База исследования: МАДОУ №263 г. Барнаула (детский сад).
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 2 месяцев (5 мальчиков и 5 девочек).
Есть приложения с результатами экспериментов.
В этой работе можно поменять базу исследования и она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы технологии построения образовательного процесса физической культуры в старшей возрастной группе детей 6
1.1 Методические основы технологии построения образовательного процесса по физической культуре в старшей возрастной группе детей 6
1.2 Формы организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Планирование физического воспитания 12
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста 19
2.1 Организация и методика исследования 19
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения 36
Актуальность исследования. Забота о здоровье детей требует поиска новых средств, направленных на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний умений и навыков, воспитание психофизических качеств [34]. В настоящее время наблюдается повышение увеличение количества детей, у которых развитие физических качеств значительно отстает от нормы. Сказанное актуализирует изучение технологии построения образовательного процесса по физической культуре в старшей возрастной группе детей.
Степень изученности. Проблема организации физического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации раскрыта в научных трудах Л.Н. Волошина, Л.Ф.Тихомировой, Г.С. Туманян, Н.А. Фоминой и др. Л.Н. Волошин, Н.И. Крылова, Г.С. Туманян и др. разработали методику построения образовательного процесса физической культуры в дошкольной образовательной организации. Формы и средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах В.Г. Игнатович, В. Кудрявцева, Т.С. Никифоровой, Е.М. Сергиенко и др.
В настоящее время научно-обоснованной комплексной программы развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной деятельности. В физическом воспитании старших дошкольников существует противоречие между объективной необходимостью внедрения в практику работы с детьми данной категории эффективных средств физической культуры, имеющих направленность на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью методики применения данных средств в физическом воспитании старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Данное противоречие определяет проблему исследования.
Проблема исследования заключается в определении содержания технологии построения образовательного процесса по физической культуре в старшей возрастной группе детей.
Цель исследования – изучить технологию построения образовательного процесса по физической культуре в старшей возрастной группе детей.
Объект исследования – образовательный процесс по физической культуре.
Предмет исследования – технология построения образовательного процесса по физической культуре в старшей возрастной группе детей.
Гипотеза: технология построения образовательного процесса по физической культуре в старшей возрастной группе детей должна быть построена на основе учета возрастных особенностей детей, индивидуальных особенностей развития физических качеств детей, включать комплекс форм и методов физической культуры, что окажет положительное влияние на развитие физических качеств детей данной возрастной категории.
Задачи исследования:
1. Раскрыть методические основы технологии построения образовательного процесса по физической культуре в старшей возрастной группе детей.
2. Определить формы организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, методические аспекты разработки планирования физического воспитания.
3. Проанализировать особенности развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (ноябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (январь 2018 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели и уровни развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап (апрель 2018 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты эмпирического исследования.
База исследования: База исследования: МАДОУ №263 г. Барнаула.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 35 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Работа включает в себя 9 таблиц, 5 графиков, 2 рисунка.
Актуальность темы исследования бесспорна, так как физическое развитие и двигательные способности детей старшего дошкольного возраста находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий.
Основу развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста составляют систематические, раци¬онально подобранные и организованные физичес¬кие упражнения. Физические упражнения дают положительный реабилитационный эффект, когда они, во-первых, адекватны функциональным возможностям старшего дошкольника, а во-вторых, оказывают тренирующее дейс¬твие и повышают адаптационные возможности. В ряде случаев даже небольшие физические нагрузки оказывают оздоровительный эффект вне зависимости от того, увеличивается или нет при этом физическая работоспособность. Поэтому ис¬пользование физических упражнений даже низкой интенсивности оказывает крайне ценный эффект.
Процесс развития физических качеств у дошкольников, связан с развитием привычки к чистоте, соблюдению правил гигиены, с активным образом жизни, воздействии окружающей среды на здоровье человека. Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста происходит в организованной образовательной деятельности, в том числе и физической культурой, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности.
Учет психических и физических особенностей детей старшего дошкольного возраста и индивидуальный подход положительно влияют на развитие личности в целом каждого ребенка. Одни дети активны и более или менее самостоятельны, другие напротив, вялы, малоподвижны. Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста должны понимать, на какой стадии развития находится тот или иной дошкольник и какие задачи стоят перед ними на первом плане, чтобы при соблюдении специальных условий обучения можно было привести каждого ребенка к полному раскрытию его потенциала.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Результаты экспериментального исследования следующие:
1. Анализ результатов выполнения детьми старшего дошкольного возраста контрольных тестов позволил заключить, что необходимо спланировать работу по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, так как выявлены дети, у которых физические качества развиты на среднем и низком уровнях.
