкольников).
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателями в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.
Понимание сущности мониторинга связано с познанием внутренне присущих ему свойств и отношений, состав, описание и интерпретация которых целиком зависят от конкретных методологических оснований, в ракурсе которых осуществляется его анализ.
С точки зрения системного подхода мониторинг – это совокупность составляющих его компонентов, взаимосвязь которых обеспечивает осуществление всех мониторинговых процедур.
С точки зрения деятельностного подхода мониторинг – это процесс последовательного осуществления сбора, обработки, систематизации, анализа, оценки и интерпретации собираемой информации о состоянии наблюдаемого объекта, прогноза его дальнейшего функционирования и развития и выработки коррекционных мер. Сохранение системной сущности мониторинга требует при его организации и осуществлении: обеспечения адекватности методов сбора информации критериям оценки; сочетания методов количественной и качественной оценки; преемственности способов сбора мониторинговой информации, необходимой для обеспечения ее сравнимости; согласованности действий субъектов мониторинга, их зависимости от его цели; единства всех входящих в содержание мониторинговой деятельности процедур.
Проявление процессуальной сущности мониторинга зависит от строгого выполнения при его организации и проведении следующих условий: обеспечения непрерывности и длительности слежения за наблюдаемым объектом; соблюдения этапности развертывания и развития этого процесса; обеспечения последовательности выполнения всех входящих в него процедур; многократности повторения циклов мониторинга с целью выявления динамики изменений наблюдаемого объекта; фиксирования и учета влияния всех факторов, оказывающих на этот процесс как положительное, так и отрицательное воздействие; сравнения исходной, промежуточной и полученной в конце каждого мониторингового цикла информации.
Смысл семейных традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию у дошкольника чувства собственной значимости. Дошкольник приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.
С целью выявления уровня сформированности представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста был организован и проведен педагогический мониторинг.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 7 месяцев.
Уровни сформированности представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста по методике В.И. Логиновой «Семейные традиции» следующие:
- высокий уровень – 2 старших дошкольников (20%);
- средний уровень – 6 старших дошкольников (60%);
- низкий уровень – старших дошкольников (20%).
С целью формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста был разработан проект программы «Моя семья». Программа предусматривает формирование у детей дошкольного возраста представлений о семейных традициях, предпосылок социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству, а также личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Белякова, Е.Г. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. – 240 с.
2. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – СПб.: Питер, 2014. – 471 с.
3. Вахрамеева, О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО / О.А. Вахрамеева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1 (29). – С. 67-70.
4. Горшкова, И.И. Сотрудничество с семьей дошкольника в условиях ФГОС ДОО / И.И. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2013. – № 4. – С. 73-75.
5. Горюнова, Т.М. Развитие детей младшего дошкольного возраста в игре: Анализ программы дошкольного образования / Т.М. Горюнова. – М: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
6. Грибоедова, Т.П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации / Т.П. Грибоедова // Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 3-6.
7. Гребенникова, В.М. Социально-педагогические, интегративно-антропологические и технологические аспекты формирования инклюзивной образовательной среды / В.М. Гребенникова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. – № 4. – С. 119-126.
8. Завернягина, С.С. Организационно-педагогические условия взаимодействия с семьями дошкольников в современных условиях дошкольного образования / С.С. Завернягина // Детский сад от А до Я». – 2016. – №3. – С. 56-59.
9. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за- ведений. 7-е изд., стер. / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
10. Зельцова, Л.Д. Педагогический мониторинг в дошкольной образовательной организации / Л.Д. Зельцова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 85-88.
11. Кокуева, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду: методическое пособие / Л.В. Кокуева. – М.: Педагогическая литература, 2011. – 112 с.
12. Коробова, Ю.Д. Активные формы взаимодействия с родителями дошкольника / Ю.Д. Коробова // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С . 85-89.
13. Корюкина, Т.В. Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи / Т.В. Корюкина // Дошкольная педагогика. – 2010. – №8. – С. 47-49.
14. Кукушкина, Е.Ю. Играем и учимся дружить / Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 174 с.
15. Молодцова, Л.М. Актуальность взаимодействия с родителями в ДОУ / Л.М. Молодцова // В сб. Материалы V Международной заочной научно-практической конференции. – Арзамас: ННГУ, 2017. – С. 95-97.
16. Морозова, Н.Е. Дошкольная педагогика / Н.Е. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 359 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина – М.: Академия, 2014. – 456 с.
18. Никитина, Н.И. Социально-педагогическая характеристика коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста / Н.И. Никитина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 2 (9). – С. 20 – 24.
19. Носова, Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей / Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 80 с.
20. Петроченко, Г.Г. Развитие детей дошкольного возраста / Г.Г. Петроченко. – М.: Инфра-М, 2012. – 291 с.
21. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2016. – 720 с.
22. Самуль, А.В. Формирование семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа, принципов гендерного равенства / А.В. Самуль. – Минск: Лазурак, 2010. – 236 с.
23. Соколова, И.М. Педагогический мониторинг в ДОУ / И.М. Соколова // Менеджмент в образовании. – 2015. – №4. – С. 74-77.
24. Столяренко, Л.Д. Педагогика и психология / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Питер, 2014. – 562 с.
25. Топоркова, Н.Ю. Проблема психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / Н.Ю. Топоркова // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2 (7). – С. 128-132.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 36 с.
27. Федорова, И.И. Качество дошкольного образования / И.И. Федорова // Менеджмент в образовании. – 2016. – №4. – С. 72-77.
28. Черепанова, Г. Формирование у детей интереса к семейным традициям / Г. Черепанова // Ребенок в детском саду. – 2009. – №5. – С. 85-88.
29. Храмцова, О.С. Семейный клуб как средство взаимодействия с родителями дошкольников в ДОУ / О.С. Храмцова // В сб. Материалы V Международной заочной научно-практической конференции. – Арзамас: ННГУ, 2017. – С. 71-73.
30. Щуркова, Н.Е. Педагогика / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.