Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение особенностей судорожных явлений у детей старшего дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания

Работа №45073

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы36
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев. Согласно заключению логопеда у 6 старших дошкольников диагностирована невротическая форма заикания, у 4 – неврозоподобная форма заикания
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого вуза или города.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы проявления особенностей судорожных явлений у детей старшего дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания 6
1.1. Заикание: причины, виды, симптоматика 6
1.2. Особенности судорожных явлений у детей старшего дошкольного возраста с разными формами заикания 10
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей судорожных явлений у детей старшего дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания 17
2.1. Организация и содержание экспериментального исследования 17
2.2. Качественный и количественный анализ экспериментального исследования 21
2.3. Результаты изучения особенностей судорожных явлений у детей с невротической и неврозоподобной формой заикания 26
Выводы по 2 главе 29
Заключение 30
Библиографический список 31
Приложение 33

Актуальность исследования. Первым и важнейшим условием становления у ребенка предпосылок для успешной социальной адаптации является своевременное и полноценное овладение речью. Ограниченность, затрудненность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Нескорректированные в дошкольном возрасте те или иные дефициты развития обязательно отразятся на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем – на выборе профессии. Заикание является одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции.
Возникновению заикания невротической формы предшествует сильный стресс, нервное потрясение. Такая форма патологии может возникнуть у детей в 2-6 лет с нормальным развитием. Иногда отмечаются клинические судороги, которые усиливаются во время нервного напряжения в начале речи. Такой вид заболевания называют логоневрозом. Невротическое заикание делят на три вида, в зависимости от особенностей речи. Клоническая форма проявляется в многократном повторении некоторых звуков, слогов, слов. Тоническое заикание диагностируют при наличии длинных пауз, излишней протяжности и растянутости слов. Существует и смешанный вид, когда разные типы патологии чередуются. Неврозоподобное заикание свидетельствует о наличии различных мозговых нарушений, возникает в 3-4 года во время интенсивного речевого развития. Дети с такой патологией быстро устают, они раздражительны, иногда наблюдаются психиатрические отклонения.
Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество исследований проявления заикания и способов его коррекции, особенности судорожных явлений у детей старшего дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания изучены недостаточно полно.
Объект исследования – судорожные явления при невротической и неврозоподобной форме заикания.
Предмет исследования – особенности судорожных явлений у детей старшего дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания.
Цель исследования – изучить особенности судорожных явлений у детей старшего дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «заикание», причины, виды, симптоматику.
2. Определить особенности проявления заикания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности судорожных явлений у детей старшего дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием, будут выявлены множественные нарушения интонационной стороны речи в разной степени, которая будет зависеть от того, на какой основе развился данный речевой дефект: органической или функциональной.
Методы исследования:
- теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
- экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Н.А. Жуковой, И.А. Поваровой, В.В. Черныш и др. И. Сикорский, Е.Н. Яцук и др. раскрыли сущность понятия «заикание», определив его основные причины. В работах Л.Я. Миссуловина, Е.Н. Садовниковой и др. определены особенности судорожных явлений при невротической и неврозоподобной форме заикания. В исследованиях Г.А. Волковой, Ю.В. Терентьевой и др. охарактеризованы проявления заикания у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментального исследования могут быть учтены логопедами детских садом при планировании коррекционного процесса с детьми, имеющими невротическую и неврозоподобную формы заикания.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заикание – это сложный симптомокомплекс, негативно влияющий на формирование человеческой личности. Большинство логопедов-практиков признают низкую эффективность коррекционной работы при заикании, высокую вероятность рецидивов. Патогенез заикания требует дальнейшего изучения для разработки методик, дающих гарантированные результаты. Старший дошкольный возраст является оптимальным временем для устранения заикания и развития выразительной свободной речи, т.к. ребенок еще не осознает в полной мере свой дефект и, следовательно, не фиксируется на нем. При заикании в той или иной степени нарушены все компоненты просодики, что пагубно отражается на коммуникативных способностях ребенка, способствует снижению его речевой активности.
На основании количественного и качественного анализа результатов экспериментального исследования удалось определить уровень развитости наиважнейших характеристик речевой выразительности: темпа, ритма, тембра, логического ударения и интонационной выразительности. Отметим, что сила и высота голоса, интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания развиты в основном на среднем и низком уровнях. При определении повествовательной интонации дошкольниками с низким уровнем допускаются ошибки даже при подчеркнуто монотонном тихом произнесении. У дошкольников со средним уровнем ошибки встречаются только при дифференциации восклицательной и вопросительной интонации, после 1-2 повторов дети сами исправляются. Дети данной группы хорошо повторяют интонацию только после образца (на каждое предложение), самостоятельно воспроизвести не могут.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена результатами диагностики: заикание глобально нарушает просодику, что требует комплексной коррекции речевой деятельности ребенка во всех сферах его активности.



