1. Введение.
Глава 1. Конституционно-правовое регулирование персональных
данных.
§1. Понятие персональных данных и гарантии их защиты.
§2. Персональные данные как предмет защиты права на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений.
Глава 2. Персональные данные как предмет защиты конституционных прав в Российской Федерации.
§1. Персональные данные как предмет защиты права на неприкосновенность частной жизни.
§2. Персональные данные как предмет защиты права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений.
§3. Персональные данные как предмет защиты прав на неприкосновенность жилища.
Глава 3. Практический анализ конституционно-правовых основ защиты персональных данных.
§1. Регулирование порядка автоматизированного сбора, обработки, накопления и хранения персональных данных.
§2. Анализ судебно-правовой практики при нарушении защиты
персональных данных.
§3. Проблемы и перспективы развития конституционно-правовой защиты персональных данных.
Заключение.
Список использованной литературы
В условиях стремительного развития информационнотелекоммуникационных технологий, существенно упростивших и ускоривших процесс обработки колоссальных объемов информации, вопросы защиты частной жизни, предметом которой выступают персональные данные, приобрели особое значение.
С течением времени у человечества появляется все больше новых объектов, нуждающихся в защите путем закрепления соответствующих норм в законе. Основной объект на сегодняшний день - это информация. В наше время общество всецело зависит от получаемых, обрабатываемых и передаваемых данных. По этой причине данные сами по себе приобретают высокую ценность. И тем больше цена полезной информации, чем выше ее сохранность.
Сегодня в центре внимания многих международных диалогов, связанных с электронной коммерцией и миграционными процессами, стоят вопросы защиты прав субъектов персональных данных. Неконтролируемое распространение личной информации может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан.
Так, создание глобального информационного пространства (электронное правительство, цифровые рынки, электронные деньги, электронные услуги) позволяет утверждать, что границы между абстрактной категорией «информация» и носителем этой информации стерты. Виртуальный мир в современных реалиях может представлять угрозу личности, собственности, общественному порядку и государственной безопасности.
В настоящее время объективной реальностью является необходимость обеспечения безопасности персональных данных, поскольку информация о человеке превратилась в дорогой товар.
Особой ценностью обладает информация, несущая в себе данные о личной, индивидуальной или семейной жизни человека. Ст.2 Конституции
Российской Федерации закрепляет основной принцип современного демократического общества: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Соответственно и информация, непосредственно затрагивающая частные интересы человека должны уважаться и защищаться государством.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящий момент соблюдение и в целом реализация прав и свобод человека в целом, и персональных данных в частности, в Российской Федерации вызывает глубокую озабоченность и волнение. Ценность гарантируемых государством прав и свобод в стране продолжает терять свою позицию в связи с нарушением социальных, экономических, политических и иных прав. И безнаказанность такого рода нарушений никаким образом не способствует формированию правовой культуры общества, повышению уровня правосознания граждан. Тем самым подрывается вера народа в устойчивость и реальную возможность действенности демократических институтов государства, наблюдается распространение в народе правового нигилизма.
Целью нашего исследования является изучение проблем конституционно-правовой защиты персональных данных граждан в России.
Для осуществления цели исследования нами были решены следующие задачи:
-проанализирована история становления и развития защиты персональных данных.
-рассмотрена правовая база, закрепляющая основы конституционно - правового регулирования защиты персональных данных.
-охарактеризованы гарантируемые государством права на неприкосновенность частной жизни, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а так же право на неприкосновенность жилища.
-исследован практический анализ конституционно-правовой защиты персональных данных.
Для решения поставленных задач исследования в работе применялись следующие методы:
-формально-юридический анализ;
-сравнительно-правовой метод;
-исторический метод.
Объектом исследования выступают персональные данные граждан в Российской Федерации, их исторические аспекты становления и развития и нормативно-правовое регулирование.
Предметом исследования является конституционно-правовое регулирование, исторические аспекты становления, а так же практический анализ конституционно-правовых основ защиты персональных данных.
Основными источниками исследования послужили: Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон «О персональных данных», Жилищный кодекс, Уголовный кодекс, Федеральный закон «Об архивном деле», Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Так же в ходе раскрытия темы, нами были использованы такие нормы международного права как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и т.д.
