Введение 3
Глава 1. Средства массовой информации и социальные проблемы
1.1 Социальная проблематика на российском телевидении, как ведущий
вектор новостных программ 8
1.2 Совокупность определений понятия "специфика" в контексте социальной
проблематики на новостном телевидении 18
1.3 Конструирование социальных проблем на российском
телевидении 29
Глава 2 Анализ новостных программ "Первого канала"
2.1 Критерии отбора выпусков программы "Время" на "Первом
канале" 38
2.2 Контент-анализ сюжетов "Первого канала" на предмет наличия
проблемы 42
2.3 Выявление ведущих и второстепенных тем социальной проблематики на
"Первом канале" в программе "Время" 70
Заключение 72
Список используемой литературы 75
Источники 79
Приложение
Телевидение - один из основных каналов передачи и получения информации. По данным опроса фонда "Общественное мнение" за 2016 год, телевизор смотрит 93% жителей России, а 67% из них - ежедневно. Также по итогам этого опроса самыми популярными каналами стали "Первый" и "Россия 1".
Телевидение - это сочетание в себе огромного количества психологических приемов по удержанию зрителя, влиянии на его разум и многое другое. Можно с уверенностью утверждать, что на 2018 год в Российской Федерации нет ни одного человека, кто бы раз не смотрел "Новости" на Первом канале и "Вести" на России 1. Новостные программы тесно переплетены с социальной журналистикой.
Социальная проблематика чаще всего поднимается в новостных программах, но иногда и в популярных ток-шоу ("Пусть говорят"2, "Мужское .113 »»4 _н5
и Женское" , "Звезды сошлись" , "Прямой эфир" ). На данный момент, понятие "социальный" стало одним из ключевых на российском телевидении, без него не обходится практически ни один выпуск новостей, а также развлекательных и аналитических программ. Фактически, всё телевизионное пространство так или иначе включает в себя социальную сферу, так как происходит включение человека в телевизионный процесс.
Телевидение очень широко освещает социальные проблемы: бедность, нищета, бытовые убийства, алкоголизм и наркомания, подростковая жестокость, ВИЧ, аморальные ценности и многие другие. Интересен тот факт, что какие-то проблемы поднимаются чаще, а какие-то реже или только в определенные дни. В выпускной квалификационной работе будет рассмотрена специфика социальной проблематики и выявлены определенные критерии отбора, по которым оценивали тот или иной выпуск на предмет наличия проблемы. Так же стоит задача попытаться определить, почему определенная проблема рассматривается чаще, а другая нет.
Актуальность работы заключается в выявлении причинно-следственных связей попадания одних социальных проблем в новостные выпуски чаще, чем остальные.
Степень изученности темы - множество работ посвящено исследованию этой темы. К.Кинник, Г.Камерон и Д.Кругман "Усталость сострадать: коммуникация и чувство опустошенности в отношении
социальных проблем" разработали теорию "усталости сострадания" по отношению к сюжетам социального характера на телевидении; В.Богатов "Новости на TV", И.Дзялошинский "Какая журналистика может считаться социальной?" и Т.Фролова
"Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге" проанализировали социальную журналистику с точки зрения отдельного вида журналистики; А.Новикова "Гибридность как определяющий признак телевизионного формата" провела исследование и выявила среднюю продолжительность просмотра новостных программ по утрам; Л.Каллингс "Против СПИДа вы можете задействовать весь ваш потенциал" и Б.П.Денисов, В.И. Сакевич "Динамика эпидемии ВИЧ/СПИД" оценили масштаб заболеваемости ВИЧ в мире и привели данные.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы труды других авторов, а также ссылки на информацию из открытых источников Интернета.
Теоретическая база состоит из ряда авторов, на работах которых строилось основное исследование. М.Бережная "Проблематика социальной сферы в телевизионной журналистике: актуализация позитивного дискурса"
и А.Зайцева "Социальная проблематика в СМИ: приоритеты, проблемы и пути развития" обозначили важные проблемы социальной сферы на телевидении; И.Ясавеев "Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации" и "Конструирование «повестки дня»: социальные проблемы российского общества в новостях федеральных телеканалов", дал определение понятий "пропускная способность" и "повестка дня", рассмотрел социальную проблему и ее освещение с точки зрения контрукционистского подхода, а также проанализировал социальную проблематику на российском телевидении; Ч.Боск и С.Хилгартнер "Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен" ввели понятие "публичная арена", выделили критерии попадания социальных проблем в поле зрения публичных арен; П.Лазарсфельд, Р. Мертон "Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации" рассмотрели средства массовой коммуникации, как один из способов управления обществом.
