ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ, ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ
|
Введение 3
1. Теоретические основы единого сельскохозяйственного налога 6
1.1. Экономическая сущность единого сельскохозяйственного налога 6
1.2. Исторические этапы возникновения и развития
единого сельскохозяйственного налога 15
1.3. Зарубежный опыт налогообложения деятельности
сельскохозяйственных товаропроизводителей 23
2. Действующая практика применения единого сельскохозяйственного
налога в Российской Федерации 29
2.1. Анализ финансовых показателей деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей 29
2.2. Механизмы формирования налоговых
обязательств сельскохозяйственными товаропроизводителями 40
2.3. Анализ поступления налоговых платежей от деятельности
сельскохозяйственных товаропроизводителей 46
3. Совершенствование применения единого сельскохозяйственного налога 58
3.1. Направления совершенствования единого сельскохозяйственного налога 58
3.2. Применение зарубежного опыта в целях реформирования
единого сельскохозяйственного налога в Российской Федерации 70
Заключение 90
Список использованных источников 96
Приложения
1. Теоретические основы единого сельскохозяйственного налога 6
1.1. Экономическая сущность единого сельскохозяйственного налога 6
1.2. Исторические этапы возникновения и развития
единого сельскохозяйственного налога 15
1.3. Зарубежный опыт налогообложения деятельности
сельскохозяйственных товаропроизводителей 23
2. Действующая практика применения единого сельскохозяйственного
налога в Российской Федерации 29
2.1. Анализ финансовых показателей деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей 29
2.2. Механизмы формирования налоговых
обязательств сельскохозяйственными товаропроизводителями 40
2.3. Анализ поступления налоговых платежей от деятельности
сельскохозяйственных товаропроизводителей 46
3. Совершенствование применения единого сельскохозяйственного налога 58
3.1. Направления совершенствования единого сельскохозяйственного налога 58
3.2. Применение зарубежного опыта в целях реформирования
единого сельскохозяйственного налога в Российской Федерации 70
Заключение 90
Список использованных источников 96
Приложения
Сельское хозяйство в Российской Федерации является важной частью экономики страны, можно сказать, что это приоритетное направление. В условиях сложившейся экономической обстановки в мировом сообществе, когда против России приняты санкции, на которые наша страна ввела ответные меры и запретила ввоз продукции из отдельных стран мира - развитие сельского хозяйство актуально как никогда.
Правительством Российской Федерации была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, целью, которой является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий и другие. Одной из задач программы - это повышение эффективности системы налогообложения сельского хозяйства.
Единый сельскохозяйственный налог - это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. Единый сельскохозяйственный налог был введен для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.
Данная система налогообложения способствует углублению аграрных преобразований, укреплению доходной части бюджета соответствующего уровня и государственных внебюджетных фондов, созданию экономических и правовых взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий и органов власти, повышению социальной защиты жителей села, также учитывает особенности сельскохозяйственной деятельности - сезонность, большой срок окупаемости оборудования.
Единый сельскохозяйственный налог оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий. Ведь он освобождает юридические лица от уплаты таких налогов, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, освобождаются от уплаты налогов на доходы физических лиц, на имущество физических лиц, налог на добавленную стоимость.
Применение единого сельскохозяйственного налога способствует достижению целей, предусмотренных государственной программой развития сельского хозяйства, а значит, играет немалую роль в жизни производителей сельского хозяйства, кроме того эта система налогообложения вносит значительный вклад в бюджет Российской Федерации, выполняя свою основную функцию - фискальную, тем самым обеспечивая доходную часть бюджета.
В настоящее время единый сельскохозяйственный налог имеет определенные проблемы при его исчислении и применении. Доказательством этого служат многочисленные споры по вопросам исчисления единого сельскохозяйственного налога, рассматриваемых Арбитражными судами Российской Федерации.
