Введение 3
1 Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности и маркетинга 6
1.1 Понятие и сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 6
1.2 Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия . 12
1.3 Система маркетинга как инструмент управления финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия 21
2 Комплексный анализ управления маркетингом ИП Хасанова 30
2.1 Характеристика деятельности торгового предприятия 30
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 35
2.3 Анализ системы маркетинга на предприятии ИП Хасанова 44
3 Направления совершенствования развития маркетинговой системы ИП
Хасанова 50
3.1 Разработка маркетинговых мероприятий по повышению эффективной
деятельности ИП Хасанова 50
3.2 Организационный план финансово-хозяйственной деятельности внедрения
маркетинговых мероприятий 58
3.3 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 61
Заключение 63
Список использованных источников 67
Приложение
Существование и успешное развитие предприятия в условиях рыночной экономики требует от него повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности продукции и услуг, эффективных форм хозяйствования и управления деятельностью, активизации предпринимательства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и т.д. Важную роль в решении этих задач играет комплексный анализ хозяйственной деятельности, с помощью которого вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности, оцениваются результаты деятельности как предприятия в целом, так и его подразделений и работников.
Основной целью анализа финансово-хозяйственной деятельности является получение небольшого количества наиболее информативных показателей, дающих объективную и точную картину финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Конечным финансовым результатом, характеризующим эффективность деятельности предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия, является прибыль. Прибыль — это важный обобщающий показатель оценки эффективности функционирования каждого субъекта хозяйственной деятельности, поскольку именно в прибыли аккумулируются результаты всех сторон деятельности.
В настоящее время любое предприятие сталкивается с серьезными финансовыми проблемами и жестокой конкурентной средой на отечественном и международном товарном рынке. В интересе выживания и гибкой реакции на динамику изменений рыночных условий, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспеченности высшего качества для выпускаемого продукта и предоставляемой услуги предприятия, возникают необходимости в совершенствовании системы маркетинга, что обуславливает актуальность темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы маркетинга с целью улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности и маркетинга;
- дать характеристику деятельности торгового предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- провести анализ системы маркетинга на предприятии ИП Хасанова;
- разработать маркетинговые мероприятия по повышению эффективной деятельности ИП Хасанова;
- составить организационный план финансово-хозяйственной деятельности внедрения маркетинговых мероприятий ;
- представить экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступает предприятие ИП Хасанова.
Предметом исследования — экономические отношения, возникающие в процессе управления маркетингом на предприятии .
Методологической основой исследования является диалектико - материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.
Теоретической базой работы послужили основные положения и выводы, сформированные в научных трудах отечественных и зарубежных экономистов Л.Е. Басовский, А.Н. Жилкина, И.Т. Балабанов, В.И. Подолякин, М.В. Кудина, В.Н. Бочаров, А.И. Гинзбург, В.З. Черняк и другие.
Информационными источниками написания выпускной
квалификационной работы являются научные труды по анализу финансово-хозяйственной деятельности и маркетингу, информационные источники, интернет источники, статьи из научных сборников и периодики, учебная и методическая литература, устав, годовая и финансовая отчетность ИП Хасанова.
Практическое значение написания выпускной квалификационной работы заключается в том, что на основе проведенного анализа управления маркетингом предприятия в современных экономических условиях разработаны мероприятия по совершенствованию маркетинговой системы, которые позволят улучшить показатели финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия. Данные направления могут применяться собственниками предприятия в целях улучшения показателей деятельности и повышения общей экономической эффективности деятельности и развития данного предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе проведенного исследования были рассмотрены теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности и маркетинга, проведен комплексный анализ управления маркетингом ИП Хасанова и определены направления совершенствования развития маркетинговой системы ИП Хасанова, на основании чего можно сделать следующие выводы.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния разнообразных факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки определенной информации.
В зависимости от направленности действия все факторы, влияющие на эффективность финансово-хозяйственной деятельности, объединены в две группы: позитивные и негативные. В зависимости от места возникновения факторы классифицируются на внутренние и внешние.
