Введение 3
Глава 1 Эволюция эмпирических исследований Чикагской социологической школы 5
1.1 История становления Чикагской социологической школы 5
1.2 Вклад Чикагской школы социологии в становление качественной методологии 13
Глава 2 Обзор эмпирических исследований Чикагской школы социологии 18
2.1 Анализ основных классических эмпирических исследований Чикагской школы социологии 18
2.2 Основные направления эмпирических исследований Чикагской социологической школы 22
Заключение 27
Список использованных источников 28
Актуальность исследования. Чикагская школа социологии является одной из наиболее популярных благодаря не только выдающимся социологам, но и в целом вкладу, который был сделан знаменитым Чикагским университетом. Сегодня он также остается одним из востребованных, и в нем обучается свыше 6 тысяч студентов, в том числе и на социологическом факультете. В 1892 году в Чикагском университете возник первый социологический факультет, который возглавил знаменитый социолог Л. Смолл. Именно благодаря его вкладу началась институциализация университетской социологии. Чикагская социологическая школа – это уникальное явление. Причем, она вызывает интерес не только у исследователей, которые заинтересованы в развитии социологической мысли, но и имеет значимость для развития социологии как академической дисциплины, ее утверждении именно в этом ключе. Основателем Чикагской школы социологии следует считать Р. Парка.
Чикагская социологическая школа – одна из первых и наиболее известных социологических школ. Она занимала доминирующее положение в наиболее значимый период развития американской социологии – в 1915-1935 годы. В целом, она оказала значительное влияние на развитие социологии во всем мире, поскольку ее направленность и ориентация на микроанализ сыграли важную роль в развитии мирового знания.
Цель исследования – изучить основные эмпирические исследования Чикагской школы социологии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть историю становления Чикагской социологической школы.
2. Охарактеризовать вклад Чикагской социологической школы в методологию науки.
3. Проанализировать классические эмпирические исследования Чикагской социологической школы.
Определить ключевые направления эмпирических исследований Чикагской социологической школы.
Объект исследования – эмпирические исследования.
Предмет исследования – эмпирические исследования Чикагской социологической школы.
Методы исследования: анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, методы классификации, синтез и обобщение.
Методологическую основу работы составили научные труды В.И. Добренькова, А.И. Кравченко, Е.Ф. Молевич и др. История становления социологии как науки раскрыта в учебных пособиях И.Ф. Девятко, В.П. Култыгина и др. Эволюция классических эмпирических исследований Чикагской социологической школы представлена в научных пособиях И.А. Громова, Е.И. Кукушиной и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Чикагскую школу невозможно представить без эмпирических исследований, проведенных чикагскими социологами (преимущественно в 20-е годы XX в. и преимущественно в Чикаго). Эмпирические исследования Чикагской школы социологии, как правило, были сосредоточены на социальных проблемах города и были увязаны с практическими запросами и социальной политикой.
Особенностью развития американской социологии стало то, что уже к 1910 году в стране было проведено практически 3 тысячи эмпирических исследований, которые предоставляли реальные факты о развитии общества и его отдельных сфер. В Европе до этого момента использовались универсальные теории, которые были одинаковы для изучения любых отраслей жизнедеятельности. По этой причине американская социология привлекла больше внимания: она была нацелена на то, чтобы проанализировать самые неприметные на первый взгляд направления в жизни человека, изучить его бытовую сферу, социальную жизнь, трудовую и профессиональную сферы. Главный предмет изучения социологии в Америке – это процесс социализации человека. Еще один предмет эмпирических исследований – проблемы труда и управления в данной сфере. Большой вклад в исследования сделал Ф. Тейлор, который впервые провел полное и комплексное исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда.
Наиболее значимый период развития чикагской школы – это активная деятельность так называемой большой четверки – В. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона и У. Томаса. Отличительными чертами творчества социологов данной школы были органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями. При этом главную роль для них все же играли эмпирические данные: исследователей больше интересовали конкретные факты, чем догадки и возможные предположения по тем или иным проблемам.