Управление мотивацией персонала, как способ решения проблемы текучести кадров на предприятии оптовой продажи продуктов питания (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - ИП Бакаева Е.П. (г. Омск).
Основным видом деятельности является торговля оптовая мясом и мясными продуктами.
Проведен анализ персонала за 2016-2018 годы.
Сделан SWOT-анализ.
Есть приложения.
Есть приложение (Статистические сведения о рассмотрении судами споров, вытекающих из нарушения пенсионного законодательства за 2015-2018 годы).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала 7
1.1 Мотивация. Концепции мотивации. Значение мотивации в деятельности организации 7
1.2 Управление мотивацией персонала организации 19
Глава 2. Практические аспекты мотивации торговых агентов предприятия оптовой продажи продуктов питания ИП Бакаевой Е.П. 35
2.1 Анализ эффективности применяемых методов мотивации персонала предприятия 35
2.2 Программа мер, направленных на повышение мотивации торговых агентов кондитерского отдела 52
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложения 71
Объект исследования - ИП Бакаева Е.П. (г. Омск).
Основным видом деятельности является торговля оптовая мясом и мясными продуктами.
Проведен анализ персонала за 2016-2018 годы.
Сделан SWOT-анализ.
Есть приложения.
Есть приложение (Статистические сведения о рассмотрении судами споров, вытекающих из нарушения пенсионного законодательства за 2015-2018 годы).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала 7
1.1 Мотивация. Концепции мотивации. Значение мотивации в деятельности организации 7
1.2 Управление мотивацией персонала организации 19
Глава 2. Практические аспекты мотивации торговых агентов предприятия оптовой продажи продуктов питания ИП Бакаевой Е.П. 35
2.1 Анализ эффективности применяемых методов мотивации персонала предприятия 35
2.2 Программа мер, направленных на повышение мотивации торговых агентов кондитерского отдела 52
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложения 71
Работники компании ее важнейший ресурс. А значит, их заинтересованность входит в число приоритетов каждого объективного руководителя.
В условиях развивающейся рыночной экономики привлечение и удержание высококвалифицированного персонала приобрело конкурентный характер. А с ним появилась необходимость предоставлять работникам лучшие условия труда по сравнению с конкурентами, чтобы стимулировать персонал на качественный и эффективный труд. Так что многие компании сегодня, помимо заработной платы, вводят комплекс поощрений, позволяющий заинтересовать сотрудника в качественном выполнении поставленного задания.
Мотивация – составляющее общей корпоративной культуры предприятия. Это система методов, используемая в компании для побуждения сотрудников к эффективной работе с полной самоотдачей. При этом разработка системы мотивации персонала, если она проведена грамотно, позволяет работодателю быстрее достичь стратегических целей и реализовать планы развития, а работникам – получать удовлетворение от своей трудовой деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что результаты компании напрямую зависят от того, насколько сотрудники готовы вкладываться в работу, максимально использовать свои знания, навыки на благо компании. Мотивация персонала в организации, является одним из наиболее важных обстоятельств, обеспечивающих успешную работу организации.
Выгода мотивации персонала очевидна для обеих сторон. Мотивация особо значимы и для работающего на компанию сотрудника, поскольку оказывают ему помощь в достижении собственных целей, в личном развитии.
Руководители всегда в той или иной степени пользуются механизмами побуждения работников к труду. Многие из них считают, что самого факта получения вознаграждения за труд достаточно для того, чтобы сотрудникам хотелось работать. Однако заработная плата не всегда является основным стимулом мотивации. Это в немалой степени зависит от психологических особенностей личности и характера конкретного работника. Кому-то действительно достаточно только достойной зарплаты, кому-то важен климат в коллективе, признание заслуг и уважение коллег, а кто-то больше ценит бонусы и вознаграждения в виде медицинской страховки, бесплатного питания, путевок, абонементов и пр. Разрабатывая систему поощрений, важно учитывать подобные нюансы.
Мотивация торговых агентов – это их заинтересованность в эффективном выполнении поставленных задач. Со стороны работодателя она вознаграждается финансово или нематериально.
Так как заработок торгового агента формируется из фиксированного оклада и бонусов, которые могут изменяться, то мотивационные предприятия в компании, как правило, направлены как раз на эту изменяющуюся часть.
В этой системе мотивации величина бонуса зависит от того, насколько много продаст торговый представитель. Это хорошая и зарекомендовавшая себя мотивация, но только в том случае, если товар действительно можно хорошо продавать.
Большинство руководителей компаний на практике применяют разнообразные методы мотивации персонала, которые помогают повысить вовлеченность персонала, и помогают решить проблемы текучести кадров на предприятии.
