Введение 3
Глава I. Особенности образования катойконимов в современном русском языке 6
1.1. Проблемы изучения ойконимов и катойконимов 6
1.2. Проблема вариативности катойконимов 14
1.3. Продуктивные модели катойконимов в современном русском 26 языке
Выводы по главе I 34
Глава II. Непродуктивные (уникальные) модели катойконимов в современном русском языке 36
2.1. Катойконимы с нулевым суффиксом 38
2.2. Катойконимы с суффиксом -ич 39
2.3. Катойконимы с суффиксом -ак 40
2.4. Катойконимы с суффиксом -арь 42
2.5. Катойконимы с суффиксом -чанин 43
Выводы по главе II 44
Глава III. Особенности изучения катойконимов в школьном курсе русского языка 46
3.1. Методические рекомендации по изучению катойконимов
в школе 47
3.2. Анализ олимпиадных заданий по русскому языку 49
3.3. Технологическая карта урока русского языка 53
Выводы по главе III 61
Заключение 62
Литература
В практике преподавания русского языка в школе встречается немало вопросов, вызывающих живой интерес учащихся. Одним из них является вопрос о названиях жителей той или иной местности. Учащиеся, как, впрочем, и взрослые носители языка, не всегда могут образовать катойконим от названия своего населённого пункта. С одной стороны, подобные факты вызывают улыбку, с другой - требуют глубокого и детального изучения и объяснения школьникам. Рассмотрение особенностей образования и функционирования в речи наименований жителей населённых пунктов как Российской Федерации, так и за её пределами находится в сфере интересов ономастики и словообразования, так как данные наименования — отражение продуктивных и непродуктивных моделей образования существительных, характерных для русского языка. Помимо этого, изучение катойконимов имеет немаловажное значение в лингвокраеведении, а эмпирические данные, полученные в результате исследования, вносят большой вклад в лингвокультурологические обобщения.
Актуальность работы обусловливается, во-первых, необходимостью изучения особенностей наименования жителей многочисленных регионов Российской Федерации. Россия - страна с почти бесчисленным количеством ойконимов и катойконимов. Во-вторых, тем, что образование и развитие моделей катойконимов отражают основные тенденции в эволюции словообразовательной системы русского языка. В-третьих, изучение особенностей образования катойконимов связано с нормализаторской деятельности в области культуры речи в связи с наличием большого количества словообразовательных вариантов. В-четвёртых, актуальность работы связана с решением образовательных задач обучения русскому языку в средней школе учащихся - носителей языка, а также учащихся-билингвов и инофонов.
Объект исследования - словообразовательные типы наименований жителей той или иной местности в современном русском языке.
Предмет исследования - продуктивные и уникальные, непродуктивные модели катойконимов в современном русском языке.
Цель исследования - описать основные способы образования катойконимов в современном русском языке, выявить уникальные модели образования катойконимов мужского, женского рода, а также форм множественного числа.
Задачи исследования:
1) изучить и обобщить научную литературу по теме, выявить основные проблемы изучения катойконимов;
2) рассмотреть причины появления вариативности катойконимов;
3) описать продуктивные модели катойконимов в современном русском языке;
4) выявить и рассмотреть непродуктивные (уникальные) модели катойконимов в современном русском языке;
5) разработать методические рекомендации по изучению катойконимов в средней школе.
Научная новизна связана с самой постановкой проблемы, характером исследовательского материала и комплексным подходом к его изучению.
Материалом исследования послужили федеральные и региональные газеты и интернет сайты.
В работе используются следующие методы исследования: метод сплошной выборки из лексикографических и специальных источников, метод анализа научной литературы, метод словообразовательного и грамматического анализа, метод интерпретация материала, метод проблемного обучения, проблемный диалог.
Теоретическая значимость предлагаемой работы заключается в том, что результаты ее исследования могут расширить теоретические представления о катойконимах в современном русском языке.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать в практике преподавания русского языка в вузе и школе. Особенно полученные данные должны быть востребованы при изучении раздела «Словообразование» в школьном курсе русского языка, в иноязычной аудитории, при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» на нефилологических отделениях университета, а также при подготовке учащихся к олимпиадам различных уровней.