Целью исследования является раскрытие специфики создания сюжетов социальной проблематики.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проанализировать специфику социальной проблематики;
2. Посредством контент-анализа выявить критерии для выборки выпусков;
3. Рассмотреть специфику работы журналиста с социальной проблемой
4. Выявить наиболее часто встречаемые проблемы и наименее освещаемые в рассматриваемой области;
Объектом исследования является социальная проблематика в новостном контенте на телевидении.
Предметом работы является критерии отбора тем социальной проблематики.
Научная новизна состоит в формировании ответа на вопрос о причинах попадания одних социальных тем на публичную арену, а других не менее значимых нет.
Методологическая база исследования состоит из сбора информации, метода контент-анализа, метода опроса, метод описания и обобщения.
Метод сбора информация помог проработать тему и дополнить ее новыми и свежими данными.
Метод описания и обобщения был использован для того, чтобы собрать воедино все имеющиеся данные по понятиям "социальная журналистика" и "специфика социальных проблем".
Метод контент-анализа позволил сделать качественный анализ выпусков программы "Время", результаты которого описаны в практической части.
Метод опроса был использован в теоретической части и помог выявить усредненные показатели по волнующей проблеме.
Гипотеза исследования - количество сюжетов на социальную тему зависит от их соответствия критериям попадания на публичную арену.
В качестве эмпирической базы были просмотрены и проанализированы выпуски "Первого" канала программы "Время", выходившей в 21:00, за период с 31 октября 2017 по 31 марта 2018 года в количестве 152 выпуска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, источников и приложения.
В первом параграфе первой главы выпускной квалификационной работы речь идет о роли социальных сюжетов в программе новостей, а также в самой сетке вещания. Также в этом параграфе рассматривается социальная журналистика, как отдельный вид журналистики.
Во втором параграфе первой главы рассказывается о наркотизирующей дисфункции средств массовой коммуникации, а также выделены несколько специфических особенностей освещения сюжетов на социальную тему корреспондентами. Помимо этого, в параграфе присутствует анализ несколько сюжетов с упором на данные особенности.
В третьем параграфе первой главы более подробно рассматривается социальная проблематика в контексте новостных программ. Для написания этого параграфы были использованы труды И.Ясавеева, благодаря которым удалось дать определение понятию "пропускная способность" и применить его на практике. В этом же параграфе рассматривается понятие "усталость сострадать", а также даны определенные критерии Ч.Боска и С.Хилгартнера, благодаря которым социальна тема может пройти конкуренцию и попасть на публичную арену.
В первом параграфе второй главы были рассмотрены критерии отбора тем по Ч.Боску и С.Хилгартнеру.
Во втором параграфе второй главы было проанализировано 152 выпуска программы "Время" и выделены сюжеты на социальную тематику.
В третьем параграфе был дан вывод по второму параграфу. Выделены наиболее освещаемые темы и наименее освещаемые. Хочется отметить, что в заключении также присутствует вывод и по социальным проблемам не только России, но проблемам международного характера.
Социальная проблема в нашем понимании- это трудная, сложившаяся ситуация в обществе, которая требует решения, путем общих усилий. Социальная проблема всегда затрагивает большое число жителей, но при этом она касается или может коснуться каждого жителя в отдельности. Специфика социальной проблематики состоит в сильной конкуренции за право попадания в эфирную сетку вещания. Также, спецификой является необходимость соответствия критерием отбора для попадания на публичную арену. В выпускной квалификационной работе был рассмотрен и использован контрукционистский подход в анализе сюжетов на социальную тематику. В практической части анализ выпусков был основан на критериях, предложенных Ч.Боском и С.Хилгартнером:
1. Драматичность
2. Новизна
3. Культурные предпочтения
4. Политические пристрастия
Эти критерии стали важной частью ответа на вопрос "Почему одни проблемы освещаются, а другие остаются вне поля зрения?". Стоит учесть, что для понимания специфики попадания одних тем на публичную арену, а других нет, стоит понимать такой термин, как "пропускная способность", описанный И.Ясавеевым. По мере написания работы, была доказана выдвинутая нами гипотеза, что количество тем социальной проблематики и их попадания в эфир зависит от критериев отбора.