Изучение понятия мотивации персонала было проведено по ряду работ зарубежных исследователей: Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А. Файоля (научный подбор кадров и совершенствование системы экономического стимулирования); Э. Мэйо (социальноэкономическое обоснование различных методов управления персоналом); Д. МакКлеланда, С. Альдерфера, А. Маслоу, Ф. Герцберга (содержательные теории мотивации); Д. Адамса, В. Врума, Л. Портера (процессуальные теории мотивации); У. Оучи, П. Друккера (современная гуманистическая концепция управления человеческими ресурсами).
Следует отметить и отечественные исследования мотивации, например, работы таких авторов как российских авторов-исследователей мотивации следует выделить таких авторов как П.М. Керженцев, Н.А. Витке, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, которые исследовали проблемы научной организации труда и отношений людей в производственном процессе. Кроме этого, различные аспекты мотивации персонала подробно рассматриваются в работах О.С. Виханского, А.Я. Кибанова, Д.А. Аширова, А.В. Филиппова, И.А. Баткаева, М.В. Грачева, А.П. Егоршина.
Объектом работы является мотивация торговых агентов кондитерского отдела.
Предметом – методы влияния на мотивацию торговых агентов.
Цель данной работы – изучить действующую в организации систему мотивации персонала и разработать более эффективные методы управления мотивацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть суть понятия «мотивация»;
рассмотреть теории мотивации человека;
проанализировать эффективность действующей мотивации торговых агентов в организации, путем оценки ее уровня;
разработать программу мотивации персонала с учетом выявленных недостатков.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как В.Д. Авдеенко, Т.Ю. Базарова, Н. Дворецкая, А.Я. Кибанов, А.Н. Кошелев, А. Маслоу, В.В. Травини др., а также интернет-источники.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Новизна и практическая значимость исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию системы мотивации персонала для конкретного предприятия оптовой продажи продуктов питания – ИП Бакаевой Е.П. Результаты исследования могут быть использованы компанией на практике.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам мотивации персонала. Во второй главе дается анализ мотивации персонала у ИП Бакаевой Е.П., а также предлагаются мероприятия по повышению мотивации сотрудников организации
В условиях развивающейся рыночной экономики привлечение и удержание высококвалифицированного персонала приобрело конкурентный характер. А с ним появилась необходимость предоставлять работникам лучшие условия труда по сравнению с конкурентами, чтобы стимулировать персонал на качественный и эффективный труд. Так что многие компании сегодня, помимо заработной платы, вводят комплекс поощрений, позволяющий заинтересовать сотрудника в качественном выполнении поставленного задания.
Мотивация – составляющее общей корпоративной культуры предприятия. Это система методов, используемая в компании для побуждения сотрудников к эффективной работе с полной самоотдачей. При этом разработка системы мотивации персонала, если она проведена грамотно, позволяет работодателю быстрее достичь стратегических целей и реализовать планы развития, а работникам – получать удовлетворение от своей трудовой деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что результаты компании напрямую зависят от того, насколько сотрудники готовы вкладываться в работу, максимально использовать свои знания, навыки на благо компании. Мотивация персонала в организации, является одним из наиболее важных обстоятельств, обеспечивающих успешную работу организации.
Выгода мотивации персонала очевидна для обеих сторон. Мотивация особо значимы и для работающего на компанию сотрудника, поскольку оказывают ему помощь в достижении собственных целей, в личном развитии.
Руководители всегда в той или иной степени пользуются механизмами побуждения работников к труду. Многие из них считают, что самого факта получения вознаграждения за труд достаточно для того, чтобы сотрудникам хотелось работать. Однако заработная плата не всегда является основным стимулом мотивации. Это в немалой степени зависит от психологических особенностей личности и характера конкретного работника. Кому-то действительно достаточно только достойной зарплаты, кому-то важен климат в коллективе, признание заслуг и уважение коллег, а кто-то больше ценит бонусы и вознаграждения в виде медицинской страховки, бесплатного питания, путевок, абонементов и пр. Разрабатывая систему поощрений, важно учитывать подобные нюансы.
Мотивация торговых агентов – это их заинтересованность в эффективном выполнении поставленных задач. Со стороны работодателя она вознаграждается финансово или нематериально.
Так как заработок торгового агента формируется из фиксированного оклада и бонусов, которые могут изменяться, то мотивационные предприятия в компании, как правило, направлены как раз на эту изменяющуюся часть.
В этой системе мотивации величина бонуса зависит от того, насколько много продаст торговый представитель. Это хорошая и зарекомендовавшая себя мотивация, но только в том случае, если товар действительно можно хорошо продавать.
Большинство руководителей компаний на практике применяют разнообразные методы мотивации персонала, которые помогают повысить вовлеченность персонала, и помогают решить проблемы текучести кадров на предприятии.