Обобщив существующие методики анализа и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и учитывая специфику деятельности анализируемого в работе предприятия, целесообразно проводить анализ и оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности по следующим направлениям: анализ экономических показателей деятельности; анализ финансовых показателей деятельности.
Под маркетингом понимается такой вид рыночной деятельности, при котором предприятием используется системный подход к решению хозяйственных проблем, а рынок с его требованиями являются критерием эффективности деятельности.
Управление маркетингом — это деятельность нацеленная на достижение прибыльности и эффективности деятельности предприятия. Управление маркетингом включает в себя определение позиций предприятия на рынке, средств планирования, организации, учета, контроля на всех стадиях деятельности организации. Сфера управления маркетингом нацелена на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов посредством решения определенных задач предприятия, таких как, получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и так далее.
Магазин женского нижнего белья «Lboutique» был основан в 2003 году в г. Набережные Челны. Основным направлением деятельности предприятия является продажа изделий нижнего белья.
По результатам проведенного анализа основных показателей деятельности ИП Хасанова можно отметить снижение эффективности управления затратами, снижение эффективности использования трудовых ресурсов и снижение эффективности деятельности предприятия.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности ИП Хасанова показал повышение платежеспособности предприятия на конец анализируемого периода, неустойчивое финансовое положение, вызванное недостатком собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат. Анализ финансовой устойчивости предприятия ИП Хасанова показал, что за анализируемый период финансовая устойчивость была высокой, на что указывает тот факт, что все показатели соответствовали своим нормативным значениям. Также наблюдается ухудшение финансовых результатов предприятия ИП Хасанова, что вызвано снижением спроса на продукцию предприятия. За анализируемый период можно отметить снижение эффективности деятельности предприятия ИП Хасанова, на что указывает снижение показателей рентабельности.
Маркетинговой деятельностью на предприятии ИП Хасанова занимается директор предприятия. Он основывает свою деятельность на маркетинговой информации, которая включает в себя внутреннюю и внешнюю информацию.
Проведенный анализ эффективности маркетинговой деятельности показал, что при росте вложений в маркетинг и сбыт, выручка от продаж предприятия ИП Хасанова снижалась. Все это позволяет сделать выводы относительно недостаточной эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
В результате проведенного исследования системы маркетинга предприятия ИП Хасанова были определены следующие недостатки маркетинговой деятельности:
- неэффективная политика в отношении клиентов;
- плохо налажены связи с целевой аудиторией и потенциальными клиентами рынка;
- недостаточно широкий охват целевой аудитории;
- слабая информированность рынка.
- Для того чтоб нейтрализовать выявленные недостатки и повысить эффективность деятельности предприятия ИП Хасанова были предложены следующие мероприятия:
- внедрение бенчмаркетинга в практику маркетинговой деятельности предприятия;
- повышение охвата целевой аудитории за счет рекламы;
- применение в деятельности предприятия маркетинговой концепции one-to-one;
- внедрение системы интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Общие затраты на осуществление маркетинговых мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия ИП Хасанова составят 355 тыс. руб. При этой, учитывая опыт организаций, которые реализовывали подобные мероприятия, предполагается, что рост выручки от реализации предприятия ИП Хасанова составит 20%.
Было определено, что за счет реализации предложенных маркетинговых мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия ИП Хасанова выручка от реализации увеличится на 1224,80 тыс. руб. или на 20 %, себестоимость продаж может увеличится на 355 тыс. руб. или на 6,77%. При этом валовая прибыль увеличится на 98,51%, прибыль от продаж увеличится в 2,18 раза, прибыль до налогообложения и чистая прибыль — в 2,23 раза.
Таким образом, предложенные маркетинговых мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия ИП Хасанова позволят значительно улучшить финансовые результаты деятельности предприятия.
Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий показала, что от реализации предложенных мероприятий ожидается получение экономического эффекта в виде прироста дополнительной величины прибыли, которые будут формировать общий экономический эффект в размере 869,8 тыс. руб. При этом экономическая эффективность мероприятий составит 3,45 руб.
Предложенные маркетинговые мероприятия по повышению эффективности деятельности ИП Хасанова можно считать экономически обоснованными, и рекомендовать руководству для повышения эффективности деятельности предприятия в современных экономических условиях.