Теоретической базой исследования стали работы А.В. Суперанской, В.А. Никонова, И.Л.Городецкой, Р.А. Агеевой, М.В. Ахметовой, М.А. Пашева, А.М. Маракуева, М.В. Арапова, Е.А. Левашова, Н.В. Подольской, Э.М. Мурзаева, А.И. Грищенко.
Апробация. Отдельные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвященной Дню славянской письменности и культуры «Русский язык и славянский мир» (март 2018 г.)
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Современная русская лингвистика продолжает развивать такое направление в языкознании как ономастика. Ономастика - это наука, занимающая своеобразное положение среди гуманитарных знаний. В исследуемом вопросе мы попытались доказать, что такие ономастические единицы, как катойконим, актуальны в современном обществе. Их изучение началось с XVII века, но вопросы и противоречия до сих пор остались. Термин катойконим в научной литературе встречается редко, чаще всего в паре с термином этнонимом, потому что во времена СССР понятия катойконим и этноним не всегда разделялись.
Представленное исследование является попыткой решения проблем преподавания катойконимов в современном курсе русского языка, а также некоторые вопросы словообразования катойконимов.
Предметом нашего исследования служили синтагматические отношения словообразовательных единиц. С помощью такого подхода был составлен список тех словообразовательных морфем, которые формируют названия жителей какой-либо местности. Также эти морфемы были охарактеризованы с точки зрения вариативности их употребления. Отдельно рассматривалась степень продуктивности отдельных словообразовательных средств и особенности взаимодействия различных суффиксов с разными видами производящих основ.
В ходе исследования были решены задачи:
1. Определены научные основы изучения катойконимов: рассмотрены основные проблемы, продуктивные и уникальные модели катойконимов.
2. Исследована проблема обучения школьников овладению средствами и способами образования катойконимов; определены возможности современных олимпиадных заданий по русскому языку для проверки и ознакомления учащихся со словообразовательными моделями катойконимов.
3. Разработаны методические рекомендации по обучению, школьников овладению средствами и способами образования катойконимов.
Результаты анализа современных олимпиадных заданий по русскому языку позволяют утверждать, что они обладают значительным ресурсом для ознакомления школьников с основными словообразовательными моделями. Однако задания по проверку знаний словообразовательных моделей в олимпиаде не встречаются
При разработке методических рекомендаций мы определили исходные положения: а) развитие умений словообразования есть важнейшая задача обучения школьников русскому языку; б) особое место в ряду умений словообразования занимает совокупность умений адекватного использования средств и способов образования катойконимов; в) знание словообразовательных моделей катойконимов способствует расширению научного кругозора школьников, развитию из познавательных способностей, формированию общекультурных и предметных компетенций.
Материалы работы могут быть использованы в таких курсах современного русского языка, как «Культура речи», «Словообразование», «Региональная ономастика» и других лингвистических циклах. Также материал будет интересен этнографам, историкам, лингвистам и культурологам.
1. Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий /
Р.А. Агеева. - М.: 1990. - 256 с.
2. Алексеева М.П. Учебный словарь языковедческих терминов /
М.П.Алексеева, М. Ю. Труфанова. - Новосиб., 2014. - 122 с.
3. Арапов М. В. Соотношение существительных со значением «название местности» и «название жителей данной местности» в современном русском языке // Проблемы структурной лингвистики / М.В Арапов. - М.: Наука, 1979. - С. 469-504.
4. Ахметова М.В. Овцы vs. -чаны: языковая игра в полемике о названиях жителей Тамбова // Антропологический форум. - 2015. - № 24. - С. 120-140.
5. Ахметова М.В. Вариантность названий жителей (по данным электронной базы СМИ «Интегрум») // Вестник РГГУ. Сер. «Филол. науки. Языкознание». - 2009. - № 8(109) (Московский лингвистический журнал; Т. 15). - С. 86-105.
