Введение 3
Глава 1. Телевидение и подростковая аудитория
1.1. Особенности подросткового возраста как фактор влияния на восприятие
телевизионной информации 7
1.2. Особенности телесмотрения современных подростков 19
Глава 2. Исследование особенностей восприятия телевизионных программ подростками
2.1. Метод анкетирования 26
2.2. Метод фокус-групп и наблюдения 29
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 63
В современном мире каждый из нас ежедневно сталкивается со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что жизнь ни одного человека не обходится без просмотра всевозможных программ, прослушивания радиопередач или чтения периодических и Интернет-изданий. Конечно, одно из главных мест в СМИ занимает телевидение.
Значение телевизионной индустрии в 21 веке сложно переоценить. Воздействие телевидения на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. В наше время средства массовой информации играют огромную роль в вырабатывании сознания индивидов, воспитании их вкусов, взглядов, привычек и предпочтений. Особенно это сказывается на подростковой аудитории, чья личность находится на самом сложном этапе процесса формирования. В выпускной квалификационной работе будут рассмотрены характерные особенности восприятия телевизионной информации подростками.
Актуальность работы заключается в том, что телевизионные программы, транслирующие определенные образцы поведения, влияют на социализацию и развитие личностных качеств подростков. Масштаб и качество влияния на подростковую аудиторию зависит от особенностей восприятия получаемой информации.
Степень изученности темы: исследованию данной темы посвящено множество работ. Так, особенности подросткового возраста рассматривали Ф.Райс, К.Должин «Психология подросткового и юношеского возраста», С.В.Молчанов «Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата», Т.В.Драгунова «Проблема конфликта в подростковом возрасте» и многие другие авторы. Г.Р.Хузеева в статье «Особенности восприятия субъективного социального пространства у современных подростков, проживающих в различной местности» изучила различные аспекты восприятия подростков, проживающих в разных по количеству населения городах, И.А.Черных в статье «Влияние телевидения и Интернета на личностное развитие подростка» рассмотрела влияние телевизионной индустрии на формирование личных качеств подростков и т.д.
Теоретическая база: для написания теоретической части диплома использованы труды многих авторов, на стуке междисциплинарных подходов: журналистики, возрастной психологии, медиапсихологии и
медиасоциологии, философии и культурологи, этики. В частности, М. С. Вартанян «Влияние СМИ на развитие личности подростка» рассмотрел влияние телевизионной информации на формирование индивидуальных качеств подростков, В. М. Бехтерев «Внушение и его роль в общественной жизни» писал о методах убеждения и внушения в СМИ, Н. М. Романенко «Особенности восприятия телеинформации школьниками» рассмотрел основные проблемы влияния телевидения на подростков, Е. Шамис, Е. Никонов «Теория поколений», также как и Н. Хоув и У. Штраус писали о особенностях современного поколения подростков и др.
Целью данной работы является выявление характерных особенностей в восприятии телевизионной информации подростковой аудиторией. В соответствии с целью, можно выделить такие задачи, как:
1. Изучить основные особенности и проблемы подросткового возраста, способные влиять на восприятие телевизионных программ.
2. Классифицировать и раскрыть особенности телесмотрения у зрительской аудитории подросткового возраста.
3. Выделить характерные черты потребления визуальной информации подростковой аудиторией.
4. Описать позитивные и негативные характеристики влияния телевидения на формирования личности подростка
Объектом исследования является телевизионная аудитория подросткового возраста.
Предметом исследования являются отличительные черты восприятия телевизионных программ подростками.
Научная новизна работы заключается в выявлении влияния особенностей подростковой среды на восприятие телевизионного контента подростками.
Методологическая база исследования состоит из сбора информации, метода описания и обобщения, метода опроса, метода наблюдения. Метод сбора информация (анализа и синтеза) помог подробно изучить тему и дополнить ее. Метод описания и обобщения позволил скомпоновать существующую информацию по темам «особенности подросткового возраста» и «восприятие подростков». Метод опроса помог выявить характерные черты телесмотрения подростковой аудитории. Метод наблюдения позволил проанализировать вербальные и невербальные акты поведения группы при просмотре телевизионных передач.