При совершенствовании системы налогообложения сельского хозяйства необходимо также учитывать зарубежную практику налогообложения в данной области. Для этого необходимо изучить зарубежный опыт налогообложения сельскохозяйственных производителей и проанализировать возможность его точечного применения на территории Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение теоретических основ и практических аспектов единого сельскохозяйственного налога в Российской Федерации и зарубежных странах, а также выявление проблем и путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые определили логику исследования:
- рассмотрение экономической сущности единого сельскохозяйственного налога;
- определить исторические этапы возникновения и развития единого сельскохозяйственного налога;
- рассмотреть зарубежный опыт налогообложения деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- изучить механизмы формирования налоговых обязательств сельскохозяйственными товаропроизводителями;
- провести анализ финансовых показателей деятельности сельскохозяйственныхпроизводителей в Российской Федерации;
- провести анализ поступления налоговых платежей от деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- рассмотреть направления совершенствования единого
сельскохозяйственного налога;
- изучить возможность применения зарубежного опыта в целях реформирования единого сельскохозяйственного налога в РФ.
Теоретические и прикладные аспекты налогового регулирования агропромышленного комплекса рассматривали А.Н. Акжигитова, В.И. Братцев, Н.Г. Варакса, Г.А. Гончаренко, Ю.Н. Иванова, Н.Ф. Зарук, В.В. Казаков, А.Г.Казьмин, А.К. Камалян, П.Д. Косинский, С.В. Маркелова, Б.Г. Маслов, А.Ю. Рыманов, Е.В. Серова, Н.Н. Тюпакова.
Правительством Российской Федерации была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, целью, которой является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий и другие. Одной из задач программы - это повышение эффективности системы налогообложения сельского хозяйства.
Единый сельскохозяйственный налог - это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. Единый сельскохозяйственный налог был введен для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.
Данная система налогообложения способствует углублению аграрных преобразований, укреплению доходной части бюджета соответствующего уровня и государственных внебюджетных фондов, созданию экономических и правовых взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий и органов власти, повышению социальной защиты жителей села, также учитывает особенности сельскохозяйственной деятельности - сезонность, большой срок окупаемости оборудования.
Единый сельскохозяйственный налог оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий. Ведь он освобождает юридические лица от уплаты таких налогов, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, освобождаются от уплаты налогов на доходы физических лиц, на имущество физических лиц, налог на добавленную стоимость.
Применение единого сельскохозяйственного налога способствует достижению целей, предусмотренных государственной программой развития сельского хозяйства, а значит, играет немалую роль в жизни производителей сельского хозяйства, кроме того эта система налогообложения вносит значительный вклад в бюджет Российской Федерации, выполняя свою основную функцию - фискальную, тем самым обеспечивая доходную часть бюджета.
В настоящее время единый сельскохозяйственный налог имеет определенные проблемы при его исчислении и применении. Доказательством этого служат многочисленные споры по вопросам исчисления единого сельскохозяйственного налога, рассматриваемых Арбитражными судами Российской Федерации.
При совершенствовании системы налогообложения сельского хозяйства необходимо также учитывать зарубежную практику налогообложения в данной области. Для этого необходимо изучить зарубежный опыт налогообложения сельскохозяйственных производителей и проанализировать возможность его точечного применения на территории Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение теоретических основ и практических аспектов единого сельскохозяйственного налога в Российской Федерации и зарубежных странах, а также выявление проблем и путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые определили логику исследования:
- рассмотрение экономической сущности единого сельскохозяйственного налога;
- определить исторические этапы возникновения и развития единого сельскохозяйственного налога;
- рассмотреть зарубежный опыт налогообложения деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- изучить механизмы формирования налоговых обязательств сельскохозяйственными товаропроизводителями;
- провести анализ финансовых показателей деятельности сельскохозяйственныхпроизводителей в Российской Федерации;
- провести анализ поступления налоговых платежей от деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- рассмотреть направления совершенствования единого
сельскохозяйственного налога;
- изучить возможность применения зарубежного опыта в целях реформирования единого сельскохозяйственного налога в РФ.
Теоретические и прикладные аспекты налогового регулирования агропромышленного комплекса рассматривали А.Н. Акжигитова, В.И. Братцев, Н.Г. Варакса, Г.А. Гончаренко, Ю.Н. Иванова, Н.Ф. Зарук, В.В. Казаков, А.Г.Казьмин, А.К. Камалян, П.Д. Косинский, С.В. Маркелова, Б.Г. Маслов, А.Ю. Рыманов, Е.В. Серова, Н.Н. Тюпакова.
