ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БСКД 5
1.1 Причины недолговечности транспортных средств 5
1.2 Состояние и тенденции развития систем контроля и диагностики транспортных
средств 8
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
СИСТЕМЫ САМОДИАНГОСТИКИ. СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И
ОБОРУДОВАНИЕ 14
2.1 Диагностические приборы 14
2.2 Применении комплекса в диагностике двигателей 19
2.3 Основные этапы диагностики 27
2.4 Классификация датчиков для бортовых систем контроля 34
2.5 Требования к датчикам 36
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАНОСТИКИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. 40
3.1 Структурные и диагностические параметры 40
3.2 Анализ бесстендовых и бортовых методов диагностирования тормозных систем
автомобилей 46
3.3 Современные системы слежения и мониторинга транспорта 58
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы. Затраты на обслуживание и ремонт являются одним из важнейших эксплуатационных показателей любой технической системы. Их минимизация в тех случаях, когда система является ремонтопригодной, практически невозможна без эффективного контроля состояния системы. В современных средствах контроля и диагностики, по крайней мере современных двигателях, основным видом мониторинга является сенсоры и датчики, активно вытесняя многие другие внешние методы. Причины не только в том, что встроенная диагностика эффективнее, и имеется тенденция к быстрому снижению затрат на ее реализацию, но и в том, что начать диагностику можно в любое время, в том числе и во время эксплуатации транспорта.
Бортовые электронные устройства выполняют контроль и диагностику состояния механических узлов и агрегатов автомобиля и электромеханических, электронных устройств и систем. Ведущими зарубежными концернами («Дженерал моторе», «Форд», «Ниссан» и др.) ведутся работы над созданием электронных систем, прогнозирующих отказ, в работе какого-либо элемента, узла, агрегата. Однако на этом пути имеются серьезные трудности, усугубляющиеся тем, что электронные системы в отличие от механических изменяют свои свойства не постепенно, а скачкообразно. Это обстоятельство крайне усложняет прогнозирование момента отказа в работе электроники.
Прогнозирование же работоспособности узлов, агрегатов, работающих по принципам механики, представляется реальным. Так, по мнению специалистов фирмы «РКА» («Radio Corporation of America») 90% отказов и автомобиле сопровождается явлениями, которые предшествуют неисправностям. Обнаружение этих явлений позволяет с- высокой надежностью прогнозировать и сам отказ.
Применение систем встроенных датчиков и контрольных точек позволяет снизить трудоемкость диагностирования, увеличить пропускную способность постов диагностики, повысить точность постановки диагноза, увеличить надежность соединений за счет исключения операций по рассоединению проводов, установке и подключению соответствующих датчиков.
Бортовые контрольно-диагностические системы информируют водителя о неисправностях и отказах в работе узлов и агрегатов, причем номенклатура дефектов в связи со сложностью конструкции автомобиля и электронных устройств может быть весьма обширна
Цель работы: Повышение надежности легковых автомобилей, путем применения бортовых систем контроля мониторинга, и предупреждение возникновения отказов различных групп сложности.
Объект исследования: Бортовые системы контроля и мониторинга легковых автомобилей.
Предмет исследования: Бортовые системы самодиагностики, сенсоры и датчики, терминалы мониторинга и контроля легковых автомобилей.
Задачи исследования:
• Анализировать перспективы бортовых систем контроля и диагностики транспортных средств (ТС) с позиции обеспечения нужного уровня надежности агрегатов;
• Изучить существующие методы диагностирования для внедрения в легковые автомобили с целью прогнозирования отказов;
• Экспериментально подтвердить влияние БСКД на показатели надежности объектов исследований.
• Определить принципы организации, разработать функциональную схему и алгоритмы, а также осуществить теоретическое обоснование процессов;
Область применения результатов работы: автотранспортные
предприятия и автоцентра по сервисному обслуживанию легковых автомобилей.
Определения, обозначения и сокращения.
Диагностирование — это процесс определения технического состояния машины без разбора, для получения заключения (диагноза).
Техническая диагностика - это отрасль науки, которая изучает и устанавливает признаки неисправностей машин, механизмов и узлов; разрабатывает методы и средства для получения заключения (диагноза) о характере и сущности неисправностей; на основе изучения динамики изменения параметров технического состояния агрегатов и узлов машины обеспечивает прогнозирование ресурса их безотказной работы.
Существующая система технического обслуживания и ремонта машин является неоптимальной с точки зрения обеспечения надежности ТС. Основными недостатками являются: отсутствие эффективных методов и средств технической диагностики ТС для уточнения сроков вывода объектов в капитальный ремонт, жесткая регламентированность межремонтных периодов, обязательность проведения капитального ремонта без составления экономического обоснования и определения целесообразности его проведения. Применяемые в настоящее время бортовые системы контроля и диагностики ТС имеют недостаточную информативность и функциональность для обеспечения требуемой надежности. Способ мониторинга работы машин с применением системы бортовой самодиагностики является наиболее перспективным направлением в формировании диагностических систем, позволяющим уменьшить количество отказов, а также повысить надежность автомобилей. Сформулированы основные требования к системе самодиагностики, определяющие ее формализацию, а также стабильность функционирования и надежность. Предлагаемые системы имеют возможность вариации, а, следовательно, применение для ТС различных марок, эксплуатируемых при транспортировке грузов, а также других производственных сферах с целью повышения надежности объектов. Экспериментально подтверждено положительное влияние системы бортовой диагностики на показатели надежности автомобилей.
1. Авдеев М.В. и др. Технология ремонта машин и оборудования. - М.: Агропромиздат, 2007. - 246,1 с.
2. Борц А.Д., Закин Я.Х., Иванов Ю.В. Диагностика технического состояния автомобиля. М.: Транспорт, 2008. - 159 с.
3. Тестовые методы диагностирования систем двигателей внутреннего сгорания автомобилей [Текст] : монография / А. М. Плаксин [и др.] - Челябинск, 2016. - 234 с.
4. Раннев Г. П. Методы и средства измерений [Текст] / Г. П. Раннев, А. П. Тарасенко. - М.: Академия, 2006. - 331 с.
5. Сурогина В. А. Информационно-измерительная техника и электроника [Текст] / В. А. Сурогина, В. И. Калашников, Г. П. Раннев. - М.: Высшая школа, 2006. - 512 с.
6. Мелконян Г.В Спичкин Г.В. и др. Диагностирование технического состояния автомобилей. - М.: Высшая школа, 2007. - 63-74 с.
7. Бутылин В.Г., Иванов В.Г., Лепешко И.И. и др. Анализ и перспективы развития мехатронных систем управления торможением колеса // Мехатроника. Механика. Автоматика. Электроника. Информатика, 2000. - №2. - 33-38 с.
8. Новиков С.А. Гарзанов Е.Г., Ильин В.А., Малофеев В.П. и др. Техническая диагностика поршневых газоперекачивающих агрегатов по анализу отработанного масла / Трение и износ, 1982. Том 3. - №2
9. Скиндер Н.И., Гурьянов Ю.А. О необходимости систематического контроля качества работающих моторных масел / Химия и технология топлив и масел, 2003.
10. Тюнин А. А. Диагностика электронных систем управления двигателями [Текст] / А. А. Тюнин. - М.: Солон-Пресс, 2007.
11. Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. М.: Транспорт, 2008.