В работе были использованы труды Терещенко Л.С., Лукашевой Е.А., Журавлева М.С. и других.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования нашли отражение в следующих научных публикациях: «Персональные данные как предмет защиты конституционных прав граждан в Российской Федерации». Статья. Материалы V Международной научно-практической конференции «Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации» в 2 ч. Ч.2 - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 157-159
«Персональные данные как предмет защиты конституционных прав граждан в Российской Федерации». Статья. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «X Камские чтения». г. Набережные Челны. - 2018 г.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы
Наша работа была посвящена проблемам конституционно- правовой защиты персональных данных в России.
В настоящее время мы наблюдаем информатизацию общества, которая характеризуется стремительным развитием технологий, научных достижений. Данный процесс во многом касается и персональных данных граждан: создаются и широко используются компьютеризированные базы данных о гражданах государственными и негосударственными структурами, зачастую между странами происходит информационный обмен на международном уровне. Так же следствием развития информационных технологий стал беспрецедентный по объему оборот персональных данных в сети Интернет. Все это придает особую актуальность и значимость конституционно- правовой защиты персональных данных граждан нашей страны и, соответственно, нашей работы.
Персональные данные как объект защиты представляют собой огромную кладезь информации. Тем самым повышается их ценность, а так же необходимость всесторонней защиты не только со стороны государства, но и самими гражданами.
Согласно действующему законодательству под « персональными данными» подразумевается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)».
В свою очередь «защита персональных данных» представляет собой сложный технологический процесс, который предупреждает нарушение конфиденциальности таких данных и обеспечивает безопасность информации в процессе управленческой, производственной деятельности и в целом жизнедеятельности граждан.
Конечно же, особой ценностью обладает информация, которая несет в себе данные о личной, индивидуальной и семейной жизни человека. Статья 2 Конституции Российской Федерации, закрепляющая основной принцип современного демократического общества гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Отсюда следует, что и информация, непосредственно затрагивающая частные интересы человека должна уважаться и защищаться государством.
Следует отметить, что благодаря действующим и принимаемым нормативно-правовым актам и научно-исследовательским работам направленных на защиту персональных данных, становиться ясно, что персональные данные являются конфиденциальной информацией и что за нарушение работы с ними наступает юридическая ответственность.
В настоящий момент законодательством предусматривается гражданская, уголовная, административная и дисциплинарная ответственность за нарушение Закона о персональных данных.
Естественно, человек не сможет чувствовать себя защищённым, пока существует угроза вторжения в частную жизнь посторонних лиц — как из праздного любопытства, так и с целью совершения мошеннических и других противоправных действий.
Так же нами было выяснено, что в настоящее время нет стабильной классификации защищаемой информации, а так же единой базы персональных данных. Все это говорит об отсутствии в научноисследовательской литературе единого мнения по вопросам о персональных данных. Да, в целом, данный институт изучается все глубже и тщательней, тем самым обеспечивая принятие множества законодательных актов, направленных на их качественную защиту. Но, ввиду быстрого технического прогресса и информатизации общества, создание правовой защиты различных видов информации, и персональных данных в частности, находится лишь на стадии становления. И даже огромное количество нормативно- правовых актов, направленных на их защиту не удовлетворяет потребностям современного общества.
Таким образом, в данное время существует проблема, которая касается создания единой базы персональных данных граждан нашей страны, нарушении прав граждан при отказе дать согласие на обработку своих персональных данных, что носит повсеместный массовый характер. А так же проблема доверия самих граждан в целостность и сохранность их сведений и информации.
Следовательно, необходимо сделать так, чтобы действующие нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных были всегда актуальны и соответствовали реалиям современного общества. Гражданам следует защищать свои права и законными методами бороться за возможность сохранения наряду с электронной традиционной системы учета персональных данных человека. А так же надлежит стремиться к расширению научно-исследовательской работы в данной сфере.
Указанное нами в работе многообразие правового регулирование, отсутствие практики толкования нормативных актов, регулирующих данную сферу, ее слабая изученность, малая защищенность, а так же невозможность рассмотрения всего спектра проблемных вопросов связанных с защитой персональных данных свидетельствует о том, что данный институт находится в постоянном развитии и наша работа является актуальной и востребованной.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 №11-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2014. - № 31- Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1995. - №67.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г.