Уровень развития сельского хозяйства играет значительную роль в экономической системе любого государства. Вступление России во Всемирную торговую организацию и, как следствие, усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, высокий уровень государственной поддержки сельскохозяйственной деятельности за рубежом создают непосредственную угрозу для национальной экономики и ее аграрного сектора. В этой связи Российской Федерацией предпринимаются попытки по оздоровлению сельскохозяйственной отрасли с использованием различных методов государственного регулирования, в том числе с применением специальной системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога.
Применение единого сельскохозяйственного налога предусматривает уплату единого налога и ряда других налогов, а также освобождает от уплаты налога на имущество, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого
сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового Кодекса Российской Федерации.
С одной стороны, единый сельскохозяйственный налог является льготным налоговым режимом и дает применяющим ее предпринимателям преимущества по сравнению с компаниями на общем режиме налогообложения. Сельхозпроизводители применяют налоговую ставку 6% с разницы между полученными доходами и произведенными расходами. С другой стороны, его применение накладывает на сельхозпроизводителей ограничения по деятельности, которые обусловлены требованиями действующего законодательства, а также сложившейся конъюнктурой на рынке
сельхозпродукции.
В ходе исследования, анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по единому сельскохозяйственному налогу показал, что за 2008¬2016 годы отмечается рост налоговой базы и ее составляющих как по всем плательщикам единого налога в совокупности, так и отдельно по организациям и индивидуальным предпринимателям. Между тем количество производственных единиц, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, нестабильно: отмечается рост числа налогоплательщиков с 2009 по 2010 год, затем их число постепенно снижается. Вышеописанная тенденция присуща показателям единого сельскохозяйственного налога как в целом по стране, так и в отдельном федеральном округе (Приволжский федеральный округ) и субъекте Российской Федерации (Республика Татарстан).
Существенно увеличилась налоговая база сельскохозяйственных товаропроизводителей по единому налогу: с 0,46 млрд. рублей в 2008 году до 1,5 млрд. рублей в 2016 году, то есть в 3,2 раза. В то же время сумма убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу за налоговый период, нестабильна: в 2010 она составляла 0,13 млрд. рублей, в 2011 году - 0,07 млрд. рублей, в 2012 году - 0,13 млрд. рублей, в 2013 году - 0,34 млрд. рублей, в 2014 году - 0,11 млрд. рублей, в 2015 году - 0,11 млрд.рублей, в 2016 году - 0,2 млрд.рублей. Высокими темпами растет сумма исчисленного единого сельскохозяйственного налога. Так, за период 2008-2016 годы она увеличилась в 30 раз, что в абсолютном выражении составляет 0,783 млрд. рублей.
С 2013 по 2017 год произошло увеличение поступлений единого сельскохозяйственного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации. За анализируемый период рост поступлений составил 7,9 млрд. рублей: с 4 млрд. рублей в 2013 году до 11,9 млрд. рублей в 2017 году. Темп роста показателя суммы поступлений единого сельскохозяйственного налога за период 2013-2017 составил 297,5%. Отдельно стоит отметить, что наибольший темп роста за рассматриваемый период приходится на 2016 год, когда сумма поступлений единого сельскохозяйственного налога в 2016 году составила 11,5 млрд. рублей, что больше значения того же показателя 2015 года в 1,6 раз. В разрезе федеральных округов наибольшая сумма поступлений приходится на Южный Федеральный округ, затем следуют Северо-Западный федеральный округ и Дальневосточный федеральный округ. Лидером поступлений единого сельскохозяйственного из субъектов Российской Федерации является Краснодарский край. Вышеописанное позволяет сделать вывод о том, что огромное влияние на собираемость единого налога оказывает экономико¬географическое положение региона.
Опыт развитых стран в сфере налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей показал, что Российская практика налогообложения агропромышленного комплекса слабо учитывает особенности ведения бизнеса в данной сфере. Эти особенности не так заметны в других отраслях народного хозяйства, но именно в агропромышленном секторе они оказывают большое влияние на получение финансового результата сельскохозяйственными организациями. Зависимость от природно-климатических условий, уровень плодородия почв, сезонность производства, уровень доходности, нерегулярность поступления денежных средств и другие объективные факторы оказывают прямое влияние на эффективность отрасли.