В первом параграфе первой главы была рассмотрена социальная проблематика с точки зрения ее места и роли в новостных программах. Для написания этого параграфа нам помогли труды М.Бережной, Е.Холостовой и А.Сорвиной.
Во втором параграфе первой главы были выведены своего рода особенности освещения социальных тем корреспондентом. К тому же, была рассмотрена наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации. Впервые ее начали изучать П.Лазарсфельд и Р.Мертон.
В третьем параграфе первой главы были проанализированы труды И.Ясавеева, которые помогли понять причину выбора тем (попадание на публичную арену, пропускная способность телевидения). В этом же параграфе был изучен термин "усталость сострадать".
В первом параграфе второй главы мы полностью проанализировали четыре критерия Ч.Боска и С.Хилгартнера, которые в дальнейшем помогли нам при анализе выпусков. В этом же параграфе мы провели анализ нескольких сюжетов, благодаря трудам И.Ясавеева "Конструирование социальных проблем" и смогли установить взаимосвязь между социальной проблемой и причиной ее попадания или же непопадания в эфирную сетку вещания.
Во втором параграфе второй главы была проделана большая и долгая работа. Всего отсмотрено 152 выпуска программы "Время", в среднем в каждом выпуске по 11-13 сюжетов. Это было сделано для того, чтобы подтвердить заявленную во введении гипотезу. Благодаря анализу, получилось сформировать список наиболее освещаемых и наименее освещаемых социальных тем программы "Время". Подводя итог анализу, описанному в практической части, было выделено 13 социальных проблем, освещаемых программой "Время" на "Первом канале".
1. Проблема безопасности населения, в том числе нанесение урона жизни посредством стихийных бедствий и плохих погодных условий: крушение самолетов, ЧП-пожары, аварии, убийства и взрывы из-за бытового газа, сильный гололед, ураган, смерчи и другие.
2. Проблема финансирования: нехватка материнского капитала и возможности его увеличения, низкая оплата труда и как следствие нехватка персонала, сильное подорожание лекарств, повышение МРОТ и другие.
3. Проблема здравоохранения: возможность эпидемии туберкулеза, лекарственная устойчивость, нехватка лекарств (в том числе жизненно необходимых), маркировка фарм.продукции, урон здоровью от строительства заводов (СтопГОК), нехватка вакцин и другие.
Учитывая, что "Первый канал" является федеральной сетью с корреспондентами по всему миру, то многие проблемы, освещаемые в программе, относились именно к другим странам.
Сейчас происходит своего рода "политизация" социальных проблем, которая для сюжетов "Первого канала" не проходит бесследно. Хочется указать в заключении, что "Первый канал" на данный момент больше нацелен на проблемы других стран и на поднятие своего статуса в глазах своих соотечественников. Если смотреть на анализ в целом, то может сложится впечатление, что в стране полностью искоренены волнующие социальные проблемы, однако это не будет правдой.
Отметим, что второй по количеству сюжетов темой стала проблема терроризма, однако эти сюжеты освещают проблему Сирии, которая не затрагивает нашу страну и жителей в целом, при этом она занимает большую часть эфирного времени.
В третьем параграфе второй главы структурировано были выделены наиболее и наименее освещаемые темы. Проводя анализ мы рассмотрели социальные проблемы, как нашей страны, так и их освещение на мировом уровне в программе "Время".
При этом, тем, которые освещаются крайне редко или вообще не затрагиваются намного больше: коррупция, бездомность, наркомания, алкоголизма, насилие в семье, проблема ВИЧ-инфекции, гуманитарная помощь, проблема доступной среды, проблема жилищного вопроса. Отметим, что данные темы важны для российского человека больше, нежели проблемы других стран, но "повестка дня" "Первого канала" построена таким образом, чтобы делать упор больше на проблемы других стран, в том числе социальных.
Подводя итог вышесказанному отметим, что социальная проблематика в программе "Время" на "Первом канале" занимает лишь четвертую часть от всех сюжетов. Количество сюжетов увеличивалось, если в стране происходило социально значимое событие, как это случилось в день пожара в Кемерово и несколько дней после и соответственно уменьшалось, если в стране происходили экономические и политические события, как в период предвыборной кампании. "Первый канал" при выборе тем для сюжетов делает больший акцент на проблемах международного характера, нежели на социальных проблемах России. Однако, нельзя сказать о полном отсутствии освещения социальных тем в России, "Первый канал" все равно информировал аудиторию о социально значимых проблемах в стране.