Гипотеза исследования: на восприятие телевизионной информации подростками активно влияют возрастные особенности: групповое мнение, конформизм и др.
Эмпирическая база. В ходе исследования проанализированы передачи для подростков федерального ТВ России («Умники и умницы»), а так же проекты, вызывающие интерес у данной аудитории - «Камеди клаб» (ТНТ), «Вечерний Ургант» (Первый канал), «Орел и решка» (Пятница!) и др. Эмпирическая база - это самостоятельная исследовательская платформа. В исследовании приняли участие 42 подростка: ученики лицея №25 г. Димитровграда, ученики лицея №177 г. Казани и ученики средней школы №2 г. Москвы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, источников и приложения. В первом параграфе первой главы выпускной квалификационной работы рассмотрены особенности подросткового возраста, возможное влияние телевидения на формирования личности подростка. Во втором параграфе первой главы раскрыты особенности телесмотрения подростков исходя из характеристик современной среды. В первом параграфе второй главы приведены данные анкетирования и сделаны выводы. Во втором параграфе второй главы приведены данные фокус-групп, сделаны выводы по ним, а также данные наблюдения и выводы.
Подростковая аудитория - аудитория со своими специфическими чертами и характеристиками. Возрастной признак и соответствующие ему особенности определяют специфику телесмотрения подростков.
Гипотеза о том, что на восприятие телевизионной информации подростками влияют возрастные особенности, подтвердилась. Так, особенности восприятия телевизионной информации подростками продиктованы отличительными психологическими чертами этого возраста: склонностью к конформизму в группах сверстников, склонности к созданию кумиров, тенденцией противиться мнению взрослых родственников.
В первом параграфе первой главы выпускной квалификационной работы были рассмотрены особенности подросткового возраста, негативное и позитивное влияние телевидения на формирования личности подростка. В этом нам помогли труды таких авторов, как И. И. Гусева, М. С. Вартанян, М. П. Гамзатова.
Во втором параграфе первой главы были раскрыты особенности телесмотрения подростков исходя из характеристик современной среды. Характеристика современного поколения подростков, которая легла в основу параграфа, была написана У. Штраусом и Н. Хоувом.
В первом параграфе второй главы были приведены данные анкетирования и сделаны выводы. Анкетирование помогло выявить наиболее интересные для подростковой аудитории передачи, критерии оценивания передач (важность образа ведущего, героев программы), подтвердило предположение о склонности к подражанию телевизионным героям в подростковой среде, подтвердило интерес к новостным программам, показало отсутствие влияние родителей на выбор телевизионного контента для просмотра.
Во втором параграфе второй главы были приведены данные фокус- групп, а также данные наблюдения и выводы, что позволило окончательно
выявить особенности восприятия подростковой аудиторией телевизионной информации. Так, здесь мы выяснили, что подростки оценивают новостные программы исходя из своего эмоционального состояния, а также такие особенности восприятия, как: тенденция воспринимать программы,
одобряемые в среде сверстников, как заведомо более интересные; склонность к оценке телепрограмм исходя из образов ведущих и героев; наличие кумиров; склонность воспринимать программы, предпочитаемые более взрослой аудиторией, заведомо скучными; неспособность концентрировать внимание на одном объекте продолжительное время; восприятие развлекательных передач как необходимой составляющей своего досуга; высокий эмоциональный отклик на события, происходящие в мире; тенденция оценивать программы исходя из соответствия современным трендам, существующим в подростковой среде; потребность в обсуждении, склонность повторять поведение сверстников.
Подводя итог отметим, что особенности восприятия подростками продиктованы не только особенностями подросткового возраста, но и тенденциями, существующими в современном обществе, конечно же личными предпочтениями и иными индивидуальными качествами каждого подростка.
