Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль подвижных игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (Теории и технологии развития речи детей, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №45166

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы39
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Методы и приемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР 16
2.1. Подвижные игры в формировании речи детей младшего дошкольного возраста 16
2.2. Методика и организация экспериментального изучения особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами подвижных игр 21
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Актуальность исследования. Проблема речевого развития детей младшего дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Поэтому развитие речи и речевого общения – одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии. Решение этой задачи включает ряд специальных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к художественному слову.
В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом. Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, у неискушённого наблюдателя складывается впечатление, что он играет. Но это не означает, что он играет: он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т.е. осуществляет лишь отдельные фрагменты целостной игровой деятельности. Применение с детьми младшего дошкольного возраста подвижных игр в речевом развитии обусловлена тем, что игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядны. Все участники игры быстро получают обратную связь. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, а также научиться правильно справляться с неудачами и переживать успех. Игровые действия повышают способность ребенка рисковать, демонстрировать выдержку, делать над собой усилия, стремление совершенствоваться. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.
В педагогической науке игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Игры являются одним из условий развития речевой культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. В играх у ребенка появляется потребность выразить посредством слов свои чувства и передать свои эмоции. Игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, в речевом общении, появляется необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его, а, следовательно, развивается речь ребенка. Поэтому необходимо создавать педагогические условия посредством использования подвижных игр, чтобы речь ребенка развивалась и совершенствовалась.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС ДО к речевому развитию детей младшего дошкольного возраста и существующей практикой развития речи младших дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Объект исследования – процесс речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста средствами подвижной игры.
Предмет исследования – значение подвижных игр в речевом развитии ребенка младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить педагогические условия применения подвижных игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование использования игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
2. Экспериментальным путем установить состояние речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
3. На основании результатов проведенного исследования разработать методические рекомендации по применению подвижных игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что, если создать педагогические условия посредством использования подвижных игр, то можно добиться эффективного результата в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – теоретико-методологический анализ по проблеме развития устной речи детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр; экспериментальные – наблюдение, анализ данных, полученных в ходе проведения исследования.
Методологическая основа исследования опирается на научные труды М.А. Дорониной, М.Н. Емельяновой, М.И. Лисиной, Р.Р. Русаловой, О.В. Солнцевой, Н.А. Стародубовой, Н.В. Шараповой, Д.Б. Эльконина и другие.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы применения с детьми младшего дошкольного возраста подвижных игр обусловлена тем, что подвижные игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядны. Все участники игры быстро получают обратную связь. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, а также научиться правильно справляться с неудачами и переживать успех. Игровые действия повышают способность ребенка рисковать, демонстрировать выдержку, делать над собой усилия, стремление совершенствоваться. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.
В ходе проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что развитие речи у младших дошкольников идет ускоренными темпами. В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас. Для родителей важно помочь своему чаду, для этого используются специальные речевые игры и упражнения для развития речи и постановки правильного речевого дыхания.
Подвижные игры для дошкольников разных возрастных групп играют важную роль в их правильном и гармоничном развитии. В первую очередь необходимо сказать о физическом формировании детей, на которое активные игры оказывают непосредственное влияние. Во время таких развлечений дети совершенствуют свою ловкость, координацию движений, учатся менять скорость движения и, конечно же, тренируют различные группы мышц. Следует учитывать, что активные дети в перспективе чаще занимаются спортом, а значит, имеют меньше проблем со здоровьем и лишним весом. Помните, что привычка вести здоровый и подвижный образ жизни закладывается у детей взрослыми.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Для определения состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста нами были отобраны диагностические методики. На первом этапе диагностической работы мы применили методику Т.А. Фотековой «Связная речь», направленную на определение уровня сформированности связной речи. Методика предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста и проводится на основе наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности.
Результаты по методике Т.А. Фотековой «Связная речь» следующие:
- высокий уровень развития связной речи – 2 дошкольника (20%);
- средний уровень развития связной речи – 5 дошкольника (50%);
- низкий уровень развития связной речи – 3 дошкольника (30%).