Изучение понятия мотивации персонала было проведено по ряду работ зарубежных исследователей: Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А. Файоля (научный подбор кадров и совершенствование системы экономического стимулирования); Э. Мэйо (социальноэкономическое обоснование различных методов управления персоналом); Д. МакКлеланда, С. Альдерфера, А. Маслоу, Ф. Герцберга (содержательные теории мотивации); Д. Адамса, В. Врума, Л. Портера (процессуальные теории мотивации); У. Оучи, П. Друккера (современная гуманистическая концепция управления человеческими ресурсами).
Следует отметить и отечественные исследования мотивации, например, работы таких авторов как российских авторов-исследователей мотивации следует выделить таких авторов как П.М. Керженцев, Н.А. Витке, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, которые исследовали проблемы научной организации труда и отношений людей в производственном процессе. Кроме этого, различные аспекты мотивации персонала подробно рассматриваются в работах О.С. Виханского, А.Я. Кибанова, Д.А. Аширова, А.В. Филиппова, И.А. Баткаева, М.В. Грачева, А.П. Егоршина.
Объектом работы является мотивация торговых агентов кондитерского отдела.
Предметом – методы влияния на мотивацию торговых агентов.
Цель данной работы – изучить действующую в организации систему мотивации персонала и разработать более эффективные методы управления мотивацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть суть понятия «мотивация»;
рассмотреть теории мотивации человека;
проанализировать эффективность действующей мотивации торговых агентов в организации, путем оценки ее уровня;
разработать программу мотивации персонала с учетом выявленных недостатков.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как В.Д. Авдеенко, Т.Ю. Базарова, Н. Дворецкая, А.Я. Кибанов, А.Н. Кошелев, А. Маслоу, В.В. Травини др., а также интернет-источники.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Новизна и практическая значимость исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию системы мотивации персонала для конкретного предприятия оптовой продажи продуктов питания – ИП Бакаевой Е.П. Результаты исследования могут быть использованы компанией на практике.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам мотивации персонала. Во второй главе дается анализ мотивации персонала у ИП Бакаевой Е.П., а также предлагаются мероприятия по повышению мотивации сотрудников организации
В работе исследована актуальная тема. Проведенное в работе исследование позволило решить следующие задачи:
раскрыта суть понятия «мотивация»;
рассмотрены теории мотивации человека;
проанализирована эффективность действующей мотивации торговых агентов в организации, путем оценки ее уровня;
разработана программа мотивации персонала с учетом выявленных недостатков.
Решение теоретических и практических вопросов позволило достичь цели исследования и сделать следующие выводы: мотивация персонала является процессом стимулирования к различным видам деятельности, которые необходимы для достижения определенных целей. Кроме того, мотивация персонала, это средство обеспечения оптимального использования человеческих ресурсов и мобилизация кадрового потенциала.
Существует несколько теорий, которые позволяют трактовать и прогнозировать поведение работников в разных ситуациях, среди них теория потребностей Маслоу, модель иерархии человеческих потребностей по Клейтону Альдерферу, теория повышения эффективности труда МакКлелланда, теория ожиданий Виктора Врума и др.
Мотивация может быть реализована через определенный набор материальных и нематериальных стимулов, применяемых в отношении сотрудника со стороны менеджмента компании. При помощи различных способов повышения мотивации персонала также привлекаются и удерживаются ценные талантливые кадры и ключевые сотрудники организации.
Мотивация персонала в любой компании занимает важное место в обеспечении качественной и эффективной работы предприятия. Качество работы сотрудника находится в прямой зависимости от поощрений и благодарности, которые он сможет получить за выполненный объем или превышение объема работы.
Для выполнения практической части выпускной квалификационной работы выбран ИП Бакаева Е.П., основным видом деятельности которого является торговля оптовая мясом и мясными продуктами.
В ходе написания второй главы исследованы основные направления деятельности, кадровый состав, а также существующая система мотивации.
Для оценки существующей системы мотивации использованы различные методы исследования, в частности, проведен блицопрос сотрудников.
Индивидуальный предприниматель предпочитает набирать сотрудников непосредственно мужского пола. За последние три года среднегодовая численность снизилась на 24 человека. Образовательный состав в 2018 году сложился из сотрудников, имеющих высшее и среднее профессиональное, неполное высшее и среднее образование. Доля сотрудников с неоконченным высшим и средним образованием в 2018 году стравляют 3,57% и 0,36% соответственно. Доля сотрудников с высшим образованием составляет 32,86%.
На долю торговых агентов кондитерского отдела приходится – 12,14%. Количество данной категории работников относительно 2017 года сократилась на 16 человек, а всего отдела на 18 человек.
Уровень текучести кадров увеличился, данный рост обусловлен ростом текучести кадров по таким отделам как: финансовый отдел, отдел продаж кондитерской продукции, отдел продаж мясной гастрономии, складское хозяйство, отдел сервисного обслуживания.
