Общая характеристика музейной политики во Франции (Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Введение 3
Глава1.Музеи Франции 6
1.1.История возникновения музеев во Франции. 6
1.2.Характеристика музеев Франции 13
Глава 2.Музейная политика во Франции 19
2.1.Основные векторы развития музейной политики 19
2.2.Меры предпринимаемые государством для сохранения и функционирования музеев. 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы. 28
Франция является одним из центров культурной жизни. Страна славится своей архитектурой, искусством, одним из главных достоинств Франции, являются её великолепные музеи, которые известны не только во Франции, но и далеко за её пределами.
Актуальность выбранной темы объясняется наличием большого количества музеев во Франции, длительной и обстоятельной историей их возникновения, развития и функционирования. Богатство музейных коллекций и активность работы коллективов, современная законодательная база деятельности государственных учреждений обеспечивающих сохранение исторической памяти, хорошее финансирование, заботливая подготовка кадров, интенсивные научные исследования в большинстве музеев – все это объясняет живой интерес работников российских музеев к организации музейной деятельности Франции.
Историография. При рассмотрении музейной деятельности в какой-либо стране для понимания современного положения музеев их истории следует обратиться к трудам Т. П. Калугиной. Среди франкоязычных публикаций по истории музейного дела во Франции, появившихся в последние годы, интересны работы Д. Пуло [2]. Наиболее обширной группой исследований является литература, посвященная страницам истории отдельных музеев, а также музеям целых регионов. Число материалов по данной теме постоянно растет. Прежде всего, необходимо отдельно выделить работы Ж. Базена, которые посвящены исследованию истории художественных музеев во Франции и других европейских странах. Современные авторы (Э. Поммье,
Ш. Жоржель) все чаще, особенно в начале XXI в отходят от описательности рассматриваемого вопроса, которая была свойственна этой литературе в предыдущие периоды, и вовлекают в круг своих научных интересов все новые материалы, что позволяет им не отрывать историю музеев от развития культуры и общества в целом.
В отдельную группу исследований можно выделить работы, посвященные дискуссионным проблемам музейного дела - времени появления музеев во Франции (Ш. Жоржель, К. Помян), периоду формирования определенных групп музеев (Э. Поммье) и развитию отдельных функций музеев (Д. Пуло). Авторы, зачастую высказывая полярные точки зрения на одни и те же проблемы, предлагают по-новому взглянуть на многие страницы истории музейного дела во Франции, казавшиеся несколько десятилетий назад бесспорными.
Источники. К источниковой базе исследуемой проблемы можно отнести делопроизводственные источники, к ним можно отнести канцелярские материалы, в первую очередь деловая переписка известных деятелей музейного дела Франции. Законодательные акты, регулирующие деятельность музеев. Важной группой повествовательных источников являются также каталоги коллекций и музеев. Они содержат ценный материал о составе коллекций и этапах их формирования.
Целью данного исследования является рассмотрение музейной политики во Франции и формирование общей характеристики данной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения музеев во Франции
2. Охарактеризовать наиболее крупные музеи Франции.
3. Изучить основные векторы развития музейной политики во Франции со стороны государства.
4. Рассмотреть какие меры принимает государство для сохранения и функционирования памятников культурного наследия.
Объектом исследования является музейная политика во Франции.
Предметом исследования является механизмы осуществления политики государства направленной на сохранении и функционирования памятников культурного наследия.
Методы исследования. При написании данной работы были использованы общенаучные методы (анализа и синтеза), историко-генетический метод.
Структура работы состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Франция поистине является мировым эпицентром сосредоточения шедевров мирового искусства. История становления системы коллекционирования и хранения предметов исторического и природного наследия насчитывает столетия.
Музеи Франции – это хранилище сокровищ национальной и мировой культуры. Сохранение национальной и мировой культуры составляет одну из прерогатив политики правительства Франции, что является проявлением тенденций, которые имеют далекие исторические корни и были заложены монаршей властью.
Также во Франции в отличие от многих стран мира очень сильные тенденции проявляются в заинтересованности французского образованного французского общества и различных общественных организаций в сохранении и преумножении исторических культурных ценностей.
