Введение 3
1.Упражнения на отработку трудных и сверхтрудных звуков 4
2.Скороговорки и чистоговорки для подготовительной группы на дифференциацию звуков, отработку звуков 6
3.Упражнения для формирования интонационной выразительности речи 8
Заключение 12
Список использованных источников 13
Актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей с нарушениями речи определяется тем, какую роль в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе играeт правильная речь. Успешное формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Нельзя оставить без внимания, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных нарушений и вызвать различные дефекты устной и письменной речи ребенка. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки речи.
В многочисленных исследованиях отечественных логопедов, дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи (О. С. Орлова, В. И. Городилова, Ф. Ф. Рау Е. И., Радина), а именно, формирования произношения звуков (А. Н. Гвоздев, Г. А. Каше, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, Г. В. Чиркина и др.).
Цель работы: выполнить подбор упражнений, направленных на формирование звукопроизношения.
Задачи работы: подобрать упражнения на отработку трудных и сверхтрудных звуков; скороговорки и чистоговорки для подготовительной группы на дифференциацию звуков, отработку звуков; упражнения для формирования интонационной выразительности речи.
Методы работы: анализ педагогической, методической, специальной литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, звукопроизношение является важным аспектом речи и образует основу речевого процесса. Отметим, что формирование правильного произношения у детей представляет собой достаточно сложный процесс. Особые затруднения появляются при формировании у детей умения управлять собственным артикуляционным аппаратом, при развитии способности к восприятию обращенной речи, а также осуществлять наблюдение за собственной речью и речью других людей. У большинства детей наблюдается задержка процесса формирования правильного звукопроизношения. Звукопроизношение оказывает существенное воздействие на формирование языковых компетенций и развитие речевых коммуникаций ребенка.
Мы подобрали упражнения на отработку трудных и сверхтрудных звуков; подобрали скороговорки и чистоговорки для подготовительной группы на дифференциацию звуков, отработку звуков; упражнения для формирования интонационной выразительности речи. Данные коррекционно-развивающие упражнения разработаны в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. - М.: АСТ: Астрель 2009. - 230 с.
2. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 208 с.
3. Вавилина Н.Т. Особенности развития интонационной выразительности речи у детей с ОНР // Логопедия. - 2015. - № 5. - С. 20-38.
4. Ларина Е.А. Содержание и методика проведения коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та (ДВГГУ), 2015. - 65 с.
5. Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: Просвещение, 2016. - 160 с.
6. Шильникова Н.В. Игры для развития речи детей. - Витебск «Педагог» 2013. - 150 с.
7. Спивак Е.Н. Звуки Ш,Ж,Ч,Щ,С. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет - М.: Издательство ГНОМ, 2017. - 88 с.