Далее для обследования особенностей речевого развития детей младшего дошкольного возраста была использована методика Т.А. Фотековой «Пересказ». Результаты следующие:
- высокий уровень речевого развития у детей младшего дошкольного возраста – не выявлен;
- средний уровень речевого развития – 6 младших дошкольников (60%);
- низкий уровень речевого развития– 4 младших дошкольников (40%).
Таким образом, на основании проведенного диагностического исследования можно заключить, что у детей младшего дошкольного возраста связная речи развита в основном на среднем (5 детей – 50%) и низком (3 детей – 30%) уровнях; речевое развитие диагностируется в основном на среднем уровне – 6 детей (60%) и низком уровне – 4 детей (40%). Словарь учащихся беден, речь фрагментарна, логически не связана. Самостоятельность детей младшего дошкольного возраста проявляется в крайне редких случаях. Младшие дошкольники испытывают необходимость в получении помощи от педагога.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
2. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2014. – 402 с.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – СПб. : Питер, 2014. – 471 с.
4. Божович, Л.И. Детская психология / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2014. – 569 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – СПб.: Питер, 2014. – 584 с.
6. Ворошилова, А.Л. Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста / А.Л. Ворошилова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С. 23-28.
7. Гилигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Гилигузова. – М.: Инфра-М, 2012. – 142 с.
8. Гриншпун, В.М. Развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / В.М. Гриншпун // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 81-84.
9. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2011. – №4. – С. 10-14.
10. Егорова, Р.Л. Значение игр в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста / Р.Л. Егорова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №4. – С. 25-29.
11. Емельянова, М.Н. Игры как средство формирования самооценки / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – С. 29-33.
12. Жуков, М.Н. Подвижные игры / Ж.М. Жуков. – М.: Академия, 2013. – 356 с.
13. Жуковская, Р.С. Дошкольная педагогика / Р.С. Жуковская. – СПб.: Питер, 2014. – 471 с.
14. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2011. – 321 с.
15. Кукушкина, Е.Ю. Играем и учимся дружить / Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 174 с.
16. Лалаева, Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева. – СПб.: Союз, 2014. – 224 с.
17. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2015. – 320 с.
18. Мануйленко, З.B. Роль игры в воспитании дошкольника / З.В. Мануйленко. – СПб.: Питер, 2013. – 522 с.
19. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С.А. Миронова. – М.: Инфра-М, 2011. – 208 с.
20. Морозова, Н.Е. Дошкольная педагогика / Н.Е. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 359 с.
21. Мурашина, О.Д. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / О.Д. Мурашина // Дошкольное воспитание. – 2013. – №1. – С. 15-17.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 456 с.
23. Носова, Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей / Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 80 с.
24. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2014. – 374 с.
25. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: ГНОМ и Д, 2012. – 160 с.
26. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддъяков. –М.: ТЦ Сфера, 2015. – 358 с.
27. Русалова, Л.Л. Значение игры в воспитании детей дошкольного возраста / Л.Л. Русалова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С. 23-24.
28. Смирнова, Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е.О. Смирнова // Педагогика. – 2013. – №8. – С. 73–77.
29. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.
30. Спирин, М.П. Подвижные игры: теория, понятия, методика проведения / М.П. Спирин. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010. – 458 с.
31. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2015. – 521 с.
32. Степаненкова, Э.Я. Игры как следствие гармоничного развития дошкольников / Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 2012.– № 12. – С. 23–25.
33. Тимошенко, Д.О. Создание игрового пространства для детей младшего дошкольного возраста / Д.О. Тимошенко // Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С. 8-12.
34. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 339 с.
35. Уткина, Ю.Т. Игра как средство межличностного общения / Ю.Т. Уткина // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 41-42.
36. Шарапова Н.В. Дошкольник в мире общения / Н.В. Шарапова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – №1. – С. 32-33.
37. Шитова, Е.В. особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте / Е.В. Шитова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 169 с.
38. Харитонова, Н. Речевое развитие дошкольников / Н. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №6. – С. 3-12.
39. Шмонина, В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. – 2011.– № 8. – С. 23–27.
40. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – СПб.: Питер, 2013. – 458 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