При рассмотрении механизма применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации были выявлены следующие проблемы:
- малопривлекательные условия перехода на применение единого сельскохозяйственного налога (высокая доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общей доле выручки - 70%). Согласно данному критерию, сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели начиная свою деятельность должны применять общую систему налогообложения. Поскольку, только начиная свою деятельность, эти субъекты хозяйствующей деятельности не имеют никакой выручки, и тем более не выдерживают указанный семидесятипроцентный порог. Соответственно, возникают сомнения в экономической обоснованности данного критерия и необходимость его снижения;
- преждевременное и экономически необоснованное введение единой 6% ставки для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога. Налоговая ставка при уплате единого сельскохозяйственного налога устанавливается в размере 6% для всех регионов страны, причем не все регионы России имеют одинаковые по плодородию почвы и одинаковую прибыль от занятия сельским хозяйством. Природные экосистемы, включенные в ландшафты сельскохозяйственных территорий, играют очень важную роль в развитии сельскохозяйственной отрасли. Большая их часть является продуктивными угодьями и используется для производства сельскохозяйственной продукции (животноводческой, прежде всего, но также продукции пчеловодства и рыбоводства);
- потеря потенциальных и реальных контрагентов в силу невозможности для них принять к вычету налог на добавленную стоимость и, следовательно, ограничение рынка сбыта продукции, отсутствие права предъявить к вычету из бюджета налог на добавленную стоимость. Суммы налога на добавленную стоимость, как и все расходы при едином сельскохозяйственном налоге, признаются лишь после оплаты. В то время как на общем режиме налогообложения организация может получить вычет входного налога на добавленную стоимость, не дожидаясь момента оплаты. Возможность возмещения налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцом, является бесспорной в случае соблюдения последним формальных признаков, названных в Налоговом кодексе Российской Федерации, вне зависимости, является ли продавец плательщиком налога на добавленную стоимость или нет. Следуя этой позиции, покупатель продукции не должен следить за тем, исполнил ли продавец налоговую обязанность по налогу на добавленную стоимость должным образом. Налог на добавленную стоимость принимается к зачету даже в случае, если продавец не заплатит налог на добавленную стоимость, выставленный покупателю. Если покупатели являются плательщиками налога на добавленную стоимость, они теряют возможность возмещать данный налог из бюджета. В таком случае для сохранения места на рынке и конкурентоспособности своей продукции сельхозпроизводитель вынужден снижать цены на соответствующую сумму налога. Таким образом, выручка отреализации сельхозпродукции без налога на добавленную стоимость и увеличенные на сумму уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость расходы значительно уменьшают доходность бизнеса;
- ограничение расходных статей.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период поединому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.
Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога не изъявляют желания улучшить плодородие почв, провести научные исследования и опытно-конструкторские разработки, так как не имеют возможности учесть затраты, связанные с данной деятельностью в составе своих расходов, что отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.
1. Целесообразно снизить долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в величине общей выручки с 70% до 50%, что позволит увеличить количество организаций и индивидуальных предпринимателей, которые будут иметь возможность применять единый сельскохозяйственный налог.
2. Необходимо при исчислении единого сельскохозяйственного налога ввести поправочный коэффициент Кесхн, зависящий от территориальных особенностей осуществления деятельности, который бы корректировал налогооблагаемую базу по единому сельскохозяйственному налогу в сторону уменьшения или увеличения, что позволит создать более благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности в регионах Российской Федерации и повышению их инвестиционной привлекательности.
3. Для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога
необходимо на добровольно основе представить право выбора статуса налогоплательщика налога на добавленную стоимость, что позволит нормализовать экономические взаимоотношения между
сельхозпроизводителями и переработчиками сельхозпродукции, послужит стимулом для повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора, а бюджет государства получит дополнительные финансовые ресурсы в связи с расширением круга плательщиков налога на добавленную стоимость.
