В исследовании принимали участие 7 детей второго года жизни.
Есть приложения.
Введение 3
1 Правила и методы закаливания организма детей 6
1.1 Краткая история возникновения закаливающих процедур 6
1.2 Физиологические предпосылки необходимости закаливания детей. Правила закаливания 7
1.3 Методы закаливания детей 11
1.3.1 Особенности проведения закаливающих процедур 11
1.3.2 Методы закаливания детей: закаливание воздухом и солнцем 13
1.3.3 Методы закаливания детей: закаливание водой 16
1.3.4 Методика закаливания детей: массаж 22
2. Разработка памятки для родителей по закаливанию детей второго года жизни в семье 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Экспериментальное обоснование эффективности системы закаливания 27
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение 40
Образ жизни является повседневной, привычной деятельностью в условиях существования окружающей среды, направленной на функциональное обеспечение организма и регулярное исполнение текущих процессов жизнедеятельности. Образ жизни регулируют с ритмом, интенсивностью и привычными способами действий в окружающей среде существования организма. Для изменения образа жизни требуется менять текущие параметры, которые регулируют течение данных процессов (все или частично), исходя из того, в какой мере (в каком направлении) требуется поменять состояние организма. Для дальнейшего развития системы понятий современной педагогики здоровья очень важна интегрирующая, синтезирующая функция понятия «здоровый образ жизни».
В понятии «здоровый образ жизни» отражено единство психолого-социальных, педагогических и медико-биологических исследований образа жизни людей. Значит, данное понятие, отражая главные способы организации жизнедеятельности людей с позиции их здоровья и болезней, дает возможности сводить в единую теоретическую схему структурные, содержательные и динамические особенности данных процессов в рамках исследования образа жизни людей [12, с. 51].
Что же такое здоровый образ жизни? Это совокупность оздоровительных мероприятий, которые обеспечивают гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности человека, продление его творческого долголетия. Главные элементы в здоровом образе жизни детей заключаются в оптимальном двигательном режиме, личной гигиене, рациональном питании, и, конечно же, закаливании [22, с. 3].
Многие родители стали замечать, что их ребенок на втором году жизни начинает часто болеть. Предрасполагающие к этому факторы состоят в возрастании внешних контактов с детьми и взрослыми, с больными острыми респираторными заболеваниями, незрелости защитных систем организма, неблагоприятном воздействии экологических факторов, неправильной организации режима дня, излишнем «укутывании» детей родителями, недостатке в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствии регулярных закаливающих мероприятий.
Всё это создает угрозы для нормального физического развития ребенка и представляет серьезные проблемы для родителей, как в психологическом плане, так и в материальном. Довольно часто ребенок, который пролечен по поводу респираторной инфекции, снова заболевает через небольшой отрезок времени, не успев оправиться от предыдущей болезни. В связи с этим родители, боясь простужать детей, не гуляют с ними в холодную погоду, одевают довольно тепло, не проветривают квартиры, не умывают прохладной водой. Но все их усилия не приводят к успехам. Из-за «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженный, слабый.
Настоящего оздоровительного эффекта можно добиваться при помощи регулярных мероприятий по закаливанию, особенно в комплексе с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, нацеленной на улучшение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных болезней, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год. Но, когда разговоры заходят о непосредственном принятии участия родителей в физическом воспитании ребенка, многие оказываются безоружны перед этой, на первый взгляд, несложной задачей. Между тем, данные научных исследований говорят о том, что формирование тех или иных качеств идёт по определенному, созданному самой природой, расписанию [3, с. 75; 52]. Поэтому так важно своевременно начинать закаливание и физическое развитие организма ребенка.
Цель: исследовать особенности закаливания ребенка второго года жизни в семье.
Задачи работы:
1. Описать физиологические предпосылки необходимости закаливания детей и правила закаливания.
2. Описать методы закаливания детей.
3. Разработать памятку для родителей на тему закаливания детей второго года жизни в семье.
Объект исследования – закаливание детей второго года жизни. Предмет исследования – особенности закаливания ребенка второго года жизни в семье.