6. Ахметова М.В. Прецедентные онимы в неофициальной ойконимии / М.В. Ахметова // Вопросы ономастики. - 2013. - № 1. - С. 41-57.
7. Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания (ономастика) /
A. А. Белецкий. - Киев: Изд-во Киевского ун- та, 1972. - 209 с.
8. Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте / Е.Л. Березович. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. - 532 с.
9. Бондалетов В.Д. Ономастика и социолингвистика /
B. Д. Бондалетов // Антропонимика. - М.: Наука, 1970. - № 17 - С. 23.
10. Бурыкин А.А. Лексический атлас русских народных говоров: пробный выпуск // Лексический атлас русских народных говоров: материалы и исследования. - СПб.: Наука, 2006. - 219 с.
11. Васильев В.Л. Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнеславянские деантропонимные образования) / В.Л. Васильев. - Великий Новгород, 2005. - 128 с.
12. Васильев В.Л. Славянские топонимические древности Новгородской земли: исследование деантропонимных названий на общеславянском фоне: автореф. дис. ... д-ра филол. Наук. - СПб., 2006.- 26 с.
13. Воронцова Ю.Б. Словарь коллективных прозвищ / Ю.Б. Воронцова. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 448 с.
14. Горбаневский М. В. В мире имен и названий / М. В. Горбаневский - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Знание, 1987. - 208 с.
15. Городецкая И. Л. Русские названия жителей / И. Л. Городецкая, Е. А. Левашов. - М.: Русские словари: Астрель : АСТ, 2003. - 363 с.
16. Грищенко А. И. Российско-казахстанская граница и русско-казахская граница. Конкуренция оттопонимических прилагательных и этнонимических прилагательных в текстах современных русскоязычных СМИ и в русской разговорной речи // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. - 2013. - Т. 12. - № 10. - С.107-111.
17. Грищенко А.И., Николина Н.А. Экспрессивные этнонимы как
приметы языка вражды // Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте современности: Коллективная монография / Отв. ред.
И.Т. Вепрева, Н.А. Купина, О.А. Михайлова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - С. 175-187.
18. Дранникова Н.В. Локально-групповые прозвища в традиционной культуре Русского Севера. Функциональность, жанровая природа, этнопоэтика / Н.В. Дранникова. - Архангельск: Поморский ун-т, 2003. - 432 с.
19. Жельвис В.И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. 2-е изд., перераб. и доп / В.И. Жельвис. - М.: Ладомир, 2001. - 349 с.
20. Ивашова Н.М. Топонимы и катойконимы в «Словаре областного архангельского наречия» А.О. Подвысоцкого / Н.М. Ивашова // Вопросы ономастики. - 2007. - №4. - С. 45-57.
21. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. / В.В. Красных. - М.: Гнозис, 2002. - 284 с.
22. Крысин Л.П. Этностереотипы в современном языковом сознании: к постановке проблемы / Л.П. Крысин // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная моногр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - 458 - 463 с.
23. Левашов Е.А. «Москвичи и иных мест люди.» / Е.А. Левашов. - М., Л.: Наука; Ленингр. отд-е, 1968. -104 с.
24. Левашов Е.А. Названия лиц по местности в русских говорах и литературном языке/ Е.А. Левашов // Диалектная лексика. 1973. - Л.: Наука, 1974. - С. 113-121.
25. Левашов Е.А. Мировая топонимика. Прилагательные от
географических названий / Е.А. Левашов. - М., 2003. - 82 с.
26. Маракуев А.М. Краткий очерк топонимики как географической дисциплины / А.М. Маракуев // Учен. записки Казах. ун-та: Сер. «Геология и география». - Алма-Ата, 1954. - Т. 18, Вып. 2. - 16 с.
27. Маршева Л.И. Оправданная вариативность наименований лиц по месту жительства / Л.И. Маршева // Русский язык в школе. - 2004. - №6. -
С. 78-81.