4. Следует расширить перечень расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, за счет включения в данный перечень расходов на улучшение и восстановление плодородия почвы, на рекультивацию земель, на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, что позволит повысить привлекательность единого сельскохозяйственного налога для его использования большим числом сельскохозяйственных производителей.
Применение единого сельскохозяйственного налога предусматривает уплату единого налога и ряда других налогов, а также освобождает от уплаты налога на имущество, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого
сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового Кодекса Российской Федерации.
С одной стороны, единый сельскохозяйственный налог является льготным налоговым режимом и дает применяющим ее предпринимателям преимущества по сравнению с компаниями на общем режиме налогообложения. Сельхозпроизводители применяют налоговую ставку 6% с разницы между полученными доходами и произведенными расходами. С другой стороны, его применение накладывает на сельхозпроизводителей ограничения по деятельности, которые обусловлены требованиями действующего законодательства, а также сложившейся конъюнктурой на рынке
сельхозпродукции.
В ходе исследования, анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по единому сельскохозяйственному налогу показал, что за 2008¬2016 годы отмечается рост налоговой базы и ее составляющих как по всем плательщикам единого налога в совокупности, так и отдельно по организациям и индивидуальным предпринимателям. Между тем количество производственных единиц, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, нестабильно: отмечается рост числа налогоплательщиков с 2009 по 2010 год, затем их число постепенно снижается. Вышеописанная тенденция присуща показателям единого сельскохозяйственного налога как в целом по стране, так и в отдельном федеральном округе (Приволжский федеральный округ) и субъекте Российской Федерации (Республика Татарстан).
Существенно увеличилась налоговая база сельскохозяйственных товаропроизводителей по единому налогу: с 0,46 млрд. рублей в 2008 году до 1,5 млрд. рублей в 2016 году, то есть в 3,2 раза. В то же время сумма убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу за налоговый период, нестабильна: в 2010 она составляла 0,13 млрд. рублей, в 2011 году - 0,07 млрд. рублей, в 2012 году - 0,13 млрд. рублей, в 2013 году - 0,34 млрд. рублей, в 2014 году - 0,11 млрд. рублей, в 2015 году - 0,11 млрд.рублей, в 2016 году - 0,2 млрд.рублей. Высокими темпами растет сумма исчисленного единого сельскохозяйственного налога. Так, за период 2008-2016 годы она увеличилась в 30 раз, что в абсолютном выражении составляет 0,783 млрд. рублей.
С 2013 по 2017 год произошло увеличение поступлений единого сельскохозяйственного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации. За анализируемый период рост поступлений составил 7,9 млрд. рублей: с 4 млрд. рублей в 2013 году до 11,9 млрд. рублей в 2017 году. Темп роста показателя суммы поступлений единого сельскохозяйственного налога за период 2013-2017 составил 297,5%. Отдельно стоит отметить, что наибольший темп роста за рассматриваемый период приходится на 2016 год, когда сумма поступлений единого сельскохозяйственного налога в 2016 году составила 11,5 млрд. рублей, что больше значения того же показателя 2015 года в 1,6 раз. В разрезе федеральных округов наибольшая сумма поступлений приходится на Южный Федеральный округ, затем следуют Северо-Западный федеральный округ и Дальневосточный федеральный округ. Лидером поступлений единого сельскохозяйственного из субъектов Российской Федерации является Краснодарский край. Вышеописанное позволяет сделать вывод о том, что огромное влияние на собираемость единого налога оказывает экономико¬географическое положение региона.
Опыт развитых стран в сфере налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей показал, что Российская практика налогообложения агропромышленного комплекса слабо учитывает особенности ведения бизнеса в данной сфере. Эти особенности не так заметны в других отраслях народного хозяйства, но именно в агропромышленном секторе они оказывают большое влияние на получение финансового результата сельскохозяйственными организациями. Зависимость от природно-климатических условий, уровень плодородия почв, сезонность производства, уровень доходности, нерегулярность поступления денежных средств и другие объективные факторы оказывают прямое влияние на эффективность отрасли.
