Введение 3
1 Общая характеристика понятия и особенностей научной картины мира 5
2 Специфика и особенности механической картины мира 7
Заключение 11
Список использованных источников 12
Актуальность исследования. В целом, научную картину мира можно охарактеризовать как компонент в структуре научного познания мира. Данный термин (применительно к физике) в научный оборот ввел немецкий физик Генрих Рудольф Герц.
Механическая картина мира формировалась под влиянием материалистических представлений о материи, а также формах ее существования. Основополагающими идеями рассматриваемой картины являются классический атомизм, восходящий к Демокриту, а также механицизм.
Само становление механистической картины закономерно связывают с именем итальянского физика, механика, астронома, математика, философа Галилео Галилея, в свою очередь впервые применившего для исследования природы экспериментальный метод в совокупности с измерениями исследуемых величин и дальнейшей математической обработкой полученных результатов.
Безусловно, учитывая существенный вклад Галилео Галилея необходимо отметить, что ядром механической картины мира является механика Исаака Ньютона. Именно поэтому считаем целесообразным сделать акцент на изучении особенностей механической картины мира именно в этот хронологический период.
Цель исследования заключается в комплексном анализе особенностей и закономерностей механической научной картины мира и ее вклада в развитие науки.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и обобщить научные материалы по заявленной проблематике, определить уровень ее теоретической разработки;
2. Охарактеризовать значение термина «научная картина мира»;
3. Проанализировать детерминанты, влияющие на процесс формирования научной картины мира;
4. Раскрыть и проанализировать специфику и особенности механической картины мира.
Объектом исследования выступает современная научная картина мира.
Предметом исследования является изучение механической картины мира.
Методы исследования. Для работы в рамках заявленной проблематики применялся системный подход, в основе которого лежит исследование механической картины мира, как сложной целостной управленческой системы, это в свою очередь означает, что проблема рассматривается не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой. Идиографический метод помог определить уникальность и неповторимость индивидуальных особенностей формирования и закономерностей развития механической картины мира.
Теоретической базой исследования послужили работы известных отечественных исследователей в области заявленной проблематики. Так, например, Сергей Александрович Лебедев в своей работе сформулировал понятие «научной картины мира», а также охарактеризовал ее особенности.
Рафаэль Юсупович Рахматуллин, а также Александр Михайлович Старостин свои труды посвятили изучению специфики механической картины мира, а также ее особенностям и закономерностям.
Структура работы представлена введением, в котором раскрыты актуальность, объект, предмет, цель и задачи работы. Основная часть работы состоит из двух параграфов. В заключении отражены результаты и выводы по представленному исследованию, согласно поставленным целям и задачам. Завершает структуру работы список использованных источников, позволивших детально рассмотреть и изучить некоторые аспекты в рамках заявленной темы.
Таким образом, на основе изученного и проанализированного материала можно резюмировать следующее. Под термином научная картина мира следует понимать совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности.
Развитие механистической картины мира было обусловлено в основном развитием механики. Успех механики Исаака Ньютона в значительной мере способствовал абсолютизации ньютоновских представлений, что в свою очередь выразилось в попытках свести все многообразие явлений природы к механической форме движения материи. Такая точка зрения получила название механистического материализма (механицизм). Однако развитие физики показало несостоятельность данной методологии. Это было связано с тем, что описать тепловые, электрические, а также магнитные явления, опираясь при этом на законы механики, а также движение атомов и молекул этих физических явлений не представлялось возможным. В результате в XIX веке в физике наступил кризис, свидетельствовавший о том, что физика нуждалась в существенном изменении и пересмотре своих взглядов на мир. Оценивая механистическую картину мира как один из этапов развития физической картины мира, необходимо учитывать, что с развитием науки основные положения механистической картины мира не были просто отброшены. Развитие науки лишь раскрыло относительный характер механистической картины мира. Отметим также и то, что несостоятельной оказалась не сама механистическая картина мира, а ее исходная философская идея – механицизм. Наряду с этим в недрах механистической картины мира начали зарождаться и оформляться элементы новой – электромагнитной картины мира. Обобщая вышеизложенное, отметим, что механическая картина мира представляла собой фундамент, на котором зарождались и оформлялись последующие научные картины мира, опирающиеся на идеи глобального эволюционизма механической картины мира.
1. Лебедев, С. А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический проект, 2004. – 320 с.
2. Меховникова, В. В. Механическая картина мира // Вестник научных конференций. - 2015. - № 3-1 (3). – С. 85-87.
3. Рахматуллин, Р. Ю. Наглядные представления в научной картине мира // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - С. 141-142.
4. Старостин, А. М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для бакалавров. – Ростов н/Д.: Дониздат, 2012. – 584 с.
5. Что такое атомизм [Электронный ресурс] / Национальная философская энциклопедия. – URL: http://terme.ru/termin/atomizm.html. - (Дата обращения 31.05.2018).