28. Мурзаев Э.М., Изучение географических названий / Э.М.Мурзаев // Справочник путешественника и краеведа. - М.: Природа, 1950. - Т.2. - 648 с.
29. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики / Институт географии АН СССР; Оформление художника В. П. Логинова. - М.: Мысль, 1974. - 384 с.
30. Мурзаев Э.М. География в названиях / Отв. ред. д-р геогр. наук Е.М. Поспелов; Академия наук СССР. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Наука, 1982. - 176 с.
31. Мурзаев, Э.М. Топонимика и география / Э.М. Мурзаев. - М.: Наука, 1985. - 303 с.
32. Мурзаев Э.М. Слово на карте: Топонимика и география /
Э.М. Мурзаев. - М.: Армада-пресс, 2001. - 448 с.
33. Никитина С.Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре // Язык и личность / отв. ред. Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1989. - С. 34-40.
34. Никонов В.А. Введение в топонимику / В.А. Никонов. - М.: Наука, 1965. - 180 с.
35. Озтюрк Л.И. Русская отойконимическая лексика Республики Татарстан: деривационный и лингвографический аспекты / Л.И. Озтюрк. - Казань, 2008. - 91 с.
36. Пашева М.А. Катойконимы и этнонимы: проблемы
функционирования / М. А. Пашева // Молодая филология . - 2015. - 81 с.
37. Подольская Н.В. Принципы топонимики / Н.В. Подольская. - М., Наука , 1964. 18 с.
38. Подольская Н.В. О развитии отечественной топонимической терминологии / Н.В. Подольская // Развитие методов топонимических исследований. / Сб. статей / Под ред. Е.М. Поспелова. - М. : Наука, 1970. - 91 с.
39. Подольская Н.В. Урбанонимия центральных областей РСФСР / Н.В. Подольская // Вопросы географии. - 1974. - № 94. - С. 125
40. Подольская Н.В. Ономастическое словообразование
(сопоставительный анализ на материале восточно-славянской онимии) : автореф. дис. ... док.фил.наук. 10.02.01. русский язык / Н.В. Подольская. - М.: 1990. - 49 с.
41. Попов А.И. Названия народов СССР: Введение в этнонимику / А.И. Попов. - Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1973. - 172 с.
42. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 384 с.
43. Рылюк Г.Я. Истоки географических названий Беларуси с основами общей топонимики : учеб. книга - пособие для преп. и студ. геогр. спец. / Г.Я. Рылюк. - Минск: Веды, 1999. - 247 с.
44. Сидорова Е.Г. Деривационные возможности топонимической системы: образование и функционирование катойконимов / Е.Г. Сидорова, Д.Ю. Ильин // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Серия 2. Языкознание. - 2015. - № 3 (27). - С. 714.
45. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению / Л.И. Скворцов. - М.: Знание, 1980. - 223 с.
46. Суперанская А.В. Как Вас зовут? Где Вы живёте? / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1964. - 94 с.
47. Суперанская А.В. Типы и структура географических названий / А.В. Суперанская // Лингвистическая терминология и прикладная топономастика. - М.: Наука, 1964. - С. 59-118.
48. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного /
А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1973. - 367 с.
49. Суперанская А.В. Что такое топонимика? / А.В. Суперанская. - М., Наука , 1985. - 187 с.
50. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: монография / В.И. Супрун. - Волгоград: Перемена, 2000. - 172 с.
51. Труфанова М.Ю. К постановке проблемы функционирования катойконимов в СМИ / М.Ю. Труфанова // Вестник НГУ. - 2017. -С. 56-59.
52. Фролова В.П. Типология русских катойконимов на фоне германских языков. - Воронеж, 1999. - 45 с.
53. Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии. Древнерусский период / П.Я. Черных. - М., 1956. - 92 с.
54. Языки и литература: прошлое и настоящее: сб. ст. по материалам Всерос. науч. - методич. конференции молодых ученых (г. Пермь, 28 мая 2015 г.) / отв. Ред. С.С. Иванова. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2015. - С. 180-183.