Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста (Педагогика, психология, Сыктывкарский государственный университет)

Работа №45214

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы33
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
416
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (20 учащихся).
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ « ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 5
§ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
§ 3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 13
§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
§ 5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время государство взялось за поддержку здоровья населения, о чем свидетельствует принятие Государственной Программы «Здоровая Россия» [Государственная программа «Здоровая Россия». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 20.09.2018 г.)]. Забота о здоровье детей актуализирует необходимость поиска новых средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни, поведенческих стратегий здоровьесбережения. Младший школьныйвозраст является решающим в формировании физического и психологического здоровья. Именно у детей в возрасте до семи лет идет активное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характер. Самое главное на этом этапе сформировать у детей базу теоретических и практических навыков здорового образа жизни.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя, как человека и личность. Отношение ребенка к здоровью зависит напрямую от сформированности в его сознании этого понятия как отмечает ряд авторов – Т. Казакова [Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении: метод. пособие // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3], М. Сильченко [Сильченко М. Формирование привычек здорового образа жизни // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 69] и др.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание. На долю так называемого «школьного фактора» приходится 25% всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка [Гольман Е.А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики. – 2014. – Т. 12. – № 4. – С. 509].
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни в курсе «Окружающий мир» занимают особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста основ здорового образа жизни. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется здоровому образу жизни, большое количество родителей современных учеников младшей школы придерживаются такого образа жизни, но их дети недостаточно информированы о нем.
Тему здорового образа жизни изучали многие ученые и методисты: проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии – И.В. Журавлева, М. Калинина и др., психологии – Л.С. Выготский и др., экологии – Е.А. Гольман и др.; и педагогики – Н.Ф. Виноградова, Д.А. Кольцов и др. Теоретические аспекты формирования здоровья под влиянием социальных и биологических факторов представлены в работах И.М. Новиковой, М. Сильченко, Г.С. Туманян. Вопросы формирования здоровой личности ребёнка рассматривали Т. Казакова, В.В. Марков, Д.Б. Эльконин и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование культуры здоровья младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования культуры здоровья младших школьников.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию культуры здоровья младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «культура здоровья».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию культуры здоровья.
3. Проанализировать вариативные программы по окружающему миру.
4. Определить условия и способы формирования культуры здоровья у младших школьников.
5. Определить уровень сформированности представлений о культуре здоровья у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Практические:
1. Беседа с учащимися.
2. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
База исследования: МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (20 учащихся).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Модернизация содержания образования, в том числе и начального, обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребёнка младшего школьного возраста, осознающей ценность здоровья и ориентированной на здоровый образ жизни, что отражено в ФГОС НОО, а также на обеспечение условий и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми младшего школьного возраста, а с другой – недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций по формированию представлений здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Одним из основных условий формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста являются физкультурные занятия в образовательном учреждении. Вторым по важности условием воспитания у детей потребность в здоровом образе жизни является наличие в школе специальной обучающей программы. Третьем условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни детей и их родителей.
Анализ содержания программ курса «Окружающий мир» показал, что наиболее полно темы, касающиеся здорового образа жизни младших школьников, представлены в программах УМК и «Школа России» и «Перспектива». В первую очередь необходимо, чтобы педагоги положительным личным примером формировали правильное отношение детей к вредным привычкам и активному образу жизни. Такая работа должна носить целенаправленный, систематический, комплексный характер, основываться на ведущих подходах к обучению и воспитанию: личностно-ориентированном, компетентностно-ориентированном, системно-деятельностном, и реализовываться через систему форм урочной и внеурочной деятельности.
В ходе исследования были подобраны методики по определению сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Государственная программа «Здоровая Россия». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 20.09.2018 г.)
2. Аджигеримова Г.С. Влияние некоторых социально-гигиенически факторов (факторов риска) на состояние здоровья детей // Фундаментальные исследования. – 2013. – №5. – С. 231 – 235.
3. Аникеева Н.Г. Сохранение здоровья и формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников как педагогическая проблема // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. – 2014. – С. 60 – 61.
4. Базелюк Н.Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни человека // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008, № 2. – С. 237-239.
5. Баранов А.В. О социальной парадигме здоровья // Петербургская социология. – 2016. – №1. – С. 9-12.
6. Барзилович Е.Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 415 с.
7. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. – Москва: ЭКСМО, 2016. – 160 с.
8. Бредихина Н.В. Здоровый образ жизни как человеческий ресурс в современной России // Человеческий капитал. – 2012. – № 9 (45). – С. 58-61.
9. Виленский М.Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» //Вестник балтийского федерального университета имени И.Канта – 2016.–№ 11.– С.8-18.
10. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
11. Выготский Л.С. Воспитание детей. – Москва: Логос, 2010. – 841 с.
12. Гавриш Т. Здоровый образ жизни. Синоним – безопасный тип поведения // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2015. – С. 52–56.
13. Герасимова Л. Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье // Начальная школа До и После. – 2014. – № 6. – С. 109–112.
14. Гольман Е.А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики. – 2014. – Т. 12. – № 4. – С. 509-517.
15. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
16. Егорова Э. Формирование позитивного отношения к здоровью и безопасности: опыт отечественного и зарубежного образования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2017. – № 11. – С. 10–12.
17. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. – Москва: Наука, 2016. – 238 с.
18. Игнатович В.Г. Формирование культуры здорового образа жизни // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С. 45-47.
19. Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении: метод. пособие // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3–30.
20. Калинина М. Быть здоровыми должны взрослые и дети // Минская школа сегодня. – 2016. – № 5. – С. 42–51.
21. Кольцов Д.А. Здоровый образ жизни как ценность современного человека // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2014. – № 4. – С. 27-31
22. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 56-59.
23. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – Москва: Академия, 2011. – 289 с
24. Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия : Психология. – 2011. – №2. – С. 46 – 57.
25. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование: идеи и основные понятия // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2015. – №3. – С. 52-66.
26. Новикова И.М. К вопросу об оценке эффективности модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших младших школьников // Педагогика. – 2016. – №5. – С. 21 – 30.
27. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей // Гуманитарные и социально-экономические науки. –2016. – № 8 – С.52-55.
28. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 1 – 96 с.
29. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 2 – 96 с.
30. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2012. – 121 с.
31. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2012 – 135 с.
32. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 96 с.
33. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2012 – 102 с.
34. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 133 с.
35. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2014 – 141 с.
36. Полтавцева Н.В. Приобщаем младших школьников к здоровому образу жизни. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
37. Резер Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности // Педагогика. – 2016. – №5 – С. 29 – 34.
38. Сергеева В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. – Москва: ИЦ Академия, 2010. – 272 c.
39. Сильченко М. Формирование привычек здорового образа жизни // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 69-72.
40. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. – Ставрополь: СГУ,2017. – 111 с.
41. Тихомирова Л.Ф. Формируем у детей отношение к своему здоровью // Педагогика. – 2016. – №4. – С.40 – 49.
42. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для вузов. – Москва: Академия, 2016. – 336 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013.– 16 с.
44. Формирование нравственного здоровья младших школьников / Е. В. Боровкова, Н. И. Водина, М .К. Ефимова и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. – Москва: Сфера, 2003. – 62с.
45. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. – Москва: Педагогическое общество

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