Риме 04.11.1950) (вместе с «Протоколом [№1]» Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом №4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом №7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2001. - №2. - Ст. 163.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496- ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. -№17- Ст. 291.
5. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной
обработке персональных данных (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) ( вместе с Поправками к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных ( СДСЕ №108), позволяющими присоединение европейских сообществ, принятыми Комитетом Министров в Страсбурге 15.06.1999) // Собрание
законодательства Российской Федерации. -2014. -№5. -Ст. 419.
6. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 №1920-1// Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991 г. - №52.- Ст.1865.
7. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: федер. закон от 30.03.1998 г.№54- ФЗ // Российская газета. - 1998. -№67.
8. О почтовой связи: федер. закон от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ [в ред. от
29.06.2018] // Российская газета. -1999. -№140-141.
9. О государственной тайне: федер. закон от 21 июля 1993 г. №5485-1 [в ред. от 29.07.2018] // Российская газета. -1993. -№182.
10. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: федер. закон от 25 июня 1993 г. №5242-1 [в ред. от 03.04.2017] // Российская газета. -1993. -№152.
11. Об общественных объединениях: федер.закон от 19 мая 1995 г. №82- ФЗ [в ред. от 20.12.2017] // Российская газета. -1995. -№100.
12. Об оперативно- розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа
1995 г. №144-ФЗ [в ред. от 06.07.2016] // Российская газета. -1995. -№160
13. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня
1996 № 63-ФЗ[в ред. от 03.10.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№25. -Ст.2954.
14. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер.закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ [ в ред. от 05.02.2018] // Российская газета. -1997. - №190.
15. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер.закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ [в ред. от 23.04.2018] // Российская газета. -2001. -№151152.
16. О связи: федер. закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ [в ред. от 03.08.2018] // Российская газета. -2003. -№135.
17. О коммерческой тайне: федер. закон от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ [в ред. от 18.04.2018] // Российская газета. -2004. -№166
18. Об архивном деле в Российской Федерации: федер. закон от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ [в ред. от 28.12.2017] // Российская газета. -2004. - №237.
19. О кредитных историях: федер. закон от 30 декабря 2004 г. №218-ФЗ [в ред. от 03.08.2018] // Российская газета. -2005. -№2
20. О персональных данных: федер.закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ [в ред. от 31.12.2017] // Российская газета. -2006. -№165.
21. О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. №35- ФЗ [в ред. от 18.04.2018] // Российская газета. -2006. -№48.
22. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер.закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ [в ред. от 19.07.2018] // Российская газета. -2006.- №165.
23. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федер.закон от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ [в ред. от 07.02.2017] // Российская газета. - 2004.- №182.
24. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 ноября 1994 №51-ФЗ [в ред.от 03.08.2018]// Российская газета. - 1994. -№238-239.
25. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [ в ред. от 11.10.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №52 (ч. I) - Ст. 4921.
26. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ [в ред. от 11.10.2018] // Российская газета. -2001. -№256.
27. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ [в ред. от
30.10.2018] // Российская газета. -2001.- №256.
28. Жилищный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2004 №188-ФЗ [в ред. от 03.08.2018] // Российская газета. -2005. -№1.
29. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 [в ред.от 13.07.2015] // Российская газета. -1997. -№51.
30. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: постанов. Правительства РФ от 16 марта 2009 г. №228-П [в ред. от 25.09.2018] // Российская газета. -2009. -№49.
31. Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных: постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. №1119-П // Российская газета. - 2012. -№256.
32. Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных: постанов. Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. №1119-П// Российская газета. -2012. - №256.
33. Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации: постанов. Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. №687-П// Российская газета. -2008. -№200.
34. Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи: приказ Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. [ в ред. от 13.02.2018] (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 N 35442)// Российская газета. -2014. -№299.
35. Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению
уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения: приказ
Роскомнадзора от 30 мая 2017 г. №94-П [в ред. от 30.10.2018]// Российская газета. -2017. -№364.
36. Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2013 №28375): приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. №21 [в ред. от 23.03.2017] // Российская газета. -
2013. -№«107.