Справедливо сказать, что текучесть кадров особенно сильно прогрессирует в кондитерском отделе, особенно среди торговых агентов.
В ходе анализа причин текучести кадров было установлено:
довольно большой процент торговых агентов не удовлетворены как качеством самой работы, так и предлагаемыми условиями труда;
в организации существует достаточно много демотивирующих факторов;
многие уволившиеся торговые агенты были недовольны уровнем оплаты труда;
в организации проводиться довольно мало мероприятий, связанных с нематериальной мотивацией;
в организации практически отсутствует возможность для обучения, а для некоторых торговых агентов данное направление имеет значение;
специальных мер, поддерживающих непосредственно торговых агентов кондитерского отдела, не существует.
Было предложено использовать материальное поощрение, проводить обучение персонала, задействовать нематериальные методы стимулирования.
В результате реализации инициированных рекомендаций предполагается достигнуть следующих результатов:
повысить мотивацию сотрудников;
повысить основные финансовые результаты деятельности индивидуального предпринимателя;
снизить текучесть кадров.
раскрыта суть понятия «мотивация»;
рассмотрены теории мотивации человека;
проанализирована эффективность действующей мотивации торговых агентов в организации, путем оценки ее уровня;
разработана программа мотивации персонала с учетом выявленных недостатков.
Решение теоретических и практических вопросов позволило достичь цели исследования и сделать следующие выводы: мотивация персонала является процессом стимулирования к различным видам деятельности, которые необходимы для достижения определенных целей. Кроме того, мотивация персонала, это средство обеспечения оптимального использования человеческих ресурсов и мобилизация кадрового потенциала.
Существует несколько теорий, которые позволяют трактовать и прогнозировать поведение работников в разных ситуациях, среди них теория потребностей Маслоу, модель иерархии человеческих потребностей по Клейтону Альдерферу, теория повышения эффективности труда МакКлелланда, теория ожиданий Виктора Врума и др.
Мотивация может быть реализована через определенный набор материальных и нематериальных стимулов, применяемых в отношении сотрудника со стороны менеджмента компании. При помощи различных способов повышения мотивации персонала также привлекаются и удерживаются ценные талантливые кадры и ключевые сотрудники организации.
Мотивация персонала в любой компании занимает важное место в обеспечении качественной и эффективной работы предприятия. Качество работы сотрудника находится в прямой зависимости от поощрений и благодарности, которые он сможет получить за выполненный объем или превышение объема работы.
Для выполнения практической части выпускной квалификационной работы выбран ИП Бакаева Е.П., основным видом деятельности которого является торговля оптовая мясом и мясными продуктами.
В ходе написания второй главы исследованы основные направления деятельности, кадровый состав, а также существующая система мотивации.
Для оценки существующей системы мотивации использованы различные методы исследования, в частности, проведен блицопрос сотрудников.
Индивидуальный предприниматель предпочитает набирать сотрудников непосредственно мужского пола. За последние три года среднегодовая численность снизилась на 24 человека. Образовательный состав в 2018 году сложился из сотрудников, имеющих высшее и среднее профессиональное, неполное высшее и среднее образование. Доля сотрудников с неоконченным высшим и средним образованием в 2018 году стравляют 3,57% и 0,36% соответственно. Доля сотрудников с высшим образованием составляет 32,86%.
На долю торговых агентов кондитерского отдела приходится – 12,14%. Количество данной категории работников относительно 2017 года сократилась на 16 человек, а всего отдела на 18 человек.
Уровень текучести кадров увеличился, данный рост обусловлен ростом текучести кадров по таким отделам как: финансовый отдел, отдел продаж кондитерской продукции, отдел продаж мясной гастрономии, складское хозяйство, отдел сервисного обслуживания.
Справедливо сказать, что текучесть кадров особенно сильно прогрессирует в кондитерском отделе, особенно среди торговых агентов.
В ходе анализа причин текучести кадров было установлено:
довольно большой процент торговых агентов не удовлетворены как качеством самой работы, так и предлагаемыми условиями труда;
в организации существует достаточно много демотивирующих факторов;
многие уволившиеся торговые агенты были недовольны уровнем оплаты труда;
в организации проводиться довольно мало мероприятий, связанных с нематериальной мотивацией;
в организации практически отсутствует возможность для обучения, а для некоторых торговых агентов данное направление имеет значение;
специальных мер, поддерживающих непосредственно торговых агентов кондитерского отдела, не существует.
Было предложено использовать материальное поощрение, проводить обучение персонала, задействовать нематериальные методы стимулирования.
В результате реализации инициированных рекомендаций предполагается достигнуть следующих результатов:
повысить мотивацию сотрудников;
повысить основные финансовые результаты деятельности индивидуального предпринимателя;
снизить текучесть кадров.