При написании работы использованы следующие теоретические методы исследования: анализ, классификация, обобщение. Теоретической основой работы послужила литература, касающаяся темы исследования. Разработана памятка с экспериментальной методикой закаливания детей второго года жизни в семье. Работа содержит в себе введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
На сегодняшний день закаливание детей и взрослых становится все более популярным методом оздоровления организма. В результате закаливания происходит улучшение работы всех систем и органов: повышается тонус нервной системы, улучшаются кровообращение и обмен веществ, при облучении поверхности тела в организме образуется ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах.
При этом следует помнить, что несоблюдение принципов закаливания может привести к различным нарушениям в организме, и ребенок, напротив, может заболеть.
Закаливание необходимо рассматривать как сознательное использование в определенной системе мероприятий, которые повышают сопротивляемость организма, воспитывают способности быстро и без вреда для здоровья применять к разным условиям внешней среды.
Закаливание следует начать с самого раннего детства и продолжить в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.
Была выработана памятка для родителей на тему закаливания детей второго года жизни. Требуется рекомендовать родителям осуществлять систематические методы закаливания детей второго года жизни.
Использование различных методов закаливания может дать довольно эффективные результаты: дети реже болеют, сопротивляемость организма детей инфекциям увеличивается.
1. Азарова Т.А. Оздоровление часто болеющих детей. Закаливание // ОБУЗ «Черемесиновская ЦРБ» / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2013. – http://cher-crb.ru/publ/zakalivanie_detej/1-1-0-14, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 02.03.2018).
2. Аксенова О.В. Закаливание, профилактика и укрепление здоровья // ИнтерЭкспо Гео-Сибирь / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2014. – https://cyberleninka.ru/article/n/zakalivanie-profilaktika-i-ukreplenie-zdorovya, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 02.03.2018).
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т.: Т. 2. – М: Педагогика, 1980. – 288 с.
4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: «Медицина», 1975. – 448 с.
5. Артюхова Ю. Как закалить свой организм. – Минск: Харвест, 1999. 2т.
6. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975. – С. 5-67.
7. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. – 274 с.
8. Виниченко С.Р. и др. Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения // Мать и дитя в Кузбассе / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2015. – https://cyberleninka.ru/article/n/rol-plavaniya-v-sisteme-ozdorovitelnyh-meropriyatiy-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 08.03.2018).
9. Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб: Фолиант, 2009. – 1008 с.
10. Гаркави Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону. Ростовский ун-т.: 1977.
11. Гончарова Т.А. Полная энциклопедия закаливания: энциклопедия / Т.А. Гончарова. – М.: МСП, 2002. – 590 с.
12. Гуща Р.А. Физическое воспитание в системе профессионального военного образования: учебное пособие / Р.А. Гуща, И.В. Иванов, под. ред. С.В. Мартынова. – Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2013. – 78 с.
13. Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. – Можайск: Цитадель 1998. 1т.
14. Закаливание воздухом // Детская йога / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2015. – https://www.e-reading.club/chapter.php/69695/78/Sergeev_-_Detskaya_iioga.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 08.03.2018).
15. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986. – 286 с.
16. Ильинич В. И. Физическая культура студента. – М.: Гардарики, 2000.
17. Исаева Е.И. Закаливание детей. Воздушные ванны // Вестник социально-педагогического института / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2017. – http://medbe.ru/materials/fizioterapiya-i-massazh/zakalivanie-detey-vozdushnye-vanny/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 08.03.2018).
18. Капранова Е.И. Закаливание детей раннего возраста // Российский медицинский журнал / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 1997. – https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Zakalivanie_detey_rannego_vozrasta/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 02.03.2018).
19. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. – 2004. – 296 с.
20. Коробейников Н.К. Физическое воспитание: учебное пособие / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николаенко. – М.: изд. «Высшая школа», 1984. – 336 с.
21. Куликов Л. М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. М. ФОН.: 1995.
22. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье / А.П. Лаптев. – М.: Медицина, 1991. – 160 с.
23. Леви-Гориневская Е.Г., Быкова А.И. Закаливание организма ребенка. М.: 1992.
24. Левошко Л.А. Закаливание детей в детском саду // ИнфоУрок / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2013. – https://infourok.ru/statya-dlya-doshkolnikov-zakalivanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1072240.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 02.03.2018).
25. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
26. Лечебная физическая культура: справочник /под ред. В.А. Епифанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – С. 447-472.
27. Ли А. Г., Сиденко А. С. Конкурс «Элита российского образования как общественное признание достигнутого успеха // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 6.
28. Лисина Г. А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды на уроках в начальной школе как средство воспитания интеллектуальной и творческой личности // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 5.
29. Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека. М.: 1997.
30. Маханова Н.Ю. Эффективность гидротермотерапии у детей с перинатальными поражениями нервной системы /Н.Ю. Маханова, И.М. Сутулина //Мать и Дитя в Кузбассе. – 2007. – № 3. – С. 11-15.
31. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях. – М.,1999. – 45с.
32. Мингинович Е.И. Закаливание детей // Педиатрия и неонатология / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2003. – http://www.medlinks.ru/article.php?sid=12007, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 02.03.2018).
33. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. – М.: Изд. Физкультура и спорт, 2004. – 230с.
34. Надышева Т. Б. Психологическое здоровье детей и подростков // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6.
35. Нетребко О.К. Ожирение у детей: истоки проблемы и поиски решений /О.К. Нетребко // Педиатрия. – 2011. – № 6. – С. 104-113.
36. Онучин Н.А. Закаливание. Массаж. Гимнастика / Н.А. Онучин. – М.: АСТ, 2005. – 158 с.
37. Островская И. М. Закаливание детей. // Сестра-воспитательница дет яслей и млад. групп яслей-садов. Под ред. М. Д. Ковригиной. М.: 1993. – С. 134.
38. Парфенов А. П. Закаливание человека. Л.: 1990.
39. Петряев А.В. Плавание / А.В. Петряев, И.В. Клешнев //Исследования, тренировка, гидрореабилитация: матер. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2003 – С. 312.
40. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 325с.
41. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста – М.: Медицина, 2002. – 220 с.
42. Скиндер Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушением осанки и сколиозом: учеб.-метод. пособие / Л.А. Скиндер. – Брест: БрГУ, 2012. – 210 с.
43. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. – 2002. – С. 10.
44. Сокорев А.П. Основы закаливания: учебно-методическое пособие / А.Н. Сокарев, Т.Н. Васильева. – Новосибирск: СибУПК, 2013. – 96 с.
45. Средства закаливания // Анатомия, физиология, патология / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2015. – http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000037/st080.shtml, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 08.03.2018).
46. Сухавер Е.В. Основные гигиенические принципы закаливания детей // ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2013. – http://gigiena.minsk-region.by/ru/obraz/statyi?id=1880, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 02.03.2018).
47. Тагиров Н.С., Атлуханова Т.М., Султанова Ж.И. Влияние закаливания на адаптивную способность организма человека // Вестник социально-педагогического института / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2011. – https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zakalivaniya-na-adaptivnuyu-sposobnost-organizma-cheloveka, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 02.03.2018).
48. Фадеев О. В., Глушков П. Ю., Маркелов А. А. Закаливание в системе здорового образа жизни // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 784-788.
49. Физическая реабилитация /под общ. ред. С.Н. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С. 195-229.
50. Фомкина З.А. Родителям о закаливании детей в семье // Эксперимент и инновации в школе. № 1 / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2012. – https://cyberleninka.ru/article/n/roditelyam-o-zakalivanii-detey-v-semie, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 02.03.2018).
51. Шевченко А.Г. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья // Старт в науке. – 2016. – № 5. – С. 115-118.
52. Шунтарская Е. Физкультура и закаливание детей в семье // ГБУЗ «Оренбургский областной врачебно-физкультурный диспансер» / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2013. – http://oovfd.ruсвободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 02.03.2018).
53. Ящук А.В. Патогенетическое обоснование кинезотерапии на этапе долговременной реабилитации детей с бронхиальной астмой /А.В. Ящук, С.Н. Ежов, Т.А. Гвозденко //Бюллетень физиологии и патологии дыхания. - 2014. - № 54. – С. 42-47.
54. Apanasenko, G. Experimental substantiating quantitative estimation of physical health level / G. Apanasenko // CESS Magazine. – 2000. – V. 6. – P. 17-19.