При рассмотрении механизма применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации были выявлены следующие проблемы:
- малопривлекательные условия перехода на применение единого сельскохозяйственного налога (высокая доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общей доле выручки - 70%). Согласно данному критерию, сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели начиная свою деятельность должны применять общую систему налогообложения. Поскольку, только начиная свою деятельность, эти субъекты хозяйствующей деятельности не имеют никакой выручки, и тем более не выдерживают указанный семидесятипроцентный порог. Соответственно, возникают сомнения в экономической обоснованности данного критерия и необходимость его снижения;
- преждевременное и экономически необоснованное введение единой 6% ставки для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога. Налоговая ставка при уплате единого сельскохозяйственного налога устанавливается в размере 6% для всех регионов страны, причем не все регионы России имеют одинаковые по плодородию почвы и одинаковую прибыль от занятия сельским хозяйством. Природные экосистемы, включенные в ландшафты сельскохозяйственных территорий, играют очень важную роль в развитии сельскохозяйственной отрасли. Большая их часть является продуктивными угодьями и используется для производства сельскохозяйственной продукции (животноводческой, прежде всего, но также продукции пчеловодства и рыбоводства);
- потеря потенциальных и реальных контрагентов в силу невозможности для них принять к вычету налог на добавленную стоимость и, следовательно, ограничение рынка сбыта продукции, отсутствие права предъявить к вычету из бюджета налог на добавленную стоимость. Суммы налога на добавленную стоимость, как и все расходы при едином сельскохозяйственном налоге, признаются лишь после оплаты. В то время как на общем режиме налогообложения организация может получить вычет входного налога на добавленную стоимость, не дожидаясь момента оплаты. Возможность возмещения налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцом, является бесспорной в случае соблюдения последним формальных признаков, названных в Налоговом кодексе Российской Федерации, вне зависимости, является ли продавец плательщиком налога на добавленную стоимость или нет. Следуя этой позиции, покупатель продукции не должен следить за тем, исполнил ли продавец налоговую обязанность по налогу на добавленную стоимость должным образом. Налог на добавленную стоимость принимается к зачету даже в случае, если продавец не заплатит налог на добавленную стоимость, выставленный покупателю. Если покупатели являются плательщиками налога на добавленную стоимость, они теряют возможность возмещать данный налог из бюджета. В таком случае для сохранения места на рынке и конкурентоспособности своей продукции сельхозпроизводитель вынужден снижать цены на соответствующую сумму налога. Таким образом, выручка отреализации сельхозпродукции без налога на добавленную стоимость и увеличенные на сумму уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость расходы значительно уменьшают доходность бизнеса;
- ограничение расходных статей.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период поединому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.
Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога не изъявляют желания улучшить плодородие почв, провести научные исследования и опытно-конструкторские разработки, так как не имеют возможности учесть затраты, связанные с данной деятельностью в составе своих расходов, что отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.
1. Целесообразно снизить долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в величине общей выручки с 70% до 50%, что позволит увеличить количество организаций и индивидуальных предпринимателей, которые будут иметь возможность применять единый сельскохозяйственный налог.
2. Необходимо при исчислении единого сельскохозяйственного налога ввести поправочный коэффициент Кесхн, зависящий от территориальных особенностей осуществления деятельности, который бы корректировал налогооблагаемую базу по единому сельскохозяйственному налогу в сторону уменьшения или увеличения, что позволит создать более благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности в регионах Российской Федерации и повышению их инвестиционной привлекательности.
3. Для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога
необходимо на добровольно основе представить право выбора статуса налогоплательщика налога на добавленную стоимость, что позволит нормализовать экономические взаимоотношения между
сельхозпроизводителями и переработчиками сельхозпродукции, послужит стимулом для повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора, а бюджет государства получит дополнительные финансовые ресурсы в связи с расширением круга плательщиков налога на добавленную стоимость.
4. Следует расширить перечень расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, за счет включения в данный перечень расходов на улучшение и восстановление плодородия почвы, на рекультивацию земель, на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, что позволит повысить привлекательность единого сельскохозяйственного налога для его использования большим числом сельскохозяйственных производителей.
Подобные работы
- ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ, ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ, ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
И РЕФОРМИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Налоговое регулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей
Магистерская диссертация, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016 - Налогообложение деятельности крестьянско-фермерских хозяйств
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (на примере ООО «Искра-Агро»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



