Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (20 учащихся).
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ « ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 5
§ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
§ 3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 13
§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
§ 5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время государство взялось за поддержку здоровья населения, о чем свидетельствует принятие Государственной Программы «Здоровая Россия» [Государственная программа «Здоровая Россия». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 20.09.2018 г.)]. Забота о здоровье детей актуализирует необходимость поиска новых средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни, поведенческих стратегий здоровьесбережения. Младший школьныйвозраст является решающим в формировании физического и психологического здоровья. Именно у детей в возрасте до семи лет идет активное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характер. Самое главное на этом этапе сформировать у детей базу теоретических и практических навыков здорового образа жизни.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя, как человека и личность. Отношение ребенка к здоровью зависит напрямую от сформированности в его сознании этого понятия как отмечает ряд авторов – Т. Казакова [Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении: метод. пособие // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3], М. Сильченко [Сильченко М. Формирование привычек здорового образа жизни // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 69] и др.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание. На долю так называемого «школьного фактора» приходится 25% всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка [Гольман Е.А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики. – 2014. – Т. 12. – № 4. – С. 509].
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни в курсе «Окружающий мир» занимают особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста основ здорового образа жизни. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется здоровому образу жизни, большое количество родителей современных учеников младшей школы придерживаются такого образа жизни, но их дети недостаточно информированы о нем.
Тему здорового образа жизни изучали многие ученые и методисты: проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии – И.В. Журавлева, М. Калинина и др., психологии – Л.С. Выготский и др., экологии – Е.А. Гольман и др.; и педагогики – Н.Ф. Виноградова, Д.А. Кольцов и др. Теоретические аспекты формирования здоровья под влиянием социальных и биологических факторов представлены в работах И.М. Новиковой, М. Сильченко, Г.С. Туманян. Вопросы формирования здоровой личности ребёнка рассматривали Т. Казакова, В.В. Марков, Д.Б. Эльконин и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование культуры здоровья младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования культуры здоровья младших школьников.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию культуры здоровья младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «культура здоровья».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию культуры здоровья.
3. Проанализировать вариативные программы по окружающему миру.
4. Определить условия и способы формирования культуры здоровья у младших школьников.
5. Определить уровень сформированности представлений о культуре здоровья у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Практические:
1. Беседа с учащимися.
2. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
База исследования: МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (20 учащихся).
Модернизация содержания образования, в том числе и начального, обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребёнка младшего школьного возраста, осознающей ценность здоровья и ориентированной на здоровый образ жизни, что отражено в ФГОС НОО, а также на обеспечение условий и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми младшего школьного возраста, а с другой – недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций по формированию представлений здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Одним из основных условий формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста являются физкультурные занятия в образовательном учреждении. Вторым по важности условием воспитания у детей потребность в здоровом образе жизни является наличие в школе специальной обучающей программы. Третьем условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни детей и их родителей.
Анализ содержания программ курса «Окружающий мир» показал, что наиболее полно темы, касающиеся здорового образа жизни младших школьников, представлены в программах УМК и «Школа России» и «Перспектива». В первую очередь необходимо, чтобы педагоги положительным личным примером формировали правильное отношение детей к вредным привычкам и активному образу жизни. Такая работа должна носить целенаправленный, систематический, комплексный характер, основываться на ведущих подходах к обучению и воспитанию: личностно-ориентированном, компетентностно-ориентированном, системно-деятельностном, и реализовываться через систему форм урочной и внеурочной деятельности.
В ходе исследования были подобраны методики по определению сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Государственная программа «Здоровая Россия». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 20.09.2018 г.)
2. Аджигеримова Г.С. Влияние некоторых социально-гигиенически факторов (факторов риска) на состояние здоровья детей // Фундаментальные исследования. – 2013. – №5. – С. 231 – 235.
3. Аникеева Н.Г. Сохранение здоровья и формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников как педагогическая проблема // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. – 2014. – С. 60 – 61.
4. Базелюк Н.Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни человека // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008, № 2. – С. 237-239.
5. Баранов А.В. О социальной парадигме здоровья // Петербургская социология. – 2016. – №1. – С. 9-12.
6. Барзилович Е.Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 415 с.
7. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. – Москва: ЭКСМО, 2016. – 160 с.
8. Бредихина Н.В. Здоровый образ жизни как человеческий ресурс в современной России // Человеческий капитал. – 2012. – № 9 (45). – С. 58-61.
9. Виленский М.Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» //Вестник балтийского федерального университета имени И.Канта – 2016.–№ 11.– С.8-18.
10. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
11. Выготский Л.С. Воспитание детей. – Москва: Логос, 2010. – 841 с.
12. Гавриш Т. Здоровый образ жизни. Синоним – безопасный тип поведения // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2015. – С. 52–56.
13. Герасимова Л. Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье // Начальная школа До и После. – 2014. – № 6. – С. 109–112.
14. Гольман Е.А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики. – 2014. – Т. 12. – № 4. – С. 509-517.
15. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
16. Егорова Э. Формирование позитивного отношения к здоровью и безопасности: опыт отечественного и зарубежного образования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2017. – № 11. – С. 10–12.
17. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. – Москва: Наука, 2016. – 238 с.
18. Игнатович В.Г. Формирование культуры здорового образа жизни // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С. 45-47.
19. Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении: метод. пособие // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3–30.
20. Калинина М. Быть здоровыми должны взрослые и дети // Минская школа сегодня. – 2016. – № 5. – С. 42–51.
21. Кольцов Д.А. Здоровый образ жизни как ценность современного человека // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2014. – № 4. – С. 27-31
22. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 56-59.
23. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – Москва: Академия, 2011. – 289 с
24. Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия : Психология. – 2011. – №2. – С. 46 – 57.
25. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование: идеи и основные понятия // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2015. – №3. – С. 52-66.
26. Новикова И.М. К вопросу об оценке эффективности модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших младших школьников // Педагогика. – 2016. – №5. – С. 21 – 30.
27. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей // Гуманитарные и социально-экономические науки. –2016. – № 8 – С.52-55.
28. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 1 – 96 с.
29. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 2 – 96 с.
30. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2012. – 121 с.
31. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2012 – 135 с.
32. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 96 с.
33. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2012 – 102 с.
34. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 133 с.
35. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2014 – 141 с.
36. Полтавцева Н.В. Приобщаем младших школьников к здоровому образу жизни. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
37. Резер Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности // Педагогика. – 2016. – №5 – С. 29 – 34.
38. Сергеева В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. – Москва: ИЦ Академия, 2010. – 272 c.
39. Сильченко М. Формирование привычек здорового образа жизни // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 69-72.
40. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. – Ставрополь: СГУ,2017. – 111 с.
41. Тихомирова Л.Ф. Формируем у детей отношение к своему здоровью // Педагогика. – 2016. – №4. – С.40 – 49.
42. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для вузов. – Москва: Академия, 2016. – 336 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013.– 16 с.
44. Формирование нравственного здоровья младших школьников / Е. В. Боровкова, Н. И. Водина, М .К. Ефимова и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. – Москва: Сфера, 2003. – 62с.
45. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. – Москва: Педагогическое общество