Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста (Педагогика, психология, Сыктывкарский государственный университет)
|
Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (20 учащихся).
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ « ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 5
§ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
§ 3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 13
§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
§ 5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ « ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 5
§ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
§ 3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 13
§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
§ 5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время государство взялось за поддержку здоровья населения, о чем свидетельствует принятие Государственной Программы «Здоровая Россия» [Государственная программа «Здоровая Россия». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 20.09.2018 г.)]. Забота о здоровье детей актуализирует необходимость поиска новых средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни, поведенческих стратегий здоровьесбережения. Младший школьныйвозраст является решающим в формировании физического и психологического здоровья. Именно у детей в возрасте до семи лет идет активное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характер. Самое главное на этом этапе сформировать у детей базу теоретических и практических навыков здорового образа жизни.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя, как человека и личность. Отношение ребенка к здоровью зависит напрямую от сформированности в его сознании этого понятия как отмечает ряд авторов – Т. Казакова [Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении: метод. пособие // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3], М. Сильченко [Сильченко М. Формирование привычек здорового образа жизни // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 69] и др.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание. На долю так называемого «школьного фактора» приходится 25% всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка [Гольман Е.А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики. – 2014. – Т. 12. – № 4. – С. 509].
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни в курсе «Окружающий мир» занимают особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста основ здорового образа жизни. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется здоровому образу жизни, большое количество родителей современных учеников младшей школы придерживаются такого образа жизни, но их дети недостаточно информированы о нем.
Тему здорового образа жизни изучали многие ученые и методисты: проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии – И.В. Журавлева, М. Калинина и др., психологии – Л.С. Выготский и др., экологии – Е.А. Гольман и др.; и педагогики – Н.Ф. Виноградова, Д.А. Кольцов и др. Теоретические аспекты формирования здоровья под влиянием социальных и биологических факторов представлены в работах И.М. Новиковой, М. Сильченко, Г.С. Туманян. Вопросы формирования здоровой личности ребёнка рассматривали Т. Казакова, В.В. Марков, Д.Б. Эльконин и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование культуры здоровья младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования культуры здоровья младших школьников.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию культуры здоровья младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «культура здоровья».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию культуры здоровья.
3. Проанализировать вариативные программы по окружающему миру.
4. Определить условия и способы формирования культуры здоровья у младших школьников.
5. Определить уровень сформированности представлений о культуре здоровья у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Практические:
1. Беседа с учащимися.
2. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
База исследования: МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (20 учащихся).
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя, как человека и личность. Отношение ребенка к здоровью зависит напрямую от сформированности в его сознании этого понятия как отмечает ряд авторов – Т. Казакова [Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении: метод. пособие // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3], М. Сильченко [Сильченко М. Формирование привычек здорового образа жизни // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 69] и др.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание. На долю так называемого «школьного фактора» приходится 25% всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка [Гольман Е.А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики. – 2014. – Т. 12. – № 4. – С. 509].
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни в курсе «Окружающий мир» занимают особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста основ здорового образа жизни. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется здоровому образу жизни, большое количество родителей современных учеников младшей школы придерживаются такого образа жизни, но их дети недостаточно информированы о нем.
Тему здорового образа жизни изучали многие ученые и методисты: проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии – И.В. Журавлева, М. Калинина и др., психологии – Л.С. Выготский и др., экологии – Е.А. Гольман и др.; и педагогики – Н.Ф. Виноградова, Д.А. Кольцов и др. Теоретические аспекты формирования здоровья под влиянием социальных и биологических факторов представлены в работах И.М. Новиковой, М. Сильченко, Г.С. Туманян. Вопросы формирования здоровой личности ребёнка рассматривали Т. Казакова, В.В. Марков, Д.Б. Эльконин и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование культуры здоровья младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования культуры здоровья младших школьников.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию культуры здоровья младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «культура здоровья».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию культуры здоровья.
3. Проанализировать вариативные программы по окружающему миру.
4. Определить условия и способы формирования культуры здоровья у младших школьников.
5. Определить уровень сформированности представлений о культуре здоровья у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Практические:
1. Беседа с учащимися.
2. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
База исследования: МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (20 учащихся).
Модернизация содержания образования, в том числе и начального, обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребёнка младшего школьного возраста, осознающей ценность здоровья и ориентированной на здоровый образ жизни, что отражено в ФГОС НОО, а также на обеспечение условий и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми младшего школьного возраста, а с другой – недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций по формированию представлений здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Одним из основных условий формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста являются физкультурные занятия в образовательном учреждении. Вторым по важности условием воспитания у детей потребность в здоровом образе жизни является наличие в школе специальной обучающей программы. Третьем условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни детей и их родителей.
Анализ содержания программ курса «Окружающий мир» показал, что наиболее полно темы, касающиеся здорового образа жизни младших школьников, представлены в программах УМК и «Школа России» и «Перспектива». В первую очередь необходимо, чтобы педагоги положительным личным примером формировали правильное отношение детей к вредным привычкам и активному образу жизни. Такая работа должна носить целенаправленный, систематический, комплексный характер, основываться на ведущих подходах к обучению и воспитанию: личностно-ориентированном, компетентностно-ориентированном, системно-деятельностном, и реализовываться через систему форм урочной и внеурочной деятельности.
В ходе исследования были подобраны методики по определению сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Одним из основных условий формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста являются физкультурные занятия в образовательном учреждении. Вторым по важности условием воспитания у детей потребность в здоровом образе жизни является наличие в школе специальной обучающей программы. Третьем условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни детей и их родителей.
Анализ содержания программ курса «Окружающий мир» показал, что наиболее полно темы, касающиеся здорового образа жизни младших школьников, представлены в программах УМК и «Школа России» и «Перспектива». В первую очередь необходимо, чтобы педагоги положительным личным примером формировали правильное отношение детей к вредным привычкам и активному образу жизни. Такая работа должна носить целенаправленный, систематический, комплексный характер, основываться на ведущих подходах к обучению и воспитанию: личностно-ориентированном, компетентностно-ориентированном, системно-деятельностном, и реализовываться через систему форм урочной и внеурочной деятельности.
В ходе исследования были подобраны методики по определению сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Формирование культуры поведения младших школьников средствами предмета окружающий мир (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Влияние внутренней позиции школьника на адаптацию первоклассников (Сыктывкарский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025