2. Результаты выполнения старшими дошкольниками функциональных проб «Проба Ашнера» и «Статистическая балансировка» позволяют заключить, что у 3 старших дошкольников (30%) у 2 (20%) детей функциональные возможности организма развиты в пределах возрастной нормы, у 5 (50%) дошкольников наблюдаются незначительные отклонения от нормы, наблюдаются низкие функциональные возможности организма.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Базелюк, Н.Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни человека / Н.Н. Базелюк // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2008. – № 2. – С. 237-239.
2. Бардиер, Г.Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г.Т. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – Санкт-Петербург: ДОРВАЛЬ, 2013. – 96 с.
3. Барзилович, Е.Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни / Е.Ю. Барзилович. – СПб.: Питер, 2013. – 415 с.
4. Волошин, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учеб. пособие / Л.Н. Волошин. – Москва: Инфра-М, 2005. – 241 с.
5. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – Москва: Школьная пресса, 2016. – 48 с.
6. Здоровьесберегающее пространство ДОУ / Под ред. Н.И. Крыловой. –Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
7. Игнатович, В.Г. Формирование культуры здорового образа жизни / В.Г. Игнатович // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С. 45-47 .
8. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
9. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – №1. – 2014. – С. 27-28.
10. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ /М.Н. Кузнецова. – Москва: Аркти, 2013. – 64 с.
11. Кулик, Г.И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ / Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко. – Москва: ТЦ Сфера, 2046. – 112 с.
12. Никифорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никифорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2017. – 84 с.
13. Новгородцева, Е.А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности / Е.А. Новгородцева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения 2011 г. – Москва: ТЦ «Сфера», С. 45-56.
14. Новикова, И.М. К вопросу об оценке эффективности модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Новикова // Дефектология. – 2016. – №5. – С. 21 – 30.
15. Новикова, И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей / И.М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 8. – С. 52-55.
16. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
17. Павлова, М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения / М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
18. Пащенко, Л.Г. Организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Л.Г. Пащенко. – Нижневартовск. Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 115 с.
19. Полетаева, Н.М. Акмеологическая позиция – ядро здоровой личности педагога и дошкольника / Н.М. Полетаева // Акмеология. – 2014. – № 4. – С. 29-35.
20. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни / Н.В. Потавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
21. Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования: Истоки. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Пара¬моновой. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
22. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – Москва: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.
23. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва]. – Москва: Просвещение, 2010. – 111 с.
24. Резер, Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности / Т.М. Резер // Педагогика. – 2016. – №5 – С. 29 – 34.
25. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 52-55.
26. Сайгушева, Л.И. Социально-педагогическая деятельность с семьёй в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие / Л.И. Сайгушева. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 172 с.
27. Сборник образовательный программ для дошкольных образовательных организаций / Под. ред. М.И. Ивановой. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 569 с.
28. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. – Москва: ИЦ Академия, 2010. – 272 c.
29. Сильченко, М. Формирование привычек здорового образа жизни / М. Сильченко // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 69-72.
30. Соколова, Е.Н. Формы взаимодействия ДОУ и семьи / Е.Н. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2013. – №4. – С. 53-57.
31. Соколова, Л.А. Физическое воспитание детей 5-6 лет / Л.А. Соколова. – Санкт-Петербург: ИПЦ КАРО, 2012. – 152 c.
32. Тихомирова, Л.Ф. Формируем у детей дошкольного возраста отношение к своему здоровью /Л.Ф.Тихомирова // Детский сад. – 2016. – №4. С.40 – 49.
33. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для вузов / Г.С. Туманян. – Москва: Академия, 2016. – 336 с.
34. ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва: Просвещение 2016. – 36 с.
35. Фомина, Н.А. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью дошкольной образовательной организации / Н.А. Фомина // Успехи современной науки и образования. – 2016. – №4. – Т. 1. – С. 68 – 72.
36. Ципин, Л.Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями: учеб. пособие / Л.Л. Ципин. – Санкт-Петербург: Копи-Р Групп, 2012. – 103 с.
37. Цыганова, И.М. Адаптивная физкультура / И.М. Цыганова. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 306 с.
38. Юшкевич, Т.П. Тренажеры в спорте / Т.П. Юшкевич, Е.В. Васюк, В.А. Буланова. – Москва: Физкультура и спорт, 2009. – 320 с.
39. Юрчик, Р.О. Физическое воспитание в ДОУ / Р.О. Юрчик // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 52-55.
40. Янкелевич, Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет / Е.И. Янкевич. – Москва: Физкультура и спорт, 2010. – 208 c.