II Утратили силу
37. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. -1918.- №51. -Ст.582.
38. Об утверждении текста Конституции ( Основного Закона) РСФСР( вместе с «Конституцией ( Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»): Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925// Собрание Узаконений РСФСР. -1925.- №30. -Ст. 218.
39. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 [в ред .от 29.10.1976] // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. -1936. №283.
40. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята ВС СССР 7 октября 1977 г. [в ред. от 14.03.1990] // Ведомости ВС СССР. -1977. -№41. -Ст.617.
III Специальная литература
41. Амелин Р. В. , Богатырева Н. В., Волков Ю. В., Марченко Ю. А., Федосин А. С. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 №152- ФЗ «О персональных данных» (постатейный) // подготовлен для системы КонсультантПлюс. -2013.
42. Говоров В. К. Персональные данные - защита, хранение, учет, обезличивание // Кадровый вопрос. - 2014.- № 5. - 29 - 38 с.
43. Журавлев М. С. Персональные данные в трудовых отношениях: допустимые пределы вмешательства в частную жизнь работника // Информационное право. - 2013.- № 4.- 35 с.
44. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. -1995.- №2. -195-199 с.
45. Копылов В. А. Информационное право: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2002.- 512 с.
46. Кудряшова Н. Защита персональных данных в Российской Федерации // ЭЖ-Юрист. - 2014.- №41. - 1-3 с
47. Курченко А. В. Этапы и тенденции нормативно- правового регулирования оборота персональных данных в Российской Федерации // Информационное право. - 2009. - №4. 7-10 с.
48. Либерман К. Защита персональных данных организациями связи // Кадровый вопрос. - 2014.- № 5. - 45 - 53 с.
49. Лукашева Е. А. Права человека: учебник для вузов/ Лукашева Е.А. - М. : НОРМА-ИНФРА М, 2001. -573 с.
50. Медведева Т. М. О работе с персональными данными работников // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.- 2014.- № 21. - 77 - 88 с.
51. Назарова Д.Н. Проблемы правовой охраны операторами персональных данных // Информационное право. - 2010.- № 1.- 14 - 19 с.
52. Общая теория прав человека / Кол. авт.: В. А. Карташкин, Н. С. Колесова, A.M. Ларин и отв.ред. Е. А.Лукашева. М. , 1996.
53. Пфеффер А. Законодательство РФ в области персональных данных // Кадровый вопрос. - 2014.- № 5.5. - 39 - 44 с.
54. Стрельников В. Персональным данным - особую защиту // ЭЖ-Юрист.- 2013.- № 12.- 6 с.
55. Терещенко Л.К. Правовой режим персональных данных и безопасность личности // Закон. .- 2013- № 6.- 37 - 43 с.
56. Терещенко Л. К., Тиунов О. И. Правовой режим персональных данных // Журнал российского права. - 2014.- №12.- 42 - 49 с.
57. Тресков В. Персональные данные в новой обработке // ЭЖ-Юрист.-
2014. - № 4.- 2 с.
58. Туркиашвили А. М. Защита персональных данных личности как информационная функция современного государства // Современный юрист.
- 2013.- № 4. - 123 с.
59. Хужокова И. М. Эволюция содержания права на неприкосновенность частной жизни в России // Адвокатская практика. - 2006.- № 4.- 2 - 5 с.
60. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник- 4-е изд. , перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2005.- 167 с.
IV Судебная практика
61. Определение Приморского краевого суда от 19 января 2015 г. по делу № 33-470, 33-11759.
62. Постановление Нижегородского областного суда от 12 мая 2015 г. № 4а-288/2015;
63. Определение Московского городского суда от 10 ноября 2016 года по делу № 33-38783/16.
64. Апелляционное определение Санкт- Петербургского городского суда от 15.11.2016 № 33-22976/2016 по делу № 2-2932/2015.
65. Апелляционное определение Московского городского суда от
12.12.2016 по делу № 33-42101/2016.
66. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от
27.12.2016 № 18АП-15436/2016 по делу № А76-15768/2016.
67. Апелляционное определение Самарского областного суда от 02.06.2017 по делу № 33а-7253/2017.