1. Беленова Ю. Р. К проблеме влияния средств массовой информации на формирование ценностей, идеалов и убеждений современных подростков / Ю. Р. Беленова, С. М. Завьялова // Проблемы и перспективы развития образования в России, 2012. - № 16. - С. 200-204
2. Вартанян М. С. Влияние СМИ на развитие личности подростка / М. С. Вартанян, Х. С. Вартанян, Л. В. Дозорова / Науч. сообщество студ. : сб. материалов VII Междунар. студ. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 119-121.
3. Вихристюк О. В. Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодежи (обзор зарубежных источников) // Соврем. зарубеж. психология, 2013. - № 1. - С. 100-108
4. Гамзатова М. П. Влияние СМИ на социализацию подростков // Соврем. о- во: наука, техника, образование : материалы Всерос. науч. конф. с международ. участием в 4-х т., 2016. - С. 33-38
5. Гусева И.И. Влияние медиакультуры на самореализацию подростков/И. И.
Гусева // Среднее профессиональное образование. М.: Среднее
профессиональное образование, 2014. - С. 9-13
6. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В.Драгунова // Вопросы психологии, 1972. - № 2. - С. 25-38.
7. Райли Д. Массовая коммуникация и социальная система / Д. Райли, М. Райли // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. - М., 1965. - 11-12 с.
8. Слуцкий Е. Г. Взаимодействие опосредованного и непосредственного
общения // НТР и социальная психология. - М., 1989. - 14-15 с.
9. Кон И. С. Открытие "Я" / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 22 с.
10. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества / И. В. Бестужев-Лада. - М., 1984. - 57 с.
11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Должин. - Спб, 2012. 145-149 с.
12. Романенко Н. М. Особенности восприятия телеинформации школьниками / .Н. М. Романенко // Педагогика, - М., 2007. С. 46-48
13. Хузеева Г.Р. Особенности восприятия субъективного социального пространства у современных подростков, проживающих в различной местности / Г. Р. Хузеева. - М., 2013. С. 33
14. Черных Н. А. Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростков / Н. А. Черных // Вестник Костромского государственного университета им.Н.А. Некрасова. Кострома, 2014. - № 2. - С. 120-123
15. Шамалюк И. Е. Особенности влияния электронных средств массовой информации на сознание подростков как один из факторов возникновения поведенческих расстройств / И. Е. Шамалюк. - 2015. - № 10. - С. 21-23
16. Шамис Е.. Теория поколений. Необыкновенный Икс / Е. Шамис, Е. Никонов. М., 2017. - 44-46 с.
17. Шепелева Е. В. Роль СМИ в жизни современного российского школьника // Дополн. образование и воспитание. М., 2006. - № 8. - С. 48-51
18. Шпитяк С. М. Влияние СМИ на формирование личности детей / С. М. Шпитяк, Е. В. Бочарова // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и специального образования: материалы докл. III Всерос. науч.-практ. конф. / Фонд науки и образования; гл. ред. Скуратовская. - М. Л. - 2016. - С. 409-413.
Интернет-ресурсы
1. Громова К.В. Основные требования к медиаконтенту для детей школьного возраста (школьников) https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-trebovaniya-k- mediakontentu-dlya-detey-shkolnogo-vozrasta-shkolnikov (дата обращения 6.04.18)
2. Медведева О. А. Телепрограммы для детей и юношества: тематика,
визуальная структура, особенности восприятия
http://cheloveknauka.com/telepro grammy-dlya-detey-i-yunoshestva-tematika- vizualnaya-struktura-osobennosti-vospriyatiya (дата обращения 6.04.18)
3. Бехтерев В. М. Сознание и его границы
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0% B3%D 1 %80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 1 %86%D 1 %8B_(%D0%91 %D0% B5%D 1 %85%D 1 %82%D0%B5%D 1 %80%D0%B5%D0%B2)/1888_(%D0%92% D0%A2:%D0%81)