1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е. С. Алмазова. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 192 с.
2. Бахматова, З. Н. Плавно, медленно, красиво… Система работы по устранению заикания у старших дошкольников и младших школьников [Текст] / З. Н. Бахматова, И. А. Фридрих. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 225 с.
3. Власова, Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов [Текст] / H. A. Власова // Логопедия: Заикание: Хрестоматия; сост. Л.И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М.: Академия, 2013. – 125 с.
4. Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров) [Текст] Учебник / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: КноРус, 2017. – 270 с.
5. Волкова, Г. А. К вопросу о дизонтогенезе подражания заикающихся дошкольников [Текст] / Г. А. Волкова // Логопед в детском саду. – 2016. – № 5. – С. 42-45.
6. Воронцова, Т. Коррекция дефектов речевого развития на примере заикания [Текст] / Т. Воронцова // Дефектология. – 2011. – №2. – С. 62-66.
7. Ворошилова, Е. Л. Коррекция заикания у дошкольников [Текст] / Е. Л. Ворошилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 263 с.
8. Жинкин, Н. И. Психолингвистика. Избранные труды [Текст] / Н. И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2014. – 288 с.
9. Жукова, Н. А. Снижение мышечного тонуса у заикающихся [Текст] / Н. А. Жукова // Логопед. – 2014. – № 2. – С. 30-32.
10. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т .Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.
11. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст] / Е. В. Лаврова. – М.: Академия, 2012. – 463 с.
12. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – СПб.: Речь, 2015. – 241 с.
13. Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / С. В. Леонова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 127 с.
14. Миссуловин, Л. Я. Исследование этиологии заикания за рубежом в ХХ и в начале ХХI века [Текст] / Л. Я. Миссуловин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2011. – №3. – С. 80-83.
15. Мещерякова, Н. П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников [Текст] / Н. П. Мещерякова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 141 с.
16. Набиева, Т. Н. Основные факторы риска возникновения заикания [Текст] / Т. Н. Набиева // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 18-23.
17. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – 3-е изд. [Текст] / И. А. Поварова. – М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012. – 274 с.
18. Преодоление заикания у дошкольников [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. − М.: Сфера, 2009. −114 с.
19. Садовникова, Е. Н. К вопросу о заикании [Текст] / Е. Н. Садовникова // Коррекционная педагогика. – 2017. – № 6. – С. 48-54.
20. Сикорский, И. А. Заикание [Текст] / И. А. Сикорский. – М.: Наука, 2013. – 192 c.
21. Терентьева, Ю. В. Социально-психологические особенности детей с заиканием [Текст] / Ю. В. Терентьева // Дефектология. – 2010. – № 4. – С. 74-77.
22. Трошин, О. В. Логопсихология: Учебное пособие [Текст] / О. В. Трошин. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
23. Федоренкова, Е. В. Основные принципы постановки диафрагмально-релаксационного типа дыхания у дошкольников с заиканием [Текст] / Е. В. Федоренкова // Логопед в дет. саду. – 2017. – № 6. – С. 52-60.
24. Черныш, В. В. Заикание.net. Лечение заикания у детей и взрослых (+ DVD-ROM) [Текст] / В. В. Черныш, А. А. Блудов. – М.: Наука и техника, 2016. – 160 c.
25. Яцук, Е. Н. Дети с расстройствами речи как проблема работы логопеда [Текст] / Е. Н. Яцук // Дефектолог. – 2014. – №2. – С. 26-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