Современные музеи Франции выставляют экспозиции всех видов и жанров искусства: живопись, архитектура, скульптура музыка, фотография ,кино, что еще раз подтверждает, что Франция является мировой сокровищницей шедевров искусства.
Музейная политика имеет строгое и четкое регламентирование своей деятельности со стороны различных политических институтов, в первую очередь государства, общественных культурных сообществ и организаций, которое подкреплено определенной юридической базой, которая направлена на защиту культурных национальных ценностей от незаконного вывоза их страны.
Также государство направляет свою деятельность на поддержку сферу туризма во Франции. Франция является одним из самых популярных и посещаемых мест на Европейском континенте. Зарубежных посетителей Франции, прежде всего, привлекает её городская архитектура, великолепные дворцовые ансамбли, парки, непревзойденные музеи, замки, памятники. Все это великолепие составляет имидж страны, определяет «визитную карточку» Франции как культурного мирового центра. Необходимо отметить, что культурной визитной карточкой не только Парижа, но и всей Франции наряду с Эйфелевой башней и Собором Парижской Богоматери является самый крупный и часто посещаемый музей, Лувр, который содержит в своих стенах около 300.000 музейных экспонатов.
Также необходимо отметить такое явление, которое способствует сохранению и функционированию памятников культурного и природного наследия, которое развито не во многих Европейских странах, это меценатство. Это социокультурное явление также имеет глубокие корни и восходит к временам становления французского национального государства в период позднего Средневековья.
1. Абеляшева, Г.В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль / Г. В. Абеляшева. – М.- Искусство-1995. – 226 с
2. Аксёнова, М. Музеи мира / М. Аксёнова, О. Елисеева, Т. Евсеева. – М.- Мир энциклопедий Аванта- 2007. – 184 с.
3. Губарева, М. В. Сто великих галерей и музеев / М. В. Губарева, Н. А. Ионина. – М- Вече- 2005 – 458 с.
4. Елисеева, О. В. Музеи мира. - М.- Аванта- 2006. - 184с.
5. Калитина, Н, Н. Музеи Парижа / Н.Н. Калитина. – М.- Искусство- 1986. – 238 с.
6. Конькова, Е.А. Версаль / автор-составитель Е.А. Конькова. – М.- Вече, 2002. – 134 с.
7. Лысикова, О.В. Музеи мира: учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» / О.В. Лысикова. – 3-е издание. – М.- Флинта: Наука- 2007. – 128 с.
8. Мосин И.Г. Всё о музеях мира / И.Г. Мосин. – СПб- СЗКЭО «Кристалл». – М.- Оникс- 2007. – 176 с.
9. Пилипенко А.Н. Охрана памятников культуры во Франции //Правовая охрана памятников истории и культуры в зарубежных странах : сб. науч. тр. /РАН; ИНИОН; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М.- 2005.– С.137-146
10. Розенблюм,Р. Живопись. Музей д’Орсэ / Роберт Розенблюм. – М.- Международная книга-1998. – 468
11. Романовский ,А. В. Музей Орсе. Париж. - М.- Белый город-2012. - 240 с.
12. Серюльяс, М. Крупнейшие музеи мира. Лувр / Морис Серюльяс. –Астрель-1998. – 376 с.
13. Сотникова, С. И. Музеология : пособие для вузов / С. И. Сотникова. – М. –Дрофа- 2004 – 192 с.
14. Сто великих музеев мира / авт.-сост. Н. А. Ионина. – М.- Вече-2002 – 512 с.
15. Турскова, Т. А. Музеи мира / Т. А. Турскова. – М- ТЕРРА – книжный клуб-2001 – 351 с.
16. Юренева, Т.Ю. Художественные музеи Западной Европы: История и коллекции: Учебное пособие / Т.Ю. Юренева. – М- Академический проект; Трикста- 2007. – 338 с.
17. Юренева, Т. Ю. Музеи мира: История и коллекции, шедевры и раритеты / Т. Ю. Юренева. – М- Эксмо- 2011 – 496 с.
18. Юренева, Т. Ю. Музееведение : учеб. для высш. шк. / Т. Ю. Юренева . – 4-е изд., испр. и доп.– М.- Академ. Проект- 